Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие представлений о рефлексии в психологии






Рефлексия перевертывает предмет с разных сторон и при разном освещении, так что не остается незамеченным ничего суще-ственного – почти как перевертывают ка-мень, чтобы посмотреть, какова нижняя сторона и что он покрывает.

Джон Дьюи (1997, с.60)

Изучение феномена рефлексии в психологии имеет значи-тельно меньшую историю, чем в философии. Это и понятно, поскольку самостоятельный статус психология как наука при-обрела лишь в конце 19 века. В те годы интерес к феномену реф-лексии был невелик. Как уже упоминалось, впервые механизм рефлексии как способ самопознания был применен в психоло-гии интроспекционизма.

Строго говоря, это и не была рефлексия в ее современном понимании. Интроспекция (что буквально означает смотреть внутрь) использовалась как процесс исследования собственного психического опыта и как отчет о таком внутреннем взгляде на психическое содержание собственного сознания.

Как известно, страдая очевидным субъективизмом, интрос-пективный подход к изучению психики оказался непродуктив-ным и недолговечным (Ребер, 2001). Более того, в конце 19 – на-чале 20 века рефлексивный метод в исследованиях в виде раз-личных способов самонаблюдения и даже само понятие рефлек-сии, пришедшее из философии, активно вытеснялись под влия-нием естественнонаучной методологии таких наук, как физика, биология, физиология, на научные стандарты которых в то вре-мя ориентировалась развивающаяся психология.

Однако с течением времени рефлексия завоевала свое проч-ное место в категориальном и методическом аппарате научной психологии. Как свидетельствует предпринятый нами анализ литературы по психологии рефлексии, первым, кто в 20 веке привлек к ней внимание, был известный американский ученый, философ и психолог, Джон Дьюи.

В своей, теперь считающейся классической, работе «Как мы ду-


маем», опубликованной в 1910 году, он дал определение рефлексивному мышлению: «Активное, настойчивое и внимательное рассмотре-ние какого бы то ни было мнения, или предполагаемой формы зна-ния, при свете оснований, на которых оно покоится, и анализ даль-нейших выводов, к которым оно приводит» (Дьюи, 1997, с.15).

Трудно удержаться, чтобы не процитировать некоторые рассуждения Д. Дьюи о рефлексивном мышлении, которые и те-перь, почти столетие спустя, звучат современно и имеют прак-тическую ценность для педагога и любого человека, стремяще-гося развивать свой интеллект:

• о факторах, которые способствуют возникновению рефлексии: «Потребность в разрешении сомнения является постоянным и ру-ководящим фактором во всем процессе рефлексии» (там же, с.20);

• о механизме рефлексивного мышления: «…начало мышления находится в каком-то затруднении, смущении или сомнении. Мышление не является случаем самовозгорания» (там же, с.21);

• о самой сущности рефлексивного мышления и его отличии от прочих видов мышления: «…рефлексия подразумевает, что мы уверены (или не уверены) в чем-либо, не только в зависимости от него самого, но и благодаря чему-то другому, что является свидетельством, очевидностью, доказательством, гарантией, т.е. причиной уверенности. …Если возникшая мысль прини-мается сразу, то перед нами – некритическое мышление, minimum рефлексии. Обдумывать вещь, размышлять, значит искать добавочные данные, новые факты, которые разовьют мысль, и, как было сказано, или подтвердят ее, или сделают очевидной ее нелепость…» (там же, с.22);

• об эмоциональной стороне рефлексивного мышления, кото-рое «всегда более или менее беспокойно, так как заключает в себе нарушение инерции, склонной принимать мысль по ее внешнему достоинству; оно заключает согласие перенести со-стояние умственного беспокойства и тревоги. Короче, рефлек-сивное мышление означает приостановку суждения на время дальнейшего исследования; а приостановка может быть не-сколько мучительной» (там же, с.22);

• об условиях развития рефлексивного мышления, гл а вно е из которых


состоит «в приобретении способности задерживать заключение и в обладании различными методами подыскивать новый материал, что-бы подтвердить или отвергнуть первые пришедшие в голову мысли. Поддерживать состояние сомнения и вести систематическое и не-спешное исследование…» (там же, с.22).

В дальнейшем наиболее активно рефлексивные процессы исследовались в метакогнитивизме, направлении научной пси-хологии, изучающем особые психические механизмы, которые управляют ходом текущей интеллектуальной деятельности (Flavell,1979).

Такие процессы принято называть метакогнитивными, они обеспечивают организацию и регуляцию интеллектуальной дея-тельности, формируясь на основе синтеза и координации анали-тических (когнитивных) процессов и проявляют себя в виде спо-собности к целеобразованию, планированию, прогнозированию, принятию решений и др.


Как считают психологи, интеллектуальное развитие пред-полагает не только совершенствование когнитивных механизмов переработки информации, но и формирование метакогнитивных механизмов интеллектуальной саморегуляции. Среди данных процессов важное место занимает интеллектуальная рефлексия как способность думать об основаниях собственного мышления, которая активно изучается как западной, так и отечественной психологией (Давыдов, 1989; Семенов, 1990; Холодная, 2002; Schon, 1983).

Рефлексия является также предметом исследования в когни-тивной и гуманистической психологии, где она рассматривается как один из действенных факторов интеллектуального и личност-ного развития человека (Bruner, 1990; Rogers, Frieberg, 1994).

Ж.Пиаже, изучая этапы становления мышления, также ис-следовал особенности развития его рефлексивных свойств, в частности, способность ребенка к рефлексивной абстракции. Он полагал, что онтогенез рефлексивного мышления у ребенка в целом соотносится с периодизацией его интеллектуального раз-вития (Piaget, 1957).

В отечественной психологии периоду экспериментальных исследо-


ваний рефлексии предшествовал этап теоретического осмысления ее психологической природы. Теор етиче ские вопросы рефлексии обсужда-лись в работах Б.Г. Ананьева, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна. Здесь рефлексия рассматривается в каче стве одного из объяснительных принципов организации и развития психики чело-века и, прежде всего, ее высшей формы – сознания.

В исследованиях была выявлена интегративная функция рефлексии по отношению к разным психологическим предметам и к областям практики. Так изучение особенностей формирова-ния рефлексивных механизмов саморегуляции мышления по-зволило исследовать мышление как включенное во все виды дея-тельности (игру, учение, профессиональную деятельность) и общение (Матюшкин, 1984).

В экспериментальных исследованиях рефлексия выступает и как неотъемлемый компонент какого-либо психологического феномена, например, творчества, и как самостоятельный пред-мет специального психологического изучения. Анализ научных работ, посвященных экспериментальному изучению рефлексии, показал, что она исследуется в следующих основных аспектах: кооперативном, коммуникативном, личностном и интеллектуаль-ном (Ладенко, Семенов, Степанов, 1989).

В своем кооперативном аспекте рефлексия трактуется как выход субъекта из процесса совместной деятельности во внешнюю по отношению к ней позицию с целью анализа ее процессуальных и результативных особенностей. Психологические знания о коо-перативном аспекте рефлексии позволяют более эффективно про-ектировать коллективную деятельность с учетом координации и кооперации совместных профессиональных действий субъектов.

Коммуникативный аспект рефлексии понимается как про-цесс отражения одним человеком внутреннего мира другого чело-века. Рефлексия здесь выступает и как осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнерами по общению. В данном направлении исследований рефлексия рассматривает-ся как важный фактор эффективного общения и оптимизации межличностных отношений.


Исследование личностного аспекта рефлексии расширяет


представление о самосознании личности, о возможностях регуля-тивных механизмов личностного роста. Личностная рефлексия рас-сматривается как процесс переосмысления себя, дифференциа-ции в каждом развитом и уникальном Я его различных подструк-тур: Я – физическое тело, Я - социальное существо, Я – субъект творчества и др., а также интеграции Я в неповторимую цело-стность (Семенов, Степанов, 1983).

Интеллектуальный аспект рефлексии наиболее активно ис-следуется в сфере рефлексивной проблематики психологии. Здесь рефлексия понимается как способность интроспективно просмат-ривать и отслеживать ход своей интеллектуальной деятельнос-ти: выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуа-цией собственные действия по решению задачи. Исследование реф-лексии в данном направлении расширяет представление о пси-хологических механизмах развития интеллекта и позволяет реа-лизовывать их в возрастной и педагогической психологии (Да-выдов, 1986; Кулюткин, 1979).

Помимо вышеуказанного аспектного подхода в изучении рефлексии реализуется и системный подход, при котором иссле-дуется взаимодействие отдельных типов рефлексии в условиях одной ситуации. Так в исследовании динамики и продуктивно-сти творческого процесса была выявлена так называемая интег-ральная рефлексия экзистенционального типа. По мнению ис-следователей, такая рефлексия возникает в кульминационные моменты творчества, носящие кризисный для личности харак-тер, и влечет за собой радикальные изменения «Я» субъекта как целого. После преодоления такой ситуации рефлексия вновь дифференцируется на предшествующие ей типы рефлексивных процессов, но протекающие уже на основе функционально но-вой структуры личности (Семенов, Степанов, 1983).

Для современного этапа психологии характерен приклад-ной характер исследований рефлексивных способностей челове-ка. Особенно продуктивно изучаются особенности рефлексии в процессе обучения детей и взрослых, в профессиональной дея-тельности, в творчестве.

Задание для рефлексивного самоконтроля:


1. Вернитесь еще раз к определению рефлексии, которое сформу-лировал Д.Дьюи. Ответьте себе, случалось ли вам на протяже-нии двух - трех последних дней думать о чем-либо «активно, настойчиво и внимательно», анализируя как основания про-блемы, так и возможные ее последствия? Характерен ли для вас вообще такой тип мышления? Или вы предпочитаете быс-трое принятие решения при возникающей проблеме? Известны ли вам люди, склонные к вдумчивому, неспешному раз-мышлению? Какими личностными качествами они отличаются? Как вы думаете, сказывается ли на характере мышления вре-мя, в котором живет человек? Может быть, рефлексия «по Дьюи» несовременна в наш стремительный век? Пожалуйста, постарайтесь поразмышлять на предложенные вам вопросы и сформулировать хорошо продуманные ответы.

2. Попробуйте найти аргументы для обоснования утверждения, что рефлексия относится к метакогнитивным процессам психики.

3. В каких основных аспектах исследуется феномен рефлексии в современной психологии? Какой из них, на ваш взгляд, имеет особое значение для практической работы учителя? Постарай-тесь обосновать ваше мнение.







Date: 2015-12-13; view: 642; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию