Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Юность как этап социализации
Что такое юность. Юность завершает активный период социализации. Юными считаются подростки (юноши или девушки) и молодые люди в возрасте от 13 до 19 лет. Их ещё называют тинейджерами. В этом возрасте происходят важные физиологические изменения (одно из них — наступление половой зрелости), которые влекут за собой определённые психологические сдвиги: появляются влечение к противоположному полу; агрессивность, зачастую немотивированная; проявляются склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности; подчёркнутое стремление к независимости и самостоятельности. В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются её верхние — мировоззренческие — этажи. Осознание своего «я» происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Трудности юношеской социализации. Психофизиологические изменения не могут не повлиять на ход и содержание социализации. Склонность к новому и к творчеству, непризнание всех и всяких авторитетов, с одной стороны, подчёркнутая автономия и независимость — с другой, порождают особое явление, которое называют молодёжной субкультурой.
Подростковый период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного малым детям, юноши переходят к сдержанному непослушанию — скрытому неповиновению родителям. Если раньше, будучи детьми, они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь они ведут как бы двойной счёт: у подростков и юношей выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается с позицией родителей, а частично — со взглядами сверстников. Подростки более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, т.е. всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «я». Гипертрофированная самостоятельность находит выражение в подчёркнутой резкости собственных оценок: для многих тинейджеров «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится. Подростки отличаются от взрослых и детей по характеру и поведению. Они, с одной стороны, чрезвычайно сконцентрированы на самих себе, с другой — способны на неординарные поступки, яркое проявление альтруизма. Альтруизм — бескорыстная забота о благе других людей. Их внимание так же легко переключается с предмета на предмет, как мотылёк порхает с цветка на цветок. В то же время они могут сидеть часами, сосредоточившись на том, что им действительно интересно. Они иногда кажутся бесчувственными и невнимательными к другим, но, когда вы меньше всего ожидаете этого, они могут продемонстрировать свою любовь и готовность помочь. Они сосредоточены и непоследовательны, осторожны и непредусмотрительны одновременно. Короче говоря, они противоречивы и непредсказуемы. И в этой непредсказуемости, в этом «бросании из огня да в полымя», выражается суть подросткового возраста. Трудности социализации в этот период связаны с тремя главными обстоятельствами: • несовпадением между высоким уровнем притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низким социальным статусом, который задан подростковым возрастом; • несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын или дочь всегда остаётся ребёнком, и новых потенциальных возможностей тинейджеров, заданных их психофизиологическим взрослением; • противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников. Психофизиологическое взросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении тинейджеров. Социальные статусы родителей и юношей по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и правовую ответственность за детей и неприкосновенность имущества, участвуют в общественной и производственной жизни. Взрослые — собственники, распорядители, опекуны, производители, законодатели, потребители, защитники и т. д. А тинейджеры экономически несамостоятельны, они всё ещё требуют социальной защиты и не выступают участниками правоотношений. Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не являются собственниками, распорядителями, производителями, законодателями. Они — лишь потребители. Хотя в правовом смысле они не могут принимать жизненно важные решения, в психологическом плане тинейджеры созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и заключается исходное противоречие. В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии тинейджеров. Ролевое бесправие — меньший объём прав и обязанностей по сравнению со взрослыми. Обладая меньшими возможностями, тинейджеры сталкиваются с такими глобальными мировоззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте уже решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше ошибок, чем это делают взрослые, дети или старики. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьёзности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над личностью. Социологи полагают, что сексуальная распущенность, злоупотребление алкоголем и лихачество — не что иное, как попытка играть роль взрослых. Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать школу. Статус школьника считается «невзрослым». Он не способствует достижению жизненного успеха, а вместе с ним и признанию в группе сверстников. Тинейджеры ищут признания своей психологической взрослости за рамками школы и семьи — институтов, где их продолжают считать детьми. Современная молодёжь, несмотря на достаточно короткий срок молодости, разбивается на несколько поколений. Нормы поведения и ценности одного поколения не соответствуют нормам и ценностям другого. В свою очередь, ускоряющаяся смена молодёжных поколений и возрастающее число поколений внутри молодёжи стимулируют ускорение технического прогресса, сти Период подростковой неопределённости возникает потому, что человек покидает детство — период минимальной ответственности — и вступает во взрослость — период максимальной ответственности. Для смягчения перехода от одной крайности к другой и нужна молодёжная субкультура, аккумулировавшая в себе опыт решения жизненных проблем, накопленный многими поколениями молодых людей и отличающийся от опыта старших поколений. У подростка 14—16 лет существует свой собственный ролевой набор, куда входят роли ребёнка, мужчины или женщины, гражданина, учащегося, покупателя, помощника родителей по хозяйству, читателя, члена спортивной команды или кружка художественной самодеятельности и др. Если он нарушил закон, то у него появляется роль правонарушителя или даже преступника. Когда он превращается в заводилу компании, он берёт на себя роль лидера. Но если друзья его отвергают, ему достаётся роль аутсайдера. Такой набор, разумеется, меньше, чем у взрослого человека, но он больше, чем у младшего школьника. Группа сверстников. Теоретически в своей семье ребёнок получает необходимые ему социальную защиту и эмоциональную привязанность. Вырастая, он стремится выйти за рамки первичной общности, приобрести большую, чем была в семье, свободу действий, но без утраты защиты и принадлежности к ней. Товарищи воспитывают гораздо лучше, чем родители, ибо им не свойственна жалость. Андре Моруа, французский писатель Группа сверстников предоставляет своим членам необходимые им свободу и независимость, являющиеся чертами взрослой субкультуры, и вместе с тем сохраняет для них социальную защиту и эмоциональную принадлежность, в которой они нуждаются как ещё неполные взрослые. Группа сверстников включает людей одного возраста, которые считаются вполне подходящими на роль судей поступков и действий, со-
вершаемых молодыми людьми. Впервые их судят не родители и взрослые родственники, а сверстники. Это совершенно новая ситуация, в которую только ещё вступает подросток. С точки зрения социализации это принципиально важный момент: подросток учится смотреть на себя глазами других людей, которые, во-первых, являются не родственниками, а во-вторых, не старше их по возрасту. То и другое — непременные атрибуты «взрослого общества», где также поступки людей оценивают равные по возрасту и не родственники. В группе сверстников индивид как бы примеряет на себя социальные одежды взрослого человека.
Группа сверстников может решить множество проблем. Но и создать немало Вообще можно говорить о том, что как только к мнению группы ребёнок начинает прислушиваться в той же степени, как к мнению родителей, он начинает взрослеть. Происходит это в 10—12 лет. В более старшем возрасте оценки и мнение группы сверстников начинают доминировать. И так может продолжаться всю жизнь. Во всяком случае, начиная с подросткового возраста, когда группа сверстников становится равным с семьёй агентом социализации, она уже не уходит из жизни человека. Вся взрослая жизнь проходит в окружении множества групп сверстников: на работе, в быту, на досуге. Стать взрослыми. В подростковом возрасте мы начинаем выбирать образ взрослого себя. Пора безоблачного детства вроде бы прошла, и самое время всерьёз заняться решением нравственных и профессиональных проблем. В возрасте 15—17 лет формируется собственное мировоззрение подростка, система ценностей, образ своего «я», образ будущего. Построение собственных взглядов происходит в течение всего подросткового периода и начинается с отвержения и критики взглядов, моральных ценностей родителей, близких родственников и учителей. Главным для подростка становится мнение референтной группы, т.е. значимого для него круга сверстников. Всё происходящее вокруг он/она воспринимает с точки зрения этой группы, иногда проверяя истинность суждений родителей. В группе сверстников подросток ищет возможность самоутвердиться. Неумение найти свою группу может привести к возникновению комплекса неполноценности и ненужности. У многих, если не у большинства, подростков понятие личности идентично понятию взрослости. Стать личностью и стать взрослым для них, ещё не разбирающихся во всех перипетиях этого явления, означает часто одно и то же. Школьники-подростки, а тем более юноши и девушки тянутся к тем, кто обращается с ними как со взрослыми. Большинство подростков буквально раздирает огромной силы желание казаться взрослыми. Их возмущает всё, что подчёркивает, будто они всё ещё остаются детьми. Поскольку подростки хотят стать взрослыми, у них появляется стремление поскорее занять своё место в их сообществе, частично приняв их идеи, идеалы и способ выражения себя. Постепенно они начинают считать себя равными взрослым и судят их той же меркой, что и себя. Они начинают вести «взрослые разговоры», прежде всего на запретные темы; судить о правильности супружеских отношений, подразумевая родителей. Мальчики соревнуются в физической силе с отцами, стараясь побороть их в армрестлинге. Вхождение в мир взрослых поначалу носит чисто подражательный характер. Юноши перенимают походку вразвалочку, манеру чертыхаться и сплёвывать на пол, даже курить и пить спиртное, «как взрослые». Об игре в азартные игры и говорить нечего. Это самая распространённая форма времяпрепровождения, особенно в городских подвалах и подворотнях. Объективной взрослости у подростка ещё нет. Субъективно она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости: — эмансипация от родителей. Ребёнок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. В возрасте 10—12 лет дети ещё пытаются найти взаимопонимание у родителей. Однако разочарование неизбежно, так как ценности их различны. Но взрослые снисходительны к ценностям друг друга, а ребёнок — максималист и не принимает снисхождения к себе. Разногласия происходят в основном по поводу стиля одежды, причёски, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем. Однако в самом главном дети всё же наследуют ценности родителей, и в первую очередь отношение к фундаментальным проблемам социальной жизни. Со сверстниками же советуются по части «сиюминутных» вопросов; — новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, причём часто становится равнодушным к оценкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие; — взрослость проявляется в романтических отношениях со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения); — внешний облик и манера одеваться. Акселерация и взросление. В современных индустриальных обществах наблюдаются два противоречивых процесса — ускорение психофизического развития детей и замедление их нравственного развития. Первый процесс получил название акселерации, а второй — взросления. Таким образом, если первый сегодня ускоряется, то второй несколько запаздывает. Акселерация (от лат. acceleratio — ускорение) — ускорение физиологического созревания детей и подростков, их умственного развития по сравнению с предшествующими поколениями. В экономически развитых странах акселерация отчётливо видна последние 100—150 лет. Статистика показывает, что дети в настоящее время вырастают более высокими, чем их предки. Скорее всего, это происходит благодаря лучшему питанию, медицинскому обслуживанию, физическим упражнениям, отдыху и возможности восстанавливать свои силы. Изменения в обществе способствуют наступлению половой зрелости в более раннем возрасте. У каждого конкретного ребёнка она наступает тогда, когда его организм в процессе развития достигает определённого уровня. Сегодня человек становится зрелым в половом отношении намного раньше, чем в прежнее время. Современные данные показывают, что средний возраст половой зрелости приблизился к 13 годам вместо 17 столетие назад. В результате девочки и мальчики стали раньше влюбляться, ухаживать и назначать свидания. Бабушки и мамы удивляются, а иногда и раздражаются этим обстоятельством. Ведь в их время всё наступало гораздо позже. Самостоятельность. Подросток, как мы выяснили, разрывается между двумя мирами — миром детей и миром взрослых. По своему характеру, привычкам, неокрепшей нравственности и несформировавшемуся мировоззрению он ещё конечно же ребёнок, но по своим претензиям, часто очень взрослым суждениям, житейскому опыту, умению зарабатывать деньги он нередко выглядит как вполне взрослый человек. А самое главное — взрослым он стремится казаться. Подросток — это, пожалуй, единственная возрастная группа, которая больше других стремится попасть в другую категорию. Взрослые не стремятся стать стариками, молодёжь — взрослыми. Дети вполне довольны собой и наслаждаются безоблачным периодом. Но подросток тянется к самостоятельности и независимости. Именно в этом — в самостоятельности и независимости — он видит главные черты сформировавшейся личности. Исследования показали, что подростки получают чувство удовлетворения тогда, когда могут сами управлять своей жизнью, имеют возможность выбирать и нести ответственность за собственное поведение. Это именно то, что характерно для взрослости. Социологическим критерием разграничения двух периодов — молодёжного и зрелого — служит экономическая, социальная и политическая самостоятельность. Но что считать проявлением такой самостоятельности? В прежние времена 20-летние юноши командовали армиями, а сегодня они сидят в студенческих аудиториях и не в состоянии прокормить семью. В экстремальные периоды истории войны и революции молодёжь быстрее достигает общественного признания, её социальный статус растёт благодаря повышению военной значимости молодёжи как источника рекрутов. Напротив, в спокойные периоды истории этап несамостоятельности затягивается. Для таких периодов социологи разработали набор критериев, которым должен соответствовать молодой человек, претендующий на статус взрослого: • сам себя обеспечивать средствами существования; • распоряжаться деньгами независимо от других; • быть самостоятельным в выборе образа жизни; • проживать отдельно, независимо от родителей. В Испании социологи выяснили, например, что только 20% молодёжи в возрасте от 15 до 30 лет соответствует четырём приведённым критериям и поэтому вправе называться взрослыми. А какой процент российской молодёжи, на ваш взгляд, отвечает всем критериям? Наряду с вышеуказанными, социологи употребляют и некоторые другие признаки, в частности, а) способность отвечать перед законом; б) допуск к голосованию на выборах; в) вступление в брак. С точки зрения социализации, лишь вступление в брак служит значимым критерием взрослости. Юноши и девушки, только ещё освоившие азы нравственных требований и не постигшие их глубины, стараются выносить моральные оценки не только отдельным взрослым, но и всему обществу взрослых. Эти оценки имеют две особенности. Во-первых, они очень категоричны и резки, в них только «да» и «нет». Во-вторых, они проводятся с позиций желаемого или идеального. Они ещё не знают, насколько сложно устроено реальное общество, зато знают, как его надо переделать. Подростки отталкиваются от некоего идеала, созданного воображением или позаимствованного из книг. Эта способность подростков сравнивать то, что есть, с тем, что могло бы быть, превращает их в бунтарей-идеалистов. Сравнив возможное с реальным, они осознают, что действительность далека от идеалов, и немедленно становятся в позу негодующих критиков. Взрослых они осуждают за то, что те не смогли за свою жизнь создать более достойного, более цивилизованного и гуманного общества. Основные термины и понятия швшшшшшшшшшшявшшшшшшшшишшшшшввш^шшвшшшявшяшяшшшвашвшшшшшшшяш Тинейджеры, альтруизм, ролевое бесправие, акселерация Вопросы и задания ■■аанашвпшвшваанняманамашввнмшнаш 1. Какую роль в жизни человека играет юность? 2. Почему юношеский возраст стал выделяться как отдельный этап в жизни человека только в XX в.? 3. Обязательно ли юность является переходным периодом? Объясните свой ответ. 4. В чём проявляет себя неустойчивость настроений у подростков? Приведите примеры из личной жизни. 5. Почему в подростковом периоде человеку трудно «найти себя» и определить своё место в жизни? 6. Что оказывает более сильное влияние на развитие в юношеском возрасте: наследственность или влияние окружающей среды? 7. Что такое ролевое бесправие тинейджеров? Раскройте проблему и приведите примеры из своей жизни. 8. Как, по-вашему, приведённые в параграфе критерии взрослости достаточны или нужны дополнительные? Можно ли считать взрослым того, кто отвечает одному или двум критериям? Можно ли в списке выделить главные и неглавные критерии? Практикум ивнмннвяввапяаанавнванншпнааншнявнмвваааа 1. Проведите собственное расследование: какие обстоятельства, черты поведения и образа жизни, характеризующие положение современных тинейджеров в России, упущены в данном параграфе? Используйте свой жизненный опыт и свои познания. 2. Проведите мини-исследование на тему «В какой степени я взрослый человек?». 3. Дети и взрослые различаются множеством признаков: ростом; физической силой; умственными способностями и умением их с выгодой применять; отношением к опасностям и риску; объёмом приобретённых знаний; способностью учиться на собственных ошибках; умением принимать правильные решения в сложных ситуациях; стремлением брать на себя дополнительную ответственность. При желании список можно продолжить. Попробуйте сделать это. § 32 — 33. Молодёжь и молодёжная субкультура Молодёжь как социальная группа. Молодёжь занимает важное место в социально-демографической структуре и общественно-политической жизни общества. Молодёжь — социально-демографическая группа 14— 30-летних, переживающая становление социальной и психофизиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых. В российской традиции с начала XX в. до наших дней границы собственно молодёжного возраста в социальной статистике и в переписях населения варьировались от 10—12 до 20 лет в начале века, от 17 до 28—30 лет в конце XX в. В общем и целом сегодня специалисты договорились считать границы молодёжи в интервале от 14 до 30 лет. Нижняя граница молодёжного возраста связывается с половым созреванием, завершающим периодом обучения в общеобразовательной школе, началом профессионального образования. Верхняя граница определяется юридическим совершеннолетием, окончанием профессионального обучения, вступлением в брак, достижением экономической самостоятельности, рождением первого ребёнка. Это значит, что молодёжь, как демографическая категория, объединяет население в пределах шестнадцатилетнего возрастного интервала. На молодёжный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека. Группы молодёжи. За столь относительно короткий отрезок жизни молодёжь переживает смену своего социально-де- мографического статуса несколько раз: Младшая группа: подростки до 18 лет (учащиеся) — находятся на иждивении родителей, продолжают или завершают получение общего или специального образования и не имеют полноценных гражданских прав (избирательных, вступления в брак). Средняя группа: молодёжь 18—24 лет (студенты, молодые рабочие). Часть из них уже отделилась от родительских семей и живёт на собственные доходы. В этом возрасте идёт активное вступление в брак, формирование молодых семей, рождение первых детей. Старшая группа: молодые взрослые 25—30 лет — это люди, как правило, уже сделавшие профессиональный выбор, имеющие определённую квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт, но для этой группы характерна высокая конфликтность молодых семей, распад браков. Социологи в качестве социального признака верхней границы молодёжного возраста нередко выбирают образование семьи. Семейный мужчина или замужняя женщина — это уже как бы не молодые, а вполне взрослые люди. И это правильно, поскольку семья накладывает на человека совершенно новые обязанности и статусные полномочия, которые выходят за рамки понятия «молодёжь». Молодёжь социально неоднородна, и её различные отряды (рабочая, крестьянская, учащаяся, городская и сельская) имеют свои специфические особенности. Они касаются ценностных ориентаций, материального достатка, образа и стиля жизни. Рабочая молодёжь раньше начинает трудовую жизнь и раньше обзаводится семьёй, чем представители среднего класса, которые пять лет учатся в вузе, а затем в течение двух-трех лет ищут подходящую работу для того, чтобы материально обеспечить будущую семью. Стало быть, молодость у одних заканчивается раньше, чем у других. Молодость — это время, наиболее благоприятное для выбора профессии, супруга. Прежде чем найти себя и закрепиться в профессии, молодёжь должна многое испробовать. Именно поэтому она часто меняет работу и сексуальных партнёров. Выбор ограничивается, если материальное положение молодого человека (либо родителей) затруднительное. Новые пути в развитии науки, культуры также нередко прокладывали молодые люди. И. Ньютону не было ещё и 24 лет, а он уже разработал идею дифференциального и интегрального исчисления, открыл закон всемирного тяготения. Французский математик Э. Галуа, исследования которого оказали огромное влияние на развитие алгебры и математики, прожил всего 20 лет. А. Эйнштейн создал теорию относительности в 25 лет, свои вполне зрелые произведения А. Пушкин начал создавать совсем ещё в юном возрасте. Замечательную поэму «Руслан и Людмила» он написал в 21 год. С. Рахманинов в 19 лет написал прекрасную оперу «Апеко», которая была его дипломной работой. А Рафаэль ярко проявил свой талант уже в 17 лет.
Критический возраст. На жизненном пути человека можно выделить три критические точки (см. рис.): — от 1 года до 17 лет — завершение школьного обучения и подготовка к активному трудовому периоду, — от 18 до 60 лет — активный трудовой период, становление профессиональных ролей, — от 60 лет и старше — выход из активного трудового периода. Период активной социализации ABC обозначен тремя точками кризиса. На рисунке обозначены три критические точки в жизни человека: А — окончание средней школы и подготовка к поступлению в вуз или поиск работы, В — кризис середины жизни, С — выход на пенсию и переход к пассивной части социализации. Возраст 16—18 лет — самый критический. Молодой человек должен выбрать только одну профессию из 40 тыс. занятий, существующих в современном мире. Сделать правильный выбор крайне сложно, поскольку школьные знания и школьная жизнь никогда его не сталкивали с реальным производством и реальными профессиями. Человеку приходится выбирать будущее поприще в том возрасте, когда он к этому совершенно не готов. У него катастрофически не хватает знания жизни. Компенсировать их спешат взрослые люди — дедушки, отцы, учителя, родные и друзья, повидавшие жизнь. Они не могут начать жизнь снова, не могут физически выполнять требуемые работой нагрузки, зато много знают и умеют. Юноша ничего толком не знает и не умеет, но может выбрать будущую карьеру. Период от 18 до 25 лет отводится на поиски самого себя, это период перебора различных профессий и занятий. В это время ещё нет молодой семьи, приковывающей к одному роду занятий; человек получает материальную основу от своих родителей, в семье и за счёт которых он живёт. После 17 лет для рабочей молодёжи и 23—25 лет для интеллигенции с высшим образованием начинаются хлопоты с профессиональным самоопределением. В это время все торопятся активно заняться бизнесом и сделать свою карьеру. Партнёры, коллеги, товарищи по работе — вот те люди, к мнению которых человек больше всего прислушивается, от которых он получает больше всего нужной ему информации. Проблемы современной российской молодёжи. Современная российская молодёжь сталкивается со множеством демографических, социальных, экономических и нравственных проблем. Первая проблема — сокращение численности молодых людей и, следовательно, старение населения, снижение роли молодёжи как трудового ресурса общества. Вторая проблема — ухудшение состояния здоровья детей и подростков. Нынешнее молодое поколение менее здорово физически и психически, чем предыдущее. В среднем по России лишь 10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, 45—50% из них имеют серьёзные отклонения в здоровье. Годность призывников к строевой службе снизилась до 80%. Третья проблема — молодёжная безработица. Статистические данные свидетельствуют о том, что доля молодых людей в составе безработных остаётся высокой. В жизни молодых людей последних лет получило широкое распространение «чувство тревоги стать безработным». В проведённом исследовании выяснилось, что в будущем боятся стать безработными более 70% опрошенных. Четвёртая проблема — падает социальная ценность труда, престиж ряда важных для общества профессий. Последние исследования свидетельствуют, что молодёжь отдаёт предпочтение не столько интересным по содержанию профессиям, сколько материально выгодным. Опрос показал, что для 56,8% молодых людей главным в жизни являются деньги. Желание «жить хорошо» отражает естественное стремление людей, но если оно не переходит нравственных границ. Пятая проблема — материальная обеспеченность. Во времена 1990-х гг. прошлого века жизненный уровень значительной части населения России снизился, однако немало людей стали жить богаче, чем прежде. Всё это самым непосредственным образом коснулось молодых. Немногим родители дают достаточное количество денег, и ещё какая-то часть подростков в наше время способна заработать себе на жизнь. Примерно половина молодых людей подрабатывает в свободное от учёбы время и получает за свой труд более 1,5 тыс. руб. в неделю. Большую часть заработанного они тратят на развлечения, меньшую — отдают в семейный бюджет и откладывают на оплату дальнейшего образования. Процесс омоложения элиты общества. Происходит омоложение руководящей элиты общества. В экономике на смену «новым русским», нередко малообразованным, приходят «новые новые русские», имеющие одно-два высших образования, свободно владеющие одним-двумя иностранными языками, в совершенстве знающие компьютер. Современная «молодёжная волна» — это 30—40-летние, пришедшие в политику, банки, предпринимательство, бизнес самого высокого уровня. Как знать, может быть, вы, закончив вуз, составите уже третье поколение российских предпринимателей. Во всяком случае, уже на школьной скамье вы должны сориентироваться и выбрать свой жизненный путь. Сегодня промедление недопустимо, так как многие привычки, навыки и черты характера, необходимые для бизнеса, научных занятий, юриспруденции, формируются в раннем и среднем подростковом возрасте. Качественно изменилось и мировоззрение молодёжи. В 1983 г., согласно данным многих исследований, 84% молодых людей СССР были убеждены в том, что социализм является единственным общественным строем, который на деле воплощает права и свободы человека. А проведённые на рубеже XX и XXI вв. опросы показали, что большинство молодёжи склонно считать наиболее привлекательным цивилизованное рыночное общество. Особенности молодёжной субкультуры. За последние 50 лет мир молодёжных субкультур охватил около тысячи самых разных явлений и течений, включая: хиппи, нацбо- лов, анархистов, буддистов, свидетелей Иеговы, язычников, футбольных фанатов, автостопщиков и т.д. Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Молодёжная субкультура — уникальное явление. Именно в этот период, приблизительно в 17—18 лет, начинается поиск смысла жизни, социальной справедливости в обществе, практические попытки бороться за равенство и братство. К 20 годам разочарование обществом взрослых, где нет идеалов и возвышенных ценностей, на которых воспитывали детей, достигает максимума. У молодёжи достаточно сил и знаний, как она сама считает, для того, чтобы переустроить общество взрослых на нравственных основаниях. Но мощь общественных институтов, прежде всего милиции и армии, направлена на защиту статус-кво. Революционный накал молодёжи выливается в практических действиях (мятеж, демонстрация, бунт) и теоретических (создание собственной музыки, поэзии, театра и т. д.). Контркультура — субкультура, противостоящая, конфликтующая с господствующими ценностями. В литературе термин «контркультура» употребляется и как собирательное название разных по идейной и политической ориентации протестных групп молодёжи («новые левые», хиппи, битники и др.), сознательно противопоставляющих свои цели, задачи и атрибутику символике и целям официальной культуры. Молодёжный протест принимает различные формы: от пассивных до экстремистских; общедемократические цели нередко сочетаются с анархизмом, «левацким» радикализмом; «антипотребительский» образ жизни проникнут культурным нигилизмом и религиозными поисками.
Чем же различаются субкультура и контркультура? Субкультура выделяет известную группу людей, отгораживает от других, позволяет ей теснее сплотиться на основе общих идеалов, целей, атрибутики и ритуалов. У контркультуры всегда общественный замах, она стремится как минимум расчистить себе путь, отодвинуть другие группы или субкультуры, занять в обществе доминирующие позиции, а как максимум — вообще свергнуть существующий строй и создать новый. Такими были молодые большевики и российские «новые левые» второй волны (конец 1990-х и начало 2000-х гг.). Среди социальных и конкретно-исторических причин распространения молодёжной субкультуры во второй половине XX в. западные специалисты обычно называют две ведущие: 1) рост доходов среднего класса и особенно его молодёжной прослойки в 1950-е гг.; 2) появление новых средств записи и распространения музыкальной культуры (радиоприёмников, магнитофонов и т. п.). В 1950-е гг. страны Запада вступают в полосу экономического подъёма. Выросло материальное благосостояние родителей, и они стали выделять своим детям больше средств на карманные расходы. На это моментально откликнулись предприниматели. Расширилась сеть молодёжных клубов, дансингов, баров, выросли тиражи журналов и книг для молодёжи, объёмы производства товаров широкого потребления. В обиход входит понятие «молодёжная мода» и т. п. Процесс развивался с невиданной скоростью. В конце 1950-х гг. в США заговорили о битниках — предшественниках хиппи и панков. В 1960-е гг. Америку захлестнула волна движения хиппи — сотни тысяч непосредственных участников и миллионы сочувствующих. В 1968 г. Францию потрясли студенческие бунты, а в 1970-е гг. Италию ввергли в ужас террора «красные бригады», состоявшие из молодых бунтарей марксистского толка. Промышленность и предприниматели не могли не откликнуться на растущие потребности молодёжи. Возникают такие явления, как молодёжная индустрия, молодёжная мода, молодёжные движения, молодёжная субкультура. Ещё в 1930-е гг. наметился подъём в грамзаписи, производстве фильмов и т. п. Только экономическое процветание общества и становление мощного среднего класса в Америке позволили молодёжи выделиться в самостоятельную социальную силу, заявить о специфических, вначале культурных, а затем и политических интересах. Свидетельством последних служит мощная волна студенческих волнений, прокатившаяся по Европе в 1968 г. Западные бизнесмены чутко уловили происходящие в обществе изменения и быстро переориентировались на широкомасштабный выпуск недорогих грампластинок, магнитофонов и магнитофонных кассет, а хозяева радио- и телекомпаний — на выпуск специальных молодёжных программ. Молодёжная субкультура возникла потому, что благодаря ей молодое поколение удовлетворяло определённые жизненно важные потребности. Среди отличительных черт — очень широкое многообразие видов, течений, направлений и поветрий, а также неформальный статус субкультуры, отчего собирательным термином для всех направлений молодёжной субкультуры выступает слово «неформалы». Неформалы — официально не зарегистрированная группа, которая возникла по чьей-то инициативе или спонтанно для достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и потребностями. По отношению к официально существующим властям у них двойной статус: они являются не признающей эти власти силой и одновременно не признанной этими властями организацией. Внутри себя молодёжная субкультура неоднородна. Она разбивается на множество направлений, групп и толков по самым разным критериям, в том числе: социальным (про- тестные и экологические движения); политическим (антиправительственные, террористические, антивоенные, диссидентские группы); музыкальным (металлисты, рэпперы и др.); религиозным, экономическим и т. п. Молодёжные группы могут быть про- и антисоциальными: первые не противоречат и не борются с господствующей культурой или обществом, вторые прибегают к оружию и насилию в защите собственных интересов. Первым и самым заметным признаком молодёжной субкультуры выступает классовая принадлежность. Социологи установили, что практически во всех странах молодёжь из среднего класса одевается, проводит досуг и ведёт образ жизни, отличный от тех, что характеризуют молодых представителей высшего и низшего классов. Кроме того, значительные отличия в субкультуре обнаружены у представителей молодёжи разных рас. Совокупность отличительных черт, характеризующих ту или иную субкультуру, принято называть стилем. Стиль — суммарная характеристика манеры одеваться, вести себя, говорить, слушать музыку, способа выражать свои предпочтения и т. п. От этого слова произошло название «стиляги» — представители молодёжной субкультуры в 1950—1960-е гг. в СССР, любившие модно, по-западному, одеваться.
Базой для формирования специфического стиля жизни выходцев из среднего класса служит студенческая жизнь. И не случайно, ибо подавляющее большинство обеспеченной молодёжи с 18 до 21—22 лет (когда рабочая молодёжь уже трудится или служит в армии) учится в вузе. Отсюда следует, что в политических протестах студенческая молодёжь участвует чаще рабочей. Недаром большинство проектов революционного переустройства общества возникало именно в студенческой среде. В рядах антиглобалистов, защищающих бедных и угнетённых, особенно из стран «третьего мира», не только фермеры и представители городских средних классов, но также безработная молодёжь и студенчество. Экологисты относятся скорее к среднему и верхнему слоям среднего класса, а также вовлекают в свои ряды известных лиц — знатных аристократов, звёзд кино и телевидения, политиков, т.е. высший класс. Молодёжная субкультура во многом носит суррогатный характер — она наполнена искусственными заменителями реальных ценностей: продлённое ученичество как псевдосамостоятельность; подражание отношениям взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей; призрачное участие в приключениях экранных и литератур-
ных героев вместо реализации собственных устремлений; наконец, неприятие или бегство от социальной действительности вместо её переустройства и совершенствования. В 2000-е гг. палитра молодёжной субкультуры стала чрезвычайно разнообразной. В ней появились новые поколения, направления, вкусовые пристрастия и модные поветрия. В Интернете и на улицах можно встретить готов, эмо, сетевых геймеров, стритрейсеров и т. п. К специфическим чертам российской молодёжной субкультуры специалисты относят: 1. Преимущественно развлекательную направленность. Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около 1/3 старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге — «ничегонеделание»), в то время как познавательная функция не реализуется вовсе или реализуется недостаточно. 2. Вестернизация (американизация) культурных потребностей и интересов. Ценности национальной культуры вытесняются образцами западной массовой культуры. Любимыми героями становятся, по данным опросов, для девушек — героини «мыльных опер» и бульварных романов о любви, а для юношей — непобедимые супергерои боевиков. Соответственно меняется ценностная палитра юношеского сознания, где главные роли играют прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному успеху. Соответственно из ценностного набора молодёжи выдавливаются высокопочитаемые ценности: вежливость, кротость и уважение к окружающим. 3. Приоритет потребительских ориентаций. Ещё более заметна подобная тенденция в культуре учащейся молодёжи. 4. Изменения в принципах отбора культурных образцов. В выборе культурных кумиров современная молодёжь часто следует требованиям групповой среды (тусовки) и веяниям моды, а не собственному выбору или советам родителей. 5. Создание неформальных, неофициальных, альтернативных, андеграундных и прочих форм культуры, осуществляющихся вне учреждений культуры. 6. Отсутствие этнокультурной самоидентификации. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т. п.) большинством молодых людей воспринимаются как анахронизм. Молодёжь уже не выступает, как прежде, единым монолитом, противостоящим старшему поколению. Внутри молодёжи противоборствуют и сосуществуют несколько направлений, исповедующих разные идеалы, ценности, поклоняющихся разным музыкальным кумирам. Стало быть, нормы поведения и ценности одного поколения не адекватны нормам и ценностям другого.
Молодёжная политика. Решение проблем молодёжи — это общая задача общества, государства, самой молодёжи. В последнее время всё чаще используется термин «молодёжная политика». Под ним подразумевается ряд государственных и социальных функций, осуществляемых в отношении молодого поколения. Это — широкая многофункциональная политика, включающая большой перечень мер, которые затрагивают прямо или косвенно молодое поколения с момента рождения до 30-летнего возраста (поддержка семьи, образование, социальное обеспечение, занятость, жильё, свободное время, вопросы воинской службы и т. д.). Под молодёжной политикой подразумевается деятельность специализированных центральных правительственных учреждений и муниципальных (местных) учреждений, комитетов, комиссий по делам молодёжи и т.д. Проблемы молодёжи стали важнейшей составной частью любой политической партии России, стремящейся к решению задач развития и укрепления страны. С этим связано и появление различных молодёжных движений и программ («Наши», «Местные» и др.), которые курируются организациями, ведущими деятельность в политической сфере. Основные термины и понятия Молодёжь, субкультура, контркультура, неформалы, стиль Вопросы и задания 1. Что такое молодёжь как социальная группа? Почему взгляды на возрастные границы молодёжи у разных социологов не совпадают? Назовите не менее двух причин. 2. Какие критерии использованы социологами при делении молодёжи на три возрастные группы? 3. Что такое критический возраст? Можно ли пройти его беспроблемно? Своё мнение обоснуйте. 4. Перечислите и охарактеризуйте проблемы современной российской молодёжи. Можно ли говорить, что эти проблемы присущи только молодёжи, но не другим возрастным группам? 5. В какой степени современные проблемы российской молодёжи схожи с подобными проблемами молодёжи других стран? 6. Что такое молодёжная субкультура? Насколько, на ваш взгляд, она близка вам и оказывает влияние на вас? 7. Выскажите своё отношение к выводу учебника о суррогатном характере молодёжной субкультуры. Приведите аргументы и примеры в пользу своей точки зрения. 8. Вредны ли для развития общества молодёжные субкультура и контркультура? Своё мнение обоснуйте. Практикум 1. На основании материала учебника, информации из СМИ, ваших житейских наблюдений подготовьте мини-проект: «Мои (наши) предложения к государственной молодёжной политике России». 2. Верны ли следующие суждения о субкультуре? А. Субкультура позволяет определённой группе людей сплотиться на основе общих идеалов, целей и ритуалов. Б. Субкультуре всегда свойственно стремление занять в обществе лидирующие позиции. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. ■■■■■■■■■liHHI Date: 2015-12-13; view: 15208; Нарушение авторских прав |