Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль рефлексии в психическом развитии человека





… Из всех приключений, уготованных

нам жизнью, самое важное и интересное –

отправиться в путешествие внутрь самого

себя, исследовать неведомую часть самого себя.

Федерико Феллини

В предыдущих разделах мы рассмотрели психологическое


содержание рефлексии и механизм ее действия. Теперь попробуем разобраться в том, какую роль играет рефлексия в психическом раз-витии человека.

В жизни каждого человека бывают ситуации, когда он за-думывается о себе, своих жизненных принципах, своих личност-ных качествах, своем характере и о том, как это влияет на дру-гих людей. Как правило, поводом к такому раздумью служит какая-либо проблемная ситуация. Это случается, когда человек замечает, что в его жизни что-то происходит «не так», и что по-ступать прежним образом он уже не может, как, например, в известном стихотворении Е. Евтушенко (1989):

Со мною вот что происходит: ко мне мой старый друг не ходит, а ходят в праздной суете разнообразные не те…

Наблюдая себя, свои поступки, мысли, чувства, пережива-ния, человек нередко сталкивается с их неоднозначностью, а порой с их противоречивостью. Пытаясь решить, что из них истинно, а что ложно, что отражает его подлинные взгляды и намерения, а что, например, выдает его стремление произвести впечатление, кому-то нравиться, человек ищет аргументы, под-тверждающие или опровергающие его тот или иной поступок, мысль, отношение к кому-то. Этот поиск идет в процессе так называемого внутреннего диалога.

Внутренний диалог с самим собой или с кем-то воображае-мым другим дает возможность человеку стать в позицию иссле-дователя по отношению к себе. Внутренний диалог с самим собой – это и есть рефлексия.

Рефлексия дает человеку возможность увидеть себя со сторо-ны глазами другого Я, понять себя, свои желания, свои пережива-ния, свои поступки, т.е. помочь себе объяснить самого себя.

В то же время рефлексия позволяет «заглянуть» во внутрен-ний мир другого человека: это умение видеть и понимать других людей, осознавать истинные мотивы их поступков и отношений. Рефлексия, обладая свойством двойного отражения, дает чело-веку знать и то, как он воспринимается и оценивается другими.




Рефлексия позволяет человеку стать не просто более проница-тельным по отношению к себе и другим, но и во многом способству-ет его взрослению. Познавая себя, глубже понимая других людей, человек все больше освобождается от непосредственного влияния окружающих, бездумного следования их требованиям и ожиданиям, от случайных импульсивных поступков. Чем глубже развита у чело-века рефлексия, тем в большей мере он способен быть субъектом своей жизни, тем большую ответственность он испытывает перед собой и другими, ориентируясь на сознательно поставленные цели. Уверенно можно сказать, что способность человека к рефлексии – это фактор и средство его личностного роста. В этом смысле реф-лексия обладает мощной развивающей функцией.

Овладение рефлексией как способностью к критическому са-моанализу обогащает Я-концепцию человека. Наблюдая себя в раз-ных ситуациях и оценивая свои возможности и способности, сравни-вая себя со значимыми другими людьми, человек лучше осознает свои сильные и слабые стороны, индивидуальные особенности сво-ей личности. Приобретаемый в рефлексии опыт самопознания обо-гащает и расширяет представление человека о самом себе. Это по-зволяет ему строить более адекватные его возможностям цели на будущее. Человек, практикующий рефлексивный анализ своих пла-нируемых поступков (тот, кто «просчитывает все шаги»), как прави-ло, демонстрирует более рациональное поведение и скорее достига-ет намеченной цели. В случае неудачи человек, знающий себя или, как говорят, знающий себе цену, не станет заниматься «самоедством» и не станет винить в случившемся вся и всех. Он примет самого себя таким, каков он есть, сделает выводы из случившегося («от-рефлексирует ситуацию») и поставит новые задачи. В этом проявля-ется самопознавательная и самоорганизующая функция рефлек-сии.

Рефлексия укрепляет ретроспективные связи самосознания человека с собственным прошлым, со своим детством. Обраще-ние к своему детскому Я, «приглашение» его в свой внутренний диалог помогает, например, родителям лучше понять своего ре-бенка, а учителю своего ученика. Такую функциональную направ-ленность рефлексии можно было бы назвать как консолидирую-


щую внутренний ментальный опыт человека (Холод н а я , 2002).

Рефлексия способствует целостности и динамизму внутрен-ней жизни человека, помогает ему стабилизировать и гармони-зировать свой эмоциональный мир, мобилизовать свой волевой потенциал.

Умение «властвовать собой», всегда высоко ценимое в че-ловеке, также имеет рефлексивную природу. Что советуют пси-хологи человеку, переживающему захлестывающее его сознание смятение чувств?

- Да, конечно, сначала стоит сказать себе «стоп», т.е. по-пытаться приостановить беспорядочно мелькающие в голове мыс-ли. Затем постараться выйти в стороннюю к текущей ситуации позицию и внимательно посмотреть на нее с внешней стороны. Вот теперь стоит задать себе несколько вопросов, нацеливаю-щих на принятие взвешенного решения, например: В чем состоит данная проблема? Чья это проблема? В чем ее причина? Что мож-но сделать сейчас, чтобы снять ее? и т.д. в соответствии с механизмом выхода в рефлексию: «остановка» – «фиксация» - «ана-лиз» – «решение».



В случае внутренней растерянности перед каким-либо препят-ствием в жизни, безотчетного стремления избегать трудности, ко-торые все же нужно преодолеть, именно внутренний диалог с со-бой, заканчивающийся самоприказом, позволяет мобилизовать себя, собрать волю «в кулак» и начать действовать. В контроле над эмоционально-волевыми процессами проявляется регулятивная функция рефлексии. В этой же функции выступает рефлексия и в метакогнитивном контроле мыслительных процессов.

Способность к рефлексии неоценима в общении. Благодаря умению рефлексировать свое поведение и поступки других людей, человек развивает в себе такие парнерские личностные качества, как проницательность, отзывчивость, терпимость, тактичность, ко-торые позволяют ему выстраивать успешные взаимотношения с людьми. Даже острый конфликт «поддается лечению», если подойти к нему с умом (т.е. рефлексивно): когда хотя бы один из его участ-ников может спокойно проанализировать ситуацию, принимая в рас-чет как свои интересы, так и интересы оппонента (помните другую


формулу выхода в рефлексию: «децентрация» плюс «интроспек-ция»?).

Не менее важна рефлексивная способность в любой совмест-ной деятельности людей. Как известно, человек не только делает что-то, но и сознает, что он делает. Когда он работает один, это проще. А если в работе что-то не получается и выполняют ее несколько чело-век, то только способность личности вывести свое сознание «вне» или «над» этой рабочей ситуацией и критически проанализировать ее, позволит четко скоординировать и согласовать действия партне-ров по решению общей задачи, добиться её успешного выполнения. Рефлексия выступает в своей социальной функции, когда её предме-том является другой человек и его действия.

Особо значимая сфера рефлексии - мыслительные процес-сы, недаром ее иногда определяют как мышление о мышлении. Как известно, человек не только понимает что-то, но и понимает, что он понимает. Или понимает, что он не понимает. Или не пони-мает, что именно он не понимает. Это уже начало рефлексии, внутренний призыв к выходу в неё. Человек прибегает к рефлек-сии, когда оказывается в проблемной ситуации. Именно рефлек-сивный обзор всех составляющих данную задачу и своих соб-ственных действий позволяет ему, заняв иную умственную пози-цию, отыскать недостающее звено в данных задачи или осоз-нать собственное заблуждение.

Как известно, рефлексия позволяет не только лучше решать за-дачи, но и решать такие задачи, которые без рефлексивного осмыс-ления решению почти не поддаются. В качестве примера приведем здесь одну из таких задач из книги «Аэробика для ума» (Гэмон, Брэг-дон, 2003). Шутливая по своему содержанию, она является разно-видностью старой задачи о крестьянине, лисе, гусе и зерне.

«Антонио, женатый человек, пригласил на обед свою мать и тещу. Все условились собраться у них с женой дома, а затем от-правиться ближайший ресторан. Для этого Антонио решил сам всех доставить в ресторан на своей машине. Однако ему пришлось столкнуться с некоторыми трудностями.

У него был двухместный «Фиат» с откидным верхом, в кото-ром помещался только один пассажир. Кроме того, его мать и


теща недолюбливали друг друга, а у жены и ее свекрови (мате-ри Антонио) тоже сложились натянутые отношения. Антонио не мог оставить мать ни с женой, ни с тёщей – ни дома, ни в ресторане. Как ему перевезти всех в ресторан, не оставляя на-едине людей, недолюбливающих друг друга? К тому же он не может никого из них оставить и в каком-либо третьем мес-те».

Подсказка: поскольку Антонио ладит со всеми тремя жен-щинами, а одна из них не ладит с остальными двумя, ему нужно провести как можно больше времени именно с этой женщиной, и никогда не оставлять ее наедине с любой из двух оставшихся.

А дальше – попробуйте рефлексивно занять позицию од-ного из этих героев и предложить Антонио свой вариант реше-ния его проблемы. Догадались? А теперь проверьте себя:

Сначала Антонио отвозит в ресторан мать. Затем он воз-вращается, забирает тещу и везет ее в ресторан. Высадив тещу, он вновь сажает в машину мать и везет ее домой. Вернувшись к себе, Антонио высаживает мать, берет жену, едет в ресторан и оставляет ее там с тещей. Затем он вновь возвращается домой, берет мать и вместе с ней едет в ресторан.

Не имеет значения, возьмет ли Антонио во вторую поездку жену или тещу. Главное здесь то, что в первую поездку берется тот, кто не совместим с остальными, в данном случае - мать Антонио.

Конечно, решить такую задачу можно и логическим рас-суждением, но, согласитесь, рефлексивный анализ взаимных позиций героев намного облегчает процесс решения.

Есть еще одно замечательное свойство рефлексии мышле-ния. Она помогает «войти» в ход решения задачи другого чело-века, осмыслить его, «снять» содержание и, в случае необходи-мости, внести какую-то поправку или подать идею. Так поступает, например, рефлексивный учитель математики или тренер по шах-матам, помогая своему ученику самостоятельно разобраться в слож-ной задаче.

Такой же принцип мышления и у следователя, успешно рас-путывающего замысел преступника. Рефлексивный подход по-зволяет ему расшифровывать поступки другого человека и даже предугадывать их. Вспомните многочисленные победы мсье


Пуаро, он не даром относил их на счет «своих маленьких серых кле-ток». Благодаря рефлексивному уму и писательскому таланту Ага-ты Кристи, Пуаро ошеломлял преступников своей способностью видеть их насквозь, которая, по сути, есть рефлексивная способ-ность в своей познавательной функции.

Безусловно, имеются и другие сферы приложения рефлек-сии. Упомянем здесь еще две ее важнейшие функции. Сложив-шаяся в психологической науке традиция выделять такие виды рефлексии, как личностная, коммуникативная, кооперативная и когнитивная, которые мы обсуждали выше, имеет в значитель-ной мере условное основание. Так, в реальности бытия человека его мышление не изолировано от его личностных особенностей. Напротив, как показывают результаты экспериментальных ис-следований, продуктивность мышления в значительной мере зависит от степени реализации личностной позиции субъекта мышления, от глубины его «личностных смыслов» (Леонть-ев,1957), вовлеченных в решение проблемы.

Механизмом, опосредующим и связывающим операцио-нально-предметную сторону мышления и личностные смыслы субъекта, включенные в мыслительный процесс, является реф-лексия. В этом проявляется одна из её важнейших функций – интегрирующая, которая способствует системности в деятельно-сти высших психических функций человека. М.А.Холодная (2002), обсуждая проблему мудрости как форму интеллектуаль-ной одаренности в условиях естественной жизнедеятельности, приводит мнение исследователя Г. Лабовью-Виеф, что интел-лектуальное развитие взрослых людей отличается от линии раз-вития интеллекта в детстве и в юности. «Их интеллектуальное развитие идет по пути интеграции различных форм опыта, в ре-зультате чего у взрослого человека складывается особая менталь-ная модель действительности, объединяющая знания об объектив-ном мире, других людях и собственном Я» (Хол од н а я , 2002, с.182). Остается предположить, что в создании такой ментальной модели интегрирующую роль выполняет рефлексия.

И, наконец, важнейшей функцией рефлексии является «обес-печение осознанного отношения субъекта к совершаемой деятель-ности» (Рубинштейн,1997), что, безусловно, повышает ее про-


дуктивность и качество. При этом добавим: не только к деятельно-сти, но и к собственным мыслям. Древнекитайский философ Лао-Цзы предупреждал: «Будьте внимательны к своим мыслям, - они начало поступков».

Подытоживая разговор о роли рефлексии, о ее функциях, нельзя не придти к выводу, что значение этого феномена в пси-хической жизни человека действительно велико. Перефразируя известную цитату, можно сказать, что в присутствии рефлексии вся и всё умнеет. Это действительно Божий дар человеку, вот только всегда ли он умеет им пользоваться?

Чтобы это был не просто риторический вопрос, а повод за-думаться о себе, предлагаем выполнить следующее задание.






Date: 2015-12-13; view: 209; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию