Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Агенты социализации





Любой наш социальный опыт хоть ненамгюго, нр-затрагивает нас. Однако некото­рые привычные условия имеют для процесш>6оциализации особую важность.

Семья

Семья оказывает сильнейшее влияние на социализацию. Младенцы полностью зависят от других людей, и ответственность обычно ложится на родителей и иных членов семьи. По меньшей мере до поступления детей в школу семья также обуча­ет детей навыкам, преподает им ценности и демонстрирует убеждения. Даяде "ти­нейджеры из всех людей больше всего по-прежнему доверяют родителям^ о чем говорят результаты недавнего опроса (рис. 5.2).

Из исследования следует, что нет лучшего средства вырастить счастливого, хо­рошо приспособленного ребенка, чем любящая семья (Gibbs, 2001).

Научение в семье связано не только с целенаправленными действиями родителей, но и с обстановкой, которую создают взрослые. Именно от окружения по большей части зависит, научатся ли дети видеть себя сильными или слабыми, смышлеными или тупыми, будут ли они чувствовать, что их любят или просто терпят и, как предполага­ет Эриксон, будут ли они считать мир заслуживающим доверия или опасным местом.

Помимо этого, семья определяет для детей социальное положение, касающееся расовой, религиозной, этнической и классовой принадлежности. Со временем все эти элементы становятся частью «Я»-концепции ребенка.

Рис. 5.2. Кому ты доверяешь? Источник: Okrent, 1999 Выборка из 409 тинейджеров-американцев в возрасте от 13 до 17 лет; по Интернету ответил

ПЛ........-------------- /ОПОМ Пп^п п^плг.,пгл п опг«.пП 1(КК1 г Vinl/nlrH/irh Dvrtnare Inr


Исследование показываетучто классовое положение родителей влияет на их ме­тоды воспитания детей (Ellison, \partkowski & Segal, 1996). От классового положе­ния зависит не только количество денег, расходуемых родителями на детей, но и то, чего они ожидают от них. Из опросов становится понятно, что после просьбы выбрать из перечня личностных черт те, что наиболее желательны в ребенке, представители низшего класса в США предпочитают послушание и конформность. В отличие от них люди с достатком выбирают разумность и креативность (NORC, 2001).

Почему возникает такая,разница? Мелвин Кон (Kohn, 1977) объясняет, что люди, стоящие на низших ступенях социальной лестницы, обычно малообразован­ны и выполняют несложные работы, которые тщательно контролируются. Ожидая, что их дети окажутся в том же положении, они поощряют послушание и ради него даже могут практиковать физические наказания, например шлепки. Профессио­нальная деятельность благополучных, более образованных родителей обычно требует воображения и дает больше личной свободы. Поэтому они стараются про­будить те же качества в своих детях. Иными словами, родители действуют так, что­бы побудить/цетей идти по их стопам.

Школа

Учеба в школе расширяет социальный мир детей, в который включаются люди иного происхождения. В этом процессе дети усваивают значение, которое общество придает расовой и тендерное принадлежности. Исследования подтверждают, что в своих играх дети тяготеют к группам одной с ними расы и того же пола (Lever, 1978; Finkelstein & Haskins, 1983).

В школах детям преподают множество знаний и навыков. Однако неформаль­ным образом преподносятся и другие уроки, которые можно назвать скрытым сце­нарием. Такие мероприятия, как спеллинг и спортивные игры, повышают ценность соревнования и показного успеха. Кроме того, дети получают бессчетные нефор­мальные уроки относительно правильного в моральном отношении образа жизни, принятого в их обществе.

Для большинства детей школа также выступает первым опытом общения с бюрократией. Школьный день подчиняется безличным правилам и строгому рас­писанию. Ясно, что все перечисленное оказывается отличительными признаками многих организаций, где этим детям предстоит работать в дальнейшем.

Наконец, школьная социализация происходит таким образом, что дети распреде­ляются в соответствии с гендернымк,ролями. Рафаэла Бест (Best, 1983) отмечает, что в школе мальчики больше занимаются физическими упражнениями и немало време­ни проводят на улице, тогда как девочки зачастую добровольно вызываются помочь учителю с уборкой в классе и в других хозяйственных делах. Тендерные различия со­храняются в колледжах, где женщины тяготеют к искусствам и гуманитарным наукам, а мужчины — к экономике, естествентшш наукам и компьютерной технике.

Группы равных

К моменту поступления в школу дети уже успевают открыть для себя группу рав­ных — социальную группу, члены которой имеют общие интересы, социальное по-пп-ш-риир и атплгт R птпичне от семьи и школы она позволяет детям ускользнуть


1 84 Часть II. Основы общества


Глава 5. Социализация -| 85


 


из-под непосредственного надзора взрослых. Среди равных дети научаются са­мостоятельно формировать отношения. Такие группы также позволяют обсудить интересы, которые взрослые, быть может, не разделяют (например, одежду и по­пулярную музыку) или не терпят (наркотики и секс).

Поэтому неудивительно, что родители выражают обеспокоенность кругом дру­
зей своих чад. В стремительно меняющемся обществе^группы равных имеют огром­
ное влияние, и установки молодых и пожильгх могут разниться из-за «разрыва
между поколениями». Значимость групп сверстников обычно максимальна в под­
ростковом возрасте, когда молодые люди начинают откалываться от семей и счи­
тать себя взрослыми. А

Однако даже в отрочестве родительское влияние на детей сохраняет свою силу. Сверстники могут влиять на преходящие интересы, например к музыке или филь­мам; но родители больше влияют на долгосрочные цели такие как поступление в колледж (Davies & Kandel, 1981).

Наконец, любая округа или школа представляет собой социальную мозаику, состоящую из многочисленных групп равных. Как объясняется в главе 7 («Груп­пы и организации»), индивиды склонны позитивно относиться к своей группе и дискредитировать прочие. Кроме того, на людей влияют те группы равных, к кото­рым они хотят присоединиться, — процесс, названный социологами опережающей социализацией (научение, помогающее индивиду достичь желаемого положения). В школе, например, молодые люди могут имитировать стили и сленг группы, к ко­торой они рассчитывают примкнуть. Или же молодой юрист, надеющийся стать партнером в своей юридической фирме, может, чтобы быть принятым, придержи­ваться установок и поведения других партнеров.

Средства массовой информации

'Jjluxuu океан, приближаясь к Японии, 29 сентября. 2 недели ллы не видели зелл.ли, и нашил*. сои,иальнылл лсиролл целикрлл. и полностью стал корабль. Q-io ллногилл студенталг больше, чел* зелллц, недостает телевидения] Некото­рые взяли с собой видеозаписи старых серий «1?еверли-сХ.иллс 90210», ко­торые пользуются бешенылл цспехол*.. \

Средства массовой информации, «масс-медиа» /^ обезличенные средства ком­муникации, нацеленные на огромную аудиторию. Слово «медиа» происходит от лат. «середина» и подразумевает соединение'^юдей. Средства массовой инфор­мации являются продуктом коммуникационной технологии (сначала газеты, затем радио и телевидение) и распространяют информацию в масштабном по­рядке.

В современных США СМИ оказывают колоссальное влияние на наши установ­ки и поведение. Телевидение, изобретенное в 1939 г., вскоре сделалось главным из них: у 98% американских семей есть телевизор (телефон у 94%), а у 88% он не один. У 2/3семей имеется кабельное телевидение.^Как показывает рис. 5.3, США занима­ют первое место в мире по количеству владельцев телевизоров.

Некоторые категории людей, включая лиц с низким уровнем доходов, прово-

-----..------------------ _„^„„.................. „„„..„........................... „„,,„,.„!/-„„.„., ГШД 4 1 „„..„,,„.,.„,,„,,„т


 

Рис. 5.3. Количество владельцев

телевизоров в мире. Источник:. The World

Bank, 2001

в каких регионах США люди пред­почитают смотреть телевизор, а в каких они более расп&ложены чи­тать на досуге газеты'.\

Насколько мы «приклеены к экрану»? Данные опроса доказы­вают, что в среднестатистической семье есть как минимум один теле­визор, который работает по 7 часов ежедневно, а люди проводят за просмотром телепередач почти половину своего сво­бодного времени (Nielsen, 1997; Seplow & Storm, 1997; Cornell, 2000). Исследование, проведенное Kaiser Family Foundation, продемонстрировало, что молодые люди в воз­расте от 2 до 18 лет «потребляют массовую информацию» на протяжении пример­но 5,5 часов в день, включая 3-часовой просмотр телепередач, а остальное время расходуют на просмотр видеозаписей и видеоигры (McPherson, 1999).

Для детей смотреть телевизор становится обычным делом еще до того, как они научаются читать. Они растут, проводя у телевизора столько же часов, сколько тра­тят на школу и общение с родителями. Так происходит, несмотря на результаты ис­следований, согласно которым телевидение делает детей пассивными и не исполь­зующими свое воображение (Singer & Singer, 1983; АРА, 1993; Fellman, 1995).

Комик Фред Аллен сострил однажды, что мы называем телевидение «медиа», т. е. «средним», потому, что качество телепередач нередко оставляет желать луч­шего. По многим причинам телевидение (как и другие средства массовой инфор­мации) вызывает немало суровых суждений. Отдельные либеральные критики утверждают, что оно зеркальное отражение форм неравенства, свойственных на­шему обществу, и что в телевизионных программах редко подвергается сомнению существующее положение дел. В большинстве передач мужчин показывают как доминирующих над женщинами. И это еще не все: хотя представители расовых и этнических меньшинств смотрят телевизор примерно на 40% больше, чем белые люди, они, как правило, не допускаются к составлению программ (Gans, 1980; Cantor & Pingree, 1983; Ang, 1985; Parenti, 1986; Brown, 1990).

На верхней карте показаны округа США, где просмотр телепередач находится на уровне выше сред­него, среднем и ниже среднего. Нижняя карта дает сравнительную информацию о времени, которое расходуется на чтение газет. Чем, по-вашему, можно объяснить тот факт, что телевидение чрезвы­чайно популярно на юге и в сельских районах Западной Виргинии? Объясняет ли ваша теория теп-


Глава 5. Социализация 187



Консервативные критики, находящиеся по другую сторону баррикад, обвиня­ют телевизионную и кинематографическую индустрию в том, что ими руководит «культурная элита». По их утверждениям, в последние годы «политически коррект­ные» СМИ подняли на щит либеральные ценности, включая права геев и идеи феминизма, оставляя за кадром консервативные ценности (Lichter, Rothman & Rothman, 1986; Woodward, 1992b';Prindle\ 1993; Prindle & Endersby, 1993; Rothman, Power, & Rothman, 1993). У

Последнее соображение касается средств массовой информации и насилия. В 1996 г. Американская медицинская ассоциация (American Medical AssociationАМА, 1996) объявила, что насилие, которое демонстрируется в средствах массовой информации, особенно на телеэкране и в кинематографе, достигло предела, который угрожает здоровью граждан США' В современном исследовании обнаружена проч­ная связь между временем, которое учащиеся начальной школы проводят у телеви­зора, и пристрастием к видеоиграм, а также агрессивным поведением (Robinson et al., 2001). Похоже, что общественность в целом разделяет обеспокоенность насили­ем, связанным со средствами массовой информации: три четверти из опрошенных взрослых американцев признались, что либо уходили с киносеанса, либо выключа­ли телевизор из-за большого количества сцен насилия. Как было обнаружено в со­всем недавнем национальном исследовании, сцены насилия присутствуют почти в двух третях телевизионных передач, а в большинстве таких случаев персонажи не выказывают угрызений совести и не наказываются (Wilson, 1998).

В 1997 г. телеиндустрия взялана вооружение систему рейтингов, определяемых для различных программ. Но остается другой, более важный вопрос: действительно


Карта США 5.1. Просмотр телепередач и чтение газет в США. Источник. American Demographics magazine, August 1993; p. 64. American Demographics magazine, November 1998; p. 46


В последние десятилетия некоторые аналитики высказывали предположение о том,

что общество США сокращает период детства, побуждая детей вырастать как можно быстрее.

Какую роль играют, по-вашему, в этом процессе средства массовой информации? Что вы думаете

о растущем числе детей, которые предоставлены сами себе, пока их родители работают?


"188 Часть II. Основы общества



ли вред от передач, в которых есть сцё^цы-секса и насилия, настолько велик, как гово­рят критики? И еще: почему же эти-ецены СМИ предпочитают в первую очередь?

В целом телевидение и другие средства массовой информации обогащают нашу жизнь развлекательными и познавательными программами. Кроме того, знакомят нас с иными культурами и побуждают обсуждать текущие проблемы. Однако их роль особенно телевидения, в формировании нашей жизни остается темой, вызы­вающей ожесточенные споры.

Наконец, на социальное научение влияют и другие группы помимо семьи, шко­лы и групп равных. В США для большинства людей таковыми оказываются рели­гиозные организации, рабочий коллектив, армия и социальные клубы. Рассмотрев многочисленные источники, становится понятно, что в них заложены разные по­слания. Поэтому социализация не просто вопрос научения, но сложный процесс впитывания и оценки противоречивой информации разного рода.

Date: 2015-12-13; view: 523; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию