Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вторичная профилактика





Известно, что нарушения речи отражаются на психичес­ком развитии ребенка, формировании его личности и пове­дения (вторичные расстройства). В коррекционную работу должны быть максимально вовлечены родители. Им следу­ет знать, что слабый или сиплый голос ребенка, малая дви­гательная активность, низкий уровень развития сосатель­ного рефлекса и проч. свидетельствуют о повреждении головного мозга.

Господствующие в обществе взгляды на излечимость и прогноз органических поражений мозга оказывает влияние на отношение родителей к ребенку. Логопед должен разъяс­нять родителям механизмы компенсации имеющегося орга­нического дефекта, значение таких врожденных рефлексов, как эхопраксия и эхолалия, первых этапов лепета для раз­вития движений артикуляционного аппарата и вызывание голосовых реакций у ребенка. Родители должны хорошо представлять себе, что чем раньше будет начата доречевая коррекционная работа, тем с меньшими отклонениями бу­дет идти речевое и интеллектуальное развитие детей.

Иногда с детьми, у которых имеются нарушения речи, ро­дители стараются меньше разговаривать и начинают общать­ся жестами, желая облегчить взаимное понимание. Этим они наносят вред речевому и психическому развитию ребенка. Если ребенок не говорит, то мать и все окружающие должны как можно больше разговаривать с ним. Постепенно у ребен­ка накапливается словарный запас, необходимый для даль­нейшего развития его речи (Е. М. Мастюкова, М. В. Ишюлитова, 1985).

Степенью, характером речевой недостаточности и психи­ческих наслоений определяются возможности ребенка учить­ся и активно участвовать в общественной жизни школы. Ус­певаемость в школе тормозится невозможностью вовремя и отчетливо спросить, ответить, рассказать или прочитать. Из-за детей, страдающих речевыми нарушениями, задержива­ется нередко динамика урока, нарушается дисциплина (в клас­се возникает смех, передразнивание, жалобы и т. п.).

Недоразвитие звуковой стороны речи, недостаточная сформированность фонематических процессов и звукопроизношения препятствуют своевременному формированию предпосылок к спонтанному овладению практическими на­выками анализа и синтеза звукового состава слова. Это со­стояние можно рассматривать как первое следствие, созда­ющее значительные трудности на пути овладения детьми грамотой. Вторым следствием можно считать те трудности, которые возникают у детей в процессе овладения грамотой.

Школьники, у которых имеются речевые расстройства, теряют интерес к обучению, подчас переходят в категорию нарушителей дисциплины.

Многие дефекты речи, имеющие в своей основе органи­ческое поражение мозга, меняют перспективы жизни. Не­редки ситуации, когда будущее для подростка, страдающе­го речевой патологией, теряет свои четкие очертания. Некоторые расстройства речевой функции влияют не толь­ко на получение профессии, но сказываются на устойчивости энергетического потенциала деятельности и сохранности ее
операционального состава.

Таким образом, внимание учителя-логопеда должно быть максимально сконцентрировано на своевременном предуп­реждении возможных вторичных, более отдаленных послед­ствий речевой патологии. Особенно внимательно следует проанализировать с этих позиций состояние звуковой сто­роны речи, ибо недостаточная сформированность фонема­тических процессов даже при полностью скомпенсирован­ных дефектах звукопроизношения может привести к недостаткам в овладении навыками письма и чтения.

В процессе воспитания детей, имеющих речевые нару­шения, родителям и педагогам необходимо постоянно ос­мысливать свое поведение и свою позицию. Взаимопонима­ние, поощрение, взаимное уважение, соблюдение порядка, взаимодействие как между членами семьи, так и между пе­дагогами и родителями играют серьезную роль в профилак­тике психогенных реактивных явлений у детей, страдаю­щих речевой патологией. В особенности данное положение актуально для заикающихся школьников.

В тех случаях, когда у детей наблюдаются психологичес­кие осложнения типа личностных переживаний, связанных с наличием речевого дефекта, страх речи, уход от ситуаций, требующих речевого общения, логопеду необходимо суще­ственно усилить психотерапевтический акцент в своей ра­боте. Всякий раз этот акцент и формы психотерапии будут зависеть от возраста ребенка и особенностей индивидуаль­ного психологического реагирования.

Необходимо хорошо знать и учитывать конкретные про­явления речевого дефекта, а также условия его полной ком­пенсации. Вследствие этого тщательное всестороннее изуче­ние каждого ребенка приобретает особую значимость при построении оптимального варианта коррекционного воспи­тания и обучения детей с патологией речи и вторичной про­филактике осложнений. Четкое знание учителем-логопедом индивидуальных особенностей всех детей группы позволяет определить возможность преодоления дефекта в целом, уста­новить необходимые для этого сроки, сделать прогноз в отно­шении обучения по программе общеобразовательной школы.







Date: 2015-12-13; view: 598; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию