Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель 1






Совет директоров I Коллегиальный исполнительный орган

I Единоличный исполнительный орган

Рис. 19.1. Структура управления организацией

Эти этапы принятия управленческого решения можно сгруппиро-ть в три основные стадии — подготовка решения, его принятие и еализация: на первой стадии осуществляют поиск и сбор достоверной информа­ции, ее обработку, анализируют все внутренние и внешние факторы, которые влияют на управленческое решение, прогнозируют возмож­ные последствия (положительные и отрицательные), а также форму­лируют задачи, которые необходимо решить;

на второй стадии на основании всесторонних расчетов разрабатывают отдельные альтернативные варианты решения проблемы, дают их оцен­ку, определяют критерии (показатели, признаки) рационального ре­шения. После этого выбирают такое решение и дают его четкую фор­мулировку. Как показывает практика, эффективность управления в значительной мере зависит от количества разработанных альтернатив­ных вариантов;

на третьей стадии принятые решения превращают в разного рода команды (устные; письменные, например, приказ; и т. п.), которые доводят до испблнителей, определяют методы и средства их выполне­ния (например, разрабатывают систему стимулов), проводят анализ эффективности принятого решения, его возможное последующее кор­ректирование, дают оценку его результативности. Доводимые до исполнителей управленческие решения должны быть адресными, конкретными, четкими, с указанием точной даты их выполнения. По­ручать конкретные задачи следует с учетом знаний и опыта исполни­телей.

Различают три метода принятия менеджерами управленческих решений:

интуитивный, который базируется на накопленных менеджерами сумме знаний и управленческом опыте в определенной сфере дея­тельности;

"здравого смысла", предполагающий использование менеджером нако­пленного практического опыта; - научно-практический метод, основанный на всесторонней информа­ции, расчетах альтернативных вариантов и т. п.

Принятие управленческих решений должно базироваться на знании экономических законов, действующих нормативно-правовых актах, сущ-



ности и природы человека и др. Такие знания приобретаются в процессе изучения теории организации и управления, философии, социологии, психологии, общей теории систем и др.

Чтобы процесс управления был эффективным, менеджеру необходимо придерживаться следующих основных требований:

- рассматривать человека как главный источник повышения произво­дительности труда и эффективности производства;

- заниматься стратегическим планированием (том числе кадровой по­литики) деятельности компании;

- предоставлять подразделениям (отделениям и т. п.) и их работникам определенную автономию, которая стимулирует их предприимчивость и инициативность;

- постоянно ориентироваться на потребности покупателей (что достига­ется путем рациональной маркетинговой деятельности);

- придерживаться простых форм управления, иметь немногочисленный управленческий аппарат;

- действовать энергично и быстро, концентрируя усилия компании на одном или нескольких направлениях бизнеса;

- проводить политику, направленную на формирование в компании многих лидеров и новаторов, стимулировать у них оправданную сте­пень риска;

- органически объединять автономию, свободу отдельных подразделе­ний с жестким централизмом (если речь идет об основных ценностях компании: стандартах, качестве и обслуживании).

19.3 Современные особенности работы менеджера

Основными критериями работы менеджера в современных условиях, по мнению западных ученых, выступают: 1) оптимизация отчетности; 2) лидерство; 3) внимание к коллективной работе; 4) тесный контакт с людьми; 5) совершенствование властных полномочий; 6) индивидуаль­ность; 7) самоотдача; 8) объединение интеллекта и профессиональных качеств; 9) способность осваивать и применять модели и технологии со­временного менеджмента.

По мнению американского экономиста (специалиста по теории управления) П. Друкера, менеджеры должны уметь склонять людей к общим действиям, стимулировать их производственные усилия и вместе с тем ослаблять присущие им недостатки.

Поскольку в современной компании важную роль играют ее внутрен­ние ценности, их определенная система, менеджер должен способство­вать тому, чтобы они вошли "в плоть и кровь" сотрудников компании. Менеджер должен мотивировать и поддерживать стремление людей дос­тичь своих целей, совместимых с целями компании.


К числу основных принципов деятельности менеджера в этой сфере относятся:

- сдержанность по отношению к сопернику (даже если появляется воз­
можность уничтожить его);


- максимальное внимание к собственному "Я" сотрудника, которое формирует индивидуальность;

- помощь работникам в реализации их целей в рамках целей и ценно­стей компании на основе принципа приоритетности интересов людей, а не всей организации.

Поступательное развитие современного предприятия во многом опреде­ляется его эффективным управлением, а также функциональной и структур­ной организацией. От принятой на фирме структуры управления зависят;

- оперативность принятия менеджером управленческих решений;

- его возможности получать достоверную информацию от структурных подразделений;

- а также перераспределить функции внутри организации.

Существуют различные методы оптимизации функциональной и структурной систем управления. В зависимости от условий, в которых работает предприятие, применяются "мягкие" (эволюционные) или рево­люционные методы реструктуризации.

Среди "мягких" методов, получивших наибольшее распространение, можно выделить структуризацию и SADT-моделирование1:

- структуризация проявляется не в перестройке организационной структу­ры, а в составлении схем существующих организационных структур и при необходимости — в частичной их перестройке. Структуризация помогает разобраться в ситуации "кто и что делает?";

- SADT-моделирование используется для описания организационных систем, разработки организационных структур, систем долгосрочного и стратегического планирования, управления финансовыми и матери­альными потоками, обучения персонала и решения многих других за­дач, требующих системного подхода.

Один из наиболее эффективных современных методов преобразова­ния организаций — реинжиниринг бизнес-процессов, который выражает фундаментальное переосмысление и радикальную перестройку предпри­нимательской деятельности. Объектом реинжиниринга являются бизнес-процессы, представляющие собой описание реализации функции с учетом их причинно-следственных связей.

В менеджменте в качестве процессов наиболее часто рассматриваются административные процессы преобразования ресурсов в продукты и ус­луги. Реинжиниринг бизнес-процессов — это средство перестройки про­изводства, с помощью которого устраняются ненужные затраты труда, важный механизм управления затратами.

ж Специалисты сферы менеджмента начали разрабатывать реинжиниринг і уже во второй половине 80-х годов XX века, а в России работы по реинжинирингу стали появляться начиная с 1997 года. Сегодня 1 практика реинжиниринга приняла повсеместный характер. В США ее Uопробовали две трети крупнейших компаний, действующих в самых jj разных отраслях экономики, среди которых: "Ford", "Eastman Ko-, dak", "IBM Credit" и др.

SADT-моделирование (Structured Analysis and Design Technique).


Реинжиниринг активизирует резервы повышения конкурентоспособ­ности предприятия, помогает координировать работу подразделений и позволяет улучшить качество производства продукции и обслуживания клиентов. Среди преимуществ процессного управления можно выделить простоту оптимизации и оценки самих процессов как с точки зрения их организации, синхронизации, взаимной согласованности, так и потребляемых ими ресурсов.


Выводы

1. Менеджмент — сознательное и целенаправленное влияние руково­дства предприятия или руководящих органов на деятельность людей в процессе производства товаров и услуг в рамках определенной организа­ционной формы с целью получения прибыли. Основными подходами в менеджменте являются: процессный, системный и ситуационный; а кон­цепциями современной теории и практики управления — администра­тивная, поведенческая, человеческих (гуманных) отношений.

2. Функция менеджмента — определенный вид деятельности должно­стного лица или структурного подразделения аппарата управления, в процессе которой осуществляется эффективное влияние на объект управления и решаются поставленные цель, задача и др. Главные функ­ции управления: планирование, организация, подбор и расстановка кад­ров, их стимулирование, координирование, контроль.

3. Основными организационными формами управления предприятием выступают: 1) линейная; 2) функциональная; 3) линейно-функциональная; 4) программно-целевая; 5) матричная; 6) дивизионная.

4. Основные стадии процесса управленческих решений: их подготов­ка, принятие и реализация. Любая из этих стадий состоит из определен­ных этапов. Важнейшими методами принятия управленческих решений яв­ляются: интуитивный, с позиции "здравого смысла" и научно-практический. Главное требование эффективного процесса управления — ориентация на человека.

5. Ведущие критерии к работе менеджеров: привлечение работников всех уровней к разработке и принятию управленческих решений; макси­мальное внимание к коллективной работе; способствование реализации целей работников в контексте целей фирмы; мотивирование самоотдачи сотрудников и др. Основными принципами деятельности менеджера вы­ступают: максимальное внимание к личности человека (его ценностям), приоритетность интересов человека перед интересами предприятия, сдержанность по отношению к сопернику и др.

Вопросы для повторения

1. Чем управление отличается от менеджмента?

2. Какие основные подходы и концепции существуют в менеджменте и в чем их отличия?

3. Назовите основные функции менеджмента, в чем состоит их сущ­ность?


4. Каковы положительные и отрицательные стороны отдельных орга­низационных форм управления предприятием?

5. Охарактеризуйте основные стадии принятия управленческих решений.

6. Какие методы принятия управленческих решений существуют, в чем их сущность?

7. Каковы важнейшие современные особенности и критерии работы менеджера?

ТЕМА 20. ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНА

Важную роль в организации и экономике предпринимательской деятель­ности играет составление бизнес-плана. Учитывая соотношение понятий "предпринимательство" и "бизнес" (бизнес включает и запрещенные виды деятельности, например, наркобизнес, торговлю оружием и др.), более корректно говорить о разработке плана предпринимательской деятельности. Но поскольку название "бизнес-план" прочно вошло в понятийный ап­парат, воспользуемся им.


20.1. Бизнес-план в системе планирования предприятия

Планирование деятельности предприятия входит в систему организа­ции управления ею и определяется ее целью. Планирование — это непре­рывный циклический процесс. Различают: стратегическое (долгосрочное), средне- и краткосрочное планирование.

Долгосрочное планирование широко применяется в мировой практике и у нас в стране. Оно охватывает трех- или пятилетний периоды, носит описательный характер и определяет общую стратегию компаний, по­скольку предугадать все возможные расчеты на такой длительный срок весьма трудно и практически нереально. Долгосрочный план вырабаты­вается руководством компании и содержит главные стратегические цели предприятия на перспективу.

В рамках долгосрочного планирования разрабатывается новая стратегия "продукт — рынок" с целью устранения разрыва между прогнозными значениями показателей и теми, на которые претендует компания. Поиск такой стратегии включает в себя анализ возможностей развития новых производств, вертикальной интеграции, создания зарубежных филиалов и т. д. На этой же стадии изучаются варианты расширения производства и снижения издержек. Прогнозируются изменения в номенклатуре про­дукции и уточняется политика в функциональных сферах. Результатами этого этапа являются: формулировка долгосрочных целей, составление долгосрочных проектов и принятие долгосрочной политики в основных ' сферах деятельности компании.

Исходя из принятого долгосрочного плана, составляется среднесроч­ный план, который содержит вполне конкретные цели и количественные характеристики. Среднесрочные планы обычно составляются на двух-или трехлетний периоды. На основе изменений номенклатуры и страте­гии конкурентной борьбы для каждой группы продукции составляются планы по укрупненной номенклатуре продукции. Функциональные под­разделения компаний отвечают за разработку планов развития мощно­стей, планов по труду, прибыли.


Процесс принятия среднесрочного плана включает три этапа.

Первый этап предусматривает составление каждым хозяйственным подразделением прогноза развития на основе собственной базы данных.

На втором этапе эти прогнозы сопоставляются и таким образом вы­являются основные расхождения.

На завершающем этапе руководство предприятия разрабатывает об­щий сценарий развития и передает его на более высокий иерархический уровень, например, руководству регионального отделения фирмы, кото­рое, в свою очередь, разрабатывает сценарий среднесрочного развития объединения в целом.

Описанный метод среднесрочного планирования показал достаточную надежность, поскольку учитывает возможности всех подразделений на основе их собственной оценки. Этот метод обеспечивает высокую сте­пень взаимодействия всех структурных подразделений компании.

Краткосрочное планирование может охватывать год, полгода, месяц и т. д. Оно тесно связывает планы различных партнеров и поставщиков: эти планы могут согласовываться или их отдельные параметры являются об­щими для компании-производителя и ее партнеров.

Так, в компании "Тойота Мотор Корпорейшн" составляется годовой I план производства, в котором указываются не объемы производст­ва, а темпы изменения технологий..Составляются также месячные производственные планы, разрабатываемые в два этапа. На первом, этапе, за два месяца до планируемого времени, определяются мо-; дели продукции, модификации и объемы их выпуска. Затем,'на вто­ром этапе, за месяц до планируемого момента, составляется более. подробный план. Эта справочная и директивная информация в те же сроки доводится до компаний-поставщиков. На основании месячного : производственного плана составляются суточные производственные графики.

Приведенные выше виды планирования дают наилучший эффект, ес­ли их использовать параллельно.

На "Тойоте", например, планирование новых технологий осуществляет­ся во взаимосвязи с основным планированием на полгода, три месяца. I Необходимость такого планирования объясняется тесными связями I "Тойоты" с фирмами-поставщиками. Собственные запасы фирмы сведены ■; до минимума, а комплектующие изделия поставляются в назначенные I сроки в определенном количестве в результате разработанной системы эффективного сетевого планирования. Производственное планирование I детализировано, а все подсистемы тесно взаимосвязаны.

Планирование, как всякий управленческий процесс, может быть эф­фективным только в том случае, если основывается на достоверной ин­формации. Поэтому во многих компаниях промышленно развитых стран широко распространена практика составления планов как в количест­венных, так и качественных показателях, когда каждое отделение компа­нии периодически составляет по стандартной форме документ, содержа­щий следующую исходную информацию:

- предположительная количественная оценка по следующему кругу во­просов: ценообразование, условия рынка, стоимость рабочей силы, транспорт, сырье, машины и оборудование и др.;


- сводный финансовый отчет: официальный отчет о доходах;

I•-.'- итоговые цифры прогноза сбыта по каждому виду продукции;

і - объем продаж и доля рынка по каждому продукту вместе с коммента­риями об источниках информации и наиболее важных изменениях, которые могут повлиять на эти показатели;

- описание основных достоинств и недостатков оборудования, кадров, сети реализации товаров и т. д.;

- описание основных проблем;

| - главные цели и стратегические программы в целом по отделению и по основным видам продукции. Показатели объема продаж, прибыли, производства, дохода на вложенный капитал;

- основные конкуренты. Перечисляются конкурирующие фирмы и да­
ется обзор их оснащенности, выпускаемой продукции, положения с
кадрами, возможностей проведения исследований, научных изыска­
ний и расширения рынка, отношений с потребителями и др. Показа­
тели работы отделения сравниваются с аналогичными показателями
конкурентов;

; - исследования и разработки. Перечисляются все текущие и намечаемые проекты. Отмечается, располагает ли отделение необходимыми возмож­ностями для проведения исследований; какие исследования должны быть предприняты централизованно, чтобы помочь отделению; какие программы по совершенствованию продукции или исследованию рын­ков сбыта следует осуществлять силами центрального аппарата;

- производственные мощности;

- бесприбыльные операции или изделия. По каждому продукту уточня­ется объем продажи и размеры прибылей и убытков;

- необходимые капитальные вложения. Документ, в котором проекты классифицируются по различным направлениям (ранее утвержденные или новые);

- потребность в рабочей силе;

I - состояние товарных и материальных запасов. Оценивается стоимость сырья, незавершенного производства, готовой продукции и общая стоимость товарных и материальных запасов.

В основу планирования предпринимательской деятельности положен маркетинговый подход. Его особенность заключается в том, что все тех­нические, коммерческие и сбытовые мероприятия рассматриваются ком­плексно, на основе бизнес-планирования, то есть в тесной связи торго­вой деятельности предприятия с его внутренней структурой, связями с поставщиками сырья и комплектующих изделий.

Бизнес-пландокумент, который содержит комплексное обоснование стратегии (программы) развития всех сфер деятельности предприятия на


- тщательная характеристика определенного сегмента (ниши) рынка, спроса потребителей и их преимуществ при покупке товаров и услуг данного предприятия;

- профессиональная обоснованность реализации основной идеи, в ча­стности, эффективности работы предприятия (получении прибыли), своевременного погашения кредитов и др. Так, кредитора следует убеждать, прежде всего, в выполнении условий кредитного договора, а инвестора — в получении высокой нормы прибыли.

Сущность бизнес-плана комплексно раскрывается в его основных функциях.

- предоставление кредиторам и инвесторам всесторонней информации о предприятии, прежде всего, о стабильности и эффективности его работы;

- обоснование основной цели предпринимательской деятельности;

- краткое описание предпринимательской деятельности, в частности процесса производства;

- характеристика товара или услуги, их качества;

- обоснование прогноза развития производства;

- комплексное исследование рынка;

- определение жизнеспособности предприятия в условиях внутренней и внешней конкуренции;

- обоснование эффективности предприятия на основе оценки затрат, цен и ожидаемой прибыли, которая является прерогативой финансо­вого плана;

- оценка профессионального уровня управленческого персонала (пред­принимателя, менеджеров и др.), эффективности их работы.

20.2. Технология разработки бизнес-плана

Бизнес-план — документ, который должен показать все основные проблемы реализации предпринимательского проекта, механизмы их ре­шения. Он готовится для того, чтобы предприниматель и заинтересован­ные лица (прежде всего инвесторы, руководители предприятия, партне­ры, акционеры и др.) получили полную информацию о производстве продукции, емкости рынка сбыта, механизме управления затратами и прибыли, перспективах развития предприятия на предстоящие 3—5 лет, благоприятных факторах и угрозах ему.

Сложность этой работы требует привлечения высококвалифициро­ванных специалистов. Трудозатраты предприятия на эти цели исчисля­ются, как правило, сотнями часов. Участие руководителя предприятия в разработке бизнес-плана обязательно.

Разработку бизнес-плана начинают с подготовки резюме — важней­шего раздела, в котором просто и лаконично нужно изложить все пре­имущества и надежность предпринимательского проекта. Для этого пред­принимателю необходимо собрать информацию по значительному кругу вопросов, в число которых входят следующие:

- почему создается предприятие? каким оно будет через три, пять лет?

- во сколько обойдется создание предприятия? какой ежедневный обо­рот и доход оно будет иметь?


- какие предприятия и учреждения могут быть задействованы в процесс
создания предприятия и налаживания его работы? является ли сектор,
где будет действовать предприятие, растущим? как обстоят дела на
уже работающих предприятиях? где будет реализована продукция? ка­
кая реклама нужна для этого?

ir что будет производить предприятие? кто основные поставщики? су­ществуют ли колебания в потребностях или ценах? что особенного будет в продукции по сравнению с уже имеющейся на рынке?

- сколько потенциальных клиентов будет покупать продукцию?

- где будет находится предприятие? имеются ли рядом предприятия, кото­рые помогут привлечь клиентов? какая помощь нужна для развития предприятия? когда потребуется расширение предприятия? в каком со­стоянии находятся помещения, территория, подъездные пути? нужен ли договор аренды? выгодно ли приобретение дополнительных площадей?

- разработана ли технология, документация? имеется ли в наличии обо­рудование? какое оборудование нужно купить или взять в аренду (ли­зинг)? в каком состоянии? что нужно ремонтировать? по какой цене?;

- сколько работников потребуется на каждом этапе? каковы профес­сиональные требования к ним? как найти работников? сколько им платить? чем их можно заинтересовать?

- какова стоимость проекта? каковы размеры начального и стартового капиталов? сколько свободных средств имеется? каковы ежемесячные расходы? сколько прибыли будет давать предприятие? кого из инве­сторов нужно привлечь? на каких условиях?

Собирая информацию по каждому из этих вопросов, необходимо все вре­мя отвечать на два основных: какой доход будет получен в результате реализа­ции бизнес-плана? чем рискуем и что будет утрачено в случае неудачи?

Разрабатывая бизнес-план, необходимо помнить, что его реальность будут оценивать опытные специалисты с позиций определенных профес­сиональных знаний и принципов.

Кроме того, к бизнес-плану необходимо приложить сопроводитель­ные документы, важнейшие из которых следующие:

- должностные инструкции, справки о кадровом составе;

- спецификации товаров (перечень товаров и услуг, которые планирует выпускать предприятие, их количество, качественные характеристики, сорт, марка и др.);

- чертежи, фотографии, копии соглашений и контрактов, прейскуранты (справочники о ценах на товары, услуги, продукцию);

- патентная документация, финансовые документы (баланс движения денежных средств за один, три и пять лет; расчет валовой прибыли; расчет и анализ финансовых коэффициентов: задолженности, собст­венности, кредиторской задолженности и т. п.);

- образцы рекламных материалов, данные инвентаризации и др.

Фактически это — стадия разработки стратегического плана. Она по­зволяет сформулировать миссию, цель и стратегию предпринимательско­го проекта. Основная стадия — разработка разделов бизнес-плана пред­ставлена на рис. 20.1.


Рис. 20.1. Проектирование предпринимательской деятельности на основе бизнес-планирования

20.3. Структура и содержание бизнес-плана

В соответствии с современными рекомендациями Минэкономразви­тия России, основными структурными элементами бизнес-плана являются:

- титульный лист. На нем присутствуют: название документа, название предприятия, адрес, учредители, краткая формулировка сути проекта, его стоимость и предполагаемые источники финансирования (займы, акции и т. д.);

- резюме (объемом приблизительно в 3—4 страницы). Содержит крат­кую характеристику предлагаемого проекта, товаров и услуг, которые планируется производить и оказывать, поставщиков материалов, сы­рья и комплектующих изделий, рынков сбыта, оценку затрат, убытков и прибылей, последующее использование последних и т. п.;

- анализ положения дел в отрасли (объемом 3—4 страницы). В нем сна­чала указывают сферу деятельности предприятия (производство, на­учная деятельность, торговля и т. п.); затем — анализ состояния дел в отрасли, потенциальных конкурентов и потребителей. После этого определяют характер производства (сезонное, постоянное, рассчитан­ное на массовое производство дешевых товаров или более дорогих, но высокого качества и в меньших объемах и др.). На основании этого обосновываются потребности в кредитах или инвестициях, сроки их получения, величина ожидаемых прибылей от инвестиций (в том чис­ле капиталовложений);


содержание проекта (до 5 страниц). Предусматривает краткий ком­плексный анализ качества товаров и услуг, которые планирует выпус­кать и предоставлять предприятие, или ответ на вопрос "Какую про­дукцию вырабатывать?". К параметрам качества товара относятся: его технико-экономические характеристики, надежность, долговечность, экологичностъ, эстетичность и др., благодаря чему выясняют его отличия от аналогичных товаров и услуг, преимущества для потребителей (в цене или потребительских свойствах). Кроме того, в этом разделе отмечают имеющиеся у предприятия патенты, лицензии, излагают потребности в кадрах, оборудовании и т. п.;

производственный план (до 5 страниц). Содержит описание производст­венного процесса, технологии производства, производственных помеще­ний, уровня техники; здесь же указывают наличие предприятий-смежников, поставщиков сырья и материалов, расположение предприятия; описывают транспортную и коммуникационную инфраструктуру и др. В частности, характеризуют подразделения предприятия, последова­тельность технологического цикла, уровень безопасности производст­ва, его экологичность (влияние на загрязнение окружающей среды); рынок сбыта (до 5 страниц). Предусматривает:

• краткую характеристику стратегии маркетинга (определения целей планирования и организации маркетинговых мероприятий, средств достижения поставленной цели, способов активного продвижения любого из товаров и услуг на конкретный рынок, тактики конку­рентной борьбы и т. п.);

• комплексный анализ рынка (основных конкурентов предприятия в данной отрасли, их сильных и слабых сторон; обоснование про­гноза развития конкуренции, поставщиков, качества законода­тельных актов, влияния государственного регулирования; расчеты объемов запланированной продажи и др.);

• анализ ценовой политики в зависимости от жизненного цикла то­вара, его продвижение, что предусматривает разработку сбытовой политики и путей ее реализации (транспортировка, создание фирм-посредников, строительство магазинов, организация послепродаж­ного обслуживания, активное и рациональное использование рек­ламы и т. п.);

управление проектом (2—3 страницы). Содержит данные:

• об управленческом аппарате предприятия (прежде всего о руково­дителях непосредственного производства, службы маркетинга, фи­нансов, начальнике отдела кадров);

• его организационной структуре (взаимодействие различных служб и подразделений);

• контроле и координации их деятельности;

• об основателях и основных пайщиках, мере их ответственности;

• об изменениях, которые целесообразно провести в связи с измене­нием плана производства и другими частями бизнес-плана, то есть выборе стратегии управления и методов ее реализации;


- оценка рисков и страхование (3 страницы). Предусматривает определе­ние степени рискованности данного вида предпринимательской дея­тельности (бизнеса), в частности, освещает ее слабые стороны. С этой целью производят: классификацию возможных рисков (снабженче-ско-сбытовых, производственных, инвестиционных, кредитных, про­центных, маркетинговых и др.), их вероятность; оценку прогнозируе­мых убытков. Перечисляют основные мероприятия по управлению рисками, в частности, по их нейтрализации. С целью нивелирования отдельных рисков указывают все виды их страхования, страховые компании, условия и сроки страхования, отмечая названия страховых компаний, номера страховых полисов;

- финансовый план (5 страниц). Содержит статистическое (цифровое) обоснование предшествующих разделов бизнес-плана. Основными финансовыми и учетными документами, в которых воплощается ста­тистическое обоснование, являются:

 

• план доходов и расходов;

• план денежных поступлений и платежей;

• прогнозирование объемов ожидаемой прибыли, инвестиций, раз­мера дивидендов (если это открытое акционерное общество), внешних заимствований;

• оперативные планы (отчеты) для каждого товара и рынка за каж­дый период;

• балансовый отчет, в котором подводят итог деятельности предприятия;

- средства защиты интеллектуальной собственности, а также интересов
предприятия
перед снабженческо-сбытовыми предприятиями, креди­
торами и другими юридическими лицами.

Некоторые специалисты в области инвестиций рекомендуют выделять раздел "Потребности в инвестициях" с подробным описанием структуры, динамики, источников инвестиций.

Общий объем рационально составленного бизнес-плана должен со­ставлять до 40 страниц без дополнений и приложений.

Выводы

1. Планирование деятельности предприятия входит в систему органи­зации управления им и определяется его целью. Планирование — это непрерывный циклический процесс. Различаются стратегическое (долго­срочное), средне- и краткосрочное планирование.

2. В отличие от системы централизованного планирования, в основу планирования рыночной экономики положен маркетинговый подход. Его особенность заключается в том, что все технические, коммерческие и сбы­товые мероприятия рассматриваются комплексно, то есть в тесной связи с торговой деятельностью предприятия, его внутренней структурой, партнер­скими отношениями с поставщиками сырья и комплектующих изделий.

3. Бизнес-план — это документ, который содержит комплексное обоснование стратегии (программы) развития всех сфер деятельности предприятия на основе перспективного и текущего планирования. Биз­нес-план выполняет ряд важных функций, раскрыть которые можно при условии соблюдения определенных принципов его подготовки.


4. Технология составления бизнес-плана предусматривает разработку стратегического плана, отраженного в резюме.

5. Основными элементами бизнес-плана выступают: 1) титульный лист (вступительная часть); 2) резюме; 3) анализ положения в отрасли; 4) содержание проекта; 5) производственный план; 6) рынок; 7) управле­ние проектом; 8) риски и страхование; 9) финансы; 10) меры защиты.

Вопросы для повторения

1. В чем состоит сущность бизнес-плана (с учетом и без учета выпол­няемых им функций)?

2. Каковы основные принципы составления бизнес-плана?

3. Назовите основные элементы титульного листа.

4. Каковы основные структурные элементы бизнес-плана?

5. Определите содержание плана по маркетингу.

6. Охарактеризуйте содержание финансового плана.

7. Обоснуйте целесообразность выпуска определенного товара или предоставления услуги в районе вашего проживания.

8. Дайте характеристику трех важнейших препятствий на пути к ус­пешной реализации продукции вашего предприятия.







Date: 2015-12-13; view: 623; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.046 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию