Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обобщение пройденного: десять этапов социологического исследования





Мы можем свести воедино материал этой главы, обрисовав 10 этапов процесса выполнения нашего социологического исследования. Каждый этап представлен важным вопросом:

1. Что является темой исследования? Любознательность и использование со­циологического подхода способны породить идеи любого социального ис­следования. Предмет, который вы избираете для него, наверняка имеет ка­кую-то личную значимость.

2. Что уже известно другим? Наверняка вы не первый человек, который инте­ресуется данным вопросом. Сходите в библиотеку и посмотрите, какими ме­тодами и теориями пользовались при изучении вашей темы другие исследо­ватели. При обзоре выполненных исследований обращайте внимание на воз­никавшие пооблемы.


 

3. Какие конкретные вопросы поставлены для исследования? Намерены ли вы изучить незнакомую социальную среду? Описать какую-то категорию людей? Изучить причинно-следственные связи между переменными? Если ваше исследование имеет поисковый или описательный характер, уточните, кого вы хотите изучить, где развернется исследование и в каких вопросах вам хочется разобраться. Если характер исследования поисковый, то вам кроме сказанного, необходимо сформулировать соответствующую гипотезу и опе-рационализировать каждую переменную.

4. Что вам понадобится для выполнения исследования? Сколько у вас вре­мени и денег? Нужны ли для данной работы специальное оборудование или навыки? Сможете ли вы проделать работу самостоятельно? На все эти вопросы вам придется ответить при планировании программы иссле­дования.

5. Существуют ли какие-нибудь этические нюансы? Не всякое исследование сопряжено с этическими нюансами, но вы должны быть настороже. Может ли исследование повредить или угрожать чьей-либо частной жизни? Какой план исследования позволит вам свести вероятность нанесения ущерба к ми­нимуму? Пообещаете ли вы субъектам анонимность участия? Если да, то какие гарантии вы даете?

6. Каким методом вы воспользуетесь? Рассмотрите все основные стратегии исследования, а также комбинации подходов. Помните, что выбор подходя­щего метода зависит от характера вопросов, которые вы задаете, и имеющих­ся у вас ресурсов.

7. Как вы собираетесь фиксировать данные? Выбираемый вами метод иссле­дования является системой для сбора данных. Аккуратно фиксируйте всю информацию, делая это так, чтобы ее можно было впоследствии осмыслить (до записи результатов вашей работы может пройти какое-то время). Осте­регайтесь любых проявлений тенденциозности, способных вкрасться в ис­следование.

8. О чем говорят ваши данные? Изучите информацию с учетом исходных во­просов и решите, как интерпретировать данные, которые вы получили. Если ваше исследование подразумевает конкретную гипотезу, вам придется ре­шить, подтвердить ее, опровергнуть или изменить. Помните, что на ваши данные можно смотреть под разными углами зрения — в зависимости от применяемой вами теоретической парадигмы — и вы должны учесть все воз­можные интерпретации.

9. Каковы ваши выводы? Подготовьте окончательный отчет с изложением своих выводов. В чем ваша работа развивает социологическую теорию, улучшает методы исследования? Имеет ли ваше исследование политическое значение? Что интересного для себя найдет в вашей работе общественность? Наконец, оцените свою работу сами, отмечая возникшие проблемы и вопро­сы оставшиеся без ответа.


90 Часть 1, Основы с оциологии


Глава 2. Социологическое исследование 91


 


10. Как вам поделиться тем, что вы узнали? Рассмотрите возможность отправки статьи о вашем исследовании в университетскую газету или устройте ее пре­зентацию в классе, в студенческом городке или, быть может, перед професси­ональной социологической аудиторией. Цель состоит в том, чтобы поделить­ся с другими узнанным и дать им возможность отреагировать на вашу работу.

Резюме

1. Двумя основными требованиями к социологическому исследованию явля­
ются:

♦ использование социологического подхода;

♦ любознательность и склонность задаваться вопросами об окружающем мире.

 

2. Научная социология изучает общества, систематически наблюдая за соци­альным поведением. Этот методологический подход требует тщательной операционализации понятий и гарантии того, что измерение окажется на­дежным (постоянным) и валидным (точным).

3. Цель науки — раскрытие связей между переменными. Корреляция означа­ет, что две или несколько переменных изменяются вместе. Причинно-след­ственная связь — тот случай, когда изменение одной переменной вызывает изменение другой. Если такая связь существует, то исследователь, знающий значение независимой переменной, способен предсказать значение какой-либо зависимой переменной.


4. Хотя исследователи отбирают темы в соответствии со своими личными ин­тересами, научный идеал объективности требует, чтобы они постарались от­бросить личные ценности и тенденциозность в процессе выполнения иссле­дования.

5. Интерпретативная социология представляет собой методологический под­ход, который сфокусирован на значении, придаваемом людьми своему по­ведению. Реальность не «вовне», она конструируется людьми в процессе их повседневных интеракций.

6. Критическая социология представляет собой методологический подход, со­гласно которому исследование выступает средством социального изменения. Критическая социология отвергает научный принцип объективности, заяв­ляя, что все исследования имеют политический характер.

7. Логика науки наиболее явно выражена в эксперименте, который осущест­вляется в контролируемых условиях и направлен на уточнение причинно-следственные связей между двумя (или несколькими) переменными.

8. Опросы измеряют установки и поведение людей при помощи вопросников или интервью.

9. Включенное наблюдение представляет собой метод, в рамках которого ис­следователь непосредственно наблюдает за социальной средой, одновремен-


 

10. Вторичный анализ извлекает пользу из уже имеющихся данных. Этот метод легче и зачастую эффективнее непосредственного сбора данных, а также позволяет исследовать исторические явления.

11. Теория и исследования связаны двояким образом. Дедуктивное логическое мышление начинается с общих теорий и вырабатывает конкретные гипоте­зы, пригодные для проверки. Индуктивное логическое мышление начинает­ся с частных наблюдений и выстраивает общие теории.

Основные понятия

Валидность — точность при измерении именно того, что предназначено быть из­меренным.

Включенное наблюдение — метод, когда исследователи систематически наблюда­ют за людьми, присоединяясь к их обыденным занятиям.

Вопросник — серия письменных вопросов, которые исследователь предъявляет

субъектам. Воспроизводимость — повторение исследования другими исследователями. Вторичный анализ — метод исследования, когда исследователь использует данные,

собранные другими. Выборка — часть генеральной совокупности, отображающая целое.

Тендер — черты личности и социальные позиции, рассматриваемые членами об­щества как женские и мужские. Генеральная совокупность — люди, находящиеся в фокусе исследования. Гипотеза — неподтвержденное утверждение о связи между переменными.

Дедуктивное логическое мышление — мышление, которое преобразует общую теорию в отдельные гипотезы, пригодные для проверки.

Зависимая переменная — переменная, которая изменяется под воздействием дру­гой (независимой) переменной.

Измерение — процесс определения значения переменной в конкретном случае. Индуктивное логическое мышление — мышление, которое преобразует отдельные

наблюдения в общую теорию. Интервью — ряд вопросов, которые исследователь задает респондентам лично.

Интерпретативная социология — изучение общества, сфокусированное на разно­го рода смыслах, которые люди приписывают своему социальному миру.


Контроль — сохранение постоянства всех переменных, кроме одной, чтобы ясно

увидеть ее эффект. Корреляция — отношение, характеризуемое совместным изменением двух (или

нескольких) переменных.

Критическая социология — изучение общества, сфокусированное на необходимо-


92 Часть 1. Основы социологии


 
 

Ложная корреляция — фальшивая, хотя и очевидная, связь между двумя (или несколькими) переменными, вызванная какой-то другой переменной.

Метод исследования — последовательный план проведения исследования.

Надежность — постоянство при измерении.

Наука — логическая система, согласно которой знание основано на прямых, си­стематических наблюдениях.

Научная социология — изучение общества, базирующеся на систематическом на­блюдении за социальным поведением.

Независимая переменная — переменная, которая вызывает изменение другой (за­висимой) переменной.

Объективность — состояние личного нейтралитета при выполнении исследования.

Операционализация переменной — доскональное уточнение предмета измерения, прежде, чем приписать переменной то или иное значение.

Опрос — метод исследования, в рамках которого субъекты отвечают на ряд утверж­дений или вопросов анкеты или интервью.

Переменная — концепт, значение которого меняется от раза к разу.

Понятие — мысленный конструкт, отображающий некую часть мира в неизбежно упрощенной форме.

Причина и следствие — отношение, в котором изменение одной переменной (не­зависимой) вызывает изменение другой (зависимой).

Хоторнский эффект — изменение поведения субъекта, вызванное простым осо­знанием последнего, что за ним наблюдают.

Эксперимент — метод исследования, призванный выявить причину и следствие в строго контролируемых условиях.

Эмпирические данные — информация, которую мы можем верифицировать при помощи органов чувств.

Вопросы для размышления

1. Что понимается под словами «различного рода истины»? Каковы достоин­ства и недостатки науки как способа познания?

2. Чем интерпретативная социология отличается от научной? Что можно ска­зать о критической социологии? Какой подход наилучшим образом опи­сывает деятельность следующих основоположников социологии — Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера и Карла Маркса?

3. Почему некоторые социологи настаивают на том, что в солидном исследо­вании важно соблюсти объективность? Почему с этим не согласны другие социологи?

4. Каковы некоторые отличия «жестких» исследований (например, таких, как научный эксперимент) от «мягких» (например, включенного наблю-


КИБЕРСФЕРА. ЧАСТЬ I







Date: 2015-12-13; view: 746; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию