Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 17. Предприятие на рынке ценных бумаг
В предыдущих темах рассматривались отдельные виды ценных бумаг, в частности, векселя, чеки, определенные виды сертификатов. Предмет анализа данной темы — другие виды ценных бумаг, их купля-продажа по определенному курсу, основные правила инвестирования предприятиями своих денежных капиталов в акции и облигации, а также риски, которые возникают при этом. 17.1. Основные виды ценных бумаг и механизм их экономической реализации Рынок ценных бумаг — часть финансового рынка, на котором производится купля-продажа ценных бумаг с целью получения дохода, сохран-, ности и роста капитала, привлечения капитала. Рынок ценных бумаг обеспечивает реализацию потребности предпринимателей и государства в финансовых ресурсах путем обращения на нем акций, облигаций, депо- [ зитных сертификатов, казначейских обязательств и других аналогичных документов. Рынок ценных бумаг помимо фондового рынка включает в себя рынок денежных и ценных товаров (чеков, товарных варрантов и др.), рынок фьючерсов и опционов. Рынок ценных бумаг в условиях рыночной экономики выполняет ряд важнейших макро- и микроэкономических функций: - исполняет роль регулировщика инвестиционных потоков, обеспечивающего оптимальную структуру использования ресурсов; - обеспечивает массовый характер инвестиционного процесса, позволяя любым экономическим субъектам, имеющим свободные денежные средства, осуществлять инвестиции в производство путем приобретения ценных бумаг; - чутко реагирует на происходящие и предполагаемые изменения в политической, социально-экономической, внешнеэкономической и других сферах жизни общества — то есть выполняет роль барометра, в частности, "экономического климата"в стране; ■ - через покупку-продажу ценных бумаг отдельных предприятий государство реализует свою структурную политику, например, приобретая акции важных, с точки зрения экономической политики, предприятий; - выступает важным инструментом государственной финансовой полити На протяжении последних лет российские предприятия активно используют рынок ценных бумаг как один из источников долгосрочных инвестиций. В то же время эти объемы пока еще не отвечают потребностям развития российского предпринимательства. Кроме того, отечественный рынок ценных бумаг сохраняет значительную зависимость от конъюнктуры зарубежных рынков. Скромные по международным меркам объемы операций российского рынка позволяют незначительному зарубежному инвестору перебросить указанные выше суммы в Россию и вызвать резкое изменение курса ценных бумаг. В следующем квартале он сочтет конъюнктуру любого другого мирового фондового центра предпочтительней, перебросит свои капиталы из России туда, и котировки акций наших компаний пойдут вниз. Рост объемов операций на российском рынке ценных бумаг, совершенствование технологий профессиональной предпринимательской деятельности на нем приведут к ослаблению подобной зависимости На фондовом рынке осуществляются следующие виды профессиональной предпринимательской деятельности: - брокерская; дилерская; - по управлению ценными бумагами; - по определению взаимных обязательств (клиринговая); - депозитарная; - по ведению реестра владельцев ценных бумаг; - по организации торговли на рынке ценных бумаг. Брокерской деятельностью является совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности по совершению таких сделок при отсутствии в договоре указаний на полномочия поверенного или комиссионера. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, занимающийся брокерской деятельностью, именуется брокером и должен в порядке поступления добросовестно выполнять поручения клиентов, получая от них за эту деятельность материальное вознаграждение. Дилерская деятельность — совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи отдельных ценных бумаг с обязательством их покупки и (или) продажи по ценам, объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий дилерскую деятельность, именуется дилером. Им может быть только коммерческая организация, в отличие от брокера, которым может выступать и индивидуальный предприниматель. Деятельностью по управлению ценными бумагамина рынке ценных бумаг признается осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных им третьих лиц: ценными бумагами; денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги; денежными средствами и получаемыми в процессе управления ценными бумагами. Профессиональный участник, осуществляющий деятельность по управлению ценными бумагами, именуется управляющим. Клиринговая деятельность — деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним. Клиринговая организация, осуществляющая расчеты по сделкам с ценными бумагами, обязана формировать специальные фонды для снижения рисков неисполнения таких сделок. Депозитарная деятельность — деятельность по оказанию услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность, именуется депозитарием. Лицо, пользующееся услугами депозитария по хранению ценных бумаг и (или) учету прав на них, именуется депонентом, на ценные бумаги которого не может быть обращено взыскание по обязательствам депозитария, которым может быть только юридическое лицо. Взаимоотношения между депозитарием и депонентом регулируются заключенным ими депозитарным договором. Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг включает в себя: сбор, фиксацию, обработку, хранение и предоставление данных, составляющих систему данного реестра. Этим видом деятельности имеют право заниматься только юридические лица, которые именуются держателями реестра (регистраторами). Держателем реестра может быть эмитент или профессиональный участник рынка ценных бумаг, действующий на основании поручения эмитента. Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг подразумевает предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению соответствующих гражданско-правовых сделок между участниками данного рынка, которые именуются организаторами торговли. Так, фондовой биржей может признаваться только организатор торговли на рынке ценных бумаг, не совмещающий деятельность по организации торговли с иными видами деятельности, за исключением депозитарной и деятельности по определению взаимных обязательств. Членами фондовой биржи могут быть любые вышеназванные профессиональные участники рынка ценных бумаг. Все категории профессиональных участников рынка ценных бумаг должны для осуществления своей деятельности получить в установленном порядке специальное разрешение (лицензию). Ценная бумага — товарный или денежный документ, который удостоверяет имущественное право и дает право на получение определенного дохода. К ценным бумагам относятся: акции, облигации, сберегательные и депозитные сертификаты, чеки, векселя, государственные ценные бумаги и прочие документы. Основными видами государственных ценных бумаг в развитых странах мира являются казначейские векселя со сроком погашения до 91 дня, казначейские обязательства со сроком погашения до 10 лет и казначейские облигации с сроком погашения от 10 до 30 лет. Щ В зависимости от этого в США проценты по казначейским векселям |ї составляли в середине 90-х годов почти 6%, а по казначейским облигациям — приблизительно 7%. Основная цель выпуска государственных ценных бумаг — покрытие дефицита государственного бюджета, то есть превышения государственных затрат над доходами. Облигация (от лат. obligatio — обязательство) — ценная бумага, которая удостоверяет, что ее собственник внес денежные средства на приобретение этой бумаги и имеет право предъявить ее к оплате как долговое обязательство юридических лиц, которые выпустили облигацию на определенный срок (от 1 до 25 лет). Облигации выпускают государство (в том числе муниципальные органы), акционерные и частные компании и преимущественно большими партиями. Собственник (держатель) облигации в этой ситуации выступает кредитором, а организации, которые ее выпускают (эмитенты), — должниками. Вследствие этого облигация представляет собой одну из форм кредита. В течение срока, на который выпускается облигация, должник может выкупить ее по нарицательной стоимости. Такая операция называется погашением облигации. Кроме выкупа эмитент облигации должен выплачивать ее собственнику фиксированный процент от нарицательной стоимости или имущественный доход в форме выигрышей. Кроме того, эмитент облигации может оплачивать купоны к ней, то есть часть ценной бумаги, которую от него отделяют и передают для оплаты процентов или дивидендов. Привлекательность облигаций обусловлена следующими обстоятельствами: - во-первых, облигации, в отличие от акций, можно продавать по комиссионной стоимости, которая ниже номинальной. Такая скидка цены называется дизажио; - во-вторых, погашение облигации, в зависимости от договоренности, может осуществляться по курсу выше номинального, что также является дополнительным источником дохода для собственника. Такая надбавка получила название ажио; - в-третьих, если компания выпустила акции и облигации, то сначала из прибыли выплачивают проценты по облигациям, а потом — дивиденды по акциям. Облигации — ценные бумаги с фиксированными доходами. Доход по ним рассчитывается по следующей формуле: /= — у. 100%, Р где: / — доход; N — номинальный процент; Р — эмиссионный курс ценных бумаг (курс, по которому осуществляется эмиссия ценных бумаг в зависимости от состояния фондового рынка и финансовой политики юридического лица, которое выпустило эти бумаги). Вообще доход от облигаций ниже по сравнению с получаемым по акциям, поскольку облигации гарантируют их собственникам защиту от потери денежных вкладов или капиталовложений. Рассмотрим специфику другого важного вида ценных бумаг — акций. Акция — вид ценной бумаги без установленного срока оборота, которая свидетельствует о долевом участии в уставном фонде акционерного общества. Акция дает право на участие в управлении акционерным предприятием, получение части прибыли в виде дивиденда и участие в распределении имущества в случае ликвидации акционерного общества. Как предмет постоянной продажи и покупки, акции имеют свою цену. Сумма, указанная в акции, — ее нарицательная стоимость. Фактическая цена, по которой продана акция, называется ее курсом. Курс акции находится в прямой зависимости от размера выплачиваемого дивиденда и в обратной — от уровня ссудного процента. Курс определяется по формуле: ~ ~ Дивиденд. „ Средний курс акции =------------------------------------------------------ —х 100%. Средняя процентная ставка по вкладам Дивиденд — доход, который приносит акция ее собственнику. Этот доход не является фиксированным (как у облигации), поскольку изменяется в зависимости от размеров прибыли предприятия. Экономический стимул для приобретения акций — более высокий доход по ним по сравнению с вкладом аналогичной суммы в сберегательный банк (например, в США эта разность в среднем составляет до 5%). Кроме того, владение акциями отдельных компаний дает некоторым акционерам возможность сказочно обогатиться. Важно и то, что, покупая акцию, человек надеется на рост ее курса. Знание сущности курса акций помогает основателям акционерной компании понять выгодность ее создания, в частности, возможность получения учредительской прибыли. Последняя представляет собой доход в виде разности между курсовой стоимостью акций (или суммой, полученной от продажи акций компании) и суммой вложенного в предприятие капитала (сумма акций по нарицательной стоимости). Различают четыре вида акций: именные, на предъявителя, привилегированные и простые: - при продаже именных акций в книгу регистрации вносят сведения о каждой такой акции (в том числе о собственнике и времени приобретения акции), а также об их количестве у каждого акционера. Эти акции, как правило, имеют большой номинал; - при регистрации акций на предъявителя предоставляют сведения лишь об их общем количестве. Эти акции выпускают маленькими купюрами; - на привилегированные акции дивиденды выплачивают в форме стабильного, заранее зафиксированного процента, независимо от текущей прибыли компании. Поэтому после удовлетворения прав собственников облигаций дивиденды выплачивают на привилегированные акции, а в случае ликвидации акционерного общества их собственникам возвращают вложенные в акции средства по их номинальной цене. Держатели привилегированных акций не принимают участия в управлении акционерным обществом; - на простые акции выплачивают дивиденды в зависимости от величины прибыли акционерного общества в текущем году. Поэтому с ростом доходов собственники основного количества таких акций получают большие прибыли. ■Простые акции приобрели значительное распространение среди населения развитых стран Запада. Так, в Швеции продажу акций работ- I никам на льготных условиях практикуют 50% всех открытых акционерных обществ. Формально каждый собственник акции является совладельцем акционерного общества и имеет право принимать решение. Однако на практике для этого необходимо приобрести такое количество акций, дивиденды на которые составляли бы не менее 7—10% ежегодной заработной платы наемного работника. «Например, наибольшее количество акций выпустила в оборот американская корпорация АТТ, но половина из 3 млн. акционеров этой компании владеет меньше чем 15 акциями каждый. Относительно принятия решений акции разделяют на "одноголосые", "многоголосые" и "безголосые". Среди населения распространяются, как правило, "одноголосые" и "безголосые" акции, а руководство акционерными компаниями сосредоточивает в своих руках крупные пакеты акций.
По признанию американского экономиста Дж. Гэлбрейта, права подавляющего большинства акционеров игнорируются. Держатели простых акций в наибольшей степени рискуют в случае ухудшения экономической конъюнктуры или банкротства компании, поскольку государство за это никакой ответственности не несет. Акции выпускают как в наличной, так и безналичной формах. При наличной форме акционер получает документ, на котором написано "акция", скрепленный подписью и печатью. При безналичной на имя акционера осуществляется запись на его счете. Ныне эта форма преобладает в развитых странах мира. Поскольку "голосующие" акции дают право ежегодно выбирать президента акционерной компании и совет директоров, то в конце XIX — начале XX веков для того, чтобы решение этого вопроса зависело от одного лица, надо было владеть 51 % акций от их общего количества. Такое количество называется контрольным пакетом акций. С увеличением числа акционеров по всей стране и ростом могущества акционерных компаний для приобретения фактического контроля над акционерным обществом минимально необходимое количество акций становилось все меньше. Ныне в развитых странах мира для этого достаточно владеть до 5% от общего количества акций. Контрольный пакет акций, как правило, имеют узкий круг богатейших лиц или финансовых институтов: коммерческих банков, страховых компаний и др. Выясним сущность учреждения, в котором покупают и продают акции, а также механизм торговли ими. 17.2. Фондовая биржа и механизм ее действия Фондовая биржа — учреждение, организованный рынок, на котором собственники осуществляют процесс купли-продажи ценных бумаг через посредников. Членами биржи являются, как правило, ее основатели (отдельные физические лица, кредитно-финансовые институты). При необходимости основатели биржи могут расширить круг ее членов путем продажи биржевых мест. ■ При благоприятной конъюнктуре цена места на Нью-йоркской фондо-Iвой бирже достигает более 1,5 млн. долл. Члены биржи или государственные органы, которые контролируют ее деятельность, устанавливают условия, при которых определенная компания может быть допущена к биржевой торговле. I Так, на Токийской фондовой бирже в середине 90-х годов котировались акции 1600 компаний. Для регистрации на ней прибыль компасний за последние 3 года должна составлять не менее 300 млн. йен, ''■'уставный капитал — не менее 1 млрд., а дивиденды на одну акцию — & не менее 5 йен. Это означает, что членами фондовой биржи могут быть лишь высокорентабельные фирмы. В мире в конце 90-х гг. на-I считывалось почти 200 фондовых бирж. В свою очередь, регистрация на бирже поднимает престиж компании, облегчает ей доступ к рынку капитала, оказывает содействие повышению курса ее акций и, следовательно, расширяет круг акционеров. ■В некоторых крупнейших американских корпорациях количество акционеров достигает 3 и более млн. человек. Поэтому они централи-. зуют значительные денежные суммы, а это ускоряет инвестиционные >процессы, укрепляет могущество крупных корпораций. Членство на фондовой бирже не является неизменным, раз и навсегда данным. Его нужно постоянно подтверждать высоким и стабильным курсом акций. Вот почему хорошие показатели курса акций — свидетельство деловой активности, стабильности экономики. В США, например, используется такой интегральный статистический показатель деловой активности, оценки экономической конъюнктуры, как индекс Доу-Джонса. Он основывается на динамике средних кур- \ сов акций 65 крупнейших корпораций, в том числе 30 промышленных, '1 20 транспортных и 15 из сферы коммунально-бытового обслуживания, на данных о цене акций на Нью-йоркской фондовой бирже. Купля-продажа акций на фондовой бирже происходит с помощью посредников. Если посредник покупает ценные бумаги за собственные ■ деньги или за счет полученных кредитов, а потом продает их по более высокой цене, то на американском внебиржевом рынке он называется дилером. Главный посредник на центральной фондовой бирже Нью-Йорка — специалист, а другие посредники, которые связывают его с покупателями или продавцами, — брокеры. За свои посреднические операции брокеры получают вознаграждение по договоренности заинтересованных сторон (клиентов) или в соответствии с таксой, установленной биржевым комитетом. Вознаграждение брокера (маклера) называется "куртаж", его величина измеряется в промилле, то есть тысячной части от суммы заключенного соглашения. При успешном ведении посреднических операций брокер может накопить средства и стать дилером. Современный рынок ценных бумаг характеризуется также значительным объемом внебиржевого оборота, который осуществляется с помощью телефона и телефакса. Основными видами соглашений на фондовой бирже являются кассовые и срочные: - кассовые соглашения — соглашения, по которым ценные бумаги оплачиваются в день осуществления операции или, максимум, до 7 дней (как правило, на протяжении первых трех); - срочные соглашения являются спекулятивными. Это означает, что расчет по ним осуществляется в течение одного месяца, но по курсам, зафиксированным в день продажи. Различают биржевых спекулянтов, которые "играют" на повышении курса ценных бумаг (их называют "быками", поскольку они стараются поднять цены на "рога") и на его снижении (их называют "медведями", поскольку они стремятся "завалить" цену вниз). На фондовой бирже происходят распределение и перераспределение финансового капитала на "первичный" рынок (если акции выпускают и продают населению, разным компаниям и финансово-кредитным институтам) и "вторичный" (если эмитированные акции находятся в обороте и переходят из одних рук в другие, что вместе с движением денег, других ценных бумаг и соответствующими институтами формирует кровеносную систему экономики). К числу других функций фондовой биржи относятся регистрация курсов ценных бумаг, выполнение роли экономического барометра страны и др. 17.3. Основные правила инвестирования предприятием денег в ценные бумаги Если предприятие решило заняться долгосрочными инвестициями в ценные бумаги, то перед ним прежде всего возникает вопрос: в какие виды ценных бумаг вкладывать эти средства? Ответ на него зависит от оптимального сочетания трех параметров: 1) доходности ценных бумаг; 2) степени риска (или надежности) при вложении средств в разные виды ценных бумаг; 3) роста дохода от таких вложений. По степени надежности, а следовательно, наименьшего риска потери капиталовложений, первое место занимают государственные облигации развитых стран мира. Они имеют полную гарантию своевременного погашения. Этим в значительной мере объясняется наиболее низкий доход, который они приносят своим собственникам. Отсюда вытекает первое правило инвестирования предприятием денег Среди них первое место принадлежит краткосрочным облигациям. Эмиссия ценных государственных бумаг осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" от 29.07.98 № 136-ФЗ (в ред. от 18.07.2005). Государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", удостоверяющих право их владельца на получение от эмитента указанных ценных бумаг денежных средств или в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии. На втором месте в развитых странах мира по степени надежности, быстрого роста, но и определенного риска находятся облигации и акции крупных акционерных компаний, которые котируются на доминирующих фондовых биржах, имеют высокий рейтинг и по которым регулярно выплачивают дивиденды. Важно учитывать, что вследствие роста акционерного капитала предприятия акции могут многократно увеличивать свою начальную стоимость. Поэтому второе правило инвестирования предприятиями своих С учетом видов акций это правило конкретизируется. Так, капиталовложения в привилегированные акции при наличии высокой экономической конъюнктуры наиболее надежны, но менее прибыльны. Наименее надежными, а следовательно, наиболее рискованными являются акции, которые выпускают новообразованные предприятия. Тем не менее практика развитых стран мира свидетельствует, что капиталовложения в акции некоторых таких фирм были фантастически прибыльными, превращая их собственников за относительно короткий период в миллионеров. Отсюда вытекает третье правило инвестирования предприятиями де Российский фондовый рынок уже созрел для венчурного капитала и инвестирования. Название "венчурный" происходит от английского venture — "рискованное предприятие или начинание". Венчурное инвестирование, как правило, осуществляется в малые и средние предприятия. Инвестиции направляются либо в акционерный капитал в обмен на пакет акций, либо предоставляются в форме кредита на срок от трех до семи лет. Прибыль венчурного предпринимателя возникает лишь тогда, когда по прошествии 5—7 лет после инвестирования он сумеет продать принадлежащий ему пакет акций по цене, в несколько раз превышающей первоначальное вложение. Первый механизм венчурного инвестирования был создан в Великобритании после Второй мировой войны за счет государственных средств. Параллельно развивались и частные венчурные фонды. В 80-х годах прошлого века венчурные проекты уже полностью финансировались частным бизнесом. В 197 9 году общий объем венчурных инвестиций в Великобритании |i составлял 20 млн. англ. фунтов, а уже через 8 лет эта сумма со-| ставила 6 млрд. фунтов. Вообще капиталовложения в акции — самый рискованный вид инвестиций в ценные бумаги, но они приносят наибольший доход. Кроме того, степень риска может в определенной мере компенсироваться ростом их рыночного курса, следовательно, величиной дохода на акцию. Наиболее оптимальное соотношение между доходностью, надежностью и ростом дохода от капиталовложений предприятий в ценные бумаги достигается при условии диверсификации таких вложений. Диверсификация вложений — распределение денежного капитала между разными видами ценных бумаг с целью снижения риска потерь и получения наибольшего дохода. Опыт развитых стран мира свидетельствует, что оптимальным критерием диверсификации является ограничение вложений в каждый вид инвестиций не более 10%. Отсюда вытекает четвертое правило инвестирования предприятиями денег в ценные бумаги: чтобы достичь минимального риска, наибольшей на- дежности и доходности, необходимо диверсифицировать капиталовложения. С целью диверсификации капиталовложений целесообразно вкладывать средства в трастовые компании — предприятия, которые выполняют доверительные функции по управлению капиталом инвесторов с целью его наиболее выгодного и надежного использования. Предварительным условием такого вложения является получение всесторонней консультации от специалистов трастовой компании об экономической конъюнктуре, ее возможных изменениях, динамике рыночных курсов ценных бумаг и т. п. Выводы 1. Основные виды ценных бумаг — акции и облигации. Эмитентами облигаций являются государство, акционерные и частные компании, выступающие в роли должников, а те, кто их приобрел, — кредиторов. В течение определенного периода должники должны выкупить (погасить) акции по их нарицательной стоимости, а также выплачивать фиксированный процент. Вложение предприятиями денежных капиталов в облигации наименее рискованно и потому привлекательно, что, однако, обусловливает получение наиболее низкого дохода. К основным видам государственных ценных бумаг относятся: казначейские векселя, обязательства и облигации. 2. Эмитентами акций выступают акционерные компании. Держатель Капиталовложения предприятий в акции — наиболее рискованный вид инвестиций, но он может приносить самый высокий доход. Значительное количество акций дает еще и право на участие в управлении акционерной компанией. Форма экономической реализации собственности на акцию — дивиденд. 3. Фондовая биржа — учреждение, организованный рынок, на котором осуществляется процесс купли-продажи ценных бумаг через посредников, а также происходят мобилизация временно свободных средств, их распределение и перераспределение между различными экономическими субъектами. Посредниками на фондовой бирже выступают дилеры, брокеры, специалисты и спекулянты. Основные виды соглашений на фондовой бирже: кассовые и срочные. 4. Главные правила при инвестировании предприятиями денежного капитала в ценные бумаги:
1) если не желаешь рисковать, согласен на наименьшие прибыли, вкладывай средства в государственные облигации; 2) если не боишься определенного риска и хочешь получить наиболее высокие и перспективно возрастающие доходы, вкладывай средства в ценные бумаги крупных акционерных компаний; 3) если совсем не боишься значительных рисков (и даже потери своих капиталов) в целях получения при благоприятных условиях самых высоких доходов, вкладывай средства в акции новообразованных компаний; 4) оптимальное объединение риска, наибольшей надежности и доходности достигается при условии диверсификации капиталовложений. Вопросы для повторения 1. Каковы положительные и отрицательные стороны инвестирования денежного капитала предприятий в облигации? 2. Каковы плюсы и минусы инвестирования денежного капитала предприятий в акции? 3. Дайте характеристику облигаций и акций. 4. Охарактеризуйте механизм действия фондовой биржи. 5. Какую роль выполняют посредники на фондовой бирже? 6. Каким образом достигается оптимальное соотношение между надежностью, риском и ростом доходов при инвестировании? 7. Решите задачу. Нарицательная стоимость акции составляет 1200 руб., облигации — 1800 руб. Дивиденд на акцию составляет 70 руб., доход на облигацию — 50 руб. Рассчитайте курс акции и облигации, если средняя ставка банковского процента равняется 26%. ТЕМА 18. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Одна из причин конкуренции — стремление товаропроизводителей выжить, не обанкротиться. Вместе с тем оно связано с наличием в рыночной системе экономических рисков. Существуют несколько видов основных экономических рисков, обусловленных определенным комплексом факторов, а также ряд мероприятий по их избежанию или уменьшению. 18.1. Сущность, причины и виды экономических рисков В системе капиталистических отношений наиболее остро экономический риск проявляется на рынке в условиях свободной конкуренции. Каждый товаропроизводитель, не зная реальных потребностей рынка, надеясь на дефицит соответствующих товаров, выпускает как можно больше продукции. Поскольку такие намерения присущи и другим товаропроизводителям, каждый из них подвержен риску перепроизводства, который заставит их продать товары значительно дешевле стоимости, зачастую за бесценок. В сфере обмена такие риски могут быть вызваны резким колебанием цен, поступлением иностранных товаров на внутренний рынок по демпинговым ценам и др. В сфере торговли экономические риски тесно связаны с аналогичными рисками непосредственно на производстве. Если на рынок вывезены товары, то прежде чем изготовить их, товаропроизводитель рискует приобрести некачественные предметы труда, комплектующие изделия от смежников, нанять рабочую силу низшей квалификации и т. д. В сфере распределения экономические риски возможны вследствие изменения налогов, отказа государства от заключения контрактов на следующий срок, перераспределения государством производственных ресурсов из-за стихийных бедствий, забастовок и т. п. Очевидно, что в рамках как свободной рыночной, так и современной регулируемой экономики такие риски объективно неминуемы. Это органически связано с экономической свободой крупных предприятий, фирм, компаний, с юридической свободой наемных работников (которая сопровождается экономическим принуждением к труду), частичной (поскольку она сопровождается диктатом монополий, в том числе международных) экономической свободой мелких и средних товаропроизводителей. В регулируемой экономике субъекты хозяйственной деятельности также лишены достоверной информации о конъюнктуре рынка, финансовом и производственном состоянии предприятий-конкурентов, их планах и т. п., что усиливает объективный характер экономических рисков. Степень экономических рисков возрастает в условиях переходной экономики и снижается при стабилизации кризисных процессов. Экономический риск — непредвиденная субъектом хозяйственной деятельности опасность, которая способствует возникновению потерь, угрожает реализации поставленной цели и обусловлена, прежде всего, случайным характером принятых им решений. Основными видами экономических рисков являются: материально-хнические, профильно-технологические, снабженческо-сбытовые, про-зводственные, инвестиционные, кредитные, процентные, валютные, ком-ерческие, политические, экономико-правовые, управленческие, маркетин-овые и др.: материально-технический риск — связан с недостаточным или низким уровнем материально-технической базы предприятия, которая не может обеспечить выпуск высококачественной конкурентоспособной продукции; профильно-технологический риск — обусловлен переходом основных традиционных поставщиков к выпуску другой продукции, невозможностью закупки важнейших комплектующих изделий ни в стране, ни на мировом рынке (из-за отсутствия валюты, а также отказа традиционных поставщиков от заключения соглашений или неприемлемости их условий); снабженческо-сбытовой риск — обусловлен снабжением некачественными материалами, комплектующими изделиями, срывом или изменением условий заключенных договоров и своевременных поставок; несвоевременным снабжением товарами потребителя, их недостаточным качеством, несвоевременным предоставлением послепродажных услуг и др. Среди снабженческо-сбытовых рисков к числу важных относятся: • риск нереализации изготовленной продукции (из-за изменения структуры и сокращения потребности в данной продукции, замены данного вида продукции товарами других предприятий и т. п.); • несвоевременного получения оплаты за реализованную продукцию; • отказа покупателей от полученной продукции и др.;
- производственный риск — непосредственно связан с процессом производственной деятельности, в частности, с возможностью аварий, технических неполадок и т. п.: - инвестиционный риск — обусловлен нарушением материально-вещной структуры инвестиций, несвоевременной оплатой произведенных капиталовложений, несбалансированностью прямых (обеспечивающих владение контрольным пакетом акций) и портфельных (не обеспечивающих такого владения) инвестиций и др.: - кредитный риск — связан с опасностью невозвращения, частичного или несвоевременного возвращения кредитов. Среди кредитных рисков различают:
• кратко-, средне- и долгосрочные; • необеспеченные (бланковые) и обеспеченные; • мелкие, средние и большие; • по формам кредитов (банковские, коммерческие и др.); • по сферам использования (промышленность, приобретение товаров и услуг, инвестиции и др.); - процентный риск — обусловлен непредвиденным изменением процентных ставок; - валютный риск — вызван непредвиденным изменением курсов иностранных, а также национальной валюты; - управленческий риск — связан с нерациональным характером решений, принятых менеджерами разных звеньев (в особенности высшего звена — президентами, вице-президентами компаний); - маркетинговый риск — вызван неточными прогнозами объемов исследуемого рынка; - экономике)-правовой риск — обусловлен изменениями в законодательстве (или его несовершенством) относительно экономической деятельности, неправильным применением государством действующего законодательства и т. п.; - политический риск — связан с революциями, переворотами (которые изменяют природу экономической системы), войнами и др. Некоторые из названных видов рисков могут быть сгруппированы в определенные типы. Например, кредитный, процентный, инвестиционный можно объединить в финансовый; материально-технический, снаб-женческо-сбытовой, производственный, управленческий, маркетинговый - в предпринимательский тип риска. Решения, которые изначально содержат необоснованные риски, превращаются в авантюру — действия, которые не опираются на требования экономических законов, всесторонний учет комплекса внутренних и внешних условий. Кроме приведенных видов и типов рисков различают: - проектные (связанные с самим проектом строительства, его качеством и т. п.); - портфельные (обусловленные полным или частичным несоответствием проекта инвестиционным возможностям предприятия) и др. Разные виды и типы рисков тесно связаны между собою в целостную систему, взаимно зависят друг от друга. Субъект хозяйственной деятельности, который мыслит рационально, не должен полагаться на стихийно-естественный ход событий, а научиться управлять экономическими рисками. 18.2. Управление экономическими рисками Поскольку экономические риски объективно неизбежны, то первое условие управления ими — умение предусмотреть их и снизить до максимально возможного уровня. Для этого необходимо: - знать общие и конкретные причины определенного вида риска; - оценить вероятность его появления;, - определить обстоятельства, при которых он возникает; - выяснить альтернативные направления деятельности предприятия; - сопоставить выгоду и риск, присущие каждому из них. Выяснение причин и обстоятельств экономических рисков предусматривает отчленение объективных факторов, которые не зависят от деятельности предпринимателей (наличие конкурентов, инфляция, каче- ство действующего законодательства и др.), от субъективных (уровень организации производства и труда, качество форм и систем заработной платы и т. п.). Лишь после этого можно наметить оптимальные направления деятельности, следовательно, рационально контролировать риск. Управление экономическими рисками — деятельность предприятия, банка, учреждения или организации, направленная на преодоление неопределенности альтернативного выбора, сокращение возможных потерь, обусловленных риском. По степени риска различают: допустимый уровень, критический и абсолютный (или катастрофический): - допустимый экономический риск — угроза потери большей части прибыли от деятельности предприятия в целом или ее определенного вида; - критический экономический риск — угроза потери всей ожидаемой выручки и, соответственно, всей прибыли; - абсолютный экономический риск — угроза банкротства предприятия и потери всего имущества. Для определения степени экономического риска необходимо тщательно следить за динамикой затрат и получаемой прибыли, изучать опыт по наиболее актуальным производственным и маркетинговым проблемам. Несомненно, что риск есть вероятностная категория, и в этом смысле наиболее обоснованно с научных позиций характеризовать и измерять его как вероятность возникновения определенного уровня потерь. Таким образом, строго говоря, при обстоятельной, всесторонней оценке риска следовало бы устанавливать для каждого абсолютного или относительного значения величины возможных потерь соответствующую вероятность возникновения такой величины. Построение таблицы или кривой вероятностей потерь — чрезвычайно сложная задача. Поэтому на практике приходится ограничиваться упрощенными подходами, оценивая риск по одному или нескольким главным показателям, критериям, величинам, представляющим обобщенные характеристики, наиболее важные для суждения о приемлемости риска. Определенную роль при изучении степени экономического риска и управления им играют три критерия американского ученого Б. Берлимера: - потери от разных видов риска не зависят друг от друга; - потери от одного из видов риска и соответствующих альтернативных направлений деятельности предприятия не обязательно увеличивают вероятность потерь от другого вида риска; - максимально возможные убытки не должны превышать финансовых возможностей субъекта хозяйственной деятельности. На основе указанного выше формируется рисковая политика предприятия - комплекс защитных мероприятий против основных форм рисков (прежде всего критического и абсолютного). К важнейшим из них относятся: - страхование риска; - изучение рынка; - изучение клиентов, в частности, проверка их платежеспособности; - текущий контроль; - использование залога; - диверсификация риска, то есть наличие нескольких торговых компаний (рынков сбыта), или деление общей суммы кредитов со стороны банковских учреждений на несколько банков; - изучение конкурентов; - эффективное стимулирование деятельности работников, от которых в наибольшей мере зависит снижение степени рисков. Учитывая неизбежность экономических рисков, предприятие, компания должны создавать специальные резервы для их частичного покрытия, осуществлять активный поиск дополнительных источников и прочие мероприятия. Так, например, с целью снижения материально-технического риска следует создавать общие предприятия с зарубежными фирмами, объединяться с мощными и передовыми отечественными компаниями, добиваться государственной поддержки (в случае стабильного спроса на определенный вид продукции), превращаться в филиал крупных отечественных предприятий и др. Для снижения, а затем и предотвращения профильно-технологического риска необходимо: - осуществлять диверсификацию производства путем расширения и внедрения новых технологий и выпуска новых видов продукции; - проводить диверсификацию снабжения; - постоянно собирать экономическую информацию о возможных поставщиках, в частности, об освоении новых техник и технологий; - устанавливать некоммерческие связи с реальными и потенциальными поставщиками, расширять и поддерживать личные контакты с ними; - покупать акции предприятий-поставщиков; - создавать страховые резервы основных комплектующих изделий. С целью устранения снабженческо-сбытовых рисков необходимо: - осуществлять диверсификацию снабжения; - расширять состав поставщиков; - создавать финансовые резервы; - привлекать традиционных поставщиков к деятельности предприятия или компании путем заключения договоров участия в прибылях или приобретения части акций; - создавать страховые запасы важнейших материалов; - заранее планировать и разрабатывать способы функционирования предприятия в условиях поиска альтернативных поставщиков; - создавать региональные системы страхования хозяйственно-коммерческих операций и разрабатывать инструменты перестрахования; - привлекать банки, страховые компании в качестве гаранта этих операций; - развивать закладные операции; - диверсифицировать производство; - активно использовать все виды и формы маркетинга; - улучшать качество продукции; - разрабатывать долгосрочную стратегию производства и маркетинговых исследований; - осваивать гибкие технологии производства, которые допускают быструю переориентацию на выпуск других видов продукции; - прогнозировать динамику цен и совершенствовать ценовую политику; - получать частичную или полную предоплату; - систематически информировать общественность и деловой мир о предприятиях, которые постоянно изменяют и нарушают условия договоров; - создавать и поддерживать системы контроля за выполнением договоров на уровне местных органов; - создавать системную базу данных о реальных и потенциальных потребителях продукции, о продукции, которая вырабатывается на этих предприятиях-потребителях, и ее покупателях, а также о поставщиках необходимых материалов и оснащения и др. С целью снижения производственного риска необходимо: - разработать стратегию технико-технологического развития и безопасности предприятия; - постоянно совершенствовать технологическую базу, технологическую культуру и культуру труда; - проводить научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки; - создавать венчурные предприятия и др. Одним из важнейших видов экономических рисков является кредитный. Механизм его уменьшения или предотвращения состоит из двух последовательных процессов: а) тщательного анализа кредитных заявок и предоставления кредита; б) комплексного контроля за текущей деятельностью заемщика и своевременного выявления тех кредитов, которые могут быть возвращены несвоевременно. В странах Западной Европы и США выработан наиболее совершенный механизм в этой сфере. Для того чтобы решить, предоставить кредит или отказать заемщику, кредитный отдел банка должен получить исчерпывающую информацию о кредитоспособности клиента и на ее основании сделать соответствующий вывод о правильности составления кредитного договора и защищенности банка и его вкладчиков, о возможности банка в случае нарушения условий договора быстро, без значительных затрат возместить свои средства. При анализе кредитоспособности заемщика важнейшими источниками информации являются его бухгалтерские отчеты, подтвержденные аудиторской фирмой, банковская документация о деятельности заемщика в прошлом, учредительные документы фирмы, информация из налоговых органов, публикации в периодической печати о заемщике или той области, в которой он работает, информация, подготовленная специальными службами банка, правительственные статистические сборники и др. С целью уменьшения кредитных рисков во многих развитых странах мира осуществляют следующие мероприятия: 1) создают отдельные централизованные службы рисков или закреп ■Так, во Франции Центральный банк осуществляет периодическую инвентаризацию крупных кредитов и объемов задолженности и т. п. и ■ распространяет информацию о ее результатах в соответствующих уч- ■ рождениях. В США такой деятельностью занимается служба обмена ', кредитной информацией;
2) формируют базу данных о юридических и физических лицах (своеобразную картотеку предприятий и предпринимателей) и предоставляют их кредитным учреждениям; 3) создают картотеку неуплаченных чеков, векселей и предоставляют к ней доступ банкам и другим заинтересованным учреждениям; 4) главное налоговое управление ведет картотеку банковских счетов с целью выявления счетов тех лиц, которые не имеют права выставлять чеки. || Например, во Франции в Главное управление каждый год поступает I свыше 50 млн. соответствующих запросов; 5) ведут в масштабе страны картотеку утерянных, украденных и дру JJ Общее количество таких чеков составляет во Франции ежегодно око-Лло 10 млн.; 6) осуществляют общенациональный учет невозвращенных кредитов, которые предоставляются физическим лицам для непрофессиональных целей (например, покупки товаров в кредит); 7) создают комплексную базу информационных экономических ресурсов на уровне национального хозяйства в целом, по отдельным сферам и отраслям, а также разрабатывают прогнозы деятельности предприятий на разный период. В США, по данным Налогового управления, отдельные организации ведут расчет средних финансово-экономических показателей дея- I тельности крупных и средних компаний и публикуют их в соответст- Лвующих сборниках. На этой основе анализируют отчеты свыше 1 млн. |f корпораций по ключевым показателям прибыльности, эффективности и І платежеспособности. Поскольку экономическая, производственная деятельность часто связана с возможностью возникновения негативных последствий, неблагоприятных результатов, возникает потребность в разработке методов и средств, уменьшающих вероятность их появления либо локализующих отрицательные последствия. Подобного рода действия, если пользоваться терминологией зарубежных специалистов, могут быть названы системой "менеджмента риска" или "управления риском". Выводы 1. Общими причинами объективно неизбежных рисков в экономике выступают экономическая свобода товаропроизводителей, тип экономической системы (прежде всего рыночной экономики), экономическая конъюнктура, отставание и неадекватность законодательной базы от реальных потребностей экономической системы, отсутствие всесторонней информации у предпринимателей и менеджеров и др. Различают объективные и субъективные факторы экономических рисков. Субъективные классифицируют в зависимости от сферы общественного воспроизводства. 2. Экономический риск — это непредусмотренная субъектом хозяйственной деятельности опасность, которая предопределяет возможность потерь, угрожает реализации поставленной цели и вызывается рядом факторов, прежде всего случайным и нерациональным характером принятых решений. 3. К основным видам рисков относятся: материально-технический, снабженческо-сбытовый, производственный, инвестиционный, кредитный, процентный, валютный, коммерческий, управленческий, маркетинговый, экономико-правовой, правовой, политический. Типами рисков являются — финансовые, коммерческие, предпринимательские. 4. Управление экономическими рисками — деятельность предпринимателей и менеджеров, трудового коллектива, направленная на преодоление неопределенности альтернативного выбора, сокращение возможных потерь, обусловленных риском. 5. Рисковая политика — комплекс защитных мероприятий против основных форм рисков,, прежде всего, против критического и абсолютного уровней. Основные из них: изучение рынка и конкурентов (в том числе клиентов), страхование риска, его диверсификация, использование залога, текущий контроль, создание специальных резервов, С целью снижения производственного, снабженческо-сбытового и материально-технического рисков необходимо осуществлять диверсификацию производства и снабжения, покупать акции предприятий-поставщиков, создавать страховые и финансовые резервы и запасы, использовать новейшие формы маркетинга и др. Вопросы для повторения 1. Каковы причины возникновения экономических рисков? 2. В чем состоит сущность экономических рисков? 3. Каковы критерии классификации рисков и их основные виды? 4. Что означает управление рисками? 5. Какие уровни (формы) риска существуют? 6. Назовите основные защитные мероприятия против рисков. 7. Каковы пути уменьшения производственного, снабженческо-сбытового и профильно-технологического рисков? 8. Каков механизм уменьшения кредитных рисков на микро- и макроуровнях? Date: 2015-12-13; view: 500; Нарушение авторских прав |