Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие представлений о рефлексии в философии
Каждому человеку нужно иметь осо-бо устроенный, как бы второй глаз, а не быть, хотя и имея два глаза, похожим на циклопа…. второй глаз есть не что иное, как самопознание человеческого разума, без ко-торого у нас не было бы никакого масштаба для измерения величины наших знаний. Иммануил Кант (1966, с.231). Как давно известен людям феномен рефлексии? Как изме-нялось это понятие с развитием научной мысли? Давайте попро-буем разобраться. Для начала обратимся к сведениям, которые нам дает Философский энциклопедический словарь (1983). Понятие "рефлйксия" (от латинского reflexio – «обращение назад») первоначально возникло в философии и означало про-цесс размышления человека обо всем происходящем в его собствен-ном сознании. Иными словами, это деятельность самопознания, раскрывающая человеку содержание его духовного мира. Первыми, кто ввел понятие рефлексии в употребление, были древнегреческие философы. Они усматривали назначение реф-лексии в самопознании человека. Сократ считал важнейшей задачей человека познание сво-ей духовной активности в ее познавательной функции. Платон указывал на важность самопознания в связи с воспитанием та-кой добродетели, как благоразумие, которое он определял как знание самого себя. Аристотель признавал за рефлексией свой-ство божественного разума, который способен обнаружить един-ство предмета знания и знания, т.е. мыслимого и мысли. С течением времени понятие рефлексии расширилось, что было связано с одной из важнейших проблем философии нового времени - проблемы обоснования, источника знаний человека. Так Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, отвлекаясь от всего внешнего, телесного. Полученное в результате знание о самом себе – есть единственно достоверное знание, которое становится основа-нием для последующих размышлений о существовании Бога, о свой-ствах физического мира. Локк рассматривал рефлексию как внутренний опыт, явля-ющийся основным источником знаний, в отличие от опыта внеш-него, основанного на восприятии окружающего мира органами чувств. Эта трактовка рефлексии позднее стала главной аксио-мой так называемой интраспективной психологии. Важно отме-тить, что именно от Локка идет традиция собственно научного изучения рефлексии. Локк впервые выделил рефлексию как осо-бую психическую реальность. Он определял ее как действие ума над самим собой, «…наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности» (Локк, 1960, с. 129). Особое развитие получило представление о рефлексии в не-мецкой классической философии при рассмотрении гносеологи-ческих проблем. Здесь рефлексия понималась как анализ нау-кой собственных средств познания или особый вид теоретичес-кой ретроспекции. Кант рассматривал рефлексию в связи с ис-следованием оснований познавательной способности человека и видел ее особую роль в образовании понятий. Он выделил ло-гическую рефлексию, при которой представления об окружаю-щем мире просто сравниваются друг с другом, и трансценден-тальную рефлексию, при которой сравнимые представления свя-зываются с той или иной познавательной способностью – чув-ственностью или рассудком (Кант, 1965). Гегель признавал рефлексию как необходимый момент по-знавательного процесса и вместе с тем подчеркивал ее ограни-ченность. В рефлексии он видел также движущую силу развития духа человека. Вообще для философии тех времен было харак-терно рассматривать рефлексию как процедуру поиска после-дних, абсолютных оснований знания с тем, чтобы построить на них систему всеобъемлющего знания. Особенно интенсивно развивается рефлексивный подход в фи-лософии Западной Европы в 19-20 вв. Он призван был выра-зить своеобразие предмета философии в системе наук, его обо-собленность от предметно-чувственной деятельности, сосредо-точенность на самосознании знания. Среди разных подходов в применении рефлексивного принципа выделим те философские направления, где роль рефлексии особенно заметна. В феноменологии Гуссерля рефлексия трактуется как уни-версальный способ познания сознания, при котором «поток переживания со всеми его разнообразными событиями… стано-вится ясно постигаемым и анализируемым» (цит. по Философс-кая Энциклопедия, 1967, с.501). Современная герменевтика (Г.Гадамер, П.Рикер, К.Ясперс) усматривает основную функцию рефлексии в интерпретации и обосновании смысла, определяя рефлексию как отношение меж-ду смыслом и «Я». Философия экзистенциализма (Ж.Сартр, М.Хайдеггер, С.Франк) открывает в рефлексии новое содержание: она приоб-ретает этическое свойство, становясь голосом совести человека и обретая контролирующую сознание функцию. Рефлексия как «осмысляющее мышление» (Хайдеггер, 1993) будит в человеке чувство вины, побуждает его оценить свою нравственную пози-цию, определить назначение своего бытия. Объективности ради, стоит упомянуть, что в философии понятия совести и рефлексии тесно соотносились и прежде. В подтверждение – известная фраза Канта: «Закон, живущий в нас, называется совесть. Совесть есть, собственно, соотнесение наших поступков с этим законом» (1966). Для отечественной философии рефлексивный подход тра-диционен и активно реализуется в таких направлениях, как реф-лексия о содержании знания, представленного в различных фор-мах культуры (искусстве, языке, науке и др.), рефлексия о самом процессе мышления (как мышление о мышлении), например, анализ путей и способов формирования этических норм. В условиях информационного общества, в связи с нараста-ющей дифференциацией и интеграцией знаний, особенно актив- но развивается методологическая функция рефлексии. В этой роли рефлексия привлекается для решения таких методологических про-блем, как организация междисциплинарных научных исследований, повышение эффективности управления большими системами. Другим перспективным направлением реализации рефлексивного подхода в современной философской науке является изучение самореф-лексии науки. Саморефлексия науки проявляется как осмысление ею своего места в духовной жизни общества, моральных принципов, опре-деляющих саму допустимость исследования и его возможных послед-ств ий (наприме р, проблема клонирования), ка к анализ языковых средств описания научных изысканий. Рефлексия в науке имеет как собственно научную, так и со-циальную, этическую и даже эстетическую направленность (на-пример, анализ соответствия научного исследования принципу гармонии и простоты). Безусловно, такой подход способствует развитию научного поиска, повышает его продуктивность и вме-сте с тем обогащает его духовный потенциал (Ладенко, Семе-нов, Степанов, 1989). Развитие знаний о рефлексии способствует ее дальнейшей дифференциации. В современной философии принято выделять три основных вида рефлексии: - элементарная рефлексия, приводящая к рассмотрению и ана-лизу знаний, размышлению об их границах и значении; - научная рефлексия как анализ и критика теоретического зна-ния на основе методов и приемов, которые свойственны дан-ной области научного исследования; - философская рефлексия как осознание и осмысление предель-ных оснований бытия и мышления, человеческой культуры в целом (Митюшин, 1983). В современной мировой философской науке пределы кате-гории рефлексии существенно расширились. Помимо традици-онной, ретроспективной функции рефлексии – критического ана-лиза накопленного наукой знания – активно применяется ее кон-структивная, творческая функция: разработка ценностей, целей, программ и самих средств научной деятельности. Рефлексия широко используется не только на философском, но и на общенауч- ном уровне, выступая либо в качестве методологического средства междисциплинарных разработок, либо объяснительного принципа для некоторых социальных и гуманитарных дисциплин (искусствоведе-ние, социология, лингвистика и др.). Наконец, понятие рефлексии перестало быть только фило-софским или общенаучным. Оно является теперь и специально-научным, в частности, психологическим понятием. Психологи-ческая наука на протяжении последних десятилетий активно исследует проблематику рефлексии. Анализом изучения психо-логического содержания понятия рефлексии мы займемся в сле-дующем разделе. Задание для рефлексивного самоконтроля: 1. Как вы понимаете слово рефлексия? Попробуйте дать свое определение этому понятию. Постарайтесь при этом учесть этимологию этого слова (происходит от латинского reflexio, что значит …). Сравните ваше определение рефлексии с тем, как определяет ее Философский энциклопедический словарь. 2. Подумайте, в чем видели назначение рефлексии древнегречес-кие философы? Попробуйте обобщить взгляды на рефлексию у Сократа, Платона, Аристотеля. 3. Демокрит говорил: «Есть два вида познания: одно посредством чувств, другое – мысли». Как вы думаете, какой из указанных видов познания имеет отношение к рефлексии? 4. Вспомните, кто из философов понимал рефлексию как «наблю-дение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления»? В чем особая заслуга этого философа в раз-витии знания о рефлексии? 5. Что новое появляется в содержании и функциях рефлексии в философии экзистенциализма? 6. Как вы думаете, почему философы-экзистенциалисты связыва-ли рефлексию с чувством вины, которое переживает человек? 7. Проверьте себя: зачем современной науке нужна саморефлек-сия? Какую функцию она выполняет? Date: 2015-12-13; view: 998; Нарушение авторских прав |