Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарушения речи у детей с ДЦП: аспектный анализ. Особенности логопедической работы с детьми с церебральным параличом





ДЦП – забол-е ЦНС при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей ГМ (группа непрогрессирующих расстройств, возникающих в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе). Страдают мозговые структуры, ответственные за произвольные движения. Поражение этих структур влияет на процесс формиров-я речи. Признаки ДЦП обнаруж-ся с рождения ----- нарушается весь ход психического развития ребенка.

В основе реч-х нарушений при ДЦП лежит не столько нарушение уже готовых речедвигательных механизмов, сколько задержанное или искаженное их развитие. Во всех этих случаях нарушается взаимодействие систем регуляции произвольных и непроизвольных движений в речевой мускулатуре. Нарушение РР обусловлены недостаточностью практического опыта и социальных контактов. Специфику НР определяет различная локализация поражения ГМ при отдельных формах ДЦП:

Двойная гемиплегия: наблюдается псевдобульбарная дизартрия или анартрия, отмечается тяжелое поражение артик-го аппарата, предречевое развитие грубо нарушено.

Спастическая диплегия– преобладают дизартрические нарушения, реже – моторная алалия.

При гемипаретической форме (парез, паралич одной стороны)– преобладает ЗРР с псевдоалалическими и аллалическими проявлениями. Чащеь всего - псевдобульбарная дизартрия.

Гиперкинетическая форма паралича – чаще проявл-ся гиперкинетическая дизартрия.

Атонически-астатическая форма – низкий тонус мышц, отсутствие или наличие патологических тонических рефлексов, - наблюдаются мозжечковая или псевдобульбарная дизартия.

Формы речевых нарушений при ДЦП:

Дизартрия. Ведущий дефект - нарушение звукопр-ой стороны речи и просодики (М-И и Т-Р), нарушения дыхания, голоса и артик. моторики. Речь неразборчивая, смазанная, нечеткая.

Алалия. При ДЦП алалия чаще сочетается с дизартрией. МА чаще всего встречается у детей со спастической диплегией и правосторонним гемипарезом. При СА нарушено понимание обращенной речи, выраженное недоразвитие познав. деятельности, интонация м\б сохранной, набл. эхолалии. Ведущий дефект при СА - нарушение слухового гнозиса, повышенная эмоц. возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость слухового внимания.

Дислексия и дисграфия — обычно сочетаются с недоразвитием УР. Связаны с нарушениями зрит. восприятия формы, недостаточным развитием оптико-простр. представлений, фонемат. восприятия, с нарушениями мелкой моторики. При дислексии: пропуски и перестановки букв, смешение сходных по начертанию букв, пропускают строчки, не могут понять смысл прочитанного. При дисграфии: трудности в овладении письмом, не запоминают начертания букв, заменяют буквы или их элементы, зеркальность написания букв. Нарушения чтения и письма носят стойкий характер и с возрастом меняются не качественно, а количественно (снижается число ошибок, но характер их сохраняется).

Заикание. Играют роль психич. травмы (испуг, различные волнения и переживания, изменение привычного жизненного стереотипа, разлука с близкими), ошибки воспитания, органические нарушения речедвигательной функции. Особенность: преобладание клонико-тонических судорог в дых. и артик. мускулатуре. Заикание носит стойкий характер, сопровождается выраженными сомато-вегет. расстройствами, усиливается в подростковом возрасте. Чащевсего возникает на фоне гиперкинетической дизартрии. При этом у детей выражены насильственные движения в артикуляционных и скелетных мышцах. Для этих движений характерна стойкость проявлений, они трудно поддаются коррекционному воздействию.

ВЫВОД: для детей с ЦП характерны различные формы речевого дизонтогенеза, проявляющиеся как в виде обратимых нарушений (задержки доречевого и речевого развития), так и в виде более стойких системных расстройств всех сторон речи (ОНР). Характер нарушений речевого развития определяет задачи и методы логопедической работы.

Ученые: Архипова Е.Ф., Мастюкова Е.М., Смирнова И.А., Симонова Н.В., Приходько О.Г., Ипполитова М.В.

 







Date: 2015-12-13; view: 731; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию