Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальные группы в прошлом и сегодня
§ 23. Социальные группы Что такое социальные группы. Общество — совокупность самых разных групп: больших и малых, реальных и номинальных, первичных и вторичных. Группа — фундамент человеческого общества, поскольку само оно — одна из групп, но только самая большая. Социальная группа — это своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Но группа — это ещё и та среда, в которой возникают и развиваются коллективные процессы, коллективные формы поведения (например, действия толпы, слухи и др.). Социальная группа — совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям (пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование и др.). Социальные группы разнятся между собой. Некоторые малы по числу входящих в них людей. Причём настолько малы, что фактически все их члены могут близко видеть, наблюдать за действиями друг друга в течение дня, их контакты в таком случае часты и тесны. Это малые группы, или группы личного контакта. Семья (особенно живущая под одной крышей) — наиболее очевидный, самый наглядный пример такой группы. Можно также представить себе группу близких и преданных друзей, проводящих вместе свободное время. Или спортивную команду, которая борется с соперником за высший титул в футбольной лиге. Можно вспомнить производственную бригаду, собирающуюся только в рабочее время для решения трудовой задачи и включающую людей самых разных возрастов, профессий и взглядов. Для того чтобы попасть в одну группу, мы предпринимаем огромные усилия. Так, многие выпускники школы стараются во что бы то ни стало поступить в престижный вуз. Другие группы нам выбирают родители. Как, например, музыкальная школа или изокружок, в который порой почти насильно запихивают малыша старшие члены семьи. А есть такие группы, которые ни мы, ни другие нам не выбирают. Такова семья, в которой мы рождаемся. А вот с кем вступать в брак, иметь ли детей — мы решаем сами. Мы можем выбирать друзей и покидать их по собственному усмотрению. В таких группах мы формируемся сами и формируем свои жизненные ценности. Здесь мы делимся друг с другом самым наболевшим, самым сокровенным, тем, чем с другими группами никогда не поделимся. Мы можем даже попытаться как-то воспитать близкого нам человека, повлиять на его личность. Мы можем упрекать и наказывать близких людей за то, что нам не нравится в их поведении, а хвалить и вознаграждать за то, что нравится. А можем ли мы проделать подобное со своим начальником или школьным учителем? В том-то всё и дело. Итак, социальные группы — относительно устойчивые совокупности людей, имеющие общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определённого общества. Значение социальных групп. Учёные доказали, что многие особенности человека — способность к абстрактному мышлению, речь, язык, самодисциплина и нравственность — являются итогом групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии, иначе говоря, закладывается фундамент социальной жизни. Человек нуждается в группе и зависит от неё, возможно, в большей мере, чем обезьяны, носороги, волки или моллюски. Люди выживают только сообща. Таким образом, изолированный индивид — скорее исключение, нежели правило. Уже в древности люди жили группами: мобильные сообщества первобытных охотников и собирателей численностью в 20—30 человек, ведущих бродячий образ жизни, передвигались по поверхности планеты в поисках пищи. И сегодня человек не мыслит себя вне группы. Он — член семьи, ученического класса, молодёжной тусовки, производственной бригады, спортивной команды. Ощутить себя частью малых и больших сообществ — глубоко человеческая потребность. У заключённого в одиночную камеру преступника обязательно изымают все предметы, которыми он мог бы воспользоваться для самоубийства. Он изолирован от группы, а значит, как бы выключен из социальной жизни. Утрата ощущения принадлежности к близкому кругу семьи и друзей, коллективу, своему народу или иным малым и большим общностям представляет, быть может, самое тяжкое испытание, которое не все готовы выдержать. На языке психологов стремление самоопределиться в многообразных «мы-группах» обозначается понятием социальной или групповой идентификации. Любая группа состоит из статусных позиций, которые предписывают определённые обязательства, дают определённые права. Социальная группа имеет писаные и неписаные нормы, которые навязываются членам группы более или менее жёсткими способами. Нормы представляют собой стандарты потребления, принятые в этой группе. Например, работники банка во всех странах носят на работе строгие деловые костюмы, военные — мундиры, панки — яркий, фантастический наряд, скроенный тем не менее по определённым правилам. Члены группы учатся вести себя в соответствии с нормами и ценностями группы в процессе социализации. Типология социальных групп. Всё многообразие социальных групп можно классифицировать в зависимости от: • размеров группы; • социально значимых критериев; • типа идентификации с группой; • жёсткости внутригрупповых норм; • характера и содержания деятельности и др. По размерам социологи различают большие социальные группы — общественные классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности (нация, народность, племя); возрастные группы (молодёжь, пенсионеры) — и малые социальные группы, специфический признак которых — непосредственные контакты её членов: семья, школьный класс, производственная бригада, соседские общности, дружеские компании. По степени регламентации отношений и жизнедеятельности индивидов группы разделяют на формальные и неформальные. Классификация малых групп в целом включает: лабораторные (искусственные) и естественные, организованные и стихийные, открытые и закрытые, формальные и неформальные, первичные и вторичные группы, группы членства и референтные группы и т. д. В социологии группы подразделяются на первичные и вторичные, формальные и неформальные. Первичные группы — небольшая ассоциация людей, связанных узами эмоциональной природы. Пример: семья, группа друзей. Вторичные группы — некоторое количество людей, регулярно встречающихся, но чьи отношения имеют по большей части обезличенный характер.
Формальная группа — вид малой группы, положение и поведение отдельных членов которой строго регламентируется официальными правилами организации и социальными институтами. Неформальные группы возникают в рамках формальной социальной организации на основе межличностных отношений, общих интересов, взаимных симпатий их членов. Неформальная группа характеризуется: относительной независимостью от социальных структур; нечётко выраженной целью групповой деятельности; неформальным контролем, основанным на традиции и зависящим от степени осознанности группового членства. Формальная группа — объективное социальное образование, элемент социальной структуры общества или элемент его структурных подсистем, создаваемое для выполнения функций, строго определённых системой более высокого уровня. Иногда формальная группа называется также официальной или целевой, поскольку является частью социального института или организации, обладающей юридическим статусом и имеющей целью достижение определённого результата. Функции, цели, правила поведения и само членство в формальной группе фиксированы в нормативных документах, т. е. формализованы. Формализованный характер отношений позволяет объединять в составе формальной группы значительное число её членов. Большие группы. Общественный класс, пол, нация — типичные примеры «мы-группы», но особого, нежели семья или производственная бригада, типа. Их принято именовать большими группами. Было бы неправильно представлять большие группы как точную, но уменьшенную копию малых. Масштабы и размах не те. Однако между ними много любопытных сходств, о которых, быть может, не всегда догадываются. Но вначале о различиях. Большие группы отличаются от малых своей природой. Как мне, русскому, ощутить свою принадлежность к такой огромной группе, как русская нация или русский народ? Только мысленно. Я незнаком с подавляющим большинством русских, знаю о численности своей нации только благодаря радио и газетам. Также мысленно я представляю, как русские живут в Санкт-Петербурге, Орле или Вышнем Волочке. Согласитесь, принадлежать к группе мысленно и реально — совсем не одно и то же. Но иначе войти в свою национальную группу я не могу. Это целиком и полностью воображаемые сообщества. Целостность таких групп хранится главным образом в головах тех, кто воспринимает такие группы, как «мы». Тем не менее это «мы-группа», а не «они-группа». Когда вы в Европе или Америке вдруг повстречались с русским, вы рады ему чуть ли не как брату. Эмигранты из одной страны живут в чужих странах тесными общинами. Они выпускают свои газеты, создают свои клубы по интересам, общаются и часто женятся на своих. Внутри больших групп, как и малых, скажем в той же семье, могут происходить конфликты, раздоры, войны. Ими наполнена мировая история. Взять хотя бы гражданскую войну. В отличие от международной она происходит внутри одной нации, между членами одного общества, одной страны. Но если этой стране и этой нации начинают угрожать враги — она тут же сплачивается. Все до единого поднимаются на защиту своей родины. Общественный класс, скажем богатые, ведёт себя то как единая и сплочённая группа, то как сборище не поладивших юнцов. То же происходит внутри политических партий, которые то делятся на фракции, то объединяются в блоки. Все эти трещины, рассекающие их единство, лишь на поверхности прикрываются образом «мы». Если я, говоря о каком-либо общественном классе или нации, использую слово «мы», то это значит только одно: я отдаю предпочтение тому, что нас объединяет, а не тому, что нас разъединяет. Большой группе всегда не хватает для сплочения того, что есть у малой, — простых человеческих отношений. Их заменяют теории и идеологические лозунги, религиозные верования, мифические и реальные герои и др. Малая группа. Количество определений в литературе малой группы приближается к сотне. При знакомстве с ними обращает внимание их составной характер: как правило, в каждом из них соединяется несколько признаков изучаемого явления. Малая группа и межличностные отношения характеризуют ближайшее социальное окружение человека. Малой группой называют небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют между собой. Как примеры малых групп можно привести следующее: спортивная команда, школьный класс, молодёжная тусовка, производственная бригада. Как правило, учёные указывают следующие признаки малой группы: • Ограниченное число членов группы. Верхний предел составляет 20 человек, нижний — два. Если группа превышает «критическую массу», то распадается на подгруппы, клики, фракции. Согласно статистическим расчётам, большинство малых групп включает не более семи человек. • Стабильность состава. Малая группа в отличие от большой держится на индивидуальной неповторимости и незаменимости участников. • Внутренняя структура. Она включает систему неформальных ролей и статусов, механизм социального контроля, санкции, нормы и правила поведения. • Число связей увеличивается в геометрической прогрессии, если количество членов возрастает в арифметической. В группе из трёх человек возможны всего четыре отношения, в группе из четырёх человек — 11, а в группе из семи — 120 связей. • Чем меньше размеры группы, тем интенсивнее в ней взаимодействие. Чем крупнее группа, тем чаще отношения теряют личностный характер, формализуются и перестают удовлетворять членов группы. В группе из пяти человек её члены получают больше личного удовлетворения, чем в группе из семи. Группа из пяти— семи человек считается оптимальной. • Размер группы зависит от характера её деятельности. Финансовые комитеты крупных банков, отвечающие за конкретные и оперативные действия, обычно состоят из шести-семи человек, а парламентские комитеты, занятые теоретическим обсуждением вопросов, включают 14—15 человек. • Принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных запросов. Малая группа в отличие от большой удовлетворяет наибольшее число жизненно важных потребностей человека. Если размер удовлетворения, получаемый в группе, падает ниже определённого уровня, индивид покидает её. • Взаимодействие в группе лишь тогда устойчивое, когда оно сопровождается взаимным подкреплением участвующих в нём людей. Чем значительнее индивидуальный вклад в успех группы, тем сильнее стимул других поступать так же. Если кто-то перестаёт вносить необходимый вклад в удовлетворение потребностей других, то изгоняется из группы. • Группа предоставляет каждому максимум доступных преимуществ, поскольку являет собой объединение равно полезных друг другу индивидов. Каждый из них находит от пребывания в данной группе больше пользы, чем в любой другой. Со свойствами малой группы тесно связаны элементы её структуры. К ним относят: — предмет, цели, задачи совместной деятельности; — характер и содержание деятельности, систему статусов и ролей, формирующих межличностные отношения. Структура малой группы определяет характер её динамики и, в свою очередь, определяется ею. Групповые нормы. Специфический вид и своеобразная призма преломления социальных норм, регулирующих жизнедеятельность больших групп и всего общества в целом, это и есть групповые нормы. Групповые нормы — правила и требования, вырабатываемые каждой группой (коллективом, организацией), играющие важную роль в регулировании поведения членов этой группы, формировании характера их взаимоотношений. Групповые нормы позволяют группе соотносить поведение каждого отдельного своего участника с выработанными эталонами и осуществлять достаточно эффективное воздействие на отдельную личность в случае отклонения её поведения от принятого в группе эталона. Они выполняют функции социального контроля за деятельностью личности, способствуют устойчивости и стабильности существования группы. Вместе с тем групповые нормы могут блокировать восприятие группой нового и препятствовать перестройке всей деятельности в изменившихся социальных условиях. Основные термины и понятия Социальная группа, групповые нормы Вопросы и задания 1. Что такое социальная группа? Опираясь на материалы параграфа и соответствующие параграфы первой главы учебника, докажите, что формирование социальных групп — объективный процесс жизни человеческого общества. 2. Какое практическое применение, на ваш взгляд, имеет изучение социальных групп? 3. Можно ли утверждать, что и большие, и малые социальные группы живут по одним и тем же законам (в данном случае речь не идёт о юридических нормах)? 4. Что такое групповые нормы? Чем они поддерживаются? Приведите примеры групповых норм, с которыми вы знакомы в повседневной жизни. Практикум 1. Опираясь на данную в учебнике классификацию социальных групп, проведите социальную самоидентификацию: определите, к каким большим и малым социальным группам вы относитесь. Расположите эти группы в иерархической последовательности в зависимости от важности для вас нахождения в них. 2. На основании признаков малой группы сформулируйте практические советы по организации такой группы; правила, которых целесообразно придерживаться членам данной группы. § 24—25. Этнос и этнические отношения Что такое этнос. К этническим общностям, которые также называют кровнородственными, относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды. Иначе их именуют историческими формами этноса. Они объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, а её началом является семья. Этнос — исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией. Семья — наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения и общим ведением домашнего хозяйства (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы. Клан — группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Несколько кланов, объединившись, составляли племя. Племя — этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самоназванием. На протяжении 3 тыс. лет основой социальной организации Китая выступал клан — территориальная группа, ведущая самостоятельное хозяйство, чьи представители носят одну фамилию, объединяются чувством родства и солидарности, а также взаимными правами и обязанностями, выполнение которых требовал не только обычай, но и закон. Члены одного клана заселяли часть деревни или отдельную деревню. В отличие от рода клан включает не только родственников по крови, но и по браку.
Итак, этносы существуют как устойчивые межпоколенные общности людей. Теперь мы имеем два признака этноса — быть кровнородственной группой и межпоколенной общностью. Первый — целиком биологический, второй уже с серьёзной долей социальных факторов. У этноса двойственная природа — биологическая и социальная. В отличие от него классы, сословия и профессии — чисто исторические и социальные группы. Этим этнос и выделяется во всём множестве социальных групп, образующих социальный состав населения. Если профессию или класс вы можете выбрать добровольно, то национальность вы не выбираете. Её вы наследуете от родителей. Правда, нередко родители разнонациональные, тогда ребёнок вправе выбрать одну или другую национальность. Здесь уже есть признак добровольности. Значит, национальность — смешанный статус. Людей объединяет в единый этнический организм, скажем нацию, древнее происхождение от общего предка, но также общность исторической судьбы, общие традиции, культура, особенности быта. Список общих черт этноса надо продолжить, добавив два очень важных фактора — общность территории и общность языка. Язык — отличительный признак этноса. Обычно один этнос — один язык. Однако нередко на одном языке могут говорить несколько народов. Например, почти всё население Латинской Америки говорит на испанском языке, хотя это разные народы: чилийцы, аргентинцы, мексиканцы и т.д. На английском языке говорят не только англичане, но и ан- гло-канадцы, и американцы, и австралийцы, и некоторые другие народы. Этносы формируются на определённой территории, а позднее могут переселиться в другое место или освоить новые территории. Этносы формируют общий язык. Со временем он обогащается новыми словами, расширяется, видоизменяется, но суть остаётся прежней. Территория и язык как бы намертво припаяны к этносу. Связь между этносом и территорией очень тесная. То же самое можно сказать об обычаях, традициях, особенностях культуры, быта. Каждый народ имеет только ему присущие ритуалы, обряды, что отличает его от другого народа. Не меньшую роль играет ещё один признак общего — не территория или язык, а этническое самосознание. Надо чувствовать свою принадлежность к своему народу и его исторической судьбе, только тогда ты сохранишь в себе его традиции и ценности. Духовное отождествление себя со своим этносом (учёные называют это этнической идентификацией) — посильнее территориального или языкового. Русские, осевшие после Октябрьской революции во Франции или в Америке, почти забывшие свой язык, часто с гордостью именуют себя русскими. Они остались русскими по крови и по духу. Они чувствуют духовное родство с великой нацией, хотя прошли целые десятилетия. А немало других русских, эмигрировавших только что или в 1990-х гг., когда на их этнической родине жить стало тяжелее, первым делом отмежевались от России духовно. Если человек пренебрежительно или высокомерно относится к своему народу, знайте, духовно он не с ним. В духовном смысле он уже потерял родину, хотя территориально проживает в России и говорит на родном языке. ЯННННННВИННННЩ ШК^^^й^^Ш^ШННВННШВШШ^ Таким образом, для того чтобы мы называли ту или иную группу людей этносом, необходимо выполнение следующих условий (этнообразующих факторов): • кровное родство — единство происхождения от общего предка; • устойчивая межпоколенная преемственность; • единство территории; • единство языка; • общность исторической судьбы; • общая культура и традиции; • общее самосознание (этническая идентификация). Диаспоры и национальные меньшинства. Диаспоры образуются за счёт добровольного переселения (миграции), насильственного выселения, угрозы геноцида и иных социальных факторов. Диаспора — значительная часть этноса, живущая вне исторической родины. Примером ненасильственного формирования диаспоры выступает русский этнос. Ни одному народу на свете не удалось изгнать русских с исторической родины — России. Зато русские добровольно и большими партиями покидали её начиная с XVII в. Крупнейшая в мире российская диаспора насчитывает 25—30 млн человек. В это число входят, во-первых, российские граждане, постоянно проживающие за рубежом. На учёте в консульских учреждениях сегодня состоят около 1,2 млн таких граждан. Однако это число вбирает только 15—20% всех реально постоянно проживающих за рубежом. То есть число сограждан за рубежом составляет до 8—10 млн человек. Другая группа — это выходцы из Российской Федерации, чьи корни находятся в России. Ещё 10—15 лет назад назывались цифры 35—40 млн человек. Но часть из них за последние 15 лет вернулись в Россию. Федеральный закон 1999 г. «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» устанавливает, что «соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нём и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии». m Еврейский этнос — это, пожалуй, самый «распылённый народ» в мире. Его диаспоры разбросаны по всему миру. Хотя некоторые диаспоры образовались добровольно, большинство случаев или, по крайней мере, самые известные следует отнести к насильственной миграции. Евреи почти две тысячи лет прожили за пределами своей этнической родины Палестины, откуда их в I в. н. э. выселил после восстания римский император Тит Веспасиан. Однако они не перестали быть евреями и вне Палестины, сохранили себя как этнос и смогли возродить еврейское национальное государство в середине XX в. Диаспора — это начальный этап формирования национального меньшинства. Под национальным меньшинством надо понимать отдельную часть этноса, оказавшуюся за пределами проживания его основной, главной части или за пределами одноимённого государства. Национальные меньшинства также именуют этническими меньшинствами. Этническое меньшинство подразумевает, что где-то существует одноимённое этническое большинство, т. е. основная часть этого этноса. В России меньшинствами являются, например, греки (так как есть страна, именуемая Греция), армяне, грузины, чехи, казахи, узбеки и т. д. В то же время русские являются этническим меньшинством, например, если они постоянно проживают в Венгрии, Германии, Франции, а после распада СССР стали этническим меньшинством во всех бывших республиках СССР. Хотя в Казахстане их доля не так уж и мала, в самом начале она составляла 37% и превышала долю казахов. Поэтому для такого случая был специально изобретён термин «иноэтничное большинство». Тем не менее казахи, численно уступавшие русским, были признаны титульным этносом, а русские нет. Титульный этнос — этническая группа, название которой совпадает с названием государства. Изучение проблемы национальных меньшинств впервые было поставлено на научную основу в США, где белое население, составляющее большинство, натолкнулось на сопротивление, которое им оказывало чернокожее население страны, находившееся в численном меньшинстве. Поскольку Америка на протяжении всего XX столетия продолжала притягивать десятки миллионов мигрантов со всех концов света, то к концу XX в. численность всех белых и всех небелых почти выровнялась. Более того, доля первых стала сокращаться, а доля вторых интенсивно нарастать. Американские специалисты по этнологии стали поговаривать о том, что вскоре белые станут в США этническим меньшинством. Не всегда выяснить вопрос о том, кто является меньшинством, а кто большинством, просто. Иногда большая часть этноса проживает за пределами территории или государства, одноимённого с этим этносом. Так, например, численность татар в Российской Федерации превышает 5,6 млн человек, однако в самом Татарстане их проживает менее 2 млн. Нетрудно заметить, что большая часть татар живёт за пределами одноимённого государственного образования. Всего же в мире больше 6,6 млн татар. Исторические типы этноса. К этносам причисляют только племена, народности и нации. Этнос на самом деле — довольно позднее историческое образование. Он возник не сразу, а только в эпоху верхнего палеолита. Этносу, как уже говорилось, предшествовала другая генетическая цепочка: семья, род, клан. Все они немногочисленные, у них нет самостоятельной культуры, а главное — они входят в состав более крупного целого: вначале в состав племени, а затем народности и нации. Кроме того, индивидуальная семья или род насчитывают обычно до сотни лет, в то время как история этносов — более высокого и сложного типа социобиологической цепочки — продолжается тысячи лет. Итак, существуют две социобиологические цепочки. Первая развивается от семьи к роду, а затем к племени. Вторая, более сложная и многочисленная, эволюционирует от племени к народности, а от неё к нации. Это уже сотни тысяч и миллионы людей. Только у второго типа общности мы обнаруживаем свой язык, территорию, название, психологию. За период существования этноса меняются эпохи, возникают и распадаются государства, а сами этносы перемещаются по территории планеты. Племя — исторически первая ступенька формирования этноса. Племена включают значительное число родов и кланов. Они обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их численность в разное время доходила до десятков тысяч человек. Этот тип этнической организации свойствен родовому строю и просуществовал вплоть до его распада. Племени уже свойственны все основные признаки этноса, а именно территория, язык, самосознание. Племя обладает общими особенностями культуры, воплощёнными в сложных и неповторимых ритуалах и обрядах, а также общими особенностями психологии и поведения. В племенном самосознании особо важную роль играет представление об общности происхождения от какой-либо реальной или мифической личности, а иногда — от животного или даже растения. Тотемизм, фетишизм и анимизм, о которых шла речь в параграфе о религии, суть порождение ро- до-племенного общества. В эпоху распада родового строя и формирования классового общества племена объединяются в союзы, на основе которых возникает новый исторический тип этноса — народность. Народность — общность людей, исторически сложившаяся в процессе разложения племенных отношений, основанная на общности языка, территории и развивающейся экономической жизни и культуры. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя; кровнородственные связи не охватывают всю народность. Решающую роль в превращении союза племён в народность играет государство. Оно объединяет обширные территории, устанавливая более тесную связь между людьми и этническими группами. Народности — достаточно неустойчивые этнические образования. В эпоху феодализма они распадаются на более мелкие части, из которых постепенно формируются новые этносы. Такая судьба постигла и древнерусскую народность, распавшуюся в XII в. на отдельные части, из которых впоследствии сформировались три самостоятельных этноса — русские, украинцы и белорусы. Что такое нация. На базе народностей в эпоху капитализма формируются нации — высший исторический тип этноса. Нация возникает в период преодоления феодальной разобщённости и зарождения капитализма. Нации более многочисленны, чем народности, и насчитывают десятки и сотни миллионов человек. На почве единых территорий, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает очень сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация уже сформировалась и борется за свой суверенитет. Именно рыночная система и мощные централизованные государства выступают основными причинами объединения разрозненных, но близких по культуре и этническим признакам групп населения в единое целое. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре. Нация (от лат. natio — племя, народ) — историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, особенностей культуры и характера. В зарубежной и отечественной литературе сложились две совершенно разные традиции в понимании нации: • этатистская (от франц. etat — государство), присущая англо-романским странам; • этническая (от греч. ethnos — народ), свойственная Германии и России. В англо-романской трактовке понятием «нация» обозначаются все граждане государства независимо от этнической принадлежности. Так, французом считается любой гражданин Франции независимо от этнической принадлежности. То же самое можно сказать об американце, канадце. В противоположность этому этническую трактовку нации принято называть германской. Она получила практическое применение: для того чтобы въехать в Германию на постоянное место жительства и получить германское гражданство, претенденту необходимо доказать, что он — немец по происхождению, что у него хотя бы кто-то из родителей — немец, независимо от того, гражданами какой страны они являлись или являются. Именно по этническому принципу была разделена после Первой мировой войны Австро-Венгерская империя. Этнический принцип был главенствующим, когда в СССР проводили границы союзных республик. Но к нему примешивались и другие, политические, соображения. Поэтому, например, территория Казахстана оказалась гораздо больше, чем площадь проживания казахов. Для того чтобы дать полный перечень характерных особенностей нации, надо присоединить к списку признаков этноса следующие черты: • устойчивая государственность; • общность экономической жизни; • развитая социальная структура. Сравнивая два перечня черт — этноса и нации, мы можем подметить такую закономерность: по мере того как этнос проходит эволюцию от племени и народности к нации, в нём убывают биологические черты и нарастают социально-политические. Решающим для формирования наций называют XX в. Знаете ли вы, что В современном мире около 10 тыс. этносов и немногим более 200 государств. Этноцентризм. В ходе межнационального взаимодействия, особенно если оно длится долгие годы и проходит регулярно, обязательно возникают какие-то трения, конфликты, предубеждения и неприязнь. Это как бы издержки межэтнических отношений. Когда всё идёт хорошо, то о них не вспоминают. Но они превращаются в проблему, как только отношения обостряются. Причиной обострения часто выступает так называемый этноцентризм. Этноцентризм — уверенность в превосходстве собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные. Он тесно связан с другим явлением, именуемым ксенофобией. Ксенофобия (от греч. хепох — чужой и phobos — страх, боязнь) — навязчивый страх перед незнакомыми лицами, чужими взглядами и обычаями. Шовинизм — крайне агрессивная форма национализма, принимающая политическую направленность. Шовинизм можно считать разновидностью ксенофобии и этноцентризма. Этноцентризм порождает массу предрассудков в отношении представителей других культур, служит основой возникновения враждебности к другим нациям и расам, выступает причиной крупномасштабных конфликтов и войн. На индивидуальном уровне он создаёт ненужные затруднения при общении представителей разных культур и народов. Расовая и национальная нетерпимость представляет собой бытовую разновидность этноцентризма. Она не закрепляется законом страны, не поддерживается судебными и карательными органами, но возникает стихийно в массовом сознании и поведении людей.
В 1991 г. в немецком г. Хойерсверда неофашисты и «бритоголовые», вооружённые ножами и газовыми пистолетами, разгромили общежитие вьетнамских и мозамбикских беженцев. В другом общежитии — для иностранцев, дожидавшихся оформления соответствующих документов, — они напали на румын. Часть населения одобрила действия экстремистов, другие упрекали полицию в неоперативном вмешательстве. В 1992 г. экзальтированные молодчики собрались в Ростоке перед общежитием иностранцев. Уличные бои между усиленными подразделениями службы безопасности и неонацистами продолжались и в течение всей следующей ночи. Через два дня тысяча молодчиков, подстрекаемых взрослыми, напала на общежитие и подразделения безопасности. 70 экстремистов проникли в здание и подожгли его. Пожар удалось потушить лишь через полтора часа. Против вспышек национальной и расовой нетерпимости резко выступили как население страны, так и ведущие немецкие политики и печать. В ответ на вылазки неофашистов более 400 тыс. человек со свечами, факелами и карманными фонариками в руках образовали в Мюнхене 45-километровую цепь, выразив так протест против расизма и насилия. Манифестацию поддержали сотни демонстраций по всей Германии. Этнические конфликты. Этнический конфликт привлёк внимание учёных уже после того, как были исследованы классовые, трудовые и межгосударственные конфликты. Проблема запоздалого изучения этнических конфликтов в их специфике: условия протекания конфликтов существенно различаются даже в одном и том же (не говоря о разных) регионе. Скажем, национально-освободительная борьба против колонизаторов качественно отличается от межплеменных столкновений, происходящих в том же географическом районе. Разными могут быть и мотивы, механизмы участия в конфликтах различных слоёв этноса. Оказалось, что этнический конфликт трудно обнаружить в чистом виде. Нередки случаи, когда конфликт, на ранних этапах которого преобладали экономические или другие противоречия, перерастает в этнический конфликт и наоборот. Считается, что именно этнический конфликт является наиболее фундаментальным явлением в истории человечества, а остальные виды конфликта играют второстепенную роль. Даже классовый конфликт — кратковременный эпизод человеческой истории, характеризующий последние 5— б тысячелетий. Этнические конфликты возникли на заре человеческой истории. В глубокой древности это были межплеменные войны, которые велись за территории охоты, рыболовства, собирательства, т. е. за обладание средой обитания. Случалось, что в них погибали целые народы, а другие подвергались мощной ассимиляции со стороны более грозного соперника. На протяжении всей человеческой истории происходило постоянное перемещение этносов по территории Земли. Субъектом межнационального конфликта является та или иная этническая общность, он развивается либо между коренными нациями (армяне и азербайджанцы), либо коренной нацией и национальным меньшинством (литовцы и поляки; грузины и осетины). В развитии этнического конфликта всегда проявляются две основополагающие тенденции: одна — к размежеванию, другая — к консолидации. Например, затянувшийся конфликт в Нагорном Карабахе включает вопросы о территории автономной области, о её экономическом развитии, о характере образования в школах и т. д. В основе этнических конфликтов лежит открытое столкновение, часто принимающее форму военных действий или затяжного социального напряжения, носящего скрытый характер, между двумя или несколькими рядом живущими народами, которые не могут поделить материальные ресурсы (территорию, естественные границы, полезные ископаемые, рабочую силу) или нематериальные ценности (господство над другими, национальную честь, политический престиж и др.). У большинства народов, даже тех из них, что живут по соседству, разные культурные ценности и культурные нормы. Но как бы объективно ни различались народы (этносы), важнее то, как субъективно они воспринимают и оценивают подобные различия. Последние могут расцениваться как нечто естественное и служить основой гармоничного, т. е. терпимого к представителям иной культуры, сосуществования. Но они могут восприниматься и как повод для вражды. Такое происходит при этноцентризме — ощущении превосходства собственной культуры и недооценивании чужой. Учёные считают: чем больше контрастов и различий между этносами, тем больше повода и причин для конфликтов, особенно в ситуации конкуренции за ресурсы и власть. Нередко поводом (не путать с причиной) для этнического конфликта служат такие второстепенные факторы и факты, как нелестная оценка одной нацией представителей другой нации, искажённое восприятие национальных символов или надругательство над ними. Характер восприятия другой культуры, который иногда бывает враждебным, накладывает отпечаток на межкультурное общение и взаимодействие. Если враждебность проявляется в поведении индивидов, то большой беды в том нет. В крайнем случае её считают проявлением бытового расизма. Но когда нетерпимое отношение к другой культуре охватывает большие массы людей, то возникают межнациональные конфликты и войны. Война часто напоминает расширенный этнический конфликт, а этнический конфликт — локальную войну. Главное различие в том, что даже длительные войны рано или поздно заканчиваются прекращением огня и мирными переговорами. Серьёзные этнические конфликты могут не иметь решения и продолжаться сотни лет, затихая лишь на определённое время. Осенью 2005 г. Францию сотрясли грандиозные межэтнические столкновения. Три недели не только в пригородах Парижа, но и по всей стране бушевала необъявленная гражданская война. Как ни удивительно, но Франция — «самая мусульманская» страна Европы, здесь живут около 5 млн мусульман. Эта диаспора, занимая второе место после католиков, опережает протестантскую и иудейскую. Две трети мусульман Франции — иностранцы, главным образом из Африки, Турции, с Ближнего Востока. В стране 1,5 тыс. мечетей и действуют около 2 тыс. различных исламских организаций. Во время столкновений банды мародёров захватили одну из самых известных городских площадей — площадь Республики. Когда погромщики скрылись, там остались догорать 30 автомобилей. Беспорядки и погромы, спровоцированные после гибели двух подростков арабского происхождения, охватили всю территорию страны, от Пиренеев на юго-западе до границы с Германией на востоке. В последней четверти XX столетия в различных частях земного шара полыхало более 40 вооружённых конфликтов: в Югославии, Ливане, Израиле, Индии, Анголе, Сомали, Грузии, Азербайджане, Армении, Афганистане, Таджикистане, Узбекистане, Северо-Кавказском регио-
не России. Подавляющее большинство носило межнациональный или межплеменной характер. Возникая на территории одной или нескольких стран, они затем превращаются в полномасштабные войны. Некоторые тянутся столетиями, как, например, ближневосточный конфликт между евреями и арабами. Исходная причина многих конфликтов давно забыта, но в подсознании целых поколений оседает почти патологическая нетерпимость к другой нации. К основным причинам этнических конфликтов специалисты причисляют: • ощущение несправедливого отношения к своему этносу со стороны других национальностей или властей; • ущемление прав данного этноса при распределении дефицитных социальных благ (власть, деньги, территория, привилегии и т. п.); • негативная реакция на проводимую и оправдываемую властями дискриминацию одного из этносов; • бытовые предрассудки и стереотипы обыденного сознания; • ущемление достоинства личности на расовой или национальной основе. Часто причиной этнического конфликта становится расовая дискриминация. I I Расовая дискриминация — систематическое ущемление прав этнической группы граждан по мотивам её национальности или расы. При этом дискриминация может и не объявляться в качестве официальной политики государства, но тихо и незаметно проводиться на бытовом уровне. В таком случае говорят, что это фактическая, а не юридическая дискриминация. Крайними формами дискриминации являются: • апартеид (на яз. африкаанс apartheid — раздельное проживание) представляет собой крайнюю форму расовой дискриминации. Он включает лишение определённых групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции; • геноцид — действия, направленные на уничтожение ка- кой-либо национальной, этнической группы людей; • рабство. Формы этнического взаимодействия. Межнациональные отношения внутри и вне одного государства могут принимать формы: а) более или менее мирного сотрудничества; б) этнического конфликта. Рассмотрим способы мирного сотрудничества, которое тем не менее представляет собой скрытое культурное напряжение. Оно довольно многообразно. Первый способ называется этническим смешиванием: разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки. Таким путём сформировались латиноамериканские народы: в одно целое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и привезённых из Африки рабов-негров. Второй процесс — этническое поглощение, т. е. ассимиляция, представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Когда мы слышим о сокращении численности малых народов Севера — чукчей или ненцев, то речь идёт именно об ассимиляции. Они растворяются в русском этносе практически без остатка. Тяжёлые условия труда и быта, низкий уровень жизни, тяга молодёжи к крупным очагам культуры привели к запустению территории проживания малых народов. Самый цивилизованный путь объединения разных народов — формирование многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности. В подобных случаях несколько языков становятся государственными, например, в Бельгии — французский, датский и немецкий. Результатом является культурный плюрализм. Культурный плюрализм — показатель успешной адаптации человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами ещё одной культуры без ущерба для ценностей собственной.
Национальная политика России. Россия — одно из самых многонациональных государств мира. Самым многочисленным народом в России являются русские. Их численность — 115,9 млн, или 79,8 % от всего населения, на втором месте — татары (5,6 млн, или 3,8 %), на третьем — украинцы (2,9 млн, 2 %), на четвёртом — башкиры (1,7 млн, 1,2 %), на пятом — чуваши (1,6 млн, 1,1 %), на шестом — чеченцы (1,4 млн, 0,9 %), на седьмом — армяне (1,1 млн, 0,8 %). Преобладающее большинство народов на территории России сложились именно как этнические общности. Поэтому они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз населяющих её народов. Особое место в вопросе межэтнических отношений занимает национальная политика государства. Её объектом являются национальные отношения. Она включает такие разделы, как национальное строительство, борьба с проявлениями национализма и дискриминацией этносов (прежде всего национальных меньшинств), регулирование межнациональных конфликтов, отношений между титульными и нетитульными национальностями в субъектах Федерации и др. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов в деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере национальных отношений. Государственная национальная политика основывается на принципах Конституции РФ и общепризнанных нормах международного права. Равенство, сплочённость, взаимопомощь и совместное процветание всех наций — таковы основные принципы Конституции РФ в решении национального вопроса. В Конституции предусмотрено следующее: все национальности России равноправны; государство гарантирует законные права и интересы всех национальных меньшинств; запрещены дискриминация и угнетение любой национальности, а также действия, направленные на подрыв сплочённости национальностей; государство выступает против шовинизма и местного национализма; каждая нация имеет право свободного применения и развития своего языка и письменности, имеет право на сохранение и изменение собственных нравов и обычаев. Основными принципами государственной национальной политики в Российской Федерации являются: • равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям; • запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; • сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации; • равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; • гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации; • право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения; • содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации; • своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов; • запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды; • защита прав и интересов граждан Российской Федерации за её пределами; поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах; в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций; в укреплении их связей с родиной в соответствии с нормами международного права. Особую озабоченность российских политиков вызывает проблема национализма. Раньше под национализмом понималась система идей о превосходстве своей нации, непризнание равенства народов, нетерпимость, стремление не смешиваться с другими этническими общностями. В соответствии с новой доктриной для достижения свободы и самореализации люди должны самоидентифицироваться с этнической общностью, а раскрытие потенциала народа возможно лишь в собственном национальном государстве. Практика этнических чисток, вынужденные потоки миграции русских из Азербайджана, Казахстана, Грузии, Чечни, стран Балтии изменили отношение к самому понятию национализма в российском общественном сознании. Новая концепция национализма выражает право этноса на свою государственность, защищающую язык, культуру и самобытность национальных общностей. Сегодня в национальной политике Российского государства одним из центральных является вопрос о соотношении национализма и демократии. Чрезмерный акцент на национальном самоопределении может обернуться трагедией для Российского государства: оно может расколоться по национальным границам. Проявления национализма в постсоветском пространстве мы наблюдаем в разных формах: от устремлений, осуществляемых парламентским путём, до агрессивных насильственных действий. По мнению специалистов, национализм ещё длительное время будет подпитываться обидами за былое — сокращение функций родных языков, утрату культурных традиций, репрессию малых народов, оскорбление национального достоинства отцов и дедов, потерянные территории и пр. На национальных окраинах ответственность за политическое прошлое народа часто перекладывают на местных русских. Именно на них проецируется ответственность за «имперскую политику федеральных властей». В республиках, переживших межнациональные столкновения, психологические последствия этого особенно заметны.
Национализм может питаться непредставленностью нерусского населения в высших политических органах федеральной власти. Наконец, национализм в известной степени — это реакция на необъективное освещение СМИ положения в республиках. Если в советское время национальная политика сосредоточивалась на отношениях с народами союзных республик, то в новой России эта политика стала распространяться на все национальности, проживающие на территории страны, а не только те, которые имеют собственные государственные образования, как якуты, чуваши, татары. В частности, впервые в 1996 г. был принят федеральный закон о национально-культурной автономии. Иными словами, те национальности, которые не имеют своих государственных образований, могут образовывать общественные организации и через них выражать свои интересы. На основе конституционных принципов национальной политики в районах компактного проживания нацменьшинств осуществляется региональная национальная автономия. Она подразумевает создание органов самоуправления, действующих под единым руководством государства и наделённых правами осуществления автономии в своём регионе. Таким образом, нацменьшинства получили возможность быть хозяевами страны и распоряжаться внутренними делами своего национального региона. Традиции языкового равноправия существовали в России издавна. Они нашли подтверждение и развитие в принятом 25 октября 1991 г. Законе «О языках народов Российской Федерации». Он гарантировал всем народам страны, независимо от их численности, равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения. Закон провозглашает недопустимость пропаганды вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих конституционным принципам национальной политики препятствий, ограничений и привилегий в использовании языка. Хотя государственным языком на всей территории России признан русский, в законе указано, что национальные республики, входящие в состав Российской Федерации, могут устанавливать в соответствии с Конституцией страны свои государственные языки. Более того, закон обязывает Правительство Российской Федерации разрабатывать целевые федеральные программы сохранения, изучения и развития языков народов Российской Федерации и осуществлять все меры по их реализации. В местах компактного проживания людей одной национальности действуют школы, выпускаются газеты на их родном языке. И даже если та или иная национальная группа не обустроена компактно в каком-либо из российских городов, она может организовать выпуск своей газеты или открыть школу. Нигде в России не существует практики ограничения прав людей при поступлении на работу по языковому или национальному принципу. Никому из государственных служащих и работников коммерческих предприятий не надо сдавать экзамены на знание русского или какого-либо другого языка народов Российской Федерации. Люди могут обращаться во все государственные инстанции страны, в том числе и самые высшие, с письмами на своём родном языке. Подавляющее большинство россиян прекрасно владеет русским языком, но не потому, что их насильно, в административном порядке заставляют изучать его. Просто русский язык давно (ещё со времен Российской империи и СССР) стал для них мостиком к постижению ценностей мировой культуры, средством межнационального общения. Овладев русским языком, многие народы России сумели добиться больших успехов в культуре и науке; обогатить и свои собственные языки, на которых издаётся всё больше книг, снимаются кинофильмы, ставятся театральные постановки. Принятый в России закон о языках даёт возможность судебного преследования лиц, занимающихся дискриминацией по языковому принципу. Основные термины и понятия Этнос, клан, племя, диаспора, титульный этнос, народность, нация, этноцентризм, ксенофобия, шовинизм, расовая дискриминация, культурный плюрализм Вопросы и задания .......................................................... штшшшшшшшшяшшшяшшшшшшшшшяшшвшшаяяшвшшшяю 1. Перечислите и охарактеризуйте признаки этноса. 2. Объясните фразу: «У этноса двойственная природа — биологическая и социальная». 3. В параграфе сказано, что обычно один этнос — один язык. Однако нередко на одном языке могут говорить несколько народов. Могут ли, на ваш взгляд, существовать этносы, говорящие на нескольких языках? Выскажите своё мнение. 4. Охарактеризуйте исторические типы этноса и приведите примеры, опираясь на ваши знания истории. 5. Что такое этническое самосознание? Есть ли оно у вас? А по вашему мнению, оно должно быть у каждого человека? 6. Сравните этатистскую и этническую традицию в понимании нации. Можно ли говорить об их несовместимости или они взаимодополняемы? 7. Почему решающим для формирования наций называют XX в.? 8. Что такое национальный конфликт? Какие причины его вызывают? 9. Охарактеризуйте национальную политику Российского государства, обратив внимание на её законодательную базу. 10. Перечислите основные национальные проблемы России. 11. Что такое бытовой национализм? Приходилось ли вам сталкиваться с ним? Практикум шшшшяшшя^шшявявшшишшшя^^^^шшщ^шшшяшшшщшшшвя^шшяшяшшшшшшшшяшшвшяяиш 1. После распада СССР началось «великое переселение народов»: прибалтийские, казахстанские, закавказские русские переселялись в Россию, а из России на Украину, в Белоруссию и Молдавию уезжали этнические украинцы, белорусы и молдаване. Причём по регионам России отъезд последних был неравномерным. Казалось бы, чем больше, к примеру, молдаван проживает, скажем, в Волгоградской области, тем интенсивнее оттуда должен быть их отток. На самом деле чем меньше доля этих национальностей в местном населении, тем вероятнее их отъезд. Почему? А ведь подобная тенденция прослеживается и в других странах мира. 2. Сравните основные признаки общества и основные признаки этноса, найдите между ними сходство и различие, сделайте выводы. Почему управление является признаком общества, но не входит в число признаков этноса? 3. Опираясь на ваши знания истории и понятия «этнос», подсчитайте, сколько лет русскому этносу, а французскому, китайскому, греческому, египетскому. 4. Составьте перечень принципов и действия, которые, на ваш взгляд, необходимы для предотвращения этнического конфликта и для его разрешения в случае, если он всё же возник. 5. Подготовьте на основе ваших знаний по истории и обществозна- нию и информации СМИ краткую аналитическую справку по истории одного из этнических конфликтов (по вашему выбору). В этой справке отразите: причины, повод, хронологию событий, как был осуществлен выход из конфликта (временный или окончательный?), последствия конфликта и его уроки. Date: 2015-12-13; view: 8168; Нарушение авторских прав |