Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Юность как этап социализации





Что такое юность. Юность завершает активный период социализации. Юными считаются подростки (юноши или девушки) и молодые люди в возрасте от 13 до 19 лет. Их ещё называют тинейджерами. В этом возрасте происходят важ­ные физиологические изменения (одно из них — наступле­ние половой зрелости), которые влекут за собой определён­ные психологические сдвиги: появляются влечение к противоположному полу; агрессивность, зачастую немоти­вированная; проявляются склонность к необдуманному ри­ску и неумение оценить степень его опасности; подчёркну­тое стремление к независимости и самостоятельности.

В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются её верхние — мировоззренче­ские — этажи. Осознание своего «я» происходит как осмы­сление своего места в жизни родителей, друзей, окружаю­щего социума. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни.

Трудности юношеской социализации. Психофизиологи­ческие изменения не могут не повлиять на ход и содержание социализации. Склонность к новому и к творчеству, не­признание всех и всяких авторитетов, с одной стороны, под­чёркнутая автономия и независимость — с другой, порож­дают особое явление, которое называют молодёжной субкультурой.


Они такие разные...

 

Подростковый период называют «трудным возра­стом», «переломным периодом». Его содержание заклю­чается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного малым детям, юноши переходят к сдержанному непослушанию — скрытому неповиновению родителям. Если раньше, буду­чи детьми, они смотрели на мир глазами своих родите­лей, то теперь они ведут как бы двойной счёт: у подро­стков и юношей выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересе­кается с позицией родителей, а частично — со взглядами сверстников.

Подростки более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются одежды, внешне­го вида, манер поведения, круга знакомств, т.е. всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «я». Гипертрофированная самостоятельность находит выра­жение в подчёркнутой резкости собственных оценок: для многих тинейджеров «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится.

Подростки отличаются от взрослых и детей по характеру и поведению. Они, с одной стороны, чрезвычайно сконцен­трированы на самих себе, с другой — способны на неорди­нарные поступки, яркое проявление альтруизма.

Альтруизм — бескорыстная забота о благе других людей.

Их внимание так же легко переключается с предмета на предмет, как мотылёк порхает с цветка на цветок. В то же время они могут сидеть часами, сосредоточившись на том, что им действительно интересно. Они иногда кажутся бес­чувственными и невнимательными к другим, но, когда вы меньше всего ожидаете этого, они могут продемонстриро­вать свою любовь и готовность помочь.

Они сосредоточены и непоследовательны, осторожны и непредусмотрительны одновременно. Короче говоря, они противоречивы и непредсказуемы. И в этой непредсказуемо­сти, в этом «бросании из огня да в полымя», выражается суть подросткового возраста.

Трудности социализации в этот период связаны с тремя главными обстоятельствами:

несовпадением между высоким уровнем притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низким со­циальным статусом, который задан подростковым возрастом;

• несовпадением старого стиля родительства, ориен­тированного на то, что для матери сын или дочь всегда остаётся ребёнком, и новых потенциальных возможно­стей тинейджеров, заданных их психофизиологиче­ским взрослением;

противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников.


Психофизиологическое взросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении тиней­джеров. Социальные статусы родителей и юношей по-преж­нему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, не­сут моральную и правовую ответственность за детей и неприкосновенность имущества, участвуют в общественной и производственной жизни. Взрослые — собственники, рас­порядители, опекуны, производители, законодатели, по­требители, защитники и т. д. А тинейджеры экономически несамостоятельны, они всё ещё требуют социальной за­щиты и не выступают участниками правоотношений. Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не являются собственниками, распорядителями, производителями, за­конодателями. Они — лишь потребители. Хотя в правовом смысле они не могут принимать жизненно важные реше­ния, в психологическом плане тинейджеры созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и заключается исходное противоречие.

В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии ти­нейджеров.

Ролевое бесправие — меньший объём прав и обязанно­стей по сравнению со взрослыми.

Обладая меньшими возможностями, тинейджеры сталки­ваются с такими глобальными мировоззренческими и нрав­ственными проблемами, которые в зрелом возрасте уже ре­шены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше ошибок, чем это делают взрослые, дети или старики. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьёзности их последствий: преступность, употре­бление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над личностью.

Социологи полагают, что сексуальная распущенность, злоупотребление алкоголем и лихачество — не что иное, как попытка играть роль взрослых. Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать школу. Статус школьни­ка считается «невзрослым». Он не способствует достижению жизненного успеха, а вместе с ним и признанию в группе сверстников. Тинейджеры ищут признания своей психоло­гической взрослости за рамками школы и семьи — институ­тов, где их продолжают считать детьми.

Современная молодёжь, несмотря на достаточно корот­кий срок молодости, разбивается на несколько поколений. Нормы поведения и ценности одного поколения не соответ­ствуют нормам и ценностям другого.


В свою очередь, ускоряющаяся смена молодёжных по­колений и возрастающее число поколений внутри молодё­жи стимулируют ускорение технического прогресса, сти­
мулируют бизнесменов к выпуску всё более разнообраз­ной техники, компьютеров, аудио- и видеодисков, плей­еров, айфонов и т. п.

Период подростковой неопределённости возникает пото­му, что человек покидает детство — период минимальной от­ветственности — и вступает во взрослость — период макси­мальной ответственности. Для смягчения перехода от одной крайности к другой и нужна молодёжная субкультура, ак­кумулировавшая в себе опыт решения жизненных проблем, накопленный многими поколениями молодых людей и отли­чающийся от опыта старших поколений.

У подростка 14—16 лет существует свой собственный ро­левой набор, куда входят роли ребёнка, мужчины или жен­щины, гражданина, учащегося, покупателя, помощника ро­дителей по хозяйству, читателя, члена спортивной команды или кружка художественной самодеятельности и др. Если он нарушил закон, то у него появляется роль правонаруши­теля или даже преступника. Когда он превращается в заво­дилу компании, он берёт на себя роль лидера. Но если друзья его отвергают, ему достаётся роль аутсайдера. Такой набор, разумеется, меньше, чем у взрослого человека, но он боль­ше, чем у младшего школьника.

Группа сверстников. Теоретически в своей семье ребёнок получает необходимые ему социальную защиту и эмоцио­нальную привязанность. Вырастая, он стремится выйти за рамки первичной общности, приобрести большую, чем была в семье, свободу действий, но без утраты защиты и принад­лежности к ней.

Товарищи воспитывают гораздо лучше, чем родители, ибо им не свойственна жалость.

Андре Моруа, французский писатель

Группа сверстников предоставляет своим членам необходи­мые им свободу и независимость, являющиеся чертами взро­слой субкультуры, и вместе с тем сохраняет для них социаль­ную защиту и эмоциональную принадлежность, в которой они нуждаются как ещё неполные взрослые. Группа сверстни­ков включает людей одного возраста, которые считаются вполне подходящими на роль судей поступков и действий, со-

     
     

 

вершаемых молодыми людьми. Впервые их судят не родители и взрослые родственники, а сверстники. Это совершенно но­вая ситуация, в которую только ещё вступает подросток. С точки зрения социализации это принципиально важный момент: подросток учится смотреть на себя глазами других людей, которые, во-первых, являются не родственниками, а во-вторых, не старше их по возрасту. То и другое — непремен­ные атрибуты «взрослого общества», где также поступки лю­дей оценивают равные по возрасту и не родственники. В груп­пе сверстников индивид как бы примеряет на себя социаль­ные одежды взрослого человека.


 

Группа сверстников может решить множество проблем.

Но и создать немало

Вообще можно говорить о том, что как только к мнению группы ребёнок начинает прислушиваться в той же степени, как к мнению родителей, он начинает взрослеть. Происхо­дит это в 10—12 лет. В более старшем возрасте оценки и мне­ние группы сверстников начинают доминировать. И так мо­жет продолжаться всю жизнь. Во всяком случае, начиная с подросткового возраста, когда группа сверстников становит­ся равным с семьёй агентом социализации, она уже не ухо­дит из жизни человека. Вся взрослая жизнь проходит в окружении множества групп сверстников: на работе, в быту, на досуге.


Стать взрослыми. В подростковом возрасте мы начинаем выбирать образ взрослого себя. Пора безоблачного детства вроде бы прошла, и самое время всерьёз заняться решением нравственных и профессиональных проблем.

В возрасте 15—17 лет формируется собственное миро­воззрение подростка, система ценностей, образ своего «я», образ будущего. Построение собственных взглядов происходит в течение всего подросткового периода и на­чинается с отвержения и критики взглядов, моральных ценностей родителей, близких родственников и учителей. Главным для подростка становится мнение референтной группы, т.е. значимого для него круга сверстников. Всё происходящее вокруг он/она воспринимает с точки зре­ния этой группы, иногда проверяя истинность суждений родителей. В группе сверстников подросток ищет возмож­ность самоутвердиться. Неумение найти свою группу мо­жет привести к возникновению комплекса неполноценно­сти и ненужности.

У многих, если не у большинства, подростков понятие личности идентично понятию взрослости. Стать личностью и стать взрослым для них, ещё не разбирающихся во всех перипетиях этого явления, означает часто одно и то же.

Школьники-подростки, а тем более юноши и девушки тя­нутся к тем, кто обращается с ними как со взрослыми.

Большинство подростков буквально раздирает огромной силы желание казаться взрослыми. Их возмущает всё, что подчёркивает, будто они всё ещё остаются детьми.

Поскольку подростки хотят стать взрослыми, у них по­является стремление поскорее занять своё место в их сооб­ществе, частично приняв их идеи, идеалы и способ выра­жения себя. Постепенно они начинают считать себя равными взрослым и судят их той же меркой, что и себя. Они начинают вести «взрослые разговоры», прежде всего на запретные темы; судить о правильности супружеских отношений, подразумевая родителей. Мальчики соревну­ются в физической силе с отцами, стараясь побороть их в армрестлинге.

Вхождение в мир взрослых поначалу носит чисто подра­жательный характер. Юноши перенимают походку вразва­лочку, манеру чертыхаться и сплёвывать на пол, даже ку­рить и пить спиртное, «как взрослые». Об игре в азартные игры и говорить нечего. Это самая распространённая форма времяпрепровождения, особенно в городских подвалах и подворотнях.

Объективной взрослости у подростка ещё нет. Субъектив­но она проявляется в развитии чувства взрослости и тенден­ции к взрослости:

— эмансипация от родителей. Ребёнок требует суверен­ности, независимости, уважения к своим тайнам. В возрасте 10—12 лет дети ещё пытаются найти вза­имопонимание у родителей. Однако разочарование неизбежно, так как ценности их различны. Но взрос­лые снисходительны к ценностям друг друга, а ребё­нок — максималист и не принимает снисхождения к себе. Разногласия происходят в основном по поводу стиля одежды, причёски, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем. Одна­ко в самом главном дети всё же наследуют ценности родителей, и в первую очередь отношение к фунда­ментальным проблемам социальной жизни. Со свер­стниками же советуются по части «сиюминутных» во­просов;

— новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, причём часто становится равно­душным к оценкам. Порой наблюдается расхожде­ние между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие;

— взрослость проявляется в романтических отношениях со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения);

— внешний облик и манера одеваться.

Акселерация и взросление. В современных индустри­альных обществах наблюдаются два противоречивых про­цесса — ускорение психофизического развития детей и за­медление их нравственного развития. Первый процесс получил название акселерации, а второй — взросления. Та­ким образом, если первый сегодня ускоряется, то второй несколько запаздывает.

Акселерация (от лат. acceleratio — ускорение) — ускоре­ние физиологического созревания детей и подростков, их умственного развития по сравнению с предшествующими поколениями.

В экономически развитых странах акселерация отчётли­во видна последние 100—150 лет.

Статистика показывает, что дети в настоящее время вы­растают более высокими, чем их предки. Скорее всего, это происходит благодаря лучшему питанию, медицинскому об­служиванию, физическим упражнениям, отдыху и возмож­ности восстанавливать свои силы.

Изменения в обществе способствуют наступлению поло­вой зрелости в более раннем возрасте. У каждого конкретно­го ребёнка она наступает тогда, когда его организм в процес­се развития достигает определённого уровня.

Сегодня человек становится зрелым в половом отношении намного раньше, чем в прежнее время. Современные данные показывают, что средний возраст половой зрелости прибли­зился к 13 годам вместо 17 столетие назад. В результате де­вочки и мальчики стали раньше влюбляться, ухаживать и назначать свидания. Бабушки и мамы удивляются, а иногда и раздражаются этим обстоятельством. Ведь в их время всё наступало гораздо позже.

Самостоятельность. Подросток, как мы выяснили, разры­вается между двумя мирами — миром детей и миром взро­слых. По своему характеру, привычкам, неокрепшей нрав­ственности и несформировавшемуся мировоззрению он ещё конечно же ребёнок, но по своим претензиям, часто очень взрослым суждениям, житейскому опыту, умению зараба­тывать деньги он нередко выглядит как вполне взрослый че­ловек. А самое главное — взрослым он стремится казаться. Подросток — это, пожалуй, единственная возрастная группа, которая больше других стремится попасть в другую катего­рию. Взрослые не стремятся стать стариками, молодёжь — взрослыми. Дети вполне довольны собой и наслаждаются бе­зоблачным периодом. Но подросток тянется к самостоятель­ности и независимости.


Именно в этом — в самостоятельности и независимости — он видит главные черты сформировавшейся личности. Ис­следования показали, что подростки получают чувство удо­влетворения тогда, когда могут сами управлять своей жизнью, имеют возможность выбирать и нести ответствен­ность за собственное поведение. Это именно то, что характер­но для взрослости.

Социологическим критерием разграничения двух пе­риодов — молодёжного и зрелого — служит экономиче­ская, социальная и политическая самостоятельность. Но что считать проявлением такой самостоятельности? В прежние времена 20-летние юноши командовали армия­ми, а сегодня они сидят в студенческих аудиториях и не в состоянии прокормить семью. В экстремальные периоды истории войны и революции молодёжь быстрее достигает общественного признания, её социальный статус растёт благодаря повышению военной значимости молодёжи как источника рекрутов. Напротив, в спокойные периоды ис­тории этап несамостоятельности затягивается. Для таких периодов социологи разработали набор критериев, кото­рым должен соответствовать молодой человек, претендую­щий на статус взрослого:

• сам себя обеспечивать средствами существования;

• распоряжаться деньгами независимо от других;

• быть самостоятельным в выборе образа жизни;

• проживать отдельно, независимо от родителей.

В Испании социологи выяснили, например, что только 20% молодёжи в возрасте от 15 до 30 лет соответствует четы­рём приведённым критериям и поэтому вправе называться взрослыми. А какой процент российской молодёжи, на ваш взгляд, отвечает всем критериям?

Наряду с вышеуказанными, социологи употребляют и некоторые другие признаки, в частности, а) способность отвечать перед законом; б) допуск к голосованию на выбо­рах; в) вступление в брак. С точки зрения социализации, лишь вступление в брак служит значимым критерием взрослости.

Юноши и девушки, только ещё освоившие азы нравствен­ных требований и не постигшие их глубины, стараются выно­сить моральные оценки не только отдельным взрослым, но и всему обществу взрослых. Эти оценки имеют две особенно­сти. Во-первых, они очень категоричны и резки, в них только «да» и «нет». Во-вторых, они проводятся с позиций желаемо­го или идеального. Они ещё не знают, насколько сложно устроено реальное общество, зато знают, как его надо переде­лать. Подростки отталкиваются от некоего идеала, созданно­го воображением или позаимствованного из книг.

Эта способность подростков сравнивать то, что есть, с тем, что могло бы быть, превращает их в бунтарей-идеалистов. Сравнив возможное с реальным, они осознают, что действи­тельность далека от идеалов, и немедленно становятся в по­зу негодующих критиков. Взрослых они осуждают за то, что те не смогли за свою жизнь создать более достойного, более цивилизованного и гуманного общества.

Основные термины и понятия

швшшшшшшшшшшявшшшшшшшшишшшшшввш^шшвшшшявшяшяшшшвашвшшшшшшшяш

Тинейджеры, альтруизм, ролевое бесправие, акселерация Вопросы и задания

■■аанашвпшвшваанняманамашввнмшнаш

1. Какую роль в жизни человека играет юность?

2. Почему юношеский возраст стал выделяться как отдельный этап в жизни человека только в XX в.?

3. Обязательно ли юность является переходным периодом? Объяс­ните свой ответ.

4. В чём проявляет себя неустойчивость настроений у подростков? Приведите примеры из личной жизни.

5. Почему в подростковом периоде человеку трудно «найти себя» и определить своё место в жизни?

6. Что оказывает более сильное влияние на развитие в юношеском возрасте: наследственность или влияние окружающей среды?

7. Что такое ролевое бесправие тинейджеров? Раскройте проблему и приведите примеры из своей жизни.

8. Как, по-вашему, приведённые в параграфе критерии взрослости достаточны или нужны дополнительные? Можно ли считать взро­слым того, кто отвечает одному или двум критериям? Можно ли в списке выделить главные и неглавные критерии?

Практикум


ивнмннвяввапяаанавнванншпнааншнявнмвваааа 1. Проведите собственное расследование: какие обстоятельства, черты поведения и образа жизни, характеризующие положение со­временных тинейджеров в России, упущены в данном параграфе? Используйте свой жизненный опыт и свои познания.

2. Проведите мини-исследование на тему «В какой степени я взро­слый человек?».

3. Дети и взрослые различаются множеством признаков: ростом; физической силой; умственными способностями и умением их с выгодой применять; отношением к опасностям и риску; объёмом приобретённых знаний; способностью учиться на собственных ошибках; умением принимать правильные решения в сложных си­туациях; стремлением брать на себя дополнительную ответствен­ность. При желании список можно продолжить. Попробуйте сде­лать это.

§ 32 — 33. Молодёжь и молодёжная субкультура

Молодёжь как социальная группа. Молодёжь занимает важное место в социально-демографической структуре и общественно-политической жизни общества.

Молодёжь — социально-демографическая группа 14— 30-летних, переживающая становление социальной и психофизиологической зрелости, адаптации к исполне­нию социальных ролей взрослых.

В российской традиции с начала XX в. до наших дней гра­ницы собственно молодёжного возраста в социальной стати­стике и в переписях населения варьировались от 10—12 до 20 лет в начале века, от 17 до 28—30 лет в конце XX в.

В общем и целом сегодня специалисты договорились счи­тать границы молодёжи в интервале от 14 до 30 лет. Нижняя граница молодёжного возраста связывается с половым соз­реванием, завершающим периодом обучения в общеобразо­вательной школе, началом профессионального образования. Верхняя граница определяется юридическим совершенноле­тием, окончанием профессионального обучения, вступлени­ем в брак, достижением экономической самостоятельности, рождением первого ребёнка.

Это значит, что молодёжь, как демографическая катего­рия, объединяет население в пределах шестнадцатилетнего возрастного интервала. На молодёжный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизнен­ном цикле человека.

Группы молодёжи. За столь относительно короткий отре­зок жизни молодёжь переживает смену своего социально-де- мографического статуса несколько раз:

Младшая группа: подростки до 18 лет (учащиеся) — на­ходятся на иждивении родителей, продолжают или завер­шают получение общего или специального образования и не имеют полноценных гражданских прав (избирательных, вступления в брак).

Средняя группа: молодёжь 18—24 лет (студенты, моло­дые рабочие). Часть из них уже отделилась от родительских семей и живёт на собственные доходы. В этом возрасте идёт активное вступление в брак, формирование молодых семей, рождение первых детей.

Старшая группа: молодые взрослые 25—30 лет — это лю­ди, как правило, уже сделавшие профессиональный выбор, имеющие определённую квалификацию, некоторый жизнен­ный и профессиональный опыт, но для этой группы характер­на высокая конфликтность молодых семей, распад браков.

Социологи в качестве социального признака верхней гра­ницы молодёжного возраста нередко выбирают образование семьи. Семейный мужчина или замужняя женщина — это уже как бы не молодые, а вполне взрослые люди. И это пра­вильно, поскольку семья накладывает на человека совер­шенно новые обязанности и статусные полномочия, которые выходят за рамки понятия «молодёжь».

Молодёжь социально неоднородна, и её различные отря­ды (рабочая, крестьянская, учащаяся, городская и сельская) имеют свои специфические особенности. Они касаются цен­ностных ориентаций, материального достатка, образа и сти­ля жизни. Рабочая молодёжь раньше начинает трудовую жизнь и раньше обзаводится семьёй, чем представители среднего класса, которые пять лет учатся в вузе, а затем в те­чение двух-трех лет ищут подходящую работу для того, что­бы материально обеспечить будущую семью. Стало быть, мо­лодость у одних заканчивается раньше, чем у других.

Молодость — это время, наиболее благоприятное для выбо­ра профессии, супруга. Прежде чем найти себя и закрепиться в профессии, молодёжь должна многое испробовать. Именно поэтому она часто меняет работу и сексуальных партнёров. Выбор ограничивается, если материальное положение моло­дого человека (либо родителей) затруднительное.

Новые пути в развитии науки, культуры также нередко проклады­вали молодые люди. И. Ньютону не было ещё и 24 лет, а он уже разра­ботал идею дифференциального и интегрального исчисления, от­крыл закон всемирного тяготения. Французский математик Э. Галуа, исследования которого оказали огромное влияние на развитие алге­бры и математики, прожил всего 20 лет. А. Эйнштейн создал теорию относительности в 25 лет, свои вполне зрелые произведения А. Пуш­кин начал создавать совсем ещё в юном возрасте. Замечательную поэму «Руслан и Людмила» он написал в 21 год. С. Рахманинов в 19 лет написал прекрасную оперу «Апеко», которая была его диплом­ной работой. А Рафаэль ярко проявил свой талант уже в 17 лет.

Критические точки социализации личности

 

Критический возраст. На жизненном пути человека мож­но выделить три критические точки (см. рис.):

— от 1 года до 17 лет — завершение школьного обучения и подготовка к активному трудовому периоду,

— от 18 до 60 лет — активный трудовой период, становле­ние профессиональных ролей,

— от 60 лет и старше — выход из активного трудового пе­риода.


Период активной социализации ABC обозначен тремя точками кризиса.

На рисунке обозначены три критические точки в жизни человека: А — окончание средней школы и подготовка к по­ступлению в вуз или поиск работы, В — кризис середины жизни, С — выход на пенсию и переход к пассивной части социализации.

Возраст 16—18 лет — самый критический. Молодой че­ловек должен выбрать только одну профессию из 40 тыс. занятий, существующих в современном мире. Сделать правильный выбор крайне сложно, поскольку школьные знания и школьная жизнь никогда его не сталкивали с ре­альным производством и реальными профессиями. Чело­веку приходится выбирать будущее поприще в том возра­сте, когда он к этому совершенно не готов. У него катастрофически не хватает знания жизни. Компенсиро­вать их спешат взрослые люди — дедушки, отцы, учите­ля, родные и друзья, повидавшие жизнь. Они не могут на­чать жизнь снова, не могут физически выполнять требуемые работой нагрузки, зато много знают и умеют. Юноша ничего толком не знает и не умеет, но может вы­брать будущую карьеру.

Период от 18 до 25 лет отводится на поиски самого се­бя, это период перебора различных профессий и занятий. В это время ещё нет молодой семьи, приковывающей к одному роду занятий; человек получает материальную основу от своих родителей, в семье и за счёт которых он живёт.

После 17 лет для рабочей молодёжи и 23—25 лет для ин­теллигенции с высшим образованием начинаются хлопо­ты с профессиональным самоопределением. В это время все торопятся активно заняться бизнесом и сделать свою карьеру. Партнёры, коллеги, товарищи по работе — вот те люди, к мнению которых человек больше всего прислуши­вается, от которых он получает больше всего нужной ему информации.

Проблемы современной российской молодёжи. Современ­ная российская молодёжь сталкивается со множеством демо­графических, социальных, экономических и нравственных проблем.


Первая проблема — сокращение численности молодых людей и, следовательно, старение населения, снижение роли молодёжи как трудового ресурса общества.

Вторая проблема — ухудшение состояния здоровья де­тей и подростков. Нынешнее молодое поколение менее здо­рово физически и психически, чем предыдущее. В среднем по России лишь 10% выпускников школ могут считаться аб­солютно здоровыми, 45—50% из них имеют серьёзные от­клонения в здоровье. Годность призывников к строевой службе снизилась до 80%.

Третья проблема — молодёжная безработица. Статистиче­ские данные свидетельствуют о том, что доля молодых людей в составе безработных остаётся высокой. В жизни молодых людей последних лет получило широкое распространение «чувство тревоги стать безработным». В проведённом исследо­вании выяснилось, что в будущем боятся стать безработными более 70% опрошенных.

Четвёртая проблема — падает социальная ценность тру­да, престиж ряда важных для общества профессий. Послед­ние исследования свидетельствуют, что молодёжь отдаёт предпочтение не столько интересным по содержанию про­фессиям, сколько материально выгодным. Опрос показал, что для 56,8% молодых людей главным в жизни являются деньги. Желание «жить хорошо» отражает естественное стремление людей, но если оно не переходит нравственных границ.

Пятая проблема — материальная обеспеченность. Во времена 1990-х гг. прошлого века жизненный уровень зна­чительной части населения России снизился, однако нема­ло людей стали жить богаче, чем прежде. Всё это самым непосредственным образом коснулось молодых. Немногим родители дают достаточное количество денег, и ещё ка­кая-то часть подростков в наше время способна заработать себе на жизнь. Примерно половина молодых людей подра­батывает в свободное от учёбы время и получает за свой труд более 1,5 тыс. руб. в неделю. Большую часть зарабо­танного они тратят на развлечения, меньшую — отдают в семейный бюджет и откладывают на оплату дальнейшего образования.

Процесс омоложения элиты общества. Происходит омо­ложение руководящей элиты общества. В экономике на сме­ну «новым русским», нередко малообразованным, приходят «новые новые русские», имеющие одно-два высших образо­вания, свободно владеющие одним-двумя иностранными языками, в совершенстве знающие компьютер. Современная «молодёжная волна» — это 30—40-летние, пришедшие в по­литику, банки, предпринимательство, бизнес самого высо­кого уровня.

Как знать, может быть, вы, закончив вуз, составите уже третье поколение российских предпринимателей. Во всяком случае, уже на школьной скамье вы должны сориентиро­ваться и выбрать свой жизненный путь. Сегодня промедле­ние недопустимо, так как многие привычки, навыки и чер­ты характера, необходимые для бизнеса, научных занятий, юриспруденции, формируются в раннем и среднем подро­стковом возрасте.

Качественно изменилось и мировоззрение молодёжи. В 1983 г., согласно данным многих исследований, 84% молодых людей СССР были убеждены в том, что социализм является единственным общественным строем, который на деле воплощает права и свободы человека. А проведённые на рубеже XX и XXI вв. опросы показали, что большинство мо­лодёжи склонно считать наиболее привлекательным циви­лизованное рыночное общество.

Особенности молодёжной субкультуры. За последние 50 лет мир молодёжных субкультур охватил около тысячи самых разных явлений и течений, включая: хиппи, нацбо- лов, анархистов, буддистов, свидетелей Иеговы, язычников, футбольных фанатов, автостопщиков и т.д.

Субкультура — часть общей культуры, система ценно­стей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.


Молодёжная субкультура — уникальное явление. Именно в этот период, приблизительно в 17—18 лет, начи­нается поиск смысла жизни, социальной справедливости в обществе, практические попытки бороться за равенство и братство. К 20 годам разочарование обществом взрослых, где нет идеалов и возвышенных ценностей, на которых воспитывали детей, достигает максимума. У молодёжи достаточно сил и знаний, как она сама считает, для того, чтобы переустроить общество взрослых на нравственных основаниях. Но мощь общественных институтов, прежде всего милиции и армии, направлена на защиту ста­тус-кво. Революционный накал молодёжи выливается в практических действиях (мятеж, демонстрация, бунт) и теоретических (создание собственной музыки, поэзии, те­атра и т. д.).

Контркультура — субкультура, противостоящая, кон­фликтующая с господствующими ценностями.

В литературе термин «контркультура» употребляется и как собирательное название разных по идейной и политиче­ской ориентации протестных групп молодёжи («новые ле­вые», хиппи, битники и др.), сознательно противопостав­ляющих свои цели, задачи и атрибутику символике и целям официальной культуры.

Молодёжный протест принимает различные формы: от пассивных до экстремистских; общедемократические цели нередко сочетаются с анархизмом, «левацким» радикализ­мом; «антипотребительский» образ жизни проникнут куль­турным нигилизмом и религиозными поисками.

Нет, это же, конечно, не субкультура. Хотя, как знать...

 

Чем же различаются субкультура и контркультура? Суб­культура выделяет известную группу людей, отгораживает от других, позволяет ей теснее сплотиться на основе общих идеалов, целей, атрибутики и ритуалов. У контркультуры всегда общественный замах, она стремится как минимум расчистить себе путь, отодвинуть другие группы или суб­культуры, занять в обществе доминирующие позиции, а как максимум — вообще свергнуть существующий строй и соз­дать новый. Такими были молодые большевики и россий­ские «новые левые» второй волны (конец 1990-х и начало 2000-х гг.).

Среди социальных и конкретно-исторических причин рас­пространения молодёжной субкультуры во второй половине XX в. западные специалисты обычно называют две ведущие:

1) рост доходов среднего класса и особенно его молодёж­ной прослойки в 1950-е гг.;

2) появление новых средств записи и распространения му­зыкальной культуры (радиоприёмников, магнитофонов и т. п.).

В 1950-е гг. страны Запада вступают в полосу экономи­ческого подъёма. Выросло материальное благосостояние родителей, и они стали выделять своим детям больше средств на карманные расходы. На это моментально от­кликнулись предприниматели. Расширилась сеть моло­дёжных клубов, дансингов, баров, выросли тиражи журна­лов и книг для молодёжи, объёмы производства товаров широкого потребления. В обиход входит понятие «моло­дёжная мода» и т. п.

Процесс развивался с невиданной скоростью. В конце 1950-х гг. в США заговорили о битниках — предшественни­ках хиппи и панков. В 1960-е гг. Америку захлестнула вол­на движения хиппи — сотни тысяч непосредственных участ­ников и миллионы сочувствующих. В 1968 г. Францию потрясли студенческие бунты, а в 1970-е гг. Италию ввергли в ужас террора «красные бригады», состоявшие из молодых бунтарей марксистского толка.

Промышленность и предприниматели не могли не от­кликнуться на растущие потребности молодёжи. Возника­ют такие явления, как молодёжная индустрия, молодёжная мода, молодёжные движения, молодёжная субкультура. Ещё в 1930-е гг. наметился подъём в грамзаписи, производ­стве фильмов и т. п. Только экономическое процветание об­щества и становление мощного среднего класса в Америке позволили молодёжи выделиться в самостоятельную со­циальную силу, заявить о специфических, вначале культур­ных, а затем и политических интересах. Свидетельством по­следних служит мощная волна студенческих волнений, прокатившаяся по Европе в 1968 г.

Западные бизнесмены чутко уловили происходящие в об­ществе изменения и быстро переориентировались на широ­комасштабный выпуск недорогих грампластинок, магнито­фонов и магнитофонных кассет, а хозяева радио- и телекомпаний — на выпуск специальных молодёжных про­грамм.

Молодёжная субкультура возникла потому, что благода­ря ей молодое поколение удовлетворяло определённые жиз­ненно важные потребности.

Среди отличительных черт — очень широкое многообра­зие видов, течений, направлений и поветрий, а также не­формальный статус субкультуры, отчего собирательным термином для всех направлений молодёжной субкультуры выступает слово «неформалы».

Неформалы — официально не зарегистрированная груп­па, которая возникла по чьей-то инициативе или спон­танно для достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и потребностями.

По отношению к официально существующим властям у них двойной статус: они являются не признающей эти вла­сти силой и одновременно не признанной этими властями организацией.

Внутри себя молодёжная субкультура неоднородна. Она разбивается на множество направлений, групп и толков по самым разным критериям, в том числе: социальным (про- тестные и экологические движения); политическим (анти­правительственные, террористические, антивоенные, дисси­дентские группы); музыкальным (металлисты, рэпперы и др.); религиозным, экономическим и т. п. Молодёжные группы могут быть про- и антисоциальными: первые не про­тиворечат и не борются с господствующей культурой или об­ществом, вторые прибегают к оружию и насилию в защите собственных интересов.

Первым и самым заметным признаком молодёжной суб­культуры выступает классовая принадлежность. Социоло­ги установили, что практически во всех странах молодёжь из среднего класса одевается, проводит досуг и ведёт образ жизни, отличный от тех, что характеризуют молодых пред­ставителей высшего и низшего классов. Кроме того, значи­тельные отличия в субкультуре обнаружены у представите­лей молодёжи разных рас.

Совокупность отличительных черт, характеризующих ту или иную субкультуру, принято называть стилем.

Стиль — суммарная характеристика манеры одеваться, вести себя, говорить, слушать музыку, способа выражать свои предпочтения и т. п.

От этого слова произошло название «стиляги» — предста­вители молодёжной субкультуры в 1950—1960-е гг. в СССР, любившие модно, по-западному, одеваться.

Афиша и кадры из кинофильма В. Тодоровского «Стиляги» (2009) и просто стиляги


Базой для формирования специфического стиля жизни выходцев из среднего класса служит студенческая жизнь. И не случайно, ибо подавляющее большинство обеспеченной молодёжи с 18 до 21—22 лет (когда рабочая молодёжь уже трудится или служит в армии) учится в вузе. Отсюда следу­ет, что в политических протестах студенческая молодёжь участвует чаще рабочей. Недаром большинство проектов ре­волюционного переустройства общества возникало именно в студенческой среде.

В рядах антиглобалистов, защищающих бедных и угне­тённых, особенно из стран «третьего мира», не только фер­меры и представители городских средних классов, но также безработная молодёжь и студенчество.

Экологисты относятся скорее к среднему и верхнему сло­ям среднего класса, а также вовлекают в свои ряды извест­ных лиц — знатных аристократов, звёзд кино и телевиде­ния, политиков, т.е. высший класс.

Молодёжная субкультура во многом носит суррогатный характер — она наполнена искусственными заменителями реальных ценностей: продлённое ученичество как псевдоса­мостоятельность; подражание отношениям взрослых с сис­темой господства и доминирования сильных личностей; призрачное участие в приключениях экранных и литератур-

Граффити-субкультура


ных героев вместо реализации собственных устремлений; наконец, неприятие или бегство от социальной действитель­ности вместо её переустройства и совершенствования.

В 2000-е гг. палитра молодёжной субкультуры стала чрез­вычайно разнообразной. В ней появились новые поколения, направления, вкусовые пристрастия и модные поветрия. В Интернете и на улицах можно встретить готов, эмо, сете­вых геймеров, стритрейсеров и т. п.

К специфическим чертам российской молодёжной суб­культуры специалисты относят:

1. Преимущественно развлекательную направлен­ность. Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около 1/3 старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге — «ничегонеделание»), в то время как познаватель­ная функция не реализуется вовсе или реализуется недоста­точно.

2. Вестернизация (американизация) культурных по­требностей и интересов. Ценности национальной культу­ры вытесняются образцами западной массовой культуры. Любимыми героями становятся, по данным опросов, для де­вушек — героини «мыльных опер» и бульварных романов о любви, а для юношей — непобедимые супергерои боевиков. Соответственно меняется ценностная палитра юношеского сознания, где главные роли играют прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному успеху. Соответ­ственно из ценностного набора молодёжи выдавливаются высокопочитаемые ценности: вежливость, кротость и ува­жение к окружающим.

3. Приоритет потребительских ориентаций. Ещё бо­лее заметна подобная тенденция в культуре учащейся мо­лодёжи.

4. Изменения в принципах отбора культурных образ­цов. В выборе культурных кумиров современная молодёжь часто следует требованиям групповой среды (тусовки) и веяниям моды, а не собственному выбору или советам ро­дителей.

5. Создание неформальных, неофициальных, альтерна­тивных, андеграундных и прочих форм культуры, осу­ществляющихся вне учреждений культуры.


6. Отсутствие этнокультурной самоидентификации. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т. п.) боль­шинством молодых людей воспринимаются как анахронизм.

Молодёжь уже не выступает, как прежде, единым моно­литом, противостоящим старшему поколению. Внутри мо­лодёжи противоборствуют и сосуществуют несколько на­правлений, исповедующих разные идеалы, ценности, поклоняющихся разным музыкальным кумирам. Стало быть, нормы поведения и ценности одного поколения не аде­кватны нормам и ценностям другого.

На рок-концертах, как правило, в основном — молодёжь

 

Молодёжная политика. Решение проблем молодёжи — это общая задача общества, государства, самой молодёжи. В последнее время всё чаще используется термин «молодёж­ная политика». Под ним подразумевается ряд государствен­ных и социальных функций, осуществляемых в отношении молодого поколения.

Это — широкая многофункциональная политика, вклю­чающая большой перечень мер, которые затрагивают прямо



или косвенно молодое поколения с момента рождения до 30-летнего возраста (поддержка семьи, образование, со­циальное обеспечение, занятость, жильё, свободное время, вопросы воинской службы и т. д.).

Под молодёжной политикой подразумевается деятель­ность специализированных центральных правительствен­ных учреждений и муниципальных (местных) учреждений, комитетов, комиссий по делам молодёжи и т.д.

Проблемы молодёжи стали важнейшей составной частью любой политической партии России, стремящейся к реше­нию задач развития и укрепления страны. С этим связано и появление различных молодёжных движений и программ («Наши», «Местные» и др.), которые курируются организа­циями, ведущими деятельность в политической сфере.

Основные термины и понятия

Молодёжь, субкультура, контркультура, неформалы, стиль Вопросы и задания

1. Что такое молодёжь как социальная группа? Почему взгляды на возрастные границы молодёжи у разных социологов не совпадают? Назовите не менее двух причин.

2. Какие критерии использованы социологами при делении моло­дёжи на три возрастные группы?

3. Что такое критический возраст? Можно ли пройти его беспро­блемно? Своё мнение обоснуйте.

4. Перечислите и охарактеризуйте проблемы современной россий­ской молодёжи. Можно ли говорить, что эти проблемы присущи только молодёжи, но не другим возрастным группам?

5. В какой степени современные проблемы российской молодёжи схожи с подобными проблемами молодёжи других стран?

6. Что такое молодёжная субкультура? Насколько, на ваш взгляд, она близка вам и оказывает влияние на вас?

7. Выскажите своё отношение к выводу учебника о суррогатном ха­рактере молодёжной субкультуры. Приведите аргументы и приме­ры в пользу своей точки зрения.

8. Вредны ли для развития общества молодёжные субкультура и контркультура? Своё мнение обоснуйте.


Практикум

1. На основании материала учебника, информации из СМИ, ва­ших житейских наблюдений подготовьте мини-проект: «Мои (наши) предложения к государственной молодёжной политике России».

2. Верны ли следующие суждения о субкультуре?

А. Субкультура позволяет определённой группе людей спло­титься на основе общих идеалов, целей и ритуалов. Б. Субкультуре всегда свойственно стремление занять в обще­стве лидирующие позиции.

1) Верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

■■■■■■■■■liHHI


Date: 2015-12-13; view: 15030; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию