Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 19. Менеджмент в предпринимательстве
После создания предприятия перед предпринимателем возникает проблема эффективного управления им, составной частью которого выступает организационная деятельность, осуществляемая в рамках оп- ределенных форм. Выбор оптимальной организационной формы предприятия и эффективных методов принятия управленческих решений составляют одно из важнейших условий успешной предпринимательской деятельности. 19.1. Сущность менеджмента Со времени объединения людей в отдельные группы для определенной деятельности возникает потребность в управлении ими. В границах экономической системы осуществляется управление определенными объектами (процессом производства товаров, их сбытом и т. п.) и субъектами (отдельным работником, бригадой, предприятием и др.). Предприниматель в своей деятельности выполняет ряд функций, связанных с управлением, планированием и анализом технико-экономических показателей своего предприятия. Рассмотрим более подробно содержание этих функций. Современное предприятие представляет собой сложную систему, включающую техническую базу, трудовые и материальные ресурсы, которые находятся в постоянном взаимодействии и развитии. Координация деятельности подсистем, увязка их в единую систему — одна из важнейших задач управления. Первоочередными задачами управления предприятием в условиях рынка являются: - маркетинговые исследования; изучение конъюнктуры рынка; прогнозирование сбыта продукции; перспективное планирование выпуска продукции; определение предполагаемого дохода; налаживание хозяйственных связей с потенциальными заказчиками; - анализ профессиональной подготовки специалистов и их эффективное использование — рациональный подбор, расстановка и стабилизация кадров, составление и реализация социальных программ; учет, распределение социальных благ (акций, пособий и т. п.); - обеспечение производственного цикла материальными ресурсами; определение поставщиков; заключение взаимовыгодных договоров; учет и контроль рационального использования материальных ресурсов, оборачиваемости оборотных средств; - формирование целей управления; планирование; выбор оптимального варианта плана, обеспечивающего максимальный доход; оценка технико-экономических показателей перспективной программы выпуска продукции; - рациональное обеспечение производственного цикла; его сокращение за счет оперативного доведения до исполнителя сменных заданий; расчет оптимальных сроков комплексной поставки продукции цехами-смежниками; анализ использования производственных мощностей и выработка предложений по их развитию; - налаживание оптимальных финансовых потоков и обеспечение сбыта; прогнозирование объема реализации и сбыта; оперативное реагирование на покупательскую способность заказчика; координирование производственных и финансовых планов. В своей трудовой деятельности люди объединяются в определенные группы, действующие в рамках отдельных организаций (школы, магазина, предприятия и т. п.)- Организация состоит из лиц, которые ставят перед собой некую цель, работают в одной команде, группе, используют определенные знания и технические приемы, выступают как единый и целостный организм. Организовать — значит спланировать и определить те функции и действия, которые необходимы для выполнения той или иной работы, а также объединить эти функции и действия в рамках объектов управления. Управление — сознательное, целенаправленное и активное, влияние разных субъектов управления и созданных ими органов на экономические объекты и деятельность других людей. Составной частью процесса управления выступает менеджмент. Если понятие "управление" в экономическом аспекте означает влияние субъектов управления на весь общественный и технологический способы производства на макро- и микроуровнях, то менеджмент охватывает управление социально-экономическими процессами лишь на уровне предприятий и их объединений. Менеджмент — сознательное и целенаправленное влияние руководства предприятия или руководящих органов на деятельность людей в процессе производства товаров и услуг в рамках определенной организации с целью извлечения прибыли. Понятие "производство" употребляется в данном случае в широком значении, то есть означает непосредственное производство, обмен, распределение и потребление и предусматривает, прежде всего, управление персоналом. Как отдельная экономическая наука, менеджмент возник после выхода в свет в 1911 году книги американского инженера и исследователя Ф. Тейлора "Принципы научного управления". В 20-е годы XX века представитель классической школы управления французский ученый А. Файоль и другие исследователи сосредоточили основное внимание на разработке рациональной структуры организации, то есть деления ее на отдельные подразделения, рабочие группы. Это позволило А. Файолю выделить следующие функции управления: 1) предусмотрение (установление цели); 2) планирование; 3) организацию; 4) распоряжение; 5) координацию; 6) контроль. Выделение этих функций положено в основу одного из трех современных подходов к теории и практике менеджмента — процессного. Двумя другими являются системный и ситуационный. Системный подход в менеджменте предполагает рассмотрение предприятий их руководителями как системы, которая состоит из таких важных подсистем, как: 1) люди; 2) структура (наличие взаимосвязей между отдельными подсистемами и их элементами); 3) технология и задачи, сориентированные на достижение разных целей в условиях влияния внешней среды. Выделение подсистем помогает создавать на предприятии отдельные структурные подразделения (отделы, секторы и др.). Ситуационный подход в менеджменте состоит в умении управляющих правильно оценивать определенные производственные и управленческие си- туации и находить наилучшие конкретные действия по выходу из них (ситуация — это конкретный набор внутренних и внешних обстоятельств, которые влияют на функционирование предприятия в данный период). Кроме указанных подходов различают отдельные концепции (модели) современной теории и практики управления. К ним принадлежат: - концепция административного управления, в которой внимание акцентируется на организационной структуре предприятия (она получила название классической школы управления, представленной А. Файолем); - концепция управления с позиций науки о поведении человека, которая учитывает недооцененные представителями других моделей социально-психологические и морально-этические факторы в управлении людьми. Так, американский ученый А. Маслоу утверждал, что производительность труда на предприятии может возрасти, прежде всего, вследствие улучшения микроклимата в коллективе, в частности, отношений между менеджерами и наемными работниками, а также повышения степени удовлетворения работников своим трудом и его результатами; - концепция человеческих (гуманных) отношений — занимает доминирующее положение в развитых странах мира. Она основана на преобладании роли личностного фактора в росте эффективности хозяйственной деятельности предприятия. Вместе с тем в практике управления следует использовать рациональные аспекты и других моделей. Полнее сущность менеджмента раскрывается в его основных функциях. 19.2. Функции, формы и методы управления предприятием Функция менеджмента — определенный вид деятельности должностного лица или структурного подразделения аппарата управления, в процессе которого осуществляется эффективное влияние на объект управления и решаются поставленная цель, задачи и др. К числу основных функций управления относятся: планирование, организация, подбор, расстановка кадров, их стимулирование, координирование и контроль. Планирование — процесс разработки и практического воплощения планов, а также путей и средств достижения воплощенной в них цели предприятия. Рациональное планирование — основа успешного выполнения менеджерами всех других функций. Такое планирование означает разработку планов хозяйственной деятельности предприятия, которая воплощается в определенном комплексе экономических показателей. Важно, чтобы они отображали последовательность и содержание работ. )Например, для промышленного предприятия планируются доставка материалов и комплектующих изделий, производство продукции, ее складирование, сбыт. Поэтому по сферам охвата различают планирование: производственной деятельности, подбора и перемещения работников, финансовое планирование и др. Основным планом деятельности предприятия является бизнес-план. Организация деятельности предприятия — процесс создания организа-ионной структуры предприятия (отделов, служб, групп и т. п.), закрепле-ия за ней ресурсов, согласование полномочий, а также разработка целесо-"разных способов действий для достижения цели. Координация деятельности предприятия — процесс упорядочения и согласования действий его разных подразделений. Координация — это конкретизация процесса организации предпринимательской деятельности. Контроль за деятельностью предприятия — систематическое наблюдение за состоянием хозяйственной деятельности предприятия с целью проверки соответствия фактических результатов запланированным и, в случае необходимости, корректировка такой деятельности. Важнейшей сферой контроля выступает производственная деятельность. Здесь контроль предусматривает наблюдение за деятельностью работников (в частности, за заполнением вакантных рабочих мест), загруженностью оборудования, помещений и т. п., наличием запасов сырья и комплектующих изделий, качеством продукции, сроками выполнения работ. Менеджмент выполняет разнообразные функции при различных организационных формах управления предприятием. В современных условиях такими основными формами являются: 1) линейная; 2) функциональная; 3) линейно-функциональная; 4) программно-целевая; 5) дивизионная; 6) матричная. Так, линейная форма управления во взаимоотношениях между начальником и подчиненными осуществляется в соответствии с иерархической структурой "сверху вниз". 1В американской компании "Эксон" и многих других крупных корпора-Е; циях насчитывается 11—14 уровней иерархии. При функииональной форме общие для нескольких подразделений функции управления передают одному органу (подразделению) или исполнителю. Он выполняет их, получая приказы от нескольких руководителей. Таким образом, субординация в управлении осуществляется по функциям. В дивизионной форме управления объединяется управление по продуктовому (если материнская компания отвечает за деятельность фирмы в данной стране) и региональному (если дочерняя компания объединяет филиалы в других странах) принципам. Главными элементами этой формы управления становятся отделы (от англ. division), которые вступают между собой, в договорные отношения и работают на принципе самофинансирования. Высшее руководство при этой форме управления принимает стратегические решения, которые определяют развитие компании на продолжительную перспективу (постановка долгосрочных целей, расширение масштабов производства, модернизация предприятий, производство новых видов продукции и т. п.).
По такому принципу построено управление в американской корпорации "IBM", причем дивизионная форма управления в ней объединена с программно-целевой. Мы видим, что структура управления может быть разной в зависимости от наличия на предприятии коллегиального исполнительного органа и совета директоров. Наиболее конкретной формой выполнения менеджером своих функций является принятие управленческих решений. Чтобы принять научно обоснованное решение, необходимо: - четко знать цель деятельности предприятия; - иметь всестороннюю и достоверную информацию от всех подразделений и анализировать ее; - знать внешнюю ситуацию (конъюнктуру рынка, действующее законодательство и т. п.); - исходить из определенных критериев выбора рационального решения; - прогнозировать возможные последствия принятия управленческого решения; - обмениваться мнениями со специалистами относительно возможных альтернативных вариантов решения данной проблемы; - выбирать и принимать рациональное решение; - доводить решение до конкретных исполнителей. Date: 2015-12-13; view: 445; Нарушение авторских прав |