Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 19. Менеджмент в предпринимательстве





После создания предприятия перед предпринимателем возникает проблема эффективного управления им, составной частью которого выступает организационная деятельность, осуществляемая в рамках оп-


ределенных форм. Выбор оптимальной организационной формы пред­приятия и эффективных методов принятия управленческих решений составляют одно из важнейших условий успешной предпринимательс­кой деятельности.

19.1. Сущность менеджмента

Со времени объединения людей в отдельные группы для определен­ной деятельности возникает потребность в управлении ими. В границах экономической системы осуществляется управление определенными объ­ектами (процессом производства товаров, их сбытом и т. п.) и субъекта­ми (отдельным работником, бригадой, предприятием и др.).

Предприниматель в своей деятельности выполняет ряд функций, связан­ных с управлением, планированием и анализом технико-экономических показателей своего предприятия. Рассмотрим более подробно содержание этих функций.

Современное предприятие представляет собой сложную систему, включающую техническую базу, трудовые и материальные ресурсы, ко­торые находятся в постоянном взаимодействии и развитии. Координация деятельности подсистем, увязка их в единую систему — одна из важней­ших задач управления. Первоочередными задачами управления предпри­ятием в условиях рынка являются:

- маркетинговые исследования; изучение конъюнктуры рынка; прогно­зирование сбыта продукции; перспективное планирование выпуска продукции; определение предполагаемого дохода; налаживание хозяй­ственных связей с потенциальными заказчиками;

- анализ профессиональной подготовки специалистов и их эффектив­ное использование — рациональный подбор, расстановка и стабили­зация кадров, составление и реализация социальных программ; учет, распределение социальных благ (акций, пособий и т. п.);

- обеспечение производственного цикла материальными ресурсами; определение поставщиков; заключение взаимовыгодных договоров; учет и контроль рационального использования материальных ресур­сов, оборачиваемости оборотных средств;

- формирование целей управления; планирование; выбор оптимального варианта плана, обеспечивающего максимальный доход; оценка тех­нико-экономических показателей перспективной программы выпуска продукции;

- рациональное обеспечение производственного цикла; его сокращение за счет оперативного доведения до исполнителя сменных заданий; расчет оптимальных сроков комплексной поставки продукции цеха­ми-смежниками; анализ использования производственных мощностей и выработка предложений по их развитию;

- налаживание оптимальных финансовых потоков и обеспечение сбыта; прогнозирование объема реализации и сбыта; оперативное реагирова­ние на покупательскую способность заказчика; координирование про­изводственных и финансовых планов.


В своей трудовой деятельности люди объединяются в определенные группы, действующие в рамках отдельных организаций (школы, магази­на, предприятия и т. п.)- Организация состоит из лиц, которые ставят перед собой некую цель, работают в одной команде, группе, используют определенные знания и технические приемы, выступают как единый и целостный организм.

Организовать — значит спланировать и определить те функции и дей­ствия, которые необходимы для выполнения той или иной работы, а также объединить эти функции и действия в рамках объектов управления.

Управлениесознательное, целенаправленное и активное, влияние раз­ных субъектов управления и созданных ими органов на экономические объек­ты и деятельность других людей.

Составной частью процесса управления выступает менеджмент. Если понятие "управление" в экономическом аспекте означает влияние субъек­тов управления на весь общественный и технологический способы произ­водства на макро- и микроуровнях, то менеджмент охватывает управление социально-экономическими процессами лишь на уровне предприятий и их объединений.

Менеджментсознательное и целенаправленное влияние руководства предприятия или руководящих органов на деятельность людей в процессе производства товаров и услуг в рамках определенной организации с целью извлечения прибыли.

Понятие "производство" употребляется в данном случае в широком значении, то есть означает непосредственное производство, обмен, рас­пределение и потребление и предусматривает, прежде всего, управление персоналом.

Как отдельная экономическая наука, менеджмент возник после выхода в свет в 1911 году книги американского инженера и исследователя Ф. Тейлора "Принципы научного управления". В 20-е годы XX века представитель клас­сической школы управления французский ученый А. Файоль и другие ис­следователи сосредоточили основное внимание на разработке рациональной структуры организации, то есть деления ее на отдельные подразделения, рабочие группы. Это позволило А. Файолю выделить следующие функции управления: 1) предусмотрение (установление цели); 2) планирование; 3) организацию; 4) распоряжение; 5) координацию; 6) контроль. Выделение этих функций положено в основу одного из трех современных подходов к теории и практике менеджмента — процессного. Двумя другими являются системный и ситуационный.


Системный подход в менеджменте предполагает рассмотрение предпри­ятий их руководителями как системы, которая состоит из таких важных подсистем, как: 1) люди; 2) структура (наличие взаимосвязей между отдель­ными подсистемами и их элементами); 3) технология и задачи, сориентиро­ванные на достижение разных целей в условиях влияния внешней среды. Выделение подсистем помогает создавать на предприятии отдельные струк­турные подразделения (отделы, секторы и др.).

Ситуационный подход в менеджменте состоит в умении управляющих правильно оценивать определенные производственные и управленческие си-


туации и находить наилучшие конкретные действия по выходу из них (си­туация — это конкретный набор внутренних и внешних обстоятельств, ко­торые влияют на функционирование предприятия в данный период).

Кроме указанных подходов различают отдельные концепции (модели) современной теории и практики управления. К ним принадлежат:

- концепция административного управления, в которой внимание акценти­руется на организационной структуре предприятия (она получила назва­ние классической школы управления, представленной А. Файолем);

- концепция управления с позиций науки о поведении человека, которая учитывает недооцененные представителями других моделей социаль­но-психологические и морально-этические факторы в управлении людьми. Так, американский ученый А. Маслоу утверждал, что произ­водительность труда на предприятии может возрасти, прежде всего, вследствие улучшения микроклимата в коллективе, в частности, от­ношений между менеджерами и наемными работниками, а также по­вышения степени удовлетворения работников своим трудом и его ре­зультатами;

- концепция человеческих (гуманных) отношений занимает домини­рующее положение в развитых странах мира. Она основана на преоб­ладании роли личностного фактора в росте эффективности хозяйст­венной деятельности предприятия. Вместе с тем в практике управле­ния следует использовать рациональные аспекты и других моделей.

Полнее сущность менеджмента раскрывается в его основных функциях.

19.2. Функции, формы и методы управления предприятием

Функция менеджментаопределенный вид деятельности должностного лица или структурного подразделения аппарата управления, в процессе ко­торого осуществляется эффективное влияние на объект управления и ре­шаются поставленная цель, задачи и др.

К числу основных функций управления относятся: планирование, ор­ганизация, подбор, расстановка кадров, их стимулирование, координиро­вание и контроль.


Планированиепроцесс разработки и практического воплощения пла­нов, а также путей и средств достижения воплощенной в них цели пред­приятия. Рациональное планирование — основа успешного выполнения менеджерами всех других функций. Такое планирование означает разра­ботку планов хозяйственной деятельности предприятия, которая вопло­щается в определенном комплексе экономических показателей. Важно, чтобы они отображали последовательность и содержание работ.

)Например, для промышленного предприятия планируются доставка ма­териалов и комплектующих изделий, производство продукции, ее складирование, сбыт.

Поэтому по сферам охвата различают планирование: производствен­ной деятельности, подбора и перемещения работников, финансовое пла­нирование и др. Основным планом деятельности предприятия является бизнес-план.


Организация деятельности предприятияпроцесс создания организа-ионной структуры предприятия (отделов, служб, групп и т. п.), закрепле-ия за ней ресурсов, согласование полномочий, а также разработка целесо-"разных способов действий для достижения цели.

Координация деятельности предприятия — процесс упорядочения и со­гласования действий его разных подразделений. Координация — это кон­кретизация процесса организации предпринимательской деятельности.

Контроль за деятельностью предприятиясистематическое наблюде­ние за состоянием хозяйственной деятельности предприятия с целью про­верки соответствия фактических результатов запланированным и, в случае необходимости, корректировка такой деятельности.

Важнейшей сферой контроля выступает производственная деятель­ность. Здесь контроль предусматривает наблюдение за деятельностью работников (в частности, за заполнением вакантных рабочих мест), за­груженностью оборудования, помещений и т. п., наличием запасов сырья и комплектующих изделий, качеством продукции, сроками выполнения работ.

Менеджмент выполняет разнообразные функции при различных орга­низационных формах управления предприятием. В современных условиях такими основными формами являются: 1) линейная; 2) функциональная; 3) линейно-функциональная; 4) программно-целевая; 5) дивизионная; 6) матричная.

Так, линейная форма управления во взаимоотношениях между началь­ником и подчиненными осуществляется в соответствии с иерархической структурой "сверху вниз".

1В американской компании "Эксон" и многих других крупных корпора-Е; циях насчитывается 11—14 уровней иерархии.

При функииональной форме общие для нескольких подразделений функции управления передают одному органу (подразделению) или ис­полнителю. Он выполняет их, получая приказы от нескольких руководи­телей. Таким образом, субординация в управлении осуществляется по функциям.

В дивизионной форме управления объединяется управление по продук­товому (если материнская компания отвечает за деятельность фирмы в данной стране) и региональному (если дочерняя компания объединяет филиалы в других странах) принципам. Главными элементами этой фор­мы управления становятся отделы (от англ. division), которые вступают между собой, в договорные отношения и работают на принципе самофи­нансирования. Высшее руководство при этой форме управления прини­мает стратегические решения, которые определяют развитие компании на продолжительную перспективу (постановка долгосрочных целей, рас­ширение масштабов производства, модернизация предприятий, произ­водство новых видов продукции и т. п.).


|

По такому принципу построено управление в американской корпора­ции "IBM", причем дивизионная форма управления в ней объединена с программно-целевой.


Мы видим, что структура управления может быть разной в зависимо­сти от наличия на предприятии коллегиального исполнительного органа и совета директоров.

Наиболее конкретной формой выполнения менеджером своих функ­ций является принятие управленческих решений. Чтобы принять научно обоснованное решение, необходимо:

- четко знать цель деятельности предприятия;

- иметь всестороннюю и достоверную информацию от всех подразделе­ний и анализировать ее;

- знать внешнюю ситуацию (конъюнктуру рынка, действующее законо­дательство и т. п.);

- исходить из определенных критериев выбора рационального решения;

- прогнозировать возможные последствия принятия управленческого решения;

- обмениваться мнениями со специалистами относительно возможных альтернативных вариантов решения данной проблемы;

- выбирать и принимать рациональное решение;

- доводить решение до конкретных исполнителей.







Date: 2015-12-13; view: 445; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию