Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие человека: относительное влияние наследственности и окружающей среды





Беспомощный при рождении, младенец зависит от других, нуждаясь в питании \
и уходе. История Анны делает эти факты очевидными. Однако 100 лет назад боль­
шинство людей ошибочно полагали, будто поведение человека является продук­
том нашего биологического устройства. ~х

Чарльз Дарвин: роль природы. Чарльз Дарвин, занимаясь изучением эволю- • ции (см. главу 3 «Культура»), объяснил, что каждый вид развивается на протяже­нии тысяч поколений по мере того, как генетическая изменчивость улучшает его способность к выживанию и воспроизводству. Признаки, способствующие выжи­ванию, проявляются как «природа» вида. По этой причине в свое время полагали, будто люди, как и другие живые существа, имеют инстинктивную «человеческую природу». При нашей склонности считать свой собственный образ жизни есте­ственным, утверждалось, что наша экономическая система отражает «инстинктив­ную потребность человека к конкурентной борьбе», что некоторые люди являются «прирожденными преступниками» или что женщины эмоциональны «от приро­ды», тогда как мужчины «от природы» разумны (Witkin-Lanoil, 1984).

Неправильно понимали Дарвина и те, кто пытался осмыслить культурное мно­гообразие. После многовекового изучения мира европейцам было известно, что жители разных краев ведут себя неодинаково. Однако европейцы связывали эти различия не с культурой, а с биологией. Они шли еще дальше, заявляя, будто чле­ны технологически примитивных обществ с биологической точки зрения менее развиты, а потому их нельзя считать полноценными людьми. Этот этноцентричес­кий взгляд помогал оправдывать колониализм: почему бы не эксплуатировать дру­гих, если они не кажутся вам людьми?

Социальные науки: роль окружающей среды. В XX в. биологические объяс­нения поведения человека оказались под огнем критики. Психолог Джон Б. Уот-сон (1878-1958) разработал теорию бихевиоризма, согласно которой поведение является не инстинктивным, а выученным. Поэтому люди остаются людьми, где бы они не жили, отличаясь лишь своими культурными образцами. Иными слова-' ми, исследователь усматривал корни человеческого поведения не в наследствен­ности, а в воздействии окружающей среды.

Сегодня специалисты, занимающиеся изучением социального мира, прояв­ляют осторожность и ни одно человеческое поведение не называют инстинктив­ным. Это не означает, что биология не играет в поведении человека никакой роли. В конце концов, жизнь людей зависит от функционирования организма. Нам известно и то, что у детей часто бывают общие с их родителями биологи­ческие признаки (например, рост и цвет волос) и наследственность сказывается на интеллекте, способностях к музыке и рисованию, а также на личности (напри­мер, в реагировании на фрустрацию). Мозг, если он не задействован на ранних этапах жизни человека, не развивается сполна. В то же время реализация ин­дивидом того или иного врожденного потенциала зависит от факторов окружающей среды, создающих возможности к его развитию (Plomin & Foch, 1980; Goldsmith,


•J 72 Часть II. Основы общества


Глава 5. Социализация -|73


 


У младенцев наблюдаются разнообразные рефлексы - биологически обусловленные формы поведения,

способствующие выживанию. Сосательный рефлекс, который на самом деле возникает до рождения, позволяет

получать питание. Хватательный рефлекс, который можно вызвать, если положить палец на ладонь младенца,

после чего его кисть сомкнётся, помогает поддерживать контакт с матерью и позднее хватать предметы.

Рефлекс Моро, который вызывается испугом, заставляет младенца разводить руки и смыкать их на груди.

Это действие, исчезающее через несколько месяцев после рождения, по-видимому, развилось

у наших предков, чтобы падающий младенец смог уцепиться за шерсть на теле матери

Таким образом, не отрицая значения природы, мы можем сказать, что большую роль в формировании человеческого поведения играет окружающая среда. Если выразиться точнее, то среданаша природа.

Социальная изоляция

Конечно, исследователям непозволительно экспериментировать с людьми, поме­щая их в полную изоляцию. Но 40 лет назад ученые все-таки выполнили пока­зательное исследование, в котором изучалось влияние социальной изоляции на приматов.

Опыты с приматами. Психологи Гарри и Маргарет Харлоу (Harlow & Harlow, 1962) создавали для макак-резусов, поведение которых подчас поразительно на­поминает человеческое, разнообразные условия социальной изоляции. Они обна­ружили, что при полной изоляции на протяжении всего лишь 6 месяцев (при нор­мальном питании) развитие обезьян нарушалось. По возвращении в группу эти макаки вели себя пассивно, тревожно и боязливо.

Тогда Харлоу посадили детенышей обезьян в клетки с искусственной «мамой», сооруженной из проволочной сетки с приделанной деревянной головой и «соском» на месте груди, куда выходило отверстие питательной трубки. Впоследствии эти макаки тоже оказались не способны общаться с другими.

Однако когда исследователи накрыли искусственную маму мягкой ворсистой тканью, те смогли к ней прильнуть. Эта близость, как заключили Харлоу, пошла им ня пот,™ т-лк кяк позднее v них было выявлено меньше нарушений в развитии,


чем у первых обезьян. Эксперимент подтвердил важность любовного укачивания малышей взрослыми.

Наконец, Харлоу открыли, что детеныши обезьян в состоянии оправиться от 3-месячной изоляции. Но если она достигала 6 месяцев, то наносила необратимый эмоциональный и поведенческий ущерб.

Изучение изолированных детей. Трагические истории детей, изолированных их домашними, показывают пагубность для человека лишения социальных пере­живаний. Рассмотрим три случая.

Анна: окончание истории. Финал истории с Анной согласуется с открытиями Харлоу. После того как ее нашли, девочке оказывалось всестороннее внимание и вскоре наступило улучшение. Когда Кингсли Дэвис навестил ее через 10 дней, он увидел ее более оживленной и даже улыбающейся. За следующий год Анна достиг­ла устойчивого прогресса, выказывая все больше интереса к людям и постепенно научаясь ходить. Через 1,5 года она могла самостоятельно принимать пищу и играть.

Однако, как могли бы спрогнозировать Харлоу, 5 лет социальной изоляции вызвали необратимые нарушения. В 8 лет умственное развитие Анны было ниже, чем у 2-летнего ребенка. Говорить она начала едва ли не в 10 лет. Возможно, это объяснялось умственной отсталостью ее матери. Загадка так и не была решена, поскольку девочка умерла в возрасте 10 лет от заболевания крови, быть может, связанного с годами жестокого обращения (Davis, 1940, 1947).

Второй случай: Изабелл. Вторая история повествует еще об одной девочке, найденной при очень похожих обстоятельствах примерно в то же время, что и Анна. После изоляции, длившейся свыше 6 лет, этот ребенок — Изабелл — демонстриро­вал такое же отсутствие реактивности, как и Анна. Правда, в отличие от той Иза­белл помогла специальная учебная программа, проводившаяся под руководством психологов. Через неделю Изабелл уже пыталась говорить, а еще через 1,5 года знала около 2 тыс. слов. Психологи заключили, что интенсивные усилия позволи­ли уложить 6 лет нормального развития Изабелл всего в 2 года. К 14 годам Иза­белл ходила в 6-й класс, не изжив еще опыта пережитых испытаний, но находясь на пути к более или менее нормальной жизни (Davis, 1947).

Третий случай: Джени. Более недавний случай изоляции в детстве касается калифорнийской девочки, с которой жестоко обращались ее родители (Curtiss, 1977; Pines, 1981; Rymer, 1994). С 2-летнего возраста Джени была привязана в тем­ном гараже к стулу с отверстием. В 1970 г., когда ее нашли, и ей было уже 13 лет, Джени весила всего 59 фунтов', а по умственному развитию соответствовала годо­валому ребенку. После интенсивного лечения она выздоровела физически, но раз­говаривает по-прежнему, как маленький ребенок. Сейчас Джени живет в приюте для взрослых инвалидов с нарушенным развитием.

Вывод. Все имеющиеся данные указывают на решающую роль социального опыта в формировании личности. Бывает, что людям удается оправиться от жесто­кого обращения и изоляции. Но существует та точка, установить которую со всей определенностью нельзя из-за малого числа изученных случаев, после которой изо­ляция в младенческом возрасте вызывает необратимые нарушения в развитии.

1 о ими (Ь\/нт пянрн иппш-ппо 4.S3 г. Таким обоазом. вес Джени составлял 26,7 кг. — Примеч. науч. ред.


174 Часть II. Основы общества


Глава 5. Социализация |75


 


Date: 2015-12-13; view: 531; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию