Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности логопедической работы с детьми с ИН
Специфика обусловлена характером нарушения ВНД, психопатологическими особенностями ребенка с ИН, особенностями речевого развития и структуры речевого дефекта. Цель при легкой ИН: развитие всей реч.системой в целом; расширение запаса и представлений об окружающем, накопление соц. опыта, разв. познав. дея-ти., форм. мыслительных операций. 2.1. Коррекция нарушений звукопроизношения: - подготов. этап – развитие общей, ручной и реч. моторики (кинетической и кинестетической стороны), слухового восприятия, ПП, дыхания, выдоха в игр. и голос. упражнениях. - постановка звука (зрительный+слуховой +кинестетические+тактильно-вибрационные ощущения). - автоматизация (сложный звук. анализ и синтез, умение выделять звук в слове). - дифференциация (развитие реч. различения, произнос. дифференциации звуков). 2.2. Коррекция нарушений лексико-грамматической стороны: - обогащение словарного запаса (глаголы и прил.), уточнение значения слов (усвоение обобщающего характера слов, местоимений, числительных, наречий, антонимы, синонимы). - работа над грамм. формами (от конкретного к абстрактному, от простого к сложному; словоизменение, словообразование, согласование внутри реч. высказывания; распрост. предложений). 2.3. Коррекция нарушений связной речи сначала проводится на материале диалогической речи, потом – контекстной, монологич.: · развитие умения анализ. наглядную информацию, выделять главное и существенное. · форм. умение располагать смысловые компоненты в опред. последовательности. · развитие способности удерживать смысловую программы в опред. последовательности · перекодирование каждого элемента смысловой программы в языковую форму. Р.И.Лалаева рекомендует след. последовательность: пересказ с опорой на серию сюж. картинок ---по сюжетной картине --- без опоры на наглядность --- на основе деформ. текста --- рассказ по серии сюж. картин --- рассказ по сюж. картине --- самост. рассказ 2.4. Коррекция нарушений чтения и письма проводится в тесной связи с коррекцией нарушений УР, дефектов произношения, Ф-Ф, Л-Г стороны. Общей задачей развития речи детей с У и ТИН является создание предметной речи, обучение словам-предметам, словам-действиям, кот. д\иметь практ. смысл, связаны с жизнью, с его действиями. Складыается из след. задач (Л.А.Зайцева, В.И.Липакова, А.Р.Маллер, Л.М.Шипицына и др.): 1. Развитие артикуляционной моторики: систематическое выполнение гимнастики органов артикуляции, развитие артикул. движений (сначала пассивная, потом активная гимнастика), тренировка мимической мускулатуры. Упражнения проводятся в игровой форме; чаще сопряжено с логопедом или по показу, по слов. инструкции – короткие. 2. Развитие импрессивной речи требуетвзаимодействия ребенка с предметами; выполнение слов. поручений взрослого; понимание речи как акта общения, т.е. активное восприятие и ответ. Начинать следует с формирования невербальных форм общения: фиксировать взгляд, смотреть в глаза, понимать жесты и выраз. движения. Включает разделы: умение слушать;умение реагировать на жесты и выполнять простые указания; умение выбирать из предметов и картинок то, что нужно; умение выполнять указания, обозначающие действия, в которых есть слова, обозн. признаки предметов, местоположение предметов; умение реагировать на разные грамматические формы; понимать связные высказывания. М\применять надписи к предметам. 3. Развитие экспрессивной речи: неречевые - надо научить языку жестов и знаков; - подражание речи педагога (звуки, слова, предложения). Основное правило: не принуждать, а побуждать, т.е. многократно повторять, обыгрывая в различных ситуациях; - формирование способности выражать свои желания с помощью отд. звуков, слов. Целесообразно звуки сопровождать действиями (имитационные игры). Происходит в общниие со взрослыми через орган. совместной деят-ти, игру. Приемы: произнесение сопряжено, отраженно, хоровая речь с движениями; максимальное использование наглядности; установление причинно-следственных отношений между изучаемыми объектами; соотношение предметов и изображений; узнавать предмет по изображению и называть его; давать простейшую характеристику по внешним и функц. признакам; сравнивать по существенным признакам; употреблять в речи знакомые слова; составлять простые предложения по демонст. действиям, картинкам, вопросам. Ученые: Ю.К.Шергилашвили, Лалева Р.И., Каше А.Г., Ефименкова Л.Н, Садовникова И.Н.
Нарушения речи у детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития: аспектный анализ. Особенности логопедической работы с детьми с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития. К детям с трудностями в обучении относятся дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин (проявлений легких остаточных нарушений функций головного мозга, функциональной незрелости центральной нервной системы, незрелости эмоционально-волевой сферы, соматической ослабленности, педагогической запущенности и др.) стойкие затруднения в усвоении образовательных программ и школьной адаптации при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы (С.Г. Шевченко).Значительную часть данной категории учащихся составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР). Различные причины и механизмы расстройств развития при разных типах ЗПР обусловливают неоднородный характер трудностей в обучении детей и различия в прогнозах. Наиболее стойкие и выраженные нарушения как в эмоционально-волевой (органический психический инфантилизм), так и в познавательной деятельности наблюдаются при ЗПР церебрально-органического происхождения.. У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития и значительная распространенность нарушений речи (по данным разных авторов, от 39 до 95 % детей с ЗПР имеют разнообразные нарушения речи). Характерным признаком клинической картины большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, их связь с общими психопатологическими особенностями этих детей. Речь детей с ЗПР характеризуется нарушением звукопроизносителыюй стороны речи, отмечается низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи, трудности дифференциации звуков, а также трудности в овладении звукобуквенным анализом (Г.Г. Голубева, В.А. Ковшиков, Е.В. Мальцева, Р.Д. Тригер). Характерно преобладание полиморфных нарушений звукопроизношения по типу смешения звуков, причем чаще всего нарушаются свистящие, шипящие и сонорные звуки. У большого количества детей с ЗПР нарушения звукопроизношения связаны с дефектами строения артикуляторного аппарата и недостаточностью речевой моторики. Значительная часть детей с ЗПР отличается несформированностью фонематического восприятия: · дети испытывают трудности при дифференциации звуков на слух, причем не только звуков, нарушенных в произношении (свистящих, шипящих, соноров), но и правильно произносимых (твердых и мягких, звонких и глухих); · нарушения звукового анализа и синтеза оказываются очень стойкими, сохраняются в течение нескольких лет, вызывая нарушения чтения и письма; особую трудность представляет определение количества, последовательности звуков, установление позиционных соотношений звуков в слове. Для активного словаря этой категории детей характерно некоторое отставание от возрастной нормы, обнаруживающееся в недостаточном разнообразии актуализируемых в самостоятельном высказывании слов, в трудности усвоения и использования общих понятий (в дифференциации и конкретизации содержания этих понятий), в пополнении словаря словами, выражающими сложные качества и отношения. Многие дети с ЗПР испытывают затруднения в грамматическом и синтаксическом оформлении предложений. Часто наблюдаются ошибки в употреблении предлогов (замены, иногда пропуски), а также ошибки в предложно-падежном управлении, в согласовании существительных с прилагательными. По сравнению с нормой, дети с ЗПР используют ограниченный набор синтаксических конструкций, преимущественно простых трехчленных конструкций. У большого количества старших дошкольников и младших школьников с ЗПР отмечается значительное недоразвитие словоизменения и словообразования. Дети не используют всю совокупность грамматических значений, позволяющих отличать одну грамматическую форму (числа, рода, падежа) от другой, поэтому парадигма форм словоизменения у них очень ограничена, недостаточно устойчива, характеризуется большим количеством смешений флексий. У детей с ЗПР отмечается и своеобразие связной речи. Для них сложен пересказ произведений (особенно повествовательного характера), составление рассказа по серии картин и составление творческого рассказа, рассказа-описания. Для речи детей с ЗПР характерна неосознанность и непроизвольность построения фразы как высказывания в целом, дети не дают развернутого ответа на вопрос взрослого, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями (Ю.Г. Борякова, С.Г. Шевченко). У младших школьников с ЗПР отмечается низкая готовность к усвоению письменной речи, трудности при ее реализации. Из разнообразных расстройств речи наиболее выраженными и грубыми у детей с ЗПР являются расстройства письменной речи (Ю.Г. Демьянов, В.А. Кошиков, Л.Н. Корнев, Е.А. Логинова и др.). Значительная распространенность нарушений чтения и письма у младших школьников с ЗПР связана как с неполноценностью устной речи, так и с недостаточностью внимания, зрительного гнозиса, памяти, сукцессивных процессов. С учетом проявления нарушений речи Е.В. Мальцевой выделены 3 группы детей с ЗПР: 1) дети с изолированным фонетическим дефектом (неправильное произношение одной группы звуков, связанное с аномалией строения артикуляционного аппарата, нарушением речевой моторики); 2) дети с фонетико-фонематическим нарушением (неправильное произношение звуков 2-3 фонетических групп в сочетании с нарушениями слуховой дифференциации звуков и фонематического анализа); 3) дети с системным недоразвитием всех сторон речи (сочетание фонетико-фонематических нарушений и нарушений в развитии лексико-грамматической стороны речи). Учет неоднородности речевых нарушений и сформированности речевых функций у детей с ЗПР определяет необходимость осуществления дифференцированного подхода в изучении и преодолении данных нарушений. Дифференцированный подход предполагает также оценку и учет состояния познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, которое является неодинаковым у разных детей с ЗПР.
Date: 2015-12-13; view: 955; Нарушение авторских прав |