Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Роль рефлексии в психическом развитии человека
… Из всех приключений, уготованных нам жизнью, самое важное и интересное – отправиться в путешествие внутрь самого себя, исследовать неведомую часть самого себя. Федерико Феллини В предыдущих разделах мы рассмотрели психологическое содержание рефлексии и механизм ее действия. Теперь попробуем разобраться в том, какую роль играет рефлексия в психическом раз-витии человека. В жизни каждого человека бывают ситуации, когда он за-думывается о себе, своих жизненных принципах, своих личност-ных качествах, своем характере и о том, как это влияет на дру-гих людей. Как правило, поводом к такому раздумью служит какая-либо проблемная ситуация. Это случается, когда человек замечает, что в его жизни что-то происходит «не так», и что по-ступать прежним образом он уже не может, как, например, в известном стихотворении Е. Евтушенко (1989): Со мною вот что происходит: ко мне мой старый друг не ходит, а ходят в праздной суете разнообразные не те… Наблюдая себя, свои поступки, мысли, чувства, пережива-ния, человек нередко сталкивается с их неоднозначностью, а порой с их противоречивостью. Пытаясь решить, что из них истинно, а что ложно, что отражает его подлинные взгляды и намерения, а что, например, выдает его стремление произвести впечатление, кому-то нравиться, человек ищет аргументы, под-тверждающие или опровергающие его тот или иной поступок, мысль, отношение к кому-то. Этот поиск идет в процессе так называемого внутреннего диалога. Внутренний диалог с самим собой или с кем-то воображае-мым другим дает возможность человеку стать в позицию иссле-дователя по отношению к себе. Внутренний диалог с самим собой – это и есть рефлексия. Рефлексия дает человеку возможность увидеть себя со сторо-ны глазами другого Я, понять себя, свои желания, свои пережива-ния, свои поступки, т.е. помочь себе объяснить самого себя. В то же время рефлексия позволяет «заглянуть» во внутрен-ний мир другого человека: это умение видеть и понимать других людей, осознавать истинные мотивы их поступков и отношений. Рефлексия, обладая свойством двойного отражения, дает чело-веку знать и то, как он воспринимается и оценивается другими. Рефлексия позволяет человеку стать не просто более проница-тельным по отношению к себе и другим, но и во многом способству-ет его взрослению. Познавая себя, глубже понимая других людей, человек все больше освобождается от непосредственного влияния окружающих, бездумного следования их требованиям и ожиданиям, от случайных импульсивных поступков. Чем глубже развита у чело-века рефлексия, тем в большей мере он способен быть субъектом своей жизни, тем большую ответственность он испытывает перед собой и другими, ориентируясь на сознательно поставленные цели. Уверенно можно сказать, что способность человека к рефлексии – это фактор и средство его личностного роста. В этом смысле реф-лексия обладает мощной развивающей функцией. Овладение рефлексией как способностью к критическому са-моанализу обогащает Я-концепцию человека. Наблюдая себя в раз-ных ситуациях и оценивая свои возможности и способности, сравни-вая себя со значимыми другими людьми, человек лучше осознает свои сильные и слабые стороны, индивидуальные особенности сво-ей личности. Приобретаемый в рефлексии опыт самопознания обо-гащает и расширяет представление человека о самом себе. Это по-зволяет ему строить более адекватные его возможностям цели на будущее. Человек, практикующий рефлексивный анализ своих пла-нируемых поступков (тот, кто «просчитывает все шаги»), как прави-ло, демонстрирует более рациональное поведение и скорее достига-ет намеченной цели. В случае неудачи человек, знающий себя или, как говорят, знающий себе цену, не станет заниматься «самоедством» и не станет винить в случившемся вся и всех. Он примет самого себя таким, каков он есть, сделает выводы из случившегося («от-рефлексирует ситуацию») и поставит новые задачи. В этом проявля-ется самопознавательная и самоорганизующая функция рефлек-сии. Рефлексия укрепляет ретроспективные связи самосознания человека с собственным прошлым, со своим детством. Обраще-ние к своему детскому Я, «приглашение» его в свой внутренний диалог помогает, например, родителям лучше понять своего ре-бенка, а учителю своего ученика. Такую функциональную направ-ленность рефлексии можно было бы назвать как консолидирую- щую внутренний ментальный опыт человека (Холод н а я, 2002). Рефлексия способствует целостности и динамизму внутрен-ней жизни человека, помогает ему стабилизировать и гармони-зировать свой эмоциональный мир, мобилизовать свой волевой потенциал. Умение «властвовать собой», всегда высоко ценимое в че-ловеке, также имеет рефлексивную природу. Что советуют пси-хологи человеку, переживающему захлестывающее его сознание смятение чувств? - Да, конечно, сначала стоит сказать себе «стоп», т.е. по-пытаться приостановить беспорядочно мелькающие в голове мыс-ли. Затем постараться выйти в стороннюю к текущей ситуации позицию и внимательно посмотреть на нее с внешней стороны. Вот теперь стоит задать себе несколько вопросов, нацеливаю-щих на принятие взвешенного решения, например: В чем состоит данная проблема? Чья это проблема? В чем ее причина? Что мож-но сделать сейчас, чтобы снять ее? и т.д. в соответствии с механизмом выхода в рефлексию: «остановка» – «фиксация» - «ана-лиз» – «решение». В случае внутренней растерянности перед каким-либо препят-ствием в жизни, безотчетного стремления избегать трудности, ко-торые все же нужно преодолеть, именно внутренний диалог с со-бой, заканчивающийся самоприказом, позволяет мобилизовать себя, собрать волю «в кулак» и начать действовать. В контроле над эмоционально-волевыми процессами проявляется регулятивная функция рефлексии. В этой же функции выступает рефлексия и в метакогнитивном контроле мыслительных процессов. Способность к рефлексии неоценима в общении. Благодаря умению рефлексировать свое поведение и поступки других людей, человек развивает в себе такие парнерские личностные качества, как проницательность, отзывчивость, терпимость, тактичность, ко-торые позволяют ему выстраивать успешные взаимотношения с людьми. Даже острый конфликт «поддается лечению», если подойти к нему с умом (т.е. рефлексивно): когда хотя бы один из его участ-ников может спокойно проанализировать ситуацию, принимая в рас-чет как свои интересы, так и интересы оппонента (помните другую формулу выхода в рефлексию: «децентрация» плюс «интроспек-ция»?). Не менее важна рефлексивная способность в любой совмест-ной деятельности людей. Как известно, человек не только делает что-то, но и сознает, что он делает. Когда он работает один, это проще. А если в работе что-то не получается и выполняют ее несколько чело-век, то только способность личности вывести свое сознание «вне» или «над» этой рабочей ситуацией и критически проанализировать ее, позволит четко скоординировать и согласовать действия партне-ров по решению общей задачи, добиться её успешного выполнения. Рефлексия выступает в своей социальной функции, когда её предме-том является другой человек и его действия. Особо значимая сфера рефлексии - мыслительные процес-сы, недаром ее иногда определяют как мышление о мышлении. Как известно, человек не только понимает что-то, но и понимает, что он понимает. Или понимает, что он не понимает. Или не пони-мает, что именно он не понимает. Это уже начало рефлексии, внутренний призыв к выходу в неё. Человек прибегает к рефлек-сии, когда оказывается в проблемной ситуации. Именно рефлек-сивный обзор всех составляющих данную задачу и своих соб-ственных действий позволяет ему, заняв иную умственную пози-цию, отыскать недостающее звено в данных задачи или осоз-нать собственное заблуждение. Как известно, рефлексия позволяет не только лучше решать за-дачи, но и решать такие задачи, которые без рефлексивного осмыс-ления решению почти не поддаются. В качестве примера приведем здесь одну из таких задач из книги «Аэробика для ума» (Гэмон, Брэг-дон, 2003). Шутливая по своему содержанию, она является разно-видностью старой задачи о крестьянине, лисе, гусе и зерне. «Антонио, женатый человек, пригласил на обед свою мать и тещу. Все условились собраться у них с женой дома, а затем от-правиться ближайший ресторан. Для этого Антонио решил сам всех доставить в ресторан на своей машине. Однако ему пришлось столкнуться с некоторыми трудностями. У него был двухместный «Фиат» с откидным верхом, в кото-ром помещался только один пассажир. Кроме того, его мать и теща недолюбливали друг друга, а у жены и ее свекрови (мате-ри Антонио) тоже сложились натянутые отношения. Антонио не мог оставить мать ни с женой, ни с тёщей – ни дома, ни в ресторане. Как ему перевезти всех в ресторан, не оставляя на-едине людей, недолюбливающих друг друга? К тому же он не может никого из них оставить и в каком-либо третьем мес-те». Подсказка: поскольку Антонио ладит со всеми тремя жен-щинами, а одна из них не ладит с остальными двумя, ему нужно провести как можно больше времени именно с этой женщиной, и никогда не оставлять ее наедине с любой из двух оставшихся. А дальше – попробуйте рефлексивно занять позицию од-ного из этих героев и предложить Антонио свой вариант реше-ния его проблемы. Догадались? А теперь проверьте себя: Сначала Антонио отвозит в ресторан мать. Затем он воз-вращается, забирает тещу и везет ее в ресторан. Высадив тещу, он вновь сажает в машину мать и везет ее домой. Вернувшись к себе, Антонио высаживает мать, берет жену, едет в ресторан и оставляет ее там с тещей. Затем он вновь возвращается домой, берет мать и вместе с ней едет в ресторан. Не имеет значения, возьмет ли Антонио во вторую поездку жену или тещу. Главное здесь то, что в первую поездку берется тот, кто не совместим с остальными, в данном случае - мать Антонио. Конечно, решить такую задачу можно и логическим рас-суждением, но, согласитесь, рефлексивный анализ взаимных позиций героев намного облегчает процесс решения. Есть еще одно замечательное свойство рефлексии мышле-ния. Она помогает «войти» в ход решения задачи другого чело-века, осмыслить его, «снять» содержание и, в случае необходи-мости, внести какую-то поправку или подать идею. Так поступает, например, рефлексивный учитель математики или тренер по шах-матам, помогая своему ученику самостоятельно разобраться в слож-ной задаче. Такой же принцип мышления и у следователя, успешно рас-путывающего замысел преступника. Рефлексивный подход по-зволяет ему расшифровывать поступки другого человека и даже предугадывать их. Вспомните многочисленные победы мсье Пуаро, он не даром относил их на счет «своих маленьких серых кле-ток». Благодаря рефлексивному уму и писательскому таланту Ага-ты Кристи, Пуаро ошеломлял преступников своей способностью видеть их насквозь, которая, по сути, есть рефлексивная способ-ность в своей познавательной функции. Безусловно, имеются и другие сферы приложения рефлек-сии. Упомянем здесь еще две ее важнейшие функции. Сложив-шаяся в психологической науке традиция выделять такие виды рефлексии, как личностная, коммуникативная, кооперативная и когнитивная, которые мы обсуждали выше, имеет в значитель-ной мере условное основание. Так, в реальности бытия человека его мышление не изолировано от его личностных особенностей. Напротив, как показывают результаты экспериментальных ис-следований, продуктивность мышления в значительной мере зависит от степени реализации личностной позиции субъекта мышления, от глубины его «личностных смыслов» (Леонть-ев,1957), вовлеченных в решение проблемы. Механизмом, опосредующим и связывающим операцио-нально-предметную сторону мышления и личностные смыслы субъекта, включенные в мыслительный процесс, является реф-лексия. В этом проявляется одна из её важнейших функций – интегрирующая, которая способствует системности в деятельно-сти высших психических функций человека. М.А.Холодная (2002), обсуждая проблему мудрости как форму интеллектуаль-ной одаренности в условиях естественной жизнедеятельности, приводит мнение исследователя Г. Лабовью-Виеф, что интел-лектуальное развитие взрослых людей отличается от линии раз-вития интеллекта в детстве и в юности. «Их интеллектуальное развитие идет по пути интеграции различных форм опыта, в ре-зультате чего у взрослого человека складывается особая менталь-ная модель действительности, объединяющая знания об объектив-ном мире, других людях и собственном Я» (Хол од н а я, 2002, с.182). Остается предположить, что в создании такой ментальной модели интегрирующую роль выполняет рефлексия. И, наконец, важнейшей функцией рефлексии является «обес-печение осознанного отношения субъекта к совершаемой деятель-ности» (Рубинштейн,1997), что, безусловно, повышает ее про- дуктивность и качество. При этом добавим: не только к деятельно-сти, но и к собственным мыслям. Древнекитайский философ Лао-Цзы предупреждал: «Будьте внимательны к своим мыслям, - они начало поступков». Подытоживая разговор о роли рефлексии, о ее функциях, нельзя не придти к выводу, что значение этого феномена в пси-хической жизни человека действительно велико. Перефразируя известную цитату, можно сказать, что в присутствии рефлексии вся и всё умнеет. Это действительно Божий дар человеку, вот только всегда ли он умеет им пользоваться? Чтобы это был не просто риторический вопрос, а повод за-думаться о себе, предлагаем выполнить следующее задание. Date: 2015-12-13; view: 950; Нарушение авторских прав |