Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примерный тест входного контроля





1. Системы организма, участвующие в процессе моторной реализации устной речи

-фонаторная;

-лимфатическая;

-дыхательная;

-сосудистая;

-артикуляционная.

2. Деятельность периферических органов речи по воспроизведению звуков речи и их комплексов - это

-фонация;

-артикуляция;

-дикция;

-интонация;

-респирация.

3. Основная функция дыхательного отдела речевого аппарата

-энергетическая,

-опорная,

-фонаторная,

-моторная,

-трофическая.

4. Анатомическим органом голосообразования является

-носовая полость,

-ротовая полость,

-глотка,

-гортань,

-трахея.

5. Функция голосового отдела речевого аппарата

-фонаторная,

-энергетическая,

-опорная,

-моторная,

-трофическая.

6. Функция артикуляционного отдела речевого аппарата

-энергетическая,

-опорная,

-фонаторная,

-моторная,

-трофическая.

7. Анатомическим органом голосообразования является…

8. Наиболее экономичный тип фонационного дыхания

- верхнелегочное,

-грудное,

-смешанное,

-нижнереберное,

-ключичное.

9. Нижнереберное дыхание является:

-однофазным,

-двухфазным,

-трехфазным,

-четырехфазным,

-пятифазным.

10. Деятельность периферических органов речи по воспроизведению звуков речи и их комплексов - это …

11. Иннервацию мимической мускулатуры осуществляет…

-тройничный нерв;

-лицевой нерв;

-языко-глоточный нерв;

-блуждающий нерв;

-подъязычный нерв.

12. Обеспечение органов и тканей нервами, связью с центральной нервной системой – это…

13. Черепно-мозговые нервы, осуществляющие иннервацию мышц органов артикуляционного аппарата

-тройничный нерв;

-лицевой нерв;

-языко-глоточный нерв;

-блуждающий нерв;

-подъязычный нерв.

14. Периферические отделы речевого аппарата, иннервацию которых осуществляет блуждающий нерв

15. Речевые нарушения, при которых первичным звеном механизма нарушения является недоразвитие фонетической стороны речи

-дислалии,

-алалии,

-ринолалии,

-дизартрии,

-афазии.

 

Примерная структура контрольной работы текущего контроля

1. Дайте определение понятию «_________________».

2. Перечислите основные симптомы (проявления) __________.

3. Перечислите основные направления (приемы) формирования ____________.

Содержание тестовых заданий рубежного контроля представлено в БТЗ.

 

До промежуточной аттестации по дисциплине студенты должны освоить содержание теоретических, семинарских и практических занятий, выполнить лабораторные и самостоятельные работы.

Форма аттестации по дисциплине: экзамен / зачет.

Часть 1 –зачет, 3 семестр.

Перечень теоретических вопросов для подготовки к экзамену по разделам «Теоретические и методологические основы логопедии. Дислалия. Ринолалия»:

1. Исторические вехи развития логопедии.

2. Предмет и объект логопедии. Цели и задачи логопедии. Связь логопедии с другими науками.

3. Личность логопеда. Профессиограмма учителя-логопеда. Значение логопедии.

4. Актуальные вопросы современной логопедии. Понятийно-категориальный аппарат логопедии.

5. Причины речевых нарушений.

6. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.

7. Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.

8. Дислалия: определение, история, статистика, терминология, классификация.

9. Лингвистическая характеристика недостатков звукопроизношения: по основным формам проявления (отсутствие звука, замены, смешения, искажения), по группам нарушенных звуков (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, каппацизм, гаммацизм, йотацизм, хитизм, дефекты произношения твердых-мягких согласных). Фонологичесике (фонематические) и антропофонические (фонетические) дефекты произношения.

10. Понятие и характеристика уровней нарушенного произношения. Простые (мономорфные) и сложные (полиморфные) дислалии.

11. Методика логопедического воздействия при дислалии.

12. Подготовительный этап логопедической работы при дислалии.

13. Этап постановки звука.

14. Этап автоматизации звуков.

15. Этап дифференциации звука.

16. Организация комплексного взаимодействия учителя-логопеда, педагогов и родителей при устранении дислалии у детей.

17. Определение, причины и механизм ринолалии.

18. Исторический обзор изучения особенностей развития лиц с расщелинами челюстно-лицевой области. Статистика выявления врожденных нарушений челюстно-лицевой области.

19. Классификация ринолалии: врожденная и приобретенная формы; открытая, закрытая и смешанная ринолалия.

20. Особенности раннего развития детей с расщелинами.


21. Характеристика нарушений произносительной стороны речи при ринолалии.

22. Характеристика вторичных нарушений фонематического слуха и фонематического восприятия при ринолалии.

23. Особенности чтения и письма у детей с ринолалией.

24. Открытая ринофония.

25. Закрытая ринофония.

26. Смешанная ринолалия.

27. Комплексное обследование лиц с ринолалией.

28. Методика логопедического воздействия при ринолалии (дооперационный период).

29. Методика логопедического воздействия при ринолалии (послеоперационный период).

30. Первичная, вторичная и третичная профилактика ринолалии. Социальная адаптация лиц с ринолалией.

Часть 2 – экзамен 4 семестр.

Перечень теоретических вопросов для подготовки к экзамену по разделам «Дизартрия. Нарушения голоса»:

1. Определение дизартрии, этиология, патогенез.

2. Виды классификации дизартрии.

3. Краткая характеристика видов дизартрии по неврологической классификации.

4. Классификация дизартрии при ДЦП.

5. Классификация дизартрии по степени разборчивости речи.

6. Классификация дизартрии по тяжести поражения нервной системы.

7. Структура речевого дефекта при дизартрии.

8. Корковая дизартрия: локализация места поражения, виды, симптоматика, направления коррекционной работы.

9. Подкорковая дизартрия: локализация места поражения, виды, симптоматика, направления коррекционной работы.

10. Мозжечковая дизартрия: локализация места поражения, симптоматика, направления коррекционной работы.

11. Бульбарная дизартрия: локализация места поражения, симптоматика, направления коррекционной работы.

12. Псевдобульбарная дизартрия: локализация места поражения, симптоматика, направления коррекционной работы.

13. Система коррекционной работы по формированию просодической стороны речи при псевдобульбарной дизартрии.

14. Система коррекционной работы по коррекции звукопроизношения при псевдобульбарной дизартрии.

15. Система коррекционной работы по формированию фонематических процессов при псевдобульбарной дизартрии.

16. Система коррекционной работы по формированию общей и мелкой моторики.

17. Система коррекционной работы по формированию артикуляционной и мимической моторики.

18. Система логопедической работы по преодолению саливации у детей с дизартрией.

19. Дифференциальная диагностика псевдобульбарной дизартрии легкой степени и сложной дислалии.

20. Комплексный подход к преодолению нарушений развития при дизартрии.

21. Специфика классификации дизартрии при детском церебральном параличе.

22. Особенности нарушений речевого развития у детей с детским церебральным параличем.

23. Организация комплексного лечебно-педагогического воздействия при ДЦП.

24. Приемы и методы логопедической работы при ДЦП.

25. Принципы, цели и задачи логопедической работы при ДЦП.

26. Акустические характеристика голоса (высота, сила, тембр).

27. Значение дыхания для фонации.

28. Механизм голосообразования.

29. Типы голосоподачи.

30. Методы исследования голосового аппарата и голосовой функции.

31. Этапы развития голоса.

32. Классификация нарушений голоса.

33. Этиология и патогенез нарушений голоса.

34. Органические нарушения голоса (виды, патогенез).

35. Нарушения голоса при дизартрии (причины, клиническая картина нарушений голосового аппарата при парезах и параличах гортани).


36. Механизмы и симптомы нарушений голоса при дизартрии.

37. Система логопедической работы по восстановлению голоса у детей с дизартрией.

38. Патологоанатомические изменения в гортани (виды, клиническая картина нарушений).

39. Восстановление голоса после удаления опухоли.

40. Методика восстановления голоса после резекции гортани.

41. Нарушения голоса при хронических ларингитах (виды ларингитов, симптоматика).

42. Система логопедической работы при хронических ларингитах.

43. Нарушения голоса при ринолалии, ринофонии (механизм, симптоматика).

44. Преодоление нарушений голоса при патологоанатомических изменениях в надставной трубе.

45. Специфика голосовых нарушений при снижении физического слуха.

46. Функциональные нарушения голоса (виды, патогенез).

47. Гипокинетические нарушения голоса (этиология, патогенез, симптоматика).

48. Комплексная система преодоления гипокинетических нарушений голоса.

49. Гиперкинетические нарушения голоса (этиология, патогенез, симптоматика).

50. Система логопедической работы при гиперкинетических нарушениях голоса.

51. Патологическая мутация голоса (этиология, патогенез, симптоматика).

52. Комплексная система преодоления и профилактики нарушений голоса при его патологической мутации.

53. Профилактика нарушений голоса.

54. Организация охранительного голосового режима.

55. Гигиенические условия фонации.

 

Перечень практических заданий для подготовки к экзамену по разделам «Дизартрия. Нарушения голоса»:

1. Представьте схему сбора и анализа анамнестических данных детей с дизартрией.

2. Представьте схему обследования моторных функций у детей с дизартрией и примерные задания.

3. Представьте схему обследования просодических характеристик речи детей с дизартрией и примерные задания.

4. Представьте схему обследования звукопроизношения у детей с дизартрией и примерные задания.

5. Приведите примеры экспресс-проб диагностики стертой дизартрии у детей.

6. Специфика логопедической работы при афферентной корковой дизартрии у детей.

7. Специфика логопедической работы при эфферентной корковой дизартрии у детей.

8. Представьте примерный комплекс логопедических воздействий по преодолению спастичности мышц артикуляционного аппарата.

9. Представьте примерный комплекс логопедических воздействий по преодолению паретичности мышц артикуляционного аппарата.

10. Представьте примерный комплекс логопедических воздействий по преодолению дистонии мышц артикуляционного аппарата.

11. Раскройте основные направления логопедической работы по преодолению повышенной саливации у детей с дизартрией.

12. Приведите схему коррекционной работы и примеры логопедических упражнений по формированию речевого дыхания у детей с дизартрией.


13. Приведите схему коррекционной работы и примеры логопедических упражнений по формированию интенсивности голоса у детей с дизартрией.

14. Приведите схему коррекционной работы и примеры логопедических упражнений по формированию высоты и модуляций голоса у детей с дизартрией.

15. Приведите схему коррекционной работы и примеры логопедических упражнений по формированию разборчивости и качества речи у детей с дизартрией.

16. Приведите направления и технологическую последовательность логопедической работы по формированию интонационной выразительности речи у детей с дизартрией.

17. Приведите схему индивидуального логопедического занятия на этапе постановки звуков при дизартрии у детей.

18. Приведите схему индивидуального логопедического занятия на этапе автоматизации звуков при дизартрии у детей.

19. Приведите схему индивидуального логопедического занятия на этапе дифференциации фонем при дизартрии у детей.

20. Приведите примеры упражнений, направленных на активизацию кинестетической афферентации артикуляционного аппарата.

21. Приведите примеры упражнений, направленных на формирование координированности в работе всех отделов речевого аппарата.

22. Определите специфику применения контрастной криотерапии при работе с детьми с ДЦП.

23. Основные приемы сегментарного логопедического массажа, применяемые в работе с детьми с дизартрией.

24. Приемы снятия гиперкинезов у детей с дизартрией.

25. Приведите схему логопедического обследования ребенка с дизартрией.

26. Приведите схему логопедического обследования ребенка с нарушением голоса.

27. Приведите примеры упражнений, направленных на формирование диафрагмального (нижнереберного) дыхания.

28. Приведите примеры упражнений, направленных на формирование удлиненного ротового выдоха.

29. Приведите примеры упражнений, направленных на формирование фиксированного ротового выдоха.

30. Приведите примеры упражнений, направленных на формирование форсированного ротового выдоха.

31. Приведите примеры упражнений, направленных на формирование дыхательной опоры.

32. Приведите примеры упражнений, направленных на формирование дифференцированного ротового и носового дыхания.

33. Приведите примеры упражнений, направленных на формирование умения распределять выдох во время речи.

34. Приведите примеры упражнений, направленных на формирование умения осуществлять «добор» воздуха.

35. Приведите примеры упражнений, направленных на формирование правильной голосоподачи.

36. Приведите примеры упражнений, направленных на активизацию головного резонатора.

37. Приведите примеры упражнений, направленных на активизацию грудного резонатора.

38. Приведите примеры упражнений, направленных на формирование силы голоса.

39. Приведите примеры упражнений, направленных на формирование высоты голоса.

40. Приведите примеры упражнений, направленных на формирование голосовых модуляций.

41. Приведите примеры упражнений, направленных на формирование интонационной выразительности речи на основе звуков и слогов.

42. Приведите примеры упражнений, направленных на формирование интонационной выразительности речи на основе слов.

43. Приведите примеры упражнений, направленных на формирование интонационной выразительности речи в различных ситуациях речевого общения.

44. Приведите примеры упражнений, направленных на снятие излишнего напряжения с мышц шеи.

45. Приведите примеры упражнений, направленных на преодоление рефлекторного покашливания.

46. Приведите примеры упражнений, направленных на преодоление назальности голоса.

 

Часть 3 – зачет, 5 семестр.

Перечень теоретических вопросов для подготовки к экзамену по разделам «Нарушения темпа речи. Заикание»:

1. Понятие «темпоритмическая организация речи».

2. Определение речевого темпа. Методы изучения.

4. Этиология нарушений темпа речи.

5. Классификация нарушений темпа речи.

6. Исторический обзор проблемы изучения и преодоления нарушений темпа речи.

7. Значение нарушений темпа речи для патогенеза заикания.

8. Патогенез нарушений темпа речи.

9. Брадилалия: определение, этиология, патогенез.

10. Психолого-педагогическая характеристика пациентов с брадилалией.

11. Характеристика речевых нарушений при брадилалии.

12. Характеристика моторных нарушений у пациентов с брадилалией.

13. Брадикинезия: определение, место и значение в структуре нарушений психо-моторного развития.

14. Характеристика нарушений психических функций при брадилалией.

15. Система коррекционной работы по преодолению патологически замедленного темпа речи.

16. Психолого-педагогическая характеристика пациентов с баттаризмом.

17. Психолого-педагогическая характеристика пациентов с полтерном.

18. Система коррекционно-педагогической работы при тахилалии.

19. Реализация комплексного подхода к преодолению нарушений развития при тахилалии.

20. Особенности психических функций пациентов с тахилалией.

21. Профилактика нарушений темпа речи и ее значение для предупреждения заикания.

22. Определение, патогенез, классификация заикания.

23. Симптоматика заикания.

24. Предрасполагающие причины заикания.

25. Производящие причины заикания.

26. Психологическая теория заикания.

27. Патогенетическая теория заикания.

28. Диалектическая теория заикания.

29. Классификация речевых судорог по тяжести проявления.

30. Классификация речевых судорог.

31. Фиксация на речевом дефекте. Характеристика степеней фиксированности на речевом дефекте.

32. Сопутствующие речи движения при заикании.

33. Проявления нарушений вегетативной нервной системы при заикании.

34. Логофобия. Речевые уловки.

35. Типы течения заикания.

36. Комплексные технологии преодоления заикания.

37. Использование логоритмики в системе преодоления заикания.

38. Формирование ритмизированных движений при заикании.

39. Психологическая адаптация заикающихся к речевым ситуациям.

40. Психотерапевтические методы работы с заикающимися.

41. Нормализация психического и физического состояния заикающихся.

42. Система логопедической работы при заикании.

43. Цели, задачи и методы логопедической работы при заикании.

44. Направления, методы и методики логопедического обследования при заикании.

45. Организация логопедической помощи заикающимся.

46. Дифференцированный подход при преодолении заикания у дошкольников, школьников, взрослых пациентов.

47. Профилактика заикания.

48. Организация охранительного речевого режима при заикании.

49. Психолого-педагогическая характеристика заикающегося с невротической формой заикания.

50. Психолого-педагогическая характеристика заикающегося с неврозоподобной формой заикания.

 

Перечень практических заданий для подготовки к экзамену по разделам «Нарушения темпа речи. Заикание»:

1. Представьте схему сбора и анализа анамнестических данных детей с заиканием.

2. Представьте схему обследования моторных функций у детей с нарушениями темпа речи.

3. Представьте схему обследования ритмического чувства детей с нарушениями темпа речи.

4. Представьте схему обследования темпа речи детей с нарушениями темпа речи.

5. Приведите примеры экспресс-проб диагностики тяжести проявления заикания в сопряженно-отраженной и шепотной речи.

1.Приведите примеры экспресс-проб диагностики тяжести проявления заикания в ритмизированной и диалогической речи.

2.Приведите примеры экспресс-проб диагностики тяжести проявления заикания в описательной и повествовательной монологической речи.

3.На основании выписки из протокола обследования ребенка определите форму заикания, его клинические и психологические проявления. Сформулируйте логопедическое заключение.

4.Приведите схему индивидуального логопедического занятия при заикании.

5.Приведите примеры упражнений, направленных на формирование ритмизированных движений.

6.Приведите примеры упражнений, направленных на нормализацию мышечного тонуса.

7.Приведите примеры упражнений, направленных на нормализацию психического состояния заикающихся.

8.Приведите примеры упражнений, направленных на формирование координации речи и движения.

9.Приведите примеры упражнений, направленных на формирование диафрагмального дыхания при заикании.

10.Приведите примеры упражнений, направленных на формирование фонационного дыхания при заикании.

11.Приведите примеры упражнений, направленных на формирование координации дыхания и голоса.

12.Приведите примеры упражнений, направленных на формирование плавных переключений в речевой моторике при заикании.

13.Приведите примеры упражнений, направленных на формирование плавности речи на материале звуков и слогов.

14.Приведите примеры упражнений, направленных на формирование плавности речи на материале слов и словосочетаний.

15.Приведите примеры упражнений, направленных на формирование плавности речи на материале предложений.

16.Приведите примеры упражнений, направленных на формирование убыстренных речевых реакций.

17.Приведите примеры упражнений, направленных на формирование умения интонирования фраз.

18.Приведите примеры формул правильной речи для заикающихся.

19.Основные приемы сегментарного логопедического массажа, применяемые в работе с детьми с заиканием.

20.Основные приемы точечного логопедического массажа, применяемые в работе с детьми с заиканием.

21.На основании выписки из протокола обследования ребенка с заиканием составьте примерный план индивидуальной логопедической работы.

22.Приведите примеры функциональных речевых зарядок для детей дошкольного возраста.

23.Приведите примеры функциональных речевых зарядок для детей школьного возраста.

24.Приведите примеры функциональных речевых зарядок для взрослых заикающихся.

25.Приведите примеры функциональных речевых тренировок на основе моделирования речевых ситуаций у детей дошкольного возраста с заиканием.

26.Приведите примеры функциональных речевых тренировок на основе моделирования речевых ситуаций у детей школьного возраста с заиканием.

27.Приведите примеры функциональных речевых тренировок на основе моделирования речевых ситуаций у взрослых с заиканием.

28.Составьте психолого-педагогическую характеристику ребенка дошкольного возраста с невротическим заиканием.

29.Составьте психолого-педагогическую характеристику ребенка младшего школьного возраста с невротическим заиканием.

30.Составьте психолого-педагогическую характеристику подростка с невротическим заиканием.

31.Составьте психолого-педагогическую характеристику взрослого с невротическим заиканием.

 

Часть 4 – экзамен, 6 семестр.

Перечень теоретических вопросов для подготовки к экзамену по разделам «Фонетико-фонематические нарушения речи. Общее недоразвитие речи»:

1. Определение понятия «фонетико-фонематическая сторона речи» в отечественной логопедии.

2. Структура речевого дефекта при ФФНР.

3. Уровни нарушения фонетико-фонематических компонентов речи у детей.

4. Формирование фонематического слуха в онтогенезе.

5. Механизм нарушения фонетико-фонематических компонентов речи при различных нарушениях речи (дислалии, ринолалии, дизартрии).

6. Готовность детей с ФФНР к обучению грамоте.

7. Программные задачи коррекции фонетико-фонематических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста.

8. Организация комплексного взаимодействия специалистов при коррекции ФФНР.

9. Направления коррекционно-педагогической работы при ФФНР.

10. Система логопедической работы по преодолению ФФНР у детей старшего дошкольного возраста.

11. Организация работы с родителями детей с ФФНР.

12. Логопедическое обследование ребенка с ФФНР.

13. Профилактика ФФНР у детей младшего и среднего дошкольного возраста.

14. Научная школа Р.Е. Левиной. Концепция речевых нарушений детского возраста в научной школе Р.Е. Левиной. Понятие «недоразвитие речи».

15. Первый уровень недоразвития речи. Состояние импрессивной речи.

16. Характеристика произношения детей с первым уровнем недоразвития речи.

17. Первый уровень недоразвития речи. Состояние семантических представлений. Полисемантика.

18. Первый уровень недоразвития речи. Предпосылки возникновения однословного предложения.

19. Первый уровень недоразвития речи. Лингвистическая, паралингвистическая и экстралингвистическая системы коммуникации.

20. Второй уровень недоразвития речи. Количественные и качественные изменения в системе семантических представлений.

21. Второй уровень недоразвития речи. Специфика становления фразовой речи.

22. Второй уровень недоразвития речи. Развитие значения слова, особенности грамматического оформления речевого высказывания.

23. Второй уровень недоразвития речи. Состояние фонематических представлений и развитие произношения.

24. Специфические характеристики речевого высказывания детей с III и IV уровнями недоразвития речи. Состояние фонематических операций, фонетико-фонематические нарушения.

25. Третий уровень ОНР. Специфика развития значения слова.

26. Третий уровень ОНР. Состояние операций грамматического оформления речевого высказывания.

27. Третий уровень ОНР. Характеристика связной речи.

28. Задачи и содержание коррекционного обучения детей с различными уровнями недоразвития речи.

29. Специфика коррекционно-развивающих программ для детей дошкольного и школьного возраста.

30. Логопедическая работа с детьми первого уровня речевого развития. Этапы логопедической работы.

31. Логопедическая работа с детьми первого уровня речевого развития. Методы и приемы развития импрессивной речи у безречевых детей.

32. Логопедическая работа с детьми первого уровня речевого развития. Методы и приемы развития экспрессивной речи у безречевых детей.

33. Логопедическая работа с детьми второго уровня речевого развития. Методы и приемы развития импрессивной речи у детей вторым уровнем речевого развития.

34. Логопедическая работа с детьми второго уровня речевого развития. Методы и приемы развития экспрессивной речи у детей со вторым уровнем речевого развития.

35. Логопедическая работа с детьми третьего-четвертого уровней речевого развития. Этапы логопедической работы.

36. Логопедическая работа с детьми третьего уровня речевого развития. Методы и приемы развития импрессивной речи у детей третьего уровня речевого развития.

37. Логопедическая работа с детьми третьего уровня речевого развития. Методы и приемы развития экспрессивной речи у детей третьего уровня речевого развития.

38. Особенности логопедической работы с детьми четвертого уровня речевого развития.

Часть 5 – контрольная работа, 7 семестр.

Перечень теоретических вопросов для подготовки к контрольной работе по разделу «Нарушения письменной речи»:

1. Отличие устной речи от письменной.

2. Основные операции письма.

3. Многоуровневая структура письменной речи.

4. Особенности формирования технической стороны чтения у детей с дислексией.

5. Этапы становления навыков чтения у младших школьников.

6. Этиология нарушений письма и чтения.

7. Этапы коррекционной работы про преодолению нарушений письма и чтения у детей с ОНР IV уровня.

8. Симптоматика дисграфии и дислексии у детей.

9. Классификация нарушений письма.

10. Раннее выявление предрасположенности к нарушениям письма и чтения.

11. Что входит в понятие «фактор риска» речевой патологии?

12. Раскройте систему профилактики нервно-психических нарушений у детей как основу предупреждения развития речевой патологии.

13. Система логопедической работы по преодолению оптической дисграфии (по М.Е. Хватцеву).

14. Система логопедической помощи по преодолению фонематической дислекии. (по М.Е. Хватцеву).

15. Система логопедической помощи по преодолению оптической дислекии (по М.Е. Хватцеву).

16. Система логопедической помощи по преодолению оптико-пространственной дислексии (по М.Е. Хватцеву).

17. Система логопедической помощи по преодолению семантической дислексии (по М.Е. Хватцеву).

18. Система логопедической помощи по преодолению мнестической дислексии (по М.Е. Хватцеву).

19. Система логопедической помощи по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии.

20. Система логопедической помощи по преодолению дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания (акустическая).

21. Система логопедической помощи по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

22. Система логопедической помощи по преодолению аграмматической дисграфии.

23. Профилактика нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста.

24. Организация работы с родителями школьников, имеющих нарушения письма и чтения.

25. Структура логопедического занятия по преодолению нарушений чтения.

26. Структура логопедического занятия по преодолению нарушений чтения.

27. Психологические предпосылки овладения грамотой у детей дошкольного возраста.

Часть 6 – зачет, 8 семестр.

Перечень теоретических вопросов для подготовки к зачету по разделу «Алалия»:

1. Определение алалии. Статистические сведения о распространенности нарушения.

2. Причины алалии.

3. Краткие сведения из истории изучения алалии.

4. Современные классификации алалии. Характеристика основных форм алалии.

5. Варианты моторной алалии: афферентная и эфферентная моторная алалия, их сопоставительный анализ.

6. Дифференциальная диагностика алалии и недоразвития речи при олигофрении.

7. Сопоставительный анализ алалии и афазии.

8. Сопоставительный анализ алалии и дислалии.

9. Сопоставительный анализ алалии и ринолалии.

10. Сопоставительный анализ алалии и дизартрии.

11. Сопоставительный анализ алалии и временной задержки речевого развития функционального характера.

12. Моторная алалия. Причины и механизм нарушения.

13. Структура дефекта при моторной алалии. Речевые и неречевые проявления в структуре дефекта.

14. Динамика развития функций и средств речи при алалии.

15. Специфика обследования безречевого (неговорящего) ребенка.

16. Основные методические принципы обследования ребенка с моторной алалией. Поэтапный ход обследования.

17. Приемы обследования ребенка с моторной алалией. Формы и материал обследования.

18. Основные методические принципы и направления коррекционно-логопедического воздействия при моторной алалии.

19. Формирование разных аспектов коммуникации при моторной алалии на основе предметно-практической деятельности.

20. Выработка лексической системности, грамматических обобщений и противопоставлений у детей с моторной алалией.

21. Активизация речевой деятельности детей с моторной алалией в разных ситуациях общения.

22. Причины и механизм сенсорной алалии.

23. Определение и основная симптоматика сенсорной алалии.

24. Сенсорная алалия и сенсорно-акустический синдром вторичного характера при различных речевых нарушениях.

25. Особенности акустического внимания, восприятия и высшего акустического анализа и синтеза при сенсорной алалии.

26. Специфика импрессивной и экспрессивной речи при сенсорной алалии.

27. Дифференциальная диагностика ребенка с сенсорной алалией и слабослышащего.

28. Сопоставительный анализ детей с сенсорной алалией и олигофренией.

29. Сопоставительный анализ детей с моторной и сенсорной алалией.

30. Система коррекционно-логопедической работы при сенсорной алалии. Принципы и приемы работы.

31. Формирование произвольного внимания, фонематического восприятия при сенсорной алалии.

32. Развитие внимания к речи окружающих и контроля за своей речью при сенсорной алалии.

33. Развитие импрессивной речи при сенсорной алалии.

34. Развитие экспрессивной речи при сенсорной алалии.

35. Планирование и организация занятий при алалии. Требования к перспективному и поурочному планированию. Фронтальная и индивидуальная работа.

36. Комплексный подход при устранении алалии. Лечебно-оздоровительная и психолого-педагогическая работа при моторной и сенсорной алалии.

37. Развитие психических процессов и функций детей с алалией.

38. Особенности работы с детьми с алалией в дошкольных специальных учреждениях и в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Часть 7 – экзамен, 9 семестр.

Перечень теоретических вопросов для подготовки к экзамену по разделу «Афазия. Логопедическая работа при нарушениях слуха, зрения, интеллектуальных нарушениях, детском церебральном параличе. Профилактика речевых нарушений»:

1. История изучения афазии.

2. Клинико-физиологический, психолингвистический и нейропсихологический подходы к изучению афазии.

3. Классификация афазии А.Р. Лурии.

4. Основные положения коррекционной работы при афазии.

5. Симптоматика речевых расстройств и механизм распада речи при акустико-гностической афазии.

6. Организация, содержание и методы лечебно-педагогического воздействия при акустико-гностической афазии.

7. Специфика психотерапевтического воздействия при акустико-гностической афазии.

8. Локализация поражения головного мозга, механизм распада речи при акустико-мнестической афазии.

9. Симптоматика нарушений и структура дефекта при акустико-мнестической афазии.

10. Специфика восстановительного обучения при акустико-мнестической афазии.

11. Локализация поражения ЦНС, этиология, механизм распада речи при семантической афазии.

12. Клинико-психолого-педагогическая характеристика пациентов с семантической афазией.

13. Специфика, приемы и методы логопедической работы по восстановлению речи при семантической афазии.

14. Локализация поражения ЦНС, этиопатогенез моторной афазии.

15. Характеристика речевых и неречевых расстройств при афферентной моторной афазии.

16. Структура нарушений речевой деятельности при афферентной моторной афазии.

17. Содержание, приемы и методы логопедической работы при афферентной моторной афазии.

18. Специфика моторных нарушений при эфферентной афазии и их проявления в симптоматике речевых расстройств.

19. Методика и прогноз восстановительного обучения при эфферентной афазии.

20. Локализация поражения ЦНС и симптоматика динамической афазии.

21. Клинико-психолого-педагогическая характеристика пациентов с динамической афазией.

22. Приемы и методы восстановления речи при динамической афазии.

23. Специфика речевой и неречевой симптоматики при сенсорных и моторных формах афазии.

24. Сравнительная характеристика сенсорных и моторных форм афазии (локализация поражения ЦНС, первичное звено нарушений, структура дефекта, задачи восстановительного обучения).

25. Реализация комплексного подхода в процессе восстановительного обучения больных с афазией.

26. Характеристика речи детей с нарушениями слуха.

27. Направления, приемы и методы логопедической работы при нарушениях слуха.

28. Характеристика речи детей с нарушениями зрения.

29. Направления, приемы и методы логопедической работы при нарушениях зрения.

30. Характеристика речи детей с интеллектуальными нарушениями.

31. Направления, приемы и методы логопедической работы при олигофрении.

32. Характеристика речи детей с ЗПР.

33. Направления, приемы и методы логопедической работы при ЗПР.

34. Характеристика речи детей с ДЦП.

35. Направления, приемы и методы логопедической работы при ДЦП.

36. Профилактика нарушений речи.

 

Перечень практических заданий для подготовки к экзамену по разделам «Афазия. Логопедическая работа при нарушениях слуха, зрения, интеллектуальных нарушениях, детском церебральном параличе. Профилактика речевых нарушений»:

1. На основании выписки из протокола обследования пациента определите вид афазии, сформулируйте логопедическое заключение.

2. На основании выписки из протокола обследования пациента с афазией составьте индивидуальный план восстановительного обучения.

3. Приведите примеры диагностических проб выявления кинестетической апраксии.

4. Приведите примеры диагностических проб выявления кинетической апраксии.

5. Приведите примеры диагностических проб выявления регуляторной апраксии.

6. Приведите примеры диагностических проб выявления конструктивной апраксии.

7. Приведите примеры диагностических проб выявления пространственной апрактогнозии.

8. Приведите примеры диагностических проб выявления слуховой агнозии.

9. Приведите примеры диагностических проб выявления зрительной агнозии.

10. Приведите примеры диагностических проб выявления нарушений слухоречевой памяти.

11. Приведите примеры диагностических проб выявления нарушения понимания многозначности слов.

12. Приведите примерную схему нейропсихологического обследования пациента с афазией.

13. Раскройте содержание приема зрительно-слуховой имитации звуков при афазии.

14. Раскройте содержание приема наращивания смысловых связей при афазии.

15. Раскройте содержание приема формирования предметной соотнесенности при афазии.

16. Раскройте содержание приема актуализации глагольного словаря при афазии.

17. Раскройте содержание приема структурирования словосочетаний при афазии.

18. Раскройте содержание приема структурирования предложений при афазии.

19. Раскройте содержание приема структурирования текста при афазии.

20. Раскройте содержание приемов стимуляции вопросно-ответной речи при афазии.

21. Раскройте содержание приемов установления смысловых связей между глаголом и существительным при афазии.

22. Раскройте содержание приемов установления категориальной связи (подбор обобщающего слова к исходным слова и составление с этими словами предложений) при афазии.

23. Раскройте содержание приема вербализации собственных действий при афазии.

24. Раскройте содержание морфологического приема расширения и актуализации словаря при афазии.

25. Раскройте содержание оппозиционного приема расширения и актуализации словаря при афазии.

26. Раскройте содержание приема структурирования семантических полей при афазии.

27. Раскройте содержание приемов восстановления понимания предлогов и пространственных наречий при афазии.

28. Раскройте содержание приемов оживления кинестетических ощущений (преодоления кинестетической апраксии) при афазии.

29. Раскройте содержание приемов развития слухоречевой памяти при афазии.

30. Раскройте содержание приемов развития зрительного восприятия при афазии.

 







Date: 2015-12-13; view: 681; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.136 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию