Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие рефлексии в онтогенезе





Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом дол-го размышлять и многое понять.

Джордано Бруно


Для более полного понимания психологических особенностей рефлексии важно знание ее генезиса. Когда впервые у человека появляется способность к рефлексии? Что является ее первым объек-том? Какие факторы влияют на развитие рефлексивных свойств мышления человека? Можно ли обучать рефлексии? Эти и некото-рые другие вопросы будут обсуждаться в данном разделе.

Как показывают исследования, самые первые проявления реф-лексии отмечаются у детей дошкольного возраста. Очевидно, в на-чале этого возраста дети еще нерефлексивны. В пользу этого утвер-ждения свидетельствует открытый Ж.Пиаже феномен эгоцентризма мышления ребенка и его эгоцентрической речи, психологическая сущ-ность которых как раз и состоит в неспособности ребенка соотно-сить свою точку зрения с точкой зрения других людей, т. е. в его неспособности к децентрации.

Постепенно механизмом дальнейшей социализации ребен-ка становится его способность к идентификации с другими людь-ми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами. Ре-бенок обычно стремится идентифицироваться с образом, кото-рый производит на него большое эмоциональное впечатление. Через идентификацию он познает большинство этических эта-лонов, на основе которых развиваются его личностные качества. Присваивая себе этот образ, ребенок начинает через него осоз-навать себя, соотносить свое понимание этого эталона поведе-ния и свое поведение. Соотнесение своего нравственного «Я» с эталоном и с «Я» других людей стоит ребенку большого эмоци-онального и умственного напряжения, но это и есть начало раз-вития его рефлексивных способностей (Мухина, 1997).

Рождающаяся рефлексия направлена на формирование у дошкольника представления о себе и отношения к себе и по своей сути является онтогенетически первой формой личностной реф-лексии (Лисина, 1982).

В младшем школьном возрасте рефлексивная способность ребенка обогащается новыми качествами. Главным фактором ее развития становится сама учебная деятельность, успешное овладение которой способствует развитию интеллектуальной рефлексии. Новый вид рефлексии проявляется в поиске и отсле-


живании оснований собственных мыслительных действий в ситуа-ции решения учебных задач. Рефлексия, наряду с умственными дей-ствиями анализа и планирования, является психическим новообразо-ванием этого возраста. Как свидетельствуют исследования, к окон-чанию начальной школы немногим более половины школьников вла-деют интеллектуальной рефлексией (Давыдов, 1986).

Подростковый возраст характерен активным ростом самосоз-нания. Средством его развития становится личностная рефлек-сия. Подросток углубленно изучает себя, обогащая самосознание новым материалом. Он изучает свои личностные особенности, свои отношения с окружающими, свои возможности и притязания, свои сильные и слабые стороны. Рефлексия его простирается также в прошлое и в будущее: она соединяет его переживания о себе в дет-стве с его ожиданиями от себя во взрослой жизни. Содержательный план рефлексии достаточно обширен, подросток анализирует окру-жающий мир, других людей, самого себя и даже собственную реф-лексию. Особенностью рефлексии в это время является ее насы-щенная эмоциональность. Стремительно изменяющаяся внешность, восприятие себя другими, способности и успехи в учебе постоянно находятся в фокусе рефлексии и вызывают острые переживания, ко-торые в свою очередь тоже рефлексируются.

Другой особенностью подростковой рефлексии является ее сво-бодная ассоциативность. Подросток погружается в свои мысли, те-кущие в разных направлениях в зависимости от душевных пережи-ваний или внешних обстоятельств. Однако центром притяжения реф-лексии подростка является он сам, его личность. Именно в рефлек-сии подросток удовлетворяет потребность в самоидентификации: его более всего сейчас интересует собственное «Я». Подросток стре-мится понять себя. «Кто Я?» - становится глав ным вопросом этого возраста.

Бесспорно, рефлексивные способности неравны у подрост-ков. Интенсивность и широта рефлексии в отрочестве напря-мую связана с особенностями воспитания в детстве: семейными традициями чтения хороших книг и их обсуждения, развитого внимания к чувствам и мыслям других людей, восторженного удивления в открытии мира. Но все же одно обстоятельство


характерно для всех подростков – данная им от природы возмож-ность в сравнительно малый срок небывало поднять себя в духов-ном развитии.

Юность – недолгий период в жизни после отрочества до взрослости, возрастные границы - от 15-16 до 21-25 лет. Но имен-но в юности происходит становление человека как личности, как гражданина. Без преувеличения этот период называют вторым рождением личности. Важнейшей духовной задачей юности ста-новится личностное и профессиональное самоопределение. Юноша стремится сформировать внутреннюю позицию по от-ношению к себе (Кто Я?, Во имя чего живу?, Кем я могу стать в жизни?), по отношению к другим людям.

В юности остро переживается проблема выбора жизненных ценностей. Именно в юности человек осмысленно определяется в категориях добра и зла, чести и бесчестия, права и обязаннос-ти, делает выбор своей внутренней позиции по отношению к миру. Данные проблемы для юноши становятся предметом как жарких споров со сверстниками, так и внутренних диалогов с самим собой.

Рефлексия в юности выполняет большую духовную рабо-ту, именно с её помощью совершается самое главное открытие юности – открытие внутреннего мира (Кон, 1982). Развитая реф-лексия юноши полифонична: дает возможность и тонко отобра-зить игру собственных чувств и переживаний, и с холодной ло-гикой просчитать меру искренности чувств кого-то другого по отношению к себе, и с философской отстраненностью балан-сировать мыслью на проблеме бренности своего существования. Рефлексия заполняет все пространство внутреннего мира, делая его динамичным, живым, а порой и драматичным.

Изучение особенностей раннеюношеской рефлексии, про-веденное Н.И. Гуткиной (Формирование личности…, 1989), по-казало, что рефлексия личностного плана отмечена почти у 80% опрошенных школьников 9-10 классов. Как правило, стимулом к выходу в рефлексивную позицию становятся конфликтные си-туации в общении (для 82% испытуемых), которые становятся объектом самоанализа старшеклассников.


Рефлексия в социальном контексте конструктивна: она помога-ет определить собственную позицию по отношению к внешнему миру. В этом возрасте человек сознательно делает выбор своего дальней-шего развития: либо по направлению своего духовного и личностного роста, либо с ориентацией на приоритет материального благополу-чия. Этот выбор определяет разрыв между молодыми людьми как в сфере ценностных ориентаций, так и в их способности к рефлексии. Богатейший по своему духовному потенциалу возраст может ничего не дать человеку в плане развития способности к рефлексии и ду-ховности. Как замечает В.С.Мухина (1997), «прожив этот период, выросший человек может остаться в психологическом статусе под-ростка».

Сензитивный период в развитии рефлексии – подростко-вый и юношеский возраст – подходит к концу. Исследования по изучению рефлексивных способностей взрослых (Тульвисте, 1985) показывают, что дальнейший прирост в их развитии не так уж значителен по сравнению с их динамикой в отрочестве и юности и является результатом специально организованного обучения. Иными словами, с годами взрослый человек может прибавлять в мере своей житейской мудрости как форме организации интел-лектуального опыта (Холодная, 2002), но не в рефлексивных свой-ствах своего ума: «автоматического» развития рефлексии не про-исходит. К тому же, как показывает опыт, юношеская рефлек-сивная устремленность ума с годами притупляется (как случает-ся, например, с юношескими чувствами).

В этой связи возникает вопрос: что делать, чтобы сохра-нить и развить эту замечательную способность к внутреннему диа-логу с самим собой? Не только здравый смысл, но и результаты исследований (Найденов, 1989; Семенов, 2000) утверждают, что единственный способ существования рефлексии в сознании челове-ка - культурно обогащенная, насыщенная пытливой мыслью среда. Ус т а н о в л е н о также, что прогрессирующие изменения рефлексии обус-ловлены постоянным и целенаправленным подкреплением, отража-ющим сознание человека «на себя».

Что это значит в практическом плане? Современная лите-ратура по рефлексии содержит широкий диапазон методов и


приемов ее развития. В последующих разделах многие из них будут рассмотрены. Здесь же мы приведем лишь один, пожалуй, наиболее доступный и вместе с тем эффективный способ побуждения челове-ка к рефлексии. «Первым ключом к мудрости является постоян-ное и частое вопрошание», - говорил французский философ Пьер Абеляр. Итак, путь к рефлексии – задавать себе вопросы, искать на них ответы, а затем анализировать - и свои вопросы, и свои ответы.

Задание для рефлексивного самоконтроля:

1.Как вы думаете, является ли способность к рефлексии врож-денной или приобретенной? Когда впервые в онтогенезе про-являются признаки рефлексивного сознания? Что способствует развитию рефлексивных свойств сознания в детстве?

2.Какой вид рефлексии развивается у младшего школьника как результат освоения им учебной деятельности? Что является ее внутренним содержанием?

3.Что составляет содержательный план рефлексии подростка? Какая потребность подростка находит удовлетворение в его рефлексии?

4.Какую психологическую задачу возраста решает рефлексия в период ранней юности? Что чаще всего побуждает юношу к рефлексивному анализу своей личности?

5.Каковы особенности развития рефлексивной способности взрослого человека? Влияет ли опыт на развитие рефлексии? Попробуйте определить главно е условие развития способности человека к рефлексии.

6.Попытайтсь предпринять краткий рефлексивный анализ своей юности. Как вы думаете, какое место занимала рефлексия в развитии вас как личности? В каких формах находила выра-жение рефлексивная ориентация вашего сознания: участие в дискуссиях, спорах с одноклассниками и учителями, испове-дальные беседы с близкими друзьями, самоанализ «про себя» или в дневниковых записях, увлечение поэзией, познание ду-ховной литературы? Как вы считаете, какой след оставила юношеская рефлексия


на вашем последующем личностном развитии?

Date: 2015-12-13; view: 1453; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию