Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основоположники отечественной логопедии⇐ ПредыдущаяСтр 172 из 172
Власова Наталия Александровна (1899—1989) Логопед-дефектолог, кандидат педагогических наук, профессор. Окончила 2-й МГУ (ныне МПГУ). В 1929 г. с профессором В. А. Гиляровским организовала в больнице им. Соловьева детскую площадку, где оказывалась логоте-рапевтическая помощь заикающимся детям. Впервые на детской площадке при больнице Соловьева Н. А. Власовой вместе с профессором В. А. Гринер была внедрена логопедическая ритмика. В 1964 г. Н. А. Власова была приглашена на работу в НИИ психиатрии им. Сербского в лабораторию патологии речи. Автор многочисленных научных и практических трудов. Она долгие годы сотрудничала с факультетом реабилитации Берлинского университета им. Гумбольдтов, совместно с профессором К. П. Беккером ею была написана монография «Заикание»; переведен и отредактирован учебник «Логопедия» К. П. Беккера и М. Совака. Имя Н. А. Власовой достойно стоит среди тех, кто внес большой вклад в развитие отечественной логопедии. Основные труды Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. М., 1955. Доброгаев Сергей Мартьянович (1873, дата кончины неизвестна) Врач-невропатолог, профессор. Работал зав. кафедрой физиологии, патофизиологии речи, логотерапии и логопедии с 1932 по 1935 гг. в Ленинграде. Большая часть его работы связана с ЛГПИ им. А. И. Герцена. Лекции, экспериментальные научные исследования посвящены вопросам физиологии, патофизиологии и терапии речи. По проблемам речи опубликованы научные работы в области сурдопедагогики и логопедии. Основные труды Физиологический и социальный элементы в учении о речи человека / РАНИОН НИИ сравнит., истории лит. и яз. Запада и Востока. Л., 1929. Звукопроизносительная речь нормально слышащих и кинетическая речевая коммуникация глухонемых // Язык и мышление: Сб. ст. / АН СССР. Ин-т языка и мышления. Л., 1934. Конспект курсов физиологии речи, патофизиологии речи и логотерапии / ЛГПИ. Л., 1934. Ипполитова Анастасия Гавриловна (1902—1986) Трудовая деятельность началась в детском доме для глухонемых детей, затем она поступила на дефектологический факультет 2-го МГУ, по окончании которого получила специальность сурдопедагога и логопеда. Работала в различных специальных учреждениях Москвы, а с 1946 года — в Центральном невропсихиатрическом диспансере для детей и подростков, сочетая практическую работу логопеда с научной в НИИ дефектологии АПН РСФСР и пеДагогичес-кой — в МГПИ им. В. И. Ленина. В это же время стала главным методистом Москвы. Осуществленная ею теоретическая и практическая разработка системы методических приемов постановки звукопро-изношения у детей с псевдобульбарной дизартрией и ринола-лией явилась ценным вкладом в дефектологическую науку. Основные труды Логопедические занятия при ринолалии в дооперационном периоде. М., 1963. Открытая ринолалия. М., 1983. Левина Роза Евгеньевна (1908—1989) В 1927 году поступила во 2-й МГУ. В 1933 г. возглавила медико-педагогическую группу, сформированную при ЭДИ для работы с детьми-алаликами. В 1951 г. опубликовала книгу «Опыт изучения неговорящих детей (алаликов)», где впервые в логопедии были последовательно изложены принципы системного анализа речевой и психической недостаточности алаликов. Основные положения и выводы этой работы имеют и до настоящего времени первостепенное дифференциально-диагностическое значение для теории и практики логопедии. Наиболее значительной научной заслугой профессора Левиной по праву считается построение концепции общего недоразвития речи. В 1961 г. завершила обширное исследование, результаты которого были изложены в ее докторской диссертации «Нарушение письма у детей с недоразвитием речи». Впервые был осуществлен анализ различных компонентов речевой деятельности, влияющих на природу нарушений письма: описаны индивидуальные особенности компенсации в соответствии с различной структурой дефекта письма. Итогом значительного периода научной деятельности Р. Е. Левиной явилась широко известная логопедам книга «Основы теории и практики логопедии» (1968 г.), написанная коллективом сотрудников под ее непосредственным руководством. Значительным вкладом в развитие организации логопедической помощи в системе образовательных учреждений явилась разработанная ею психолого-педагогическая классификация речевых нарушений. Выдающийся ученый в области логопедии, Р. Е. Левина всегда являлась высочайшим авторитетом для ученых, учителей, организаторов корррекционного обучения — всех, кто был занят проблемой преодоления речевых нарушений у детей. Основные труды Опыт изучения неговорящих детей. М., 1954. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. М., 1961. Основы теории и практики логопедии. М., 1968. Ляпидевский Сергей Семенович (1903—1975) Свою трудовую деятельность начал с работы в детских трудовых колониях и детских домах для аномальных детей в качестве педагога-воспитателя. После окончания педагогического факультета 2-го МГУ в 1925 году был направлен на работу в Казань и поступил на медицинский факультет Казанского университета. В 30-е гг. вместе с А. И. Дьячю-вым организовал Московский областной и городской дефектологический кабинет, а в 1932 году — дефектологический факультет и кафедру дефектологии в Московском городском педагогическом институте. В годы Великой Отечественной войны служил в рядах Советской армии. С 1946 по 1965 год работал в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН РСФСР. В 1955 году был избран на должность заведующего кафедрой психопатологии и логопедии МШИ им. В. И. Ленива, в 1962 году ему было присвоено звание профессора. Сочетание двух профессий — педагога и врача — способствовало формированию С. С. Ляпидевского как разностороннего ученого с широким кругом интересов. Он является автором и редактором учебников для высшей школы, монографий, сборников статей. С 1946 по 1955 г. был экспертом ЮНЕСКО по дефектологии, способствовал установлению научных связей с дефектологами ряда стран. Его работы изданы в Румынии и Югославии. Научно-педагогическая и общественная деятельность С. С. Ляпидевского получила высокую оценку. Он был награжден орденом Красной Звезды, медалями, Почетной грамотой Верховного Совета РСФСР. За большие заслуги в педагогической деятельности и в развитии специальной педагогики был удостоен медали им. К. Д. Ушинского. Основные труды Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С. С. Ляпидевского. М., 1963. Вып. I, II, III. Расстройства речи у детей и подростков // Под ред. С. С. Ляпидевского. М., 1969. Анатомо-физиологические механизмы речи (в соавторстве). М., 1969. Орфинская Вера Константиновна (1899—1971) Училась в Петрограде на этнолого-лингвистическом отделении университета. Ее учителями и руководителями первых научных работ были ученые с мировым именем, профессора-лингвисты М. Г. Долобкс и Л. В. Щерба. В течение нескольких лет занималась и на биологическом факультете, где серьезно изучила курсы анатомии, гистологии, а также физиологии под руководством А. А. Ухтомского. Еще в довоенные годы занялась изучением дисграфии у учащихся младших классов массовой школы. В 1928 г. продолжила свои исследования в Отофонетическом институте, где обследовались, воспитывались и обучались дети с различными видами патологии: глухие, слепоглухонемые, заикающиеся, алалики и др. В 1934 г. стала заведующей фонолого-логопедической лаборатории института. Ее исследовательская деятельность начиная с военных лет сосредоточилась в основном на проблеме алалии и афазии. Впервые в истории логопедии В. К. Орфинской было проведено сравнительное лингвистическое исследование таких сложных речевых расстройств, как афазия и алалия. В разработанной ею лингвистической классификации представлены не только ведущие расстройства, но и характер неполноценности языковых систем, их соотношение с гностико-практическими расстройствами, подробно описаны симптомы языковых расстройств, проявления нарушений фонематической, морфологической, синтаксической систем языка. Результаты сравнительного лингвистического изучения алалии и афазии были обобщены В. К. Орфинской в ее докторской диссертации, которую она защитила в 1960 году в ЛГПИ им. А. И. Герцена на дефектологическом факультете. Основные труды Спорные вопросы обучения слышащих детей без речи. Л., 1959. Принципы построения дифференциальной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии. Л., 1963. Методика работы по подготовке к обучению грамоте де-тей-алаликов и анартриков. Л., 1963. Правдина Ольга Владимировна (1894—1977) Окончила в 1917 г. физико-математический факультет Московских высших женских курсов. В 1920—21 уч. г. поее просьбе была командирована на годичные курсы по детской дефективности, а через год начала работать в медико-педагогической клинике Наркомпроса в качестве логопеда. Ее идейными руководителями стали широко известные ученые Ф. A. Pay и Ю. А. Флоренская. С 1933 по 1936 г. О. В. Правдина работала в логопедической поликлинике при объединении им. Н. А. Семашко. С 1936 стала работать логопедом в Научно-практическом институте (ныне Институт коррекционной педагогики РАО). В период Великой Отечественной войны защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему: «Тяжелая детская дизартрия в логопедической практике». С 10 сентября 1952 г. начала работать на кафедре психопатологии и логопедии МШИ им. В. И. Ленина под руководством С. С. Ляпидевского. В 1969 г. вышел ее учебник «Логопедия» для дефектологических и дошкольных факультетов, а также для логопедов-практиков и для учащихся педагогических училищ. В настоящее время в области логопедии активно работает ряд известных методистов — учеников Ольги Владимировны Правдиной, которые продолжают дело подготовки логопедических кадров для Российской Федерации. Основные труды Альбом по коррекции речевых расстройств при афазии (опыт работы в госпитале). М., 1945—49. Логопедия. М., 1973. Pay Федор Андреевич (1868—1957) Советский дефектолог, член-корр. АПН РСФСР, д-р пед. наук, профессор. Разрабатывал вопросы теории и практики в бурдопедагогике и логопедии. В течение мн'огих лет возглавлял Арнольдо-Третьяковское училище глухонемых (позднее Московский институт глухонемых). Инициатор первых мероприятий по организации логопедической помощи в стране. Большое внимание уделял подготовке сурдопедагогов и логопедов, он является одним из организаторов высшего дефектологического образования. В течение многих лет возглавлял кафедру сурдопедагогики и логопедии МГПИ им. В. И. Ленина. Он автор и редактор большого числа печатных трудов (монографий, статей, учебников, методических пособий) по сурдопедагогике и логопедии. Награжден орденом Ленина. Основные работы Букварь для школ глухонемых (совм. с Н. A. Pay). M., 1940. Методика обучения глухонемых произношению (совм. с Ф. Ф. Pay). M., 1959. Методические указания к книге М. Г. Генинг и А. Ко-пейкиной «Учись правильно говорить». М., 1931. Pay Елена Федоровна (1889—1969) Имя Е. Ф. Pay известно дефектологам всех поколений. Кандидат пед. наук, доцент. Она (как и Ф. A. Pay и Н. A. Pay) стояла у истоков развития отечественной сурдопедагогики и логопедии, работая с глухими и неговорящими дошкольниками. При Московском институте педиатрии ею был открыт стационар для глухих детей от 2—3 месяцев и до 2 лет, а также слухоречевой кабинет для детей с недостатками слуха и речи. В 1935 г. по ее инициативе были открыты первые ясли для детей раннего и преддошкольного возраста, имеющих недостатки слуха и речи. В1954—56 гг. она совмещала работу в здравотделе Москвы с преподавательской деятельностью на дошкольном отделении дефектологического факультета МГПИ им. В. И. Ленина. С 1956 по 1969 г. Е. Ф. Pay — доцент кафедры дефектологии МГЗПИ, автор многих известных научных работ. Основные труды О заикании детей дошкольного возраста. М., 1958. Вспитание правильного звукопроизношения у детей (советы родителям). М., 1961. Логопедия — учебник для студентов заочников (в соавт.). М., 1969. Трауготт Наталия Николаевна (1904—1994) Доктор мед. наук профессор Наталия Николаевна Трауготт работала вместе с И. П. Павловым, Л. С. Выготским, А. Г. Ивановым-Смоленским, Л. А. Орбели. С 30-х гг. начала изучать физиологию ВИД у лиц с патологией речи, а также у больных с психопатологическими синдромами. В сферу ее научных интересов в дальнейшем входило изучение межполушарного взаимодействия. Впервые в истории науки она экспериментально изучала работу анализаторов человека при локальных поражениях головного мозга, изучила работу слухового анализатора при детской тугоухости, алалии и афазии. Ей удалось дифференцировать сенсорную алалию от тугоухости по специфике нарушений слуховой функции. Ею был впервые в отечественной и мировой физиологии выявлен и описан феномен замыкательной акупатии как общий механизм нарушения неречевого и речевого слуха. Под руководством Н. Н. Трауготт в лаборатории патологии высшей нервной деятельности ИЭФиБ им. И. М. Сеченова, которую она возглавила в 1956 году, проводились исследования анализаторных систем. В конце 60-х гг. лаборатория обратилась к изучению проблемы межполушарного взаимодействия. До последнего дня своей жизни Наталия Николаевна консультировала детей с речевыми, интеллектуальными и поведенческими аномалиями. Консультации больных с речевой патологией, детей и взрослых, которые проводились с участием Н. Н. Трауготт, были открыты для всех логопедов города. Их посещали и невропатологи, и нейропсихологи, и специалисты по смежным дисциплинам: сурдологи, психиатры, лингвисты, нейрофизиологи. Это была хорошая школа для всех, кто работал со сложными формами речевой патологии. Основные труды К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами // Расстройства речи в детском возрасте. Л., 1940. Нарушения слуха при сенсорной алалии и афазии (в соавт.). Л., 1975. Фельдберг Давид Владимирович (1873—1942) Доктор медицины профессор Д. В. Фельдберг окончил медицинский факультет Киевского университета (1897) и естественное отделение физико-математического факультета С.-Петербургского университета. Работал на Педагогических курсах Фребелевского общества (1911—1916). В Педагогическом институте дошкольного образования занимал должность профессора кафедры гигиены детского возраста. С 1918 по 1925 годы был зав. кафедрой сурдопедагогики и логопедии. Являлся организатором этой кафедры. С 1925 года и до 1938 г. занимал должность декана дефектологического факультета ЛГПИ им. А. И. Герцена. Одновременно являлся директором Отофонетического ин-та. Область научных интересов: обучение детей с недостатками слуха и речи. Основные труды Программы по сурдопедагогике и логопедии: (Для дефек-тол. отделения педтехникума) / Сост. Фельдберг Д. В. Л., 1931. Таблицы речевой артикуляции: Нагл яд. метод-, учеб. пособие для спец. публ. речи и певцов / Под ред. Д. В. Фельд-берга / Ленингр. науч.-практ. Ин-т по болезням уха, носа, горла и речи. Л., 1934. Слуховая проблема у акупатов // Методы исследования и воспитания слуха и ритма у тугих и тугоухих детей (школьная акуметрия, акупедия и ритмопедия). СПб-М., 1936. Хватцев Михаил Ефимович (1883—1977) Начал свою научную деятельность в 1926 г. Начиная с 1934 г. его жизнь и деятельность была неразрывно связана с дефектологическим факультетом ЛГПИ им. А. И. Герцена, где он в течение трех десятилетий вел активную педагогическую и научную работу: читал лекционные курсы по логопедии, а также по психологии глухих и методике обучения глухих произношению, одновременно формируя содержание этих курсов. Уже в 1930 г. вышла первая написанная им книга — «Дефекты речи». Далее — «Логопедия», выдержавшая пять изданий и до настоящего времени являющаяся наиболее полным и всеобъемлющим руководством в области речевой патологии. Им написано свыше 70 научных трудов, которые адресованы не только логопедам, но и учителям массовых школ, воспитателям дошкольных учреждений и родителям и даже самим логопатам (подросткам и взрослым). Особую заботу Михаил Ефимович всегда проявлял о созданном им методическом объединении ленинградских школьных логопедов, которым он бессменно руководил в течение нескольких десятилетий, будучи заведующим кафедрой сурдопедагогики. Михаил Ефимович Хватцев был истинным патриотом; он всегда проявлял большую заботу о том, чтобы отечественная, логопедия достойным образом была представлена и за рубежом. Правительство высоко оценило научно-педагогическую и общественную деятельность профессора М. Е. Хватцева: он был награжден орденом Трудового Красного Знамени и многими медалями, а также значком «Отличник народного образования». Основные труды Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. М., 1957. Недостатки речи у школьников. М., 1958. Логопедия. Учебник. М.—Л., 1959. Известные ученые-логопеды Бейн Эсфирь Соломоновна (1907—1981) Нейропсихолог, доктор биол. наук, профессор, ученица и друг Л. С. Выготского и А. Р. Лурии. С 1954—1976 гг. руководитель группы нейропсихологии и логопедии НИИ неврологии при АМН СССР, автор большого числа исследований по проблемам психологии, нарушения и восстановления речи при афазии (афазия и пути ее преодоления). Основные труды Парафазии при различных видах афазии. М., 1961. Пособие по восстановлению речи у больных с афазией (всоавт.). М., 1962. Афазия и пути ее преодоления. М., 1964. Белякова Лидия Ивановна Окончила в 1952 г. Московский медицинский институт им. И. П. Сеченова по специальности «Лечебное дело».Затем работала в лаборатории психологии под руководством проф. К. К. Платонова, позже окончила аспирантуру Института высшей нервной деятельности АН СССР. С 1961 г. — научный сотрудник Лаборатории высшей нервной деятельности АМН СССР, с 1968 г. работала в лаборатории патологии речи Института общей и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. С 1981 года заведовала кафедрой логопедии МГПИ. В 1962 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. А в 1982 году — доктора медицинских наук на тему: «Клинико-физиологичес-кий анализ центральных механизмов заикания». В 1987 г. получила звание профессора. Имеет около 150 научных и научно-методических публикаций, в том числе ею в соавторстве издано 5 монографий, 2 из них — на немецком языке, 3 учебных пособия и главу в учебнике «Логопедия», которые имеют гриф Министерства образования РФ. Научные интересы Л. И. Беляковой связаны с исследованием высшей нервной деятельности детей, речевым онтогенезом, патогенетическими механизмами заикания. Активно участвует в разработке стандартов образования, а также экспертной оценке образовательных программ по логопедии. Основные труды Проблемный подход к анализу патогенетических механизмов заикания // Заикание: проблемы теории и практики. М., 1992. Сравнительный анализ речеязыковых параметров у лиц с нормальной речью и заикающихся // Психолингвистика и современная логопедия. М., 1997. Заикание (в соавт.) М., 1998. Винарская Елена Николаевна Профессор, доктор наук, потомственный дефектолог, известна не только в России, но и за рубежом. Область ее исследований — проблемы дефектологии (в том числе логопедии), проблемы афазиологии раннего речевого развития детей. В работах Елены Николаевны блестяще представлены аспекты неврологии, нейрофизиологии, нейропсихологии, лингвистики, психолингвистики и логопедии. Как ученый она сформировалась под влиянием и в сотрудничестве с О. В. Правдиной, Э. С. Бейн, В. Б. Касевичем. Все ее научные исследования связаны с именами Л. С. Выготского и А. Р. Лурии. Е. Н. Винарская имеет свою научную школу. Ею написано большое количество работ, в которых рассматриваются вопросы диагностики, коррекционного и восстановительного обучения детей и взрослых с нарушениями речи. Основные труды Клинические проблемы афазии. М., 1971. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга (в соавт.). Ташкент, 1973. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М., 1987. Визель Татьяна Григорьевна В. 1961 году окончила дефектологический факультет МГПИ им. В. И. Ленина. После окончания института в течение 5 лет работала логопедом с детьми, а затем — в НИИ неврологии АМН СССР прошла специализацию по нейропсихологии и восстановительному обучению больных с афазией и стала работать с больными как практический логопед. Под руководством Э. С. Бейн написала кандидатскую диссертацию «Некоторые особенности грамматического строя речи у больных с афазией», которую защитила в 1976 году. Работает в Центре патологии речи и нейрореабилитации, возглавляемом профессором В. М. Шкловским. Автор 90 публикаций, имеет авторские свидетельства на разработанные в соавторстве с В. М. Шкловским и Т. Г. Боровенко методики, в частности на методику использования при афазии средств невербальной коммуникации. В течение 25 лет ведет регулярный семинар, а также циклы повышения квалификации для специалистов (дефектологов, психологов, врачей), занимающихся проблемами патологии речи и других высших психических функций. В 2002 году защитила докторскую диссертацию. Основные труды Исследование некоторых особенностей грамматического строя речи при афазии. М., 1975. Восстановление речи у больных с афазией (в соавт.) М., 1982. Нейролингвистический анализ афазий. М., 2001. Власенко Игорь Тихонович (1941-2003) Как ученый сформировался в научной школе Э. С. Бейн. В конце 70-х и начале 80 гг. работал сотрудником лаборатории логопедии НИИ дефектологии АПН СССР под руководством Р. Е. Левиной. Затем возглавил эту лабораторию, а в последующем стал заместителем директора по научной работе в НИИ дефектологии СССР. На всех этапах творческой жизни его научные интересы были связаны с психологическими проблемами афазии и алалии. Основные труды Об особенностях ассоциативных процессов у больных с моторной афазией. М., 1973. Глагольные парафазии у больных с моторной и сенсорной афазией (в соавт.) // Дефектология. М., 1975. № 4. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. М., 1990. Волкова Галина Анатольевна Окончила дефектологический факультет ЛГПИ им. А. И. Герцена в 1959 году. С 1959 по 1966 гг. работала логопедом в детской поликлинике и психоневрологическом диспансере г. Владивостока. Ученица профессора М. Е. Хватцева. В 1972 г. она успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему: «Заикание у детей дошкольного возраста и коррекционная работа с ними по системе игр». Ею разработана новая дисциплина — логопатопсихология, наука о психологическом развитии лиц с нарушениями речи. Она автор более 120 научных трудов, в том числе и пробного рукописного варианта проспекта учебника «Логопедия». Участвует и в создании уже авторского проспекта, который в последующем и был утвержден МП СССР. Соавтор учебника «Логопедия», «Хрестоматия по логопедии» в 2-х томах (проблемы заикания и афазии). Автор учебных и методических пособий. Под руководством профессора Г. А. Волковой защищены кандидатские диссертации. В 1991 г. создала Ассоциацию логопатологов Санкт-Петербурга и области. Основные труды Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. М., 1983. Логопедическая ритмика. М., 1985, 1998. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой (гл. учебника). М., 1989, 1995, 1998, 2002. Хрестоматия по логопедии (составитель разделов 5, 7). М., 1997. Волкова Лариса Степановна В 1952 г. закончила дефектологический факультет ЛГПИ им. А. И. Герцена и была зачислена в штат кафедрысурдопедагогики. Работала старшим преподавателем, заведовала несколько лет кафедрой педагогики начальной школы в ЛГПИ им. В. Лациса в г. Лиепае. В 1965 г. защитила кандидатскую диссертацию. В 1970 г. вновь была приглашена на работу в ЛГПИ им. А. И. Герцена, избрана деканом дефектологического факультета и доцентом кафедры психопатологии и логопедии. В 1983 г. защитила докторскую диссертацию, а в 1985 г. ей присвоили ученое звание профессора. С 1980 г. заведует кафедрой психопатологии и логопедии, в последующем преобразованную в кафедру логопедии. Лариса Степановна Волкова — ученый-педагог, видный организатор науки, немало сделавший для развития отечественной дефектологии и логопедии, подготовки научно-педагогических кадров. Под ее научным руководством в области логопедии подготовлены диссертации. На созданной ею и руководимой в прошлом кафедре логопедии в РГПУ им. А. И. Герцена сформирована ее научная школа. Является членом учебно-методического совета по дефектологии при Министерстве образования РФ. В течение многих лет была членом редколлегии научно-методического журнала «Дефектология». Работая 10 лет деканом факультета дефектологии и 15 лет заведуя кафедрой логопедии, она внесла большой вклад в развитие высшего дефектологического образования. По поручению Министерства просвещения СССР Л. С. Волкова стала автором и научным редактором учебника «Логопедия» (издания 1989, 1995, 2002, 2004), научным редактором двухтомного издания «Хрестоматия по логопедии» (1997). Награждена орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд», серебряной медалью ВДНХ за создание учебника «Логопедия», знаками «Отличник просвещения СССР», «Отличник высшей школы». Решением Ученого совета ей присваивается звание «Почетный профессор РГПУ им. А. И. Герцена». В октябре 1994 года указом Президента ей присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки РФ», а в сентябре 1998 г. звание «Лауреат премии правительства в области образования Российской Федерации». С 1999 г. работает в Ленинградском государственном областном университете им. А. С. Пушкина. Основные труды Выявление и коррекция нарушений речи у детей с глубокими дефектами зрения. Л., 1991. Логопедия (научный редактор и автор). М., 1989, 1995, 1998, 2002. Хрестоматия по логопедии, I и II том (научный редактор). М., 1997. Воробьева Валентина Константиновна Кандидат педагогических наук доцент кафедры логопедии Московского государственного открытого педагогического университета. Ею разработаны и читаются лекционные курсы по логопедии, основам психолингвистики, логопатопсихологии и спецкурс по авторской методике: «Формирование умений и навыков связной речи у детей с ее системным недоразвитием». Работает в русле нового направления в логопедии, связанного с психолингвистическим обоснованием механизмов нарушения речевой деятельности у детей с моторной алалией. Такой подход отражен в ее диссертационном исследовании, дипломных работах и в диссертационных работах аспирантов, которыми она руководит. В. К. Воробьева осуществляет квалифицированную деятельность по разработке стандартов, учебных планов по специальности «Логопедия». Неоднократно выступала с докладами на международных и российских научных конференциях по дефектологии, ею опубликовано свыше 40 научных работ, а также подготовлен ряд учебно-методических пособий по курсам логопедии и основ психолингвистики. Основные труды Формирование связной речи у учащихся с моторной алалией. М., 1986. Возможности прогнозирования в процессе связного речевого сообщения учащимися с системными нарушениями речи. СПб., 2001. К понятию системности нарушения речевой деятельности при моторной алалии. М., 2002. Волосовец Татьяна Владимировна В 1987 году окончила отделение логопедии дефектологического факультета МШИ им. В. И. Ленина, а затем аспирантуру и в 1995 году защитила кандидатскую диссертацию «Логопедическая работа с детьми 1—3 лет с врожденными расщелинами губы и неба». В МГЛУ им. В. И. Ленина работала заместителем декана факультета, а в Московском городском педагогическим университете — доцентом кафедры логопедии; ученый секретарь университета. В настоящее время — начальник управления специального образования Министерства образования Российской Федерации. Имеет свыше 40 научных работ. Основные труды Основы логопедии: Учебное пособие (автор и научный редактор). М., 2000. Актуальные проблемы подготовки кадров по специальности «Логопедия». СПб., 2002. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников — учебное пособие (автор и научный редактор). М., 2002. Гриншпун Борис Моисеевич (1929—1986) Окончил МГПИ им. В. И. Ленина, работал учителем в Калуге. Под научным руководством профессора СЕ. Крючкова защитил диссертацию в 1963 году, получив степень кандидата филологических наук. На дефектологическом факультете работал с 1958 года доцентом кафедры психопатологии и логопедии (позднее — кафедры логопедии). Эрудированный, хорошо знающий литературу, обладающий научным предвидением, Б. М. Гриншпун был отличным воспитателем молодежи. Им разработан ряд разделов лекционного курса по логопедии. Читал лекции и вел практические занятия по психологии речи (теории речевой деятельности), выступал на педагогических чтениях и научных конференциях, пользовался авторитетом и большой популярностью у коллег и многочисленных учеников. Один из видных дефектологов нашей страны, Б. М. Гриншпун является автором нескольких глав современного учебника «Логопедия», целого ряда научных работ по различным аспектам логопедии. Его лекции пользовались неизменным успехом не только у студентов, но и у преподавателей дефектологических факультетов. Основные труды О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи и голоса у детей. М., 1975. Классификация речевых нарушений (гл. в учебнике). М., 1989, 1995, 1998,2002. Дислалия (гл. в учебнике). М., 1989, 1995, 1998, 2002. Иванов Евгений Сергеевич Доктор мед. наук профессор, окончил лечебный факультет Военно-морской медицинской академии, адъюнктуру ВМА (1949). В ЛГПИ работал на кафедре психопатологии и логопедии в должности доцента, зав. кафедрой (1965— 1980), профессора (1967); профессора каф. анатомо-физиологических основ дефектологии (1986—1994). Участник Великой Отечественной войны. Награжден орденом Отечественной войны I степени (1944), Красной Звезды (1945); 22 медалями; значком «Отличник народного просвещения». В настоящее время — профессор международного университета им. Р. Валленберга. Научные исследования Евгения Сергеевича посвящены психопатологии аномальных детей; патогенезу психопатологических синдромов; задержке психического и речевого развития. Он опубликовал более 140научных трудов, подготовил более 22 кандидатов наук. Е. С. Иванов был в течение многих лет председателем специализированного Ученого совета по защите кандидатских диссертаций. Принимал активное участие в работе советов и комиссий, проводимых Министерством просвещения СССР и Министерством образования РСФСР. Основные труды Речевой стационар как центр медико-психолого-педагогической реабилитационной работы для детей с речевой недостаточностью (в соавт.) / XXXI Герценовские чтения «Опыт изучения аномальных школьников». Л., 1978. Клиническое изучение побегов и агрессии у умственно отсталых школьников младших классов вспомогательных школ // Дифференциальная диагностика нарушений речи и поведения у аномальных детей. Межвуз. сб. науч. тр. ЛГПИ. Л., 1989. Спорные вопросы диагностики раннего детского аутизма // Детский аутизм: Хрестоматия. СПб., 1997. Ковшиков Валерий Анатольевич (1936—2000) Имя Валерия Анатольевича Ковшикова тесно связано с РГПУ им. А. И. Герцена и Санкт-Петербургским научно-исследовательским институтом уха, горла, носа и речи. В отечественной логопедии это был один из ведущих специалистов в области теории и практики речевой патологии, автор 70 научных работ по разным разделам логопедии. Ведущий преподаватель кафедры логопедии им. Герцена. Окончив в 1956году дефектологический факультет (сурдоотделение) ЛГПИ им. А. И. Герцена, В. А. Ковшиков больше 40 лет отдал работе в стенах этого вуза. Новым направлением, разрабатываемым В. А. Ковшиковым, была историография отечественной логопедии. Он составил программу к курсу «История логопедии» и преподавал его в течение многих лет. Рассматривал алалию с современных лингвистических и психолингвистических позиций, продолжая традиции В. К. Орфинской. Его деятельность как ученого и педагога была многогранной. Он неизменно являлся редактором сборников научных трудов кафедры логопедии. Во всех проявлениях своей деятельности заявлял о себе как крупный ученый и талантливый педагог. Основные труды Определение экспрессивной алалии как языкового расстройства. Л., 1978. Нарушения актуализации слов у детей с экспрессивной алалией. Л., 1985. Экспрессивная алалия. СПб., 1994. Лалаева Раиса Ивановна После окончания педагогического училища поступила в 1956 году в ЛГПИ им. А. И. Герцена на дефектологический факультет. Окончила 2 отделения этого факультета: в 1961 году — дневное по специальности «Тифлопедагогика», в 1966 году — заочное по специальности «Олигофренопедагогика». Работала учителем и логопедом вспомогательной школы. В 1970 году окончила аспирантуру по кафедре психопатологии и логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена, в 1971 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Нарушения чтения у умственно отсталых школьников и пути их коррекции». В 1989 году защитила докторскую диссертацию «Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников». С 1970 по 1975 г. работала ассистентом кафедры психопатологии и логопедии, с 1975 по 1990 г. —доцентом, с 1990 по 1999 г. — профессором кафедры логопедии РГПУ им. А. И. Герцена. С 1999 г. — профессор кафедры дефектологии Ленинградского государственного областного университета им. А. С. Пушкина. Внесла весомый вклад в решение многих проблем логопедии. Ею была разработана классификация дислексии и дисграфий. Под руководством Р. И. Лалаевой сформировалась научная школа по изучению структуры сложного речевого дефекта у детей с интеллектуальной недостаточностью. При решении актуальных проблем логопедии Р. И. Ла-лаева работала в русле психолингвистического подхода к анализу механизмов речевой патологии. Психолингвистический подход был реализован и в кандидатских диссертациях, выполненных под ее руководством. Научно обоснованные результаты исследований Р. И. Лалаевой нашли отражение более чем в 120 печатных работах, в том числе в монографиях, учебниках, учебно-методических пособиях, программах, сборниках научных трудов. Р. И. Лалаева — один из авторов фундаментального учебника «Логопедия», а также «Хрестоматии по логопедии». В 1997 году она получила звание лауреата премии правительства Российской Федерации в области образования за участие в создании комплекта учебников и учебных пособий по логопедии. Основные труды Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М., 1983. Логопедия (гл. в учебнике) / Под ред. Л. С. Волковой. М., 1989, 1995, 1998, 2002. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. М., 1997. (Автор разд. 8.) Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 1999,2002. Лаврова Елена Викторовна Кандидат педагогических наук, профессор кафедры логопедии МПГУ им. В. И. Ленина. Основным направлением ее научно-исследовательской работы является проблема изучения патологии голоса и ее устранения педагогическими приемами. В 1975 г. защитила диссертацию «Методика восстановления голоса при некоторых нарушениях функции голосового аппарата». Автор более сорока научных публикаций, среди которых книга «Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса» (в соавт.) и глава «Нарушения голоса» в учебнике «Логопедия». Елена Викторовна Лаврова проводит сбор данных и клинико-педагогическое исследование малоизученных нарушений голоса при тяжелых неврологических заболеваниях, а также ведет активную педагогическую работу на дефектологическом факультете МПГУ им. В. И. Ленина. Основные труды Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. М., 1984. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой (гл. «Нарушения голоса»). М., 1989, 1995, 1998, 2002. Мастюкова Елена Михайловна Ученый-дефектолог, известный не только в России, но и за рубежом. Доктор медицинских наук, профессор. Ее исследовательская и консультативная работа по изучению детей с детскими церебральными параличами всегда отличается высочайшим уровнем профессионализма. Широкую известность среди ученых и родителей аномальных детей приобрела деятельность Е. М. Мастюковой в период ее работы в лаборатории НИИ дефектологии. Лаборатория превратилась во всесоюзный консультационный диагностический центр для детей и их родителей. Елена Михайловна проявила себя и как педагог: преподавала в МГПИ им. В. И. Ленина на кафедре логопедии. В настоящее время работает в детском восстановительном центре «Аист». Автор многих блестящих монографий, учебных пособий, глав учебников, пособий для родителей. Основные работы Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. М., 1972 (в соавт.). Лечебная педагогика. М., 1997. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой (гл. учебника). М., 1989, 1995, 1998,2002. Миссуловин Леон Яковлевич Окончил дефектологический факультет ЛГПИ им. А. И. Герцена. Заведующий городским консультативно-диагностическим логотерапевтическим центром объединения психического здоровья № 1 Василеостровского района Санкт-Петербурга, старший специалист сети межрайонных логотерапевтичес-ких кабинетов психоневрологических диспансеров Санкт-Петербурга, доктор психологических наук, заслуженный работник здравоохранения РФ. Успешно оказывая логотерапевтическую помощь заикающимся различных возрастных категорий, постоянно совмещает практическую работу с научной деятельностью. Он является автором ряда статей, научных разработок, методических пособий, отечественных авторских свидетельств и зарубежных патентов. В 1988 г. вышла в свет его монография «Лечение заикания». В настоящее время продолжает разработку новых лого- и психотерапевтических методик и приемов устранения заикания у различных категорий нервно-психических больных. Им защищена докторская диссертация «Лечение, прогноз и военная экспертиза заикания в связи с его патомор-фозом». Основные труды К вопросу о лечении взрослых с остро развившимся заиканием на фоне истерического невроза. М., 1985. Лечение заикания. Л., 1988. Заикание: Особенности возникновения. Л., 1999. Оганесян Евгений Вазгенович Окончил дефектологический факультет МГПИ им. В. И. Ленина в 1976 г. С 1973 г. совмещал учебу с практической деятельностью в лаборатории патологии речи ВНИИ общей и судебной психиатрии им. В. П. Сербского, где и продолжил научно-практическую деятельность в качестве научного сотрудника после окончания института. В 1981 г. защитил кандидатскую диссертацию «Логопедическая ритмика в коррекционно-педагогической работе со взрослыми заикающимися». В 1990 году ему присвоили ученое звание доцента, а затем — профессора. С 1977 по 1995 г. работал в МПГУ им. В. И. Ленина на кафедре логопедии, с 1985 по 1991 г. занимал должность декана дефектологического факультета. С 1995 г. являлся заведующим кафедрой логопедии Московского городского педагогического университета. Е. В. Оганесян является одним из ведущих специалистов России по проблеме коррекционного воздействия средствами логопедической ритмики. В течение ряда лет был членом Научно-методического совета по дефектологии Министерства Просвещения СССР членом ученой комиссии по логопедии Министерства просвещения РСФСР. В 1991 г. ему было присвоено звание «Отличник народного просвещения РФ». Ведет активную международную деятельность в сфере общей и специальной педагогики (в США, Чехии, Венгрии, Германии, Великобритании и др., где выступал с научными докладами по изучаемым им проблемам). Он является членом ряда международных организаций в области специальной педагогики и специальной психологии, в том числе: Международного клуба кохлеарных имплантантов (США), Международной организации «MENSA INTERNATIONAL»; Британско-европейской психологической ассоциации (Leicester, UK) и ряда других. С 1996 г. — ректор Московского социально-гуманитарного института. Основные труды Логопедическая ритмика в коррекционно-педагогической работе со взрослыми заикающимися. Л., 1981. Обоснование принципов дифференцированного применения логопедической ритмики со взрослыми заикающимися (в соавт.). М., 1982. Логопедическая ритмика. М., 1998. Орлова Ольга Святославовна Доктор пед. наук, профессор, с 1999 г. заведующая кафедрой олигофренопедагогики и логопедии, а затем — логопедии Московского государственного открытого педагогического университета им. М. А. Шолохова. В 1976 г. с отличием окончила дефектологический факультет МШИ им. В. И. Ленина и начала работать на кафедре психопатологии и логопедии. В 1977 г. прошла по конкурсу на должность младшего научного сотрудника в отделении патологии голоса и речи Московского научно-исследовательского института уха, горла и носа. В 1985 г. защитила кандидатскую диссертацию «Система коррекционно-педагогического воздействия в процессе реабилитации голоса у лиц со спастической дисфонией», а в 1998 г. — докторскую диссертацию «Система логопедической работы по предупреждению нарушений голоса у педагогов». Научная деятельность О. С. Орловой связана с разработкой вопросов реабилитации детей и взрослых с различными нарушениями голоса. Результаты исследований отражены в 110 работах, в том числе в 15 методических рекомендациях Министерства здравоохранения СССР и РФ. Автор учебных курсов и программ для студентов дефектологических факультетов, фониатров и фонопедов, обучающихся в НИИ уха, горла и носа. Она является одним из активных организаторов всероссийских и международных конгрессов и симпозиумов в Москве, Киеве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге. В 1991 г. была одним из инициаторов создания Ассоциации фониатров и фонопедов, в настоящее время является заместителем председателя, ведет большую общественную работу. Нарушения голоса в период мутации: Особенности фонопедической работы // Методические рекомендации МЗ РСФСР. М., 1984. Нарушения голоса у детей // Новости отоларингологии и логопедии. 1996.№ 34. Реабилитация лиц речевых профессий с нарушениями голоса. М., 1998. Парамонова Людмила Георгиевна В 1951 г. поступила на дефектологический факультет ЛГПИ им. А. И. Герцена, где училась у профессора Михаила Ефимовича Хватцева. После окончания аспирантуры с 1958 по 1962 г. работала в Ленинградском ЛОР НИИ на отделении патологии речи в должности логопеда. В 1962 г. была приглашена в ЛГПИ им. А. И. Герцена. С 1995 г. является доцентом кафедры дефектологии Ленинградского государственного областного университета им. А. С. Пушкина, совмещая преподавательскую деятельность с практической работой в должности логопеда-консультанта в центре «Здоровье». Активная практическая деятельность доцента Л. Г. Парамоновой дает ей возможность приблизить учебный процесс в вузе к насущным проблемам современности, показать студентам сегодняшнего ученика и труд логопедов новой генерации. Основные труды Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой (гл. учебника). М., 1989, 1995, 1998,2002. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. М., 1987. Логопедия для всех. СПб., 1998. Селиверстов Владимир Ильич Кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой дошкольной коррекционной педагогики и психологии (дошкольной дефектологии) МПГУ им. В. И. Ленина, заместитель декана по научной работе, научный руководитель СНО факультета. Он окончил дефектологический факультет этого института в 1955 г., затем по направлению института 7 лет был на практической работе в г. Кирове, где работал учителем-логопедом, логопедом-методистом областного масштаба. Автор более 200 публикаций. Ему принадлежат первые обобщения по истории логопедии как науки. Ведет большую научно-методическую и научно-организационную работу. В течение многих лет был заместителем председателя Ученой комиссии по дефектологии МП РСФСР и членом президиума Научно-методического совета по коррекционно-педагогическим проблемам дошкольного образования Минобразования РФ, руководитель комиссии по дошкольной дефектологии УМО совета по педагогическому образованию Минобразования РФ, член редколлегии научно-методического журнала РАО «Дефектология»; член специализированного диссертационного совета МПГУ и др. Награжден почетными знаками: «Отличник здравоохранения», «Отличник народного просвещения», «Отличник просвещения СССР», «За отличные успехи в работе в области высшего образования», двумя знаками «За успехи в научно-исследовательской работе студентов», серебряной медалью ВДНХ СССР, медалью «Ветеран труда», многочисленными почетными грамотами и дипломами. В 1997 г. присвоено звание Заслуженного работника высшей школы Российской Федерации, в 1998 г. — звание лауреата премии правительства Российской Федерации в области образования за участие в создании комплекта учебников и учебных пособий по логопедии для высших учебных заведений. Основные труды Игры в логопедической работе с детьми / Ред. и сост. В. И. Селиверстов. 1987. Практикум по дошкольной логопедии / Под ред. В. И. Селиверстова. М., 1988. Заикание у детей. Пособие для логопедов. М., 1994. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой (гл. учебника). М., 1989,1995,1998,2002. Соботович Евгения Федоровна Окончила филологический факультет ЛГПИ им. А. И. Герцена в 1958 г., в 1961 г. — дефектологический факультет по специальности «Сурдопедагогика» того же института. Затем работала логопедом детской поликлиники, а с 1966 по 1971 г. преподавала логопедию на кафедре психопатологии и логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена. С 1971 по 1994 г. работала доцентом, профессором, заведующей кафедрой сурдопедагогики и логопедии Киевского государственного педагогического института. С 1994 г. по настоящее время — заведующая лабораторией НИИ дефектологии АПН Украины. В 1970 г. защитила кандидатскую диссертацию «Проявления косноязычия у детей дошкольного возраста и пути его устранения»; в 1984 г. — докторскую диссертацию «Психолого-педагогические основы коррекции нарушений формирования грамматического строя речи у детей» известный ученый, внесший крупный вклад в развитие проблемы изучения механизмов алалии. Разработала концепцию моторной алалии как сложного языкового расстройства. Исследования Е. Ф. Соботович выявили сложный и своеобразный характер недоразвития интеллектуальной деятельности у детей с моторной алалией. Ей принадлежит приоритет в разработке психолингвистической модели развития речи в онтогенезе, в котором раскрыта динамика развития психолингвистических механизмов речевой деятельности, формирования языковых структур. Является руководителем научной школы по изучению языковых расстройств у дошкольников на основе психолингвистического подхода. Ею опубликовано более 100 научных работ. Основные труды Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. Нарушения речевого развития у детей и пути их коррекции. Психолингвистическая структура речевой деятельности и механизмы ее формирования. Спирова Людмила Федоровна Окончила филологический факультет Госуниверситета в 1948 г., в 1952 г. — аспирантуру при НИИ психологии АПН РСФСР. Имеет степень кандидата педагогических наук (по психологии) и звание старшего научного сотрудника по логопедии. С 1953 (почти с момента основания сектора логопедии при НИИ психологии АПН РСФСР) по 1986 г. она работала старшим научным сотрудником. Опубликовала около 80 работ по теории и практике логопедии. Новый подход в рассмотрении нарушений устной и письменной речи позволил принять участие в разрешении ряда организационных и методических вопросов: научно обосновывается открытие специальных логопедических учреждений, разрабатывается их структура, принципы и методы отбора детей в эти учреждения, пути коррекционного воздействия с учетом индивидуальных особенностей детей, рекомендации учащимся общеобразовательных школ по устранению ошибок речи, письма и чтения. Проведенное Л. Ф. Спировой исследование послужило основанием для разработки первых учебных планов, программ по развитию речи, а также для выявления наиболее эффективных методических приемов по развитию и совершенствованию путей усвоения детьми с общим недоразвитием речи языковых форм общения. Она принимает активное участие в научных сессиях, конгрессах, научно-практических конференциях. Оказывает разнообразную методическую помощь логопедам, учителям специальных и общеобразовательных школ в повышении их квалификации. Основные труды Роль фонематических представлений при обучении детей письму. М., 1952. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. М., 1957. Соотношение между недостатками произношения чтения и письма. М., 1959. Усанова Ольга Николаевна Окончила дефектологический факультет МГПИ им. В. И. Ленина в 1964 г. Параллельно с учебой в институте и затем в аспирантуре на кафедре психопатологии и логопедии работала в лаборатории нейропсихологии, возглавляемой А. Р. Лурией в НИИ нейрохирургии АМН СССР. В 1970 г. защитила кандидатскую диссертацию по проблеме формирования звукопроизношения у детей с моторной алалией. В течение 20 лет она работала на кафедре психопатологии и логопедии МГПИ им. В. И. Ленина сначала ассистентом, затем доцентом. За это время выполнила и опубликовала свыше 70 научных работ. На дефектологическом факультете читала различные учебные курсы по теории и практике логопедии, а также курсы по специальной психологии. Вместе со своими коллегами в течение более десяти лет работала в научно-методическом совете по дефектологии. С 1989 г. начала работать на кафедре психологии того же института, где читала курсы по специальной психологии и психодиагностике, а также занималась разработкой учебных планов для подготовки практических психологов для системы образования. В 1990 г. открыла негосударственный Институт психологии и педагогики. Сегодня это аккредитованное государством высшее учебное заведение, в котором создан факультет коррекционной педагогики. Психологи и логопеды обучаются здесь по современным программам, в которых учитывается зарубежный опыт. О. Н. Усанова неоднократно читала лекции за рубежом. В 1996 г. ею была защищена докторская диссертация по проблеме взаимодействия специалистов — субъектов практической помощи детям с проблемами в развитии. Основные труды Опыт формирования коллектива учащихся младших классов школ для детей с тяжелыми нарушениями речи М., 1987. Специальная психология. М., 1990. Дети с проблемами психического развития. М., 1995. Филичева Татьяна Борисовна В I960 г. окончила дефектологический факультет МГПИ. Является ведущим специалистом в области дошкольной логопедии. Профессор, доктор педагогических наук, Т.Е. Филичева — автор более 40 научных работ. Публикации эти известны в нашей стране и за рубежом. Ее исследования легли в основу научно-практической разработки проблем преодоления общего недоразвития речи у дошкольников. Ее методические пособия являются основой системы коррекционно-воспитательной работы в детских дошкольных учреждениях для детей с речевой патологией. Ею написаны главы в учебнике «Логопедия», а также «Основы логопедии». Ведет большую научно-исследовательскую работу, разрабатывая вопросы предупреждения и коррекции речевых дефектов детей дошкольного возраста. Благодаря ей организована система логопедической помощи дошкольникам с речевой патологией, которая широко внедрена в России. Является научным руководителем уникального дошкольного образовательного учреждения компенсирующего типа № 1793 Москвы, где внедряются современные методики обучения детей с отклонениями в развитии. Благодаря ее усилиям это дошкольное образовательное учреждение стало базой для обучения студентов дефектологического факультета МГОПУ им. М. А. Шолохова. Является председателем экспертного совета по издательской деятельности и членом учебно-методического совета по дефектологии Министерства образования Российской Федерации. Награждена медалью К. Д. Ушинского; медалью 850 лет Москвы, имеет звание «Отличник народного просвещения», Заслуженный учитель СССР, Заслуженный работник высшей школы РФ. Основные труды Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старших группах специального детского сада. М., 1983. Основы логопедии. М., 1989. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография по докторской диссертации. М., 1999. Фомичева Мария Федоровна В 1955 г. окончила дефектологический факультет МГПИ им. В. И. Ленина и получила квалификацию логопед, учитель русского языка и литературы средней школы. С 1955 г. она работала логопедом в детской поликлинике, а с 1956 г. совмещала практическую работу с преподаванием в МГПИ им. В. И. Ленина. В 1958 г. стала заниматься организацией работы во впервые открытом логопедическом отделении детской городской клинической больницы № 9 им. Ф. Э. Дзержинского. В 1965 г. являлась старшим логопедом Дзержинского района Москвы. В 1966 г. начинает преподавать в МГПИ им. В. И. Ленина, совмещая эту работу с практической деятельностью логопеда в различных учреждениях как в системе здравоохранения, так и в системе народного образования. В 1969 г. она работает по совместительству в Научно-исследовательском институте дефектологии. В настоящее время — доцент кафедры логопедии МГПУ им. В. И. Ленина. Научно-исследовательская деятельность М. Ф. Фомичевой охватывает широкий круг проблем логопедии. У нее более 20 научных публикаций, в числе которых методические пособия для логопедов, воспитателей детских садов, студентов педагогических вузов. Заслуги М. Ф. Фомичевой отмечены значком «Отличник народного просвещения». Основные труды Воспитание речи у детей с органическим поражением центральной нервной системы. М., 1965. Учите детей говорить правильно. М., 1968. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. М., 1989. Цветова Любовь Семеновна Доктор психологических наук, профессор, заведующая проблемной лабораторией экспериментальной и прикладной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, автор многих известных в отечественной и мировой логопедии работ по теоретическим, методологическим проблемам афазии и реабилитации больных с афазией. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга, проблемы афазии и восстановительное обучение, нейропсихологическая реабилитация больных — вот круг проблем, освещенных в работах Л. С. Цветковой, широко известных как в России, так и за рубежом. Основные труды Восстановительное. обучение при локальных поражениях мозга. М., 1972. Нейропсихологическая реабилитация больных. М., 1985. Мозг и интеллект. М., 1995. Чиркина Галина Васильевна Доктор педагогических наук, профессор, зав. лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушениями речи Института коррекционной педагогики РАО. Окончила дефектологический факультет М111И им. В. И. Ленина. В 1961 г. начала научную деятельность в области логопедии в Институте дефектологии АПН СССР под руководством проф., доктора педагогических наук Розы Евгеньевны Левиной. В 1967 г. защитила кандидатскую диссертацию по проблеме дисграфии у детей с нарушением артикуляционного аппарата. В 1969 г. была опубликована ее монография «Дети с нарушением артикуляционного аппарата». В период с 1970 по 1980 гг. занималась разработкой содержания и методов обучения детей с общим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи дошкольного и школьного возраста. Ей принадлежат разделы программ для специальной школы V вида и для логопедического детского сада, созданные коллективом ученых ИКП РАО и МГОПУ. Несколько изданий выдержал сборник «Методы обследования речи у детей» (1992,1996), научным редактором и автором двух глав которого она является. В 1987 г. на основе многолетнего изучения детей с ринолалией Г. В. Чиркиной защищена докторская диссертация, разработаны методические рекомендации по комплексной психолого-педагогической коррекции данного расстройства. Результаты исследования по ринолалии были отражены в учебнике «Логопедия» для вузов под ред. Л. С. Волковой, в котором Г. В. Чиркина является автором ряда глав. В помощь педагогам специальной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи написан учебник «Русский язык» для II класса (в соавторстве с Н. Ф. Комковой). В общей сложности по актуальным проблемам логопедии Г. В. Чиркиной опубликовано более 80 работ. Большое внимание она уделяет подготовке кадров логопедов: является профессором МГОПУ, успешно руководит диссертационными работами аспирантов, докторантов из различных регионов страны, заместителем председателя диссертационного совета ИКП РАО. Основные труды Программа «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях спец. д/с». М., 1991. Основы логопедии (в соавт.) М., 1989. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой (гл. учебника). М., 1989,1995,1998,2002. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений. М., 2003. Шаховская Светлана Николаевна Окончила дефектологический факультет МГПИ им. В. И. Ленина по специальности русский язык и литература, логопедия, получив диплом с отличием. Работала логопедом вспомогательной школы, старшим логопедом городской клинической больницы № 9 им. Ф. Э. Дзержинского, а также логопедом медико-педагогической консультации Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР (Институт коррекционной педагогики РАО). В 1964 г. защитила кандидатскую диссертацию «Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей с моторной алалией». С 1960 г. работает на кафедре логопедии МГПИ им. В. И. Ленина: сначала ассистентом, с 1965 г. доцентом, с 1995 г. профессором. Заместитель декана дефектологического факультета. Является преподавателем и ученым высокой квалификации. Она активно развивает научную школу, связанную с поиском путей совершенствования теории и практики логопедии, с повышением качества подготовки дефектологических кадров. Она автор и редактор множества методических материалов в помощь практическим логопедам и вузовским преподавателям. Имеет 200 печатных работ научного и научно-методического характера, в том числе и на иностранных языках. Шаховской С. Н. принадлежат первые обобщения по проблемам теории и практики зарубежной логопедии. Она соавтор фундаментального учебника «Логопедия», «Хрестоматия по логопедии», «Практикума по дошкольной логопедии», «Практикума по детской логопедии», монографического пособия «Расстройства речи у детей и подростков», монографического сборника научных трудов «Психолингвистика и современная логопедия». Многочисленные ученики профессора С. Н. Шаховской ныне стали ведущими специалистами. С лекциями и докладами Шаховская выступала в России и зарубежом. В течение ряда лет была заместителем председателя научно-методического совета по дефектологии МП СССР, членом Республиканской медико-педагогической комиссии, научным консультантом. В 1998 г. получила звание лауреата Премии правительства Российской Федерации в области образования за создание комплекта учебников и учебных пособий по курсу «Логопедия» для высших учебных заведений. Основные труды Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи у детей, страдающих моторной алалией // Патология речи. 1971. Планы-конспекты логопедических занятий по формированию связной устной речи у детей: III период обучения (в со-авт.). М., 1995. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия. М., 1997. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой (гл. учебника). М., 1989, 1995, 1998,2002. Шкловский Виктор Маркович Один из наиболее крупных деятелей в области научно-практической дефектологии, психологии, нейропсихологии и нейрореабилитации. Он окончил дефектологический факультет ГПИ им. А. И. Герцена, работал в Научно-исследовательском институте им. В. М. Бехтерева, где и защитил кандидатскую диссертацию по проблеме заикания. Вел активную работу по организации в Ленинграде специализированной службы по оказанию помощи больным с патологией речи. В 1976 г. защитил диссертацию по проблемам заикания, ему присвоено звание доктора психологических наук. Разработанная В. М. Шкловским комплексная система лечения заикания получила широкую известность и практическое применение как в стране, так и за рубежом. В дальнейшем научно-практическую деятельность В. М. Шкловский продолжил в Москве. С 1971 г. работал в Московском НИИ психиатрии руководителем отделения патологии речи. Помимо научных исследований большое место в его деятельности занимает организационно-методическая работа. Он — инициатор создания и бессменный руководитель Центра патологии речи и нейрореабилитации, предназначенного для оказания помощи детям и взрослым с различными видами речевых расстройств. Центр — крупное специализированное учреждение, известное не только в нашей стране, но и за рубежом. В течение 25 лет В. М. Шкловский — главный специалист по логопедии при Департаменте здравоохранения Москвы (ранее Главном управлении здравоохранения), автор более 100 научных и научно-методических работ, из которых наиболее крупной является монография «Заикание» (1997). Большое место в деятельности В. М. Шкловского занимает педагогическое направление. Под его руководством постоянно повышает квалификацию значительное число специалистов (дефектологов, психологов, врачей), работающих в области патологии речи. Основные труды Психотерапия в комплексной системе терапии логоневрозов: Руководство по психотерапии. М., 1974. Заикание. М., 1994. Афазиология (в соавт). М., 1999, 2000. Шохор-Троцкая (Бурлакова) Марианна Константиновна В 1953 г. окончила логопедическое отделение дефектологического факультета МГПИ им. В. И. Ленина и в течение 2 лет работала по совместительству в областной клинической больнице г. Иркутска, в клинике уха горла носа, в Центральной детской поликлинике и в качестве учителя литературы в IX классах. В 1955 г. вернулась в Москву и поступила на работу в сектор логопедии института дефектологии АПН СССР к Р. Е. Левиной. В феврале 1956 г. перешла в качестве логопеда в НИИ неврологии АМН СССР в группу нейропсихологии и логопедии, где и работала до 1975 г. С 1962 г. по 2000 г. вела курс лекций и практических занятий по темам «Афазия» и «Основы нейропсихологии» на III и V курсах кафедры логопедии МПГУ (МГПИ) им. В. И. Ленина. В течение 1962—1990 гг. в НИИ неврологии АМН СССР проводила систематическую работу по повыш Date: 2015-12-13; view: 10862; Нарушение авторских прав |