Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 1. Понятие рефлексии в истории развития философской иСтр 1 из 35Следующая ⇒
А.А. БИЗЯЕВА ПСИХОЛОГИЯ ДУМАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ Псков 2004 Печатается по решению кафедры психологии развития и редакци-онно-издательского совета ПГПИ им.С.М.Кирова Рецензенты: Г.С.Сухобская, доктор психологических наук, профессор ка-федры теории и практики управления и экономики образования-Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогическо-го образования; А.Н.Николаев, кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии Санкт-Петербургской государственной ака-демии физической культуры им. Лесгафта Бизяева А.А. ПСИХОЛОГИЯ ДУМАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ - Псков: ПГПИ им.С.М.Кирова, 2004. - 216 стр. В учебном пособии раскрывается проблема профессиональной рефлексии учителя как способности занять исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и самому себе как ее субъекту. Рассматривается психологическое содержание феномена рефлексии, ее механизм, роль и место в сознании и деятельности учителя. Особое внимание уделяется проблеме развития рефлексивных способностей учителя: приводится обзор разнообразных методов и приемов развития педагогической рефлексии, предлагаются материалы тренинга рефлексии, разработанного автором. Пособие содержит задания для самоконтроля и рефлексивный практикум, упражнения которого нацелены на развитие рефлексивных свойств мышления. Книга может быть полезна как учителям (тем, кто еще учится или уже имеет опыт практической работы), так и всем тем, кого интересует проблема развития способности к рефлексивному самоанализу. © Псковский государственный педагогический институт им.С.М.Кирова (ПГПИ им. С.М.Кирова, 2004) © А.А.Бизяева, 2004 Содержание Предисловие.................................................................................................. 5 Глава 1. Понятие рефлексии в истории развития философской и психологической науки................................................................. 7 1.1. Развитие представлений о рефлексии в философии......................... 7 1.2. Развитие представлений о рефлексии в психологии...................... 12 1.3. Что такое рефлексия в современной психологии........................... 18 1.4. Механизм рефлексии или как думать рефлексивно................... 25 1.5. Роль рефлексии в психическом развитии человека........................ 32 1.6. Развитие рефлексии в онтогенезе..................................................... 41 1.7. Как обучают рефлексии в школе...................................................... 48 Глава 2. Психология педагогической рефлексии................................. 59 2.1. Понятие педагогической рефлексии или кто такой рефлексивный учитель?.......................................................... 59 2.2. Роль и место рефлексии в деятельности учителя............................ 64 2.2.1. Рефлексивные свойства профессионального мышления учителя.................................................................................... 65 2.2.2. Рефлексия учителя в учебном взаимодействии с учеником...... 70 2.2.3. Рефлексивные процессы в самосознании учителя...................... 76 2.2.4. Рефлексия в создании имиджа учителя......................................... 82 2.2.5. Рефлексия в профилактике профессиональной деформации личности учителя.............................................................. 87 2.3. Виды педагогической рефлексии...................................................... 93 2.3.1. Классификация видов педагогической рефлексии на основе функциональных позиций учителя в учебном процессе................................................................................... 93 2.3.2. Классификация видов педагогической рефлексии по их временной ориентации................................................................ 101 2.3.3. Классификация видов педагогической рефлексии на основе отношения «учитель – ученик»............................................ 104 2.4. Психологические концепции педагогической рефлексии........... 111 2.4.1. Педагогическая рефлексия как свойство профессионального мышления учителя.................................................................................. 112 2.4.2. Профессиональная рефлексия как исследовательская деятельность учителя.............................................................................. 115 2.4.3. Уровневая концепция педагогической рефлексии................... 119 Г л а в а 3. Экспериментальное исследование рефлексивных процессов педагогического мышления.............................................................. 124 3.1. Постановка проблемы исследования............................................. 125 3.2. Методика исследования рефлексивных процессов педагогического мышления................................................................... 127 3.3. Обработка эмпирических данных по экспериментальной методике «Перевод на суахили»............................................................ 131 3.3.1. Контент-анализ эмпирических данных по экспериментальной методике «Перевод на суахили»........................ 131 3.3.2. Описание категорий контент-анализа........................................ 132 3.3.3. Сравнительный анализ уровня проявления педагогической рефлексии учителей и студентов педагогического вуза..................... 141 3.3.4. Анализ структуры педагогической рефлексии методами корреляционного и факторного анализа............................................. 148 3.3.5. Обсуждение полученных результатов и выводы....................... 152 Глава 4. Развитие педагогической рефлексии.................................... 164 4.1. Проблема дефицита педагогической рефлексии.......................... 164 4.2. О личностной обусловленности мыслительных процессов........ 172 4.3. Экспериментальное исследование личностных качеств учителя, способствующих развитию его профессиональной рефлексии......... 178 4.4. Проблема развития способности к педагогической рефлексии.................................................................. 189 4.4.1. Об организации внешних условий развития педагогической рефлексии: краткий обзор подходов и методов в практике обучения рефлексивному мышлению............................... 189 4.4.2. Из опыта проведения тренинга по развитию педагогической рефлексии................................................................................................. 194 Вместо послесловия................................................................................. 207 Библиография.......................................................................................... 208 Предисловие Психология думающего учителя... Быть может, кому-то эта фраза показалась странной или даже обидной. То есть, как “ду-мающего”? Разве может быть иначе? Судите сами. Если честно, часто ли мы ставим себе такие вопросы, как: «Каков я как учитель? Что я сейчас делаю и почему именно так? Почему я получил такой результат, а не иной? Как воспринима-ют и понимают меня ученики? Почему я так расстроился (обра-довался, смутился, рассердился)? Действительно ли я понимаю своих учеников? Понимают ли они меня?…» Или, может быть, проще, не вдаваясь в долгие рассуждения с самим собой, объяснять себе в случае затруднения: «Этот уче-ник плохо учится, потому что неспособный. А вот этот дерзит мне, потому что плохо воспитан». И совсем успокоиться, убе-див себя, что как учитель «я делаю все правильно и хорошо. Тем более, что и завуч меня недавно похвалил». Конечно, такая по-зиция учителя и удобнее, и спокойнее: при такой нервной и фи-зической нагрузке еще и мучить себя вопросами, сомнениями... Да, отвечать на вопросы, приведенные выше, которые все же ставит перед собой профессиональный учитель, бывает дей-ствительно трудно. Размышления требуют времени, волевых уси-лий, вырывают его из уютного мира привычной жизни, приво-дят к небезболезненным признаниям своих ошибок, подвигают к переоценке ценностей, заставляют изменять себя. Это так. Но только такой - думающий, сомневающийся, анализирующий себя учитель становится настоящим мастером своей профессии. Толь-ко такой - думающий, рефлексивный учитель может решать про-фессиональные задачи, в которых не может быть шаблона: зада-чи развития личности подрастающего человека. Это учебное пособие посвящено проблеме профессиональ-ной рефлексии учителя. В первой главе рассматривается пред-ставление о рефлексии в философской и психологической науке, раскрывается само содержание понятия рефлексии, анализиру-ются подходы к пониманию ее механизма, обсуждается роль и место рефлексии в психическом развитии человека, а также про- блема развития рефлексивных способностей в онтогенезе, включая и вопросы обучения рефлексивному мышлению в школьном возрас-те. Вторая глава учебного пособия представляет читателю об-ширный материал по различным аспектам профессиональной рефлексии учителя. Здесь подробно обсуждается понятие педа-гогической рефлексии, ее многоплановая роль в профессиональ-ной деятельности учителя, подходы к классификации видов пе-дагогической рефлексии, её современные концепции. В третьей главе представлены результаты проведенного ав-тором экспериментального исследования, целью которого было изучение содержательных и уровневых характеристик профес-сиональной рефлексии учителей на основе авторской методики. Целью этой главы было стремление показать читателю «внут-реннюю кухню» исследований феномена рефлексии, очевидной сложностью которого является возможность сделать его объек-тивной реальностью, доступной для изучения. Проблема развития рефлексивных способностей учителя, которая обсуждается в четвертой главе, рассматривается комп-лексно, в единстве внешних и внутренних условий. Здесь чита-тель узнает о тех личностных качествах учителя, которые спо-собствуют развитию рефлексивных свойств его профессиональ-ного мышления. Вниманию читателя предлагается также обзор разнообразных методов и приемов развития педагогической рефлексии, а также материалы тренинга по развитию рефлек-сии учителя, разработанного автором. Для того, чтобы вызвать читателя на диалог и превратить чтение в интерактивный процесс, каждый раздел в книге сопро-вождается заданиями для рефлексивного самоконтроля и реф-лексивным практикумом, специальные упражнения которого направлены на развитие рефлексивных качеств мышления учи-теля. Учебное пособие может активно применяться в процессе вузовской подготовки учителей. Оно также будет полезно и уже работающим учителям, занимающимся своим профессиональ-ным совершенствованием. Date: 2015-12-13; view: 826; Нарушение авторских прав |