№
| Тема занятия
| Задачи
| Развитие психологической базы речи
|
| Устная и письменная речь. Буквы. Артикуляционная гимнастика.
| Развитие слогового анализа и синтеза.
| Развитие пространственных представлений (ориентировка в окружающем пространстве
|
| Деление текста на предложения. Артикуляционная гимнастика
| Развитие фонематического анализа и синтеза.
| Уточнение знаний о схеме тела.
|
| Предложение состоит из слов. Артикуляционная гимнастика.
| Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков в слове)
| Развитие мелкой моторики.
|
| Звуки речи. Артикуляционный признак гласных.
| Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем). Дифференциация смешиваемых детьми фонем
|
|
5 6 7
| Узнавание и выделение гласных (а, о, у, и, э) из начала, середины и конца слова.
| Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков в слове)
| Развитие мелкой моторики.
|
8 9
| Главный артикуляционный признак согласных звуков -преграда. Дифференциация гласных и согласных.
| Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков в слове)
| Уточнение и развитие ориентировки во времени.
|
10 11
| Согласный звук, его выделение из начала, середины, конца слова.
| Развитие фонематического анализа и синтеза. Выделение (узнавание) звука на фоне слова.
| Уточнение и развитие ориентировки во времени
|
| Гласные образуют слог.
| Развитие фонематического анализа и синтеза. Выделение (узнавание) звука на фоне слова.
| Уточнение и развитие зрительного восприятия на неречевом материале.
|
13 14 15
| Упражнения в слоговом анализе и синтезе. Ударный слог. Слоговой ритм.
| Развитие фонематического анализа и синтеза. Выделение (узнавание) звука на фоне слова.
| Уточнение и развитие зрительного восприятия на неречевом материале
|
| Позиция гласного в начале, середине и конце слова.
|
|
|
| Звонкие согласные. Главный артикуляционный признак.
|
|
|
| Дифференциация твердых и мягких согласных
| Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем)
|
|
| Дифференциация согласных по звонкости и глухости
| Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем)
|
|
| Дифференциация согласных П - Б
|
| Развитие слухового внимания
|
| Дифференциация согласных Т - Д
|
| Развитие слухового внимания
|
| Дифференциация согласных В - Ф
|
| Развитие слухового внимания
|
| Дифференциация согласных К - Г
|
| Развитие слухового внимания
|
| Дифференциация согласных С - З
|
| Развитие слухового внимания
|
| Дифференциация согласных Ш - Ж
|
| Развитие слухового внимания
|
| Дифференциация согласных Ш -С
|
| Развитие слухового внимания
|
27 28 29
| Дифференциация согласных Различных по артикуляционному признаку. Диктант.
|
|
|
30 31 32
| Дифференциация оптически сходных букв. Диктант.
|
| Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания).
|
33 34 35
| Проверка правописания оглушаемой согласной в середине и конце слова.
| Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем)
|
|
36 37 38
| Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв Е, Ё, Ю, Я, И
| Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем)
|
|
39 40 41
| Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака
| Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем)
|
|
42 43
| Разделительный мягкий знак
| Дать детям представление о разделительном мягком знаке
|
|
44 45
| Дифференциация гласных второго ряда между собой.
|
| Слогообразующая роль гласных.
|
46 47
| Корень слова.
|
| Воспитание языкового чутья, зрительного и слухового внимания к слову, умение чувствовать и понимать его лексическое значение.
|
48 49
| Суффикс
|
|
|
50 51
| Приставка
|
|
|
52 53
| Дифференциация предлогов и приставок. Диктант.
| Дифференциация предлогов и приставок
|
|
54 55
| Безударная гласная в корне слова
| Практические приемы проверки безударной гласной в корне слова
|
|
| Диктант
|
|
|
Логопедическое обследование состояния устной и письменной речи учащихся 5 классов
Совместная с учителями русского языка и психологом работа по выявлению учащихся, нуждающихся в специальном сопровождении.
Изучение документации, предоставленной логопедами и психологом начальной школы, психолого-педагогический консилиум в рамках программы "Преемственность. Адаптация".
Этапы работы
| Колво заня тий
| Содержание работы
| Грамматические темы в соответствии с программой обучения русскому языку
| Этап и содержание работы по формированию самоконтроля
| Развитие когнитивных и социальных навыков; познавательных процессов
|
|
|
|
|
|
|
Анализ предло-жений
|
| 1. Речь устная и письменная, ее роль в жизни людей.
| Язык и его единицы
| | 1. Развитие социальных навыков (РСН): знакомство, представление себя, представление товарища, интервью. 2. Развитие когнитивных навыков (РКН): постановка цели и планирование деятельности (лесенка успеха); "Медведи".
|
|
| 2. Предложение - одна законченная мысль.
| Текст. Виды предложений по цели высказывания. Предлог.
| 1.Четкое орфографи-ческое чтение написанного по слогам.
| 3. Развитие слухового внимания (РСВ): "разминки "-предложения; игра "Собери слова".
|
|
| 3. Определение границ предложения в устной и письменной речи.
| Связь слов в предложении.
| 2. Введение алгоритмов: o проверки списанного текста; o списывания с образца.
| 4. РКН: учимся следовать устной и письменной инструкции, игра "ЛЕГО".
|
|
| 4. Составление и преобразование предложений.
|
| 3. Редакти-рование предложений (устно).
| 5. Развитие зрительного внимания (РЗВ): поиск отличий в картинках, в предложениях; избирательность восприятия (поиск слова в слове).
|
|
| 5. Определение количества слов в предложении, вычленение заданного слова из предложения.
|
| 4. Учить детей вслушиваться в чтение слов другими учащимися, обнаруживать ошибки.
| 6. Развитие кратковременной слухоречевой памяти (РСП).
|
|
| 6. Закрепление знаний учащихся о предлогах и их написании.
|
| 5. Коллективная проверка написанного, взаимо- и самопроверка. 6. Введение алгоритмов: • письма под диктовку; • проверки предложений; • проверки слов.
| 7. РСН: оценивание и критика (видеофильм «Реагирование на критику»).
|
Слого- вой анализ и синтез слов.
| 10-12
| 1. Различение гласных и согласных звуков по способу образования и звучанию. 2. Вычленение из слов гласных звуков. 3. Развитие навыков порядкового, количественного и позиционного слогового анализа. 4. Вычленение из слов ударного и безударных гласных. 5. Характеристика звука (по акустическим признакам). 6. Фонематический анализ слогов-слияний.
| Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки и буквы. Двойная роль гласных букв е, ё, ю, я. Твердые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Приставка, окончание, корень слова. Правописание слов с безударными гласными в корне. Фонетический разбор слов.
| Развитие навыков контроля и самоконтроля в письменной речи. Автоматизация действий по алгоритмам проверки.
| 8. РКН: анализ собственных проблем, составление карты (дневника) самоконтроля.
|
Фоне-мати-ческий анализ, синтез и пред-став-ления.
| 20-22
| 1. Характерис тика согласных звуков по спосо бу образования. 2. Определение наличия заданно го, звука в слове: — с опорой на слух и произношение; — по представлениям. 3. Вычленение из слова: • последнего со гласного; • 1-го твердого согласного; • 1-го мягкого согласного 4. Определение последователь ности звуков в слове. 5. Определение количества звуков в слове. 6. Определение места звука по отношению к другим звукам в слове.
| Правописание приставок, оканчивающихся на согласные. Правописание парных согласных в слабой позиции в корне. Правописание Ъ и Ь раздели-тельных знаков. Правописание Ь после Ч в существи-тельных, глаголах, краткой форме прилагательных. Правописание И и Ы после ц. Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существи-тельных.
Правописание гласных в падежных окончаниях существи- тельных единственного числа. Образование возвратных глаголов. Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. НЕ с глаголами. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.
|
|
|
|
Воспол- нение пробелов в форми-ровании связной речи.
| 10-12
| Развитие умений: • устанавливать последова-тельность высказывания; • отбирать языковые средства для построения высказывания в зависимости от цели общения (доказательство, оценка, рассуждение, объяснение); • использовать в речи вырази-тельные средства языка (пояснения, омонимия, синонимия и др.).
| Логические графические упражнения.
|
| 9. РКН: учимся выделять главное. Карта памяти. 10. РСН: рассказывание и слушание (видеофильм), речевая ситуация, речь подготовленная и неподготовленная; «слушаю — понимаю — запоминаю». 11. РСН: зада-вание вопроса.
|