Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обобщение пройденного: десять этапов социологического исследования
Мы можем свести воедино материал этой главы, обрисовав 10 этапов процесса выполнения нашего социологического исследования. Каждый этап представлен важным вопросом: 1. Что является темой исследования? Любознательность и использование социологического подхода способны породить идеи любого социального исследования. Предмет, который вы избираете для него, наверняка имеет какую-то личную значимость. 2. Что уже известно другим? Наверняка вы не первый человек, который интересуется данным вопросом. Сходите в библиотеку и посмотрите, какими методами и теориями пользовались при изучении вашей темы другие исследователи. При обзоре выполненных исследований обращайте внимание на возникавшие пооблемы.
3. Какие конкретные вопросы поставлены для исследования? Намерены ли вы изучить незнакомую социальную среду? Описать какую-то категорию людей? Изучить причинно-следственные связи между переменными? Если ваше исследование имеет поисковый или описательный характер, уточните, кого вы хотите изучить, где развернется исследование и в каких вопросах вам хочется разобраться. Если характер исследования поисковый, то вам кроме сказанного, необходимо сформулировать соответствующую гипотезу и опе-рационализировать каждую переменную. 4. Что вам понадобится для выполнения исследования? Сколько у вас времени и денег? Нужны ли для данной работы специальное оборудование или навыки? Сможете ли вы проделать работу самостоятельно? На все эти вопросы вам придется ответить при планировании программы исследования. 5. Существуют ли какие-нибудь этические нюансы? Не всякое исследование сопряжено с этическими нюансами, но вы должны быть настороже. Может ли исследование повредить или угрожать чьей-либо частной жизни? Какой план исследования позволит вам свести вероятность нанесения ущерба к минимуму? Пообещаете ли вы субъектам анонимность участия? Если да, то какие гарантии вы даете? 6. Каким методом вы воспользуетесь? Рассмотрите все основные стратегии исследования, а также комбинации подходов. Помните, что выбор подходящего метода зависит от характера вопросов, которые вы задаете, и имеющихся у вас ресурсов. 7. Как вы собираетесь фиксировать данные? Выбираемый вами метод исследования является системой для сбора данных. Аккуратно фиксируйте всю информацию, делая это так, чтобы ее можно было впоследствии осмыслить (до записи результатов вашей работы может пройти какое-то время). Остерегайтесь любых проявлений тенденциозности, способных вкрасться в исследование. 8. О чем говорят ваши данные? Изучите информацию с учетом исходных вопросов и решите, как интерпретировать данные, которые вы получили. Если ваше исследование подразумевает конкретную гипотезу, вам придется решить, подтвердить ее, опровергнуть или изменить. Помните, что на ваши данные можно смотреть под разными углами зрения — в зависимости от применяемой вами теоретической парадигмы — и вы должны учесть все возможные интерпретации. 9. Каковы ваши выводы? Подготовьте окончательный отчет с изложением своих выводов. В чем ваша работа развивает социологическую теорию, улучшает методы исследования? Имеет ли ваше исследование политическое значение? Что интересного для себя найдет в вашей работе общественность? Наконец, оцените свою работу сами, отмечая возникшие проблемы и вопросы оставшиеся без ответа. 90 Часть 1, Основы с оциологии Глава 2. Социологическое исследование 91
10. Как вам поделиться тем, что вы узнали? Рассмотрите возможность отправки статьи о вашем исследовании в университетскую газету или устройте ее презентацию в классе, в студенческом городке или, быть может, перед профессиональной социологической аудиторией. Цель состоит в том, чтобы поделиться с другими узнанным и дать им возможность отреагировать на вашу работу. Резюме 1. Двумя основными требованиями к социологическому исследованию явля ♦ использование социологического подхода; ♦ любознательность и склонность задаваться вопросами об окружающем мире.
2. Научная социология изучает общества, систематически наблюдая за социальным поведением. Этот методологический подход требует тщательной операционализации понятий и гарантии того, что измерение окажется надежным (постоянным) и валидным (точным). 3. Цель науки — раскрытие связей между переменными. Корреляция означает, что две или несколько переменных изменяются вместе. Причинно-следственная связь — тот случай, когда изменение одной переменной вызывает изменение другой. Если такая связь существует, то исследователь, знающий значение независимой переменной, способен предсказать значение какой-либо зависимой переменной. 4. Хотя исследователи отбирают темы в соответствии со своими личными интересами, научный идеал объективности требует, чтобы они постарались отбросить личные ценности и тенденциозность в процессе выполнения исследования. 5. Интерпретативная социология представляет собой методологический подход, который сфокусирован на значении, придаваемом людьми своему поведению. Реальность не «вовне», она конструируется людьми в процессе их повседневных интеракций. 6. Критическая социология представляет собой методологический подход, согласно которому исследование выступает средством социального изменения. Критическая социология отвергает научный принцип объективности, заявляя, что все исследования имеют политический характер. 7. Логика науки наиболее явно выражена в эксперименте, который осуществляется в контролируемых условиях и направлен на уточнение причинно-следственные связей между двумя (или несколькими) переменными. 8. Опросы измеряют установки и поведение людей при помощи вопросников или интервью. 9. Включенное наблюдение представляет собой метод, в рамках которого исследователь непосредственно наблюдает за социальной средой, одновремен-
10. Вторичный анализ извлекает пользу из уже имеющихся данных. Этот метод легче и зачастую эффективнее непосредственного сбора данных, а также позволяет исследовать исторические явления. 11. Теория и исследования связаны двояким образом. Дедуктивное логическое мышление начинается с общих теорий и вырабатывает конкретные гипотезы, пригодные для проверки. Индуктивное логическое мышление начинается с частных наблюдений и выстраивает общие теории. Основные понятия Валидность — точность при измерении именно того, что предназначено быть измеренным. Включенное наблюдение — метод, когда исследователи систематически наблюдают за людьми, присоединяясь к их обыденным занятиям. Вопросник — серия письменных вопросов, которые исследователь предъявляет субъектам. Воспроизводимость — повторение исследования другими исследователями. Вторичный анализ — метод исследования, когда исследователь использует данные, собранные другими. Выборка — часть генеральной совокупности, отображающая целое. Тендер — черты личности и социальные позиции, рассматриваемые членами общества как женские и мужские. Генеральная совокупность — люди, находящиеся в фокусе исследования. Гипотеза — неподтвержденное утверждение о связи между переменными. Дедуктивное логическое мышление — мышление, которое преобразует общую теорию в отдельные гипотезы, пригодные для проверки. Зависимая переменная — переменная, которая изменяется под воздействием другой (независимой) переменной. Измерение — процесс определения значения переменной в конкретном случае. Индуктивное логическое мышление — мышление, которое преобразует отдельные наблюдения в общую теорию. Интервью — ряд вопросов, которые исследователь задает респондентам лично. Интерпретативная социология — изучение общества, сфокусированное на разного рода смыслах, которые люди приписывают своему социальному миру. Контроль — сохранение постоянства всех переменных, кроме одной, чтобы ясно увидеть ее эффект. Корреляция — отношение, характеризуемое совместным изменением двух (или нескольких) переменных. Критическая социология — изучение общества, сфокусированное на необходимо- 92 Часть 1. Основы социологии Ложная корреляция — фальшивая, хотя и очевидная, связь между двумя (или несколькими) переменными, вызванная какой-то другой переменной. Метод исследования — последовательный план проведения исследования. Надежность — постоянство при измерении. Наука — логическая система, согласно которой знание основано на прямых, систематических наблюдениях. Научная социология — изучение общества, базирующеся на систематическом наблюдении за социальным поведением. Независимая переменная — переменная, которая вызывает изменение другой (зависимой) переменной. Объективность — состояние личного нейтралитета при выполнении исследования. Операционализация переменной — доскональное уточнение предмета измерения, прежде, чем приписать переменной то или иное значение. Опрос — метод исследования, в рамках которого субъекты отвечают на ряд утверждений или вопросов анкеты или интервью. Переменная — концепт, значение которого меняется от раза к разу. Понятие — мысленный конструкт, отображающий некую часть мира в неизбежно упрощенной форме. Причина и следствие — отношение, в котором изменение одной переменной (независимой) вызывает изменение другой (зависимой). Хоторнский эффект — изменение поведения субъекта, вызванное простым осознанием последнего, что за ним наблюдают. Эксперимент — метод исследования, призванный выявить причину и следствие в строго контролируемых условиях. Эмпирические данные — информация, которую мы можем верифицировать при помощи органов чувств. Вопросы для размышления 1. Что понимается под словами «различного рода истины»? Каковы достоинства и недостатки науки как способа познания? 2. Чем интерпретативная социология отличается от научной? Что можно сказать о критической социологии? Какой подход наилучшим образом описывает деятельность следующих основоположников социологии — Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера и Карла Маркса? 3. Почему некоторые социологи настаивают на том, что в солидном исследовании важно соблюсти объективность? Почему с этим не согласны другие социологи? 4. Каковы некоторые отличия «жестких» исследований (например, таких, как научный эксперимент) от «мягких» (например, включенного наблю- КИБЕРСФЕРА. ЧАСТЬ I Date: 2015-12-13; view: 746; Нарушение авторских прав |