Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Семья и брак
Семья и брак. Семья, дом и дети — одна из основных составляющих развития человеческой личности. Выступая каналом вертикальной мобильности, она определяет социальное положение и статус детей. В современном обществе семья выполняет несколько функций: является одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Ещё — это малая группа — самая сплочённая и прочная ячейка общества. Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, ведением совместного хозяйства, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Семья, существующая в течение длительного промежутка времени, делится и восстанавливается в каждом поколении, не нарушая преемственности. Добрачное поведение. Молодые люди (иногда ещё на школьной скамье) знакомятся и влюбляются, проводят вместе время, стараются получше узнать друг друга. Поскольку в наше время выходят замуж (женятся) после 20—25 лет (реже сразу же после окончания школы), то времени на «при- меривание» друг к другу вполне хватает. В добрачный период молодёжь набирается жизненного опыта. Его не стоит сокращать во времени или обеднять в содержании. Когда молодые женятся (выходят замуж) сразу же после школы (например, из-за страстной любви или из-за ранней беременности), то позже, уже в период семейной жизни, молодой супруг или супруга начинает засматриваться на других. Происходит это не из-за нравственной порочности молодых людей, а из-за сокращения добрачного периода. Это означает, что круг потенциальных брачных партнёров у них был слишком узким. Оптимальный вариант, по разным расчётам, останавливается на цифре 3—5. Если эта цифра превышена, то начинается то, что называют «психологическим конвейером». Любовный опыт просто тиражируется, романтические чувства притупляются, острота
ощущений и желание иметь крепкую семью уменьшаются. Перебор потенциальных партнеров так же вреден, как и недобор. Иногда, но очень редко, женятся (или выходят замуж) по любви с первого взгляда. На сей счёт нет точной статистики, но можно считать, что брак по такой любви не превышает 1—3% от общего числа браков. Но особенно удачен такой вариант, когда человек полюбил не только с первого взгляда, но и на всю жизнь. Семья — не начало, а середина пути, начинающегося со знакомства. Поэтому в добрачном поведении большое значение имеет первое свидание. Опрос старшеклассников и студентов выявил общие моменты в неком образцовом сценарии первого знакомства как юношей, так и девушек. Получается такая идеальная модель. Юноша назначает девушке свидание, а она, обдумав предложение и посоветовавшись с подругой, даёт согласие. Получив его, юноша думает о том, как и где провести свидание: просто погулять, сходить в кафе, кино, на концерт, дискотеку ит. д., после чего оба они сообщают своим родителям о свидании. Много времени уходит у них на выбор одежды и причёски, уточнение места свидания, его программу. Перед выходом девушка проверяет свой внешний вид и не спеша направляется к месту свидания, стараясь немного опоздать. По дороге оба размышляют, о чём можно поговорить. Юноша покупает цветы, коробку конфет. После взаимных приветствий он предлагает перейти на «ты», и она соглашается. Вместе решают, где провести сегодняшний вечер. В течение вечера юноша ухаживает за девушкой (подаёт руку при выходе из транспорта; открывает ей дверцу машины, пропускает вперёд, придерживая дверь; отодвигает её стул; приглашает на танец, подаёт пальто и др., старается произвести благоприятное впечатление), а она проявляет максимум женственности и кокетливости. Провожая девушку домой, желает ей спокойной ночи, говорит, что с нетерпением будет ждать следующей встречи, и, возможно, на прощание целует её. После первого свидания начинается самый романтический период добрачных отношений — ухаживание. Юноша оказывает внимание возлюбленной, стремится добиться ещё большего расположения. Период ухаживания можно сравнить с испытательным сроком. Здесь проверяется всё: умение вести хозяйство, заниматься мелким ремонтом, способность рационально тратить деньги и т. д. В этот период молодые люди не только познают, но и воспитывают друг друга. Они, как обычно говорят, «притираются»: учатся идти на взаимные уступки, контролировать свои эмоции, мириться после ссоры, оказывать знаки внимания. Следующий этап — сватовство. Оно представляет собой обряд, согласно которому будущий жених «просит руки» своей избранницы у её родителей. Участвовать в нём он может либо сам, либо посылать сватов (родители жениха, крёстные, близкие родственники). В назначенный день жених наносит ритуальный визит родителям девушки. По такому случаю полагается иметь два букета цветов: один — для матери будущей невесты, а другой — для неё самой. По русскому обычаю, жених говорит родителям невесты о своих чувствах и «просит её руки». Если они согласны, то отец невесты вкладывает правую руку дочери в руку жениха. После сватовства молодые люди договариваются об объявлении помолвки и определяют её дату. Помолвка — обряд объявления будущих молодожёнов женихом и невестой. В настоящее время она обычно объявляется в день подачи в загс заявления на регистрацию брака. Прежде во время помолвки родители давали своё окончательное согласие на брак детей и устанавливали его условия. После помолвки отказаться от брака было уже нельзя. Нарушившая сторона должна была возместить убыток — «заплатить за бесчестье». Время вносит свои коррективы в принятые ранее нормы. Обряд сватовства и помолвки может отсутствовать, как и согласие родителей; иногда молодые ставят их перед свершившимся фактом. Брак — совокупность формальных предписаний, определяющих права и обязанности супругов по отношению друг к другу, а также их двоих — к своим детям, родственникам и обществу в целом.
Иными словами, брак — это контракт, который заключается тремя сторонами — мужчиной, женщиной и государством. В нём оговорена только одна дата — дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы соединяют людей до конца их жизни. Итак, брак — институт, регулирующий отношения только супругов, а семья — институт, регулирующий, кроме того, ещё и отношения между родителями и детьми. После появления детей союз двух супругов превращается в полноценную семью, где прибавляются новые социальные роли (родительские) и новые отношения (межпоколенные, воспитательные, хозяйственные и др.). В современном обществе всё большее распространение получает гражданский брак, не оформленный по закону, а основанный только на любви и согласии. Современная семья включает обычно двух родителей и одного ребёнка. Её называют нуклеарной (от лат. nucleus — ядро) потому, что демографическим ядром семьи, отвечающей за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Нуклеарная семья — семья, состоящая из родителей и их детей. Все остальные родственники — бабушки, дедушки, дяди, тети и т. п. — относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется расширенной. Конкретным уточнением расширенной семьи выступает прилагательное «многопоколенная». Многопоколенная семья — семья, где все родственники ' (не только родители и их дети) проживают вместе. Понятие «многопоколенная» уточняет, за счёт чего семья расширяется, а именно за счёт 3—4 поколений прямых родственников, а не из-за присоединения к нуклеарной семье дядей, кузенов и т. п.
Семья — только одно звено в широкой системе родства. Родство — совокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или браком. Когда мужчина и женщина вступают в брак, то в единую систему сливаются два родственных клана — родня жены и родня мужа. Для жены её родственники являются кровными, а родня мужа — родственника- ми-в-законе. И наоборот. Родственниками-в-законе являются все родственники по браку. Выделяют три степени родства: ближайшие, двоюродные и троюродные родственники. Вместе они составляют так называемое «фамильное дерево», где теоретически может быть до 200 ветвей (позиций). Так, племянник, правнук или сноха — позиции. Каждую позицию могут занимать несколько человек. Система родственных позиций образует то, что именуют структурой родства. В настоящее время нуклеарная семья претерпевает определённую эволюцию. В традиционном обществе ей присуща так называемая однокаръерная модель. Это означает, что отец был занят в общественном производстве, зарабатывал деньги и содержал семью, а мать занималась домашним хозяйством, следила за порядком в доме, за учёбой и воспитанием детей. В современном обществе для нуклеарной семьи более характерна двухкаръерная модель, согласно которой отец и мать работают и поровну делят домашние заботы. Такие семьи называют ещё двухдоходными и семьями с двумя кормильцами.
Занятость в производстве не освобождает женщину от домашних дел, её нагрузка возрастает двукратно. Снять её может муж (если дети достаточно взрослые, часть обязанностей может лечь и на них). Вот почему учёные говорят, что равное распределение домашних обязанностей — справедливая плата за работу женщины вне дома. Проблема неполных семей. В результате развода родителей больше всех страдают дети. Отныне они воспитываются в неполных семьях — с одним родителем, чаще всего с матерью, — и не получают весь объём экономической и социальной поддержки, столь нужной в подростковом возрасте. Неполная семья — семья с одним родителем, образующаяся в результате развода или смерти одного из родителей. Часто синонимом неполной семьи считается семья с одним родителем (монородительская семья), состоящая из одинокого родителя с детьми. Статистика свидетельствует, что только за 1997—1999 гг. более миллиона российских детей и подростков остались без одного родителя по причине распада брачного союза. Но и в других странах таких семей немало. Сейчас во Франции около 1 млн монородительских семей, или 5% от общего числа семей. Во всём мире увеличивается число женщин, вынужденных растить детей в одиночку. Статистика неполных семей в промышленно развитых странах достаточно негативная. В Великобритании одинокие матери со своими детьми составляют почти 20% из всех семей с детьми. Источником пополнения неполных семей являются: разводы; вдовство (смерть одного из родителей); внебрачная рождаемость, а кроме того — юридически неоформленное раздельное проживание супругов; усыновление ребёнка одиноким родителем; опека или попечительство в случае смерти родителей, а также в случаях, когда родители бросают детей, лишаются родительских прав. Людям, выросшим в неполных и конфликтных семьях, очень трудно получить должное семейное воспитание; дезорганизация родительской семьи негативно сказывается на их психическом здоровье, на формировании адекватных моделей половых ролей. Вступая в брак, они часто оказываются не готовы к совместной жизни, так как не имеют положительного образца семейных взаимоотношений. Они зачастую хуже учатся в школе, и у них ниже мотивация к достижениям. Статистически доказано, что дети, растущие в неполных семьях, получают более низкое образование и поэтому впоследствии у них чаще невысокий уровень доходов. Отличительной чертой российской матери-одиночки является её молодость. Лишь небольшой процент женщин осознанно идёт на запланированное материнское одиночество. Как правило, на такой шаг идут женщины после 30 лет, имеющие стабильную материальную базу. Исследователи обнаружили, что вследствие недостатка отцовского авторитета и материнской нежности процесс социализации детей серьёзно нарушается, а нередко превращается в свою противоположность — десоциализацию. Родитель, воспитавший ребёнка в одиночку, может создать у него негативное представление об отсутствующем родителе, особенно если расставание было неприятным и причинило боль. Поскольку дети в неполной семье не могут наблюдать отношений между мужчиной и женщиной, то они вырастают, не имея целостной модели этих отношений. В будущем для них будет проблематично строить собственные отношения. Отношения в полной семье строятся таким образом, что там всегда есть кому наказать за ошибку и в то же время есть кому утешить наказанного ребёнка. Проблема неполной семьи в том, что в ней ребёнок часто встречается лишь с одной ролью родителя — либо только карающей, либо только поощряющей. Как показали исследования, мужчины лучше справляются с ролью родителя-одиночки, чем женщины. У них чаще всего выше доход и профессиональный престиж, они могут нанять прислугу, и им легче вступить в брак повторно, они имеют более доверительные и дружеские отношения с детьми. Первая проблема, с которой сталкиваются матери-одиночки, — недостаток времени, отсутствие личностного роста. Отдавая всё время дому и ребёнку, имея огромную физическую, психологическую и моральную нагрузку, женщина мало обращает внимания на себя, у неё нет времени для общения с друзьями, подругами, круг её интересов сужается. Она становится раздражительной и болезненно переживает своё одиночество. В нашей стране матери-одиночки относятся к социально незащищённым группам населения, зачисляемым социологами в разряд социальных аутсайдеров. Помощь отцов в таких семьях эпизодична, а основные тяготы по уходу за новорождённым ложится на плечи бабушек-дедушек. Это и понятно, поскольку в ранних браках, доля которых остаётся весьма высокой, и мамы очень молодые. А в 18 или 23 года не каждая девушка может прокормить малыша. Молод в таких семьях и отец, и отсюда все рецидивы социально незрелого поведения. Как показывают социологические исследования, уровень жизни одиноких матерей, по сравнению с положением их в Советском Союзе, упал значительно. В СССР у них была гарантированная возможность найти работу, отдать ребёнка в дошкольное учреждение, а впоследствии в школу. Было бесплатное высшее образование, позволявшее матерям-одиночкам повысить квалификацию или получить диплом. Наличие работы и заработка обеспечивало определённую стабильность положения одинокой женщины, а наличие системы практически бесплатных детских дошкольных учреждений позволяло ей, порой довольно успешно, совмещать работу с материнством. К сожалению, переход к рыночной экономике разрушил основы советской системы социального обеспечения, усилив экономические трудности, традиционно испытываемые монородительскими семьями. Сейчас всё большее число женщин идут на развод и внебрачное рождение детей. Экономическая зависимость привязывает женщин не столько к мужу, сколько к своим родителям и родственникам, особенно в случае рождения ребёнка вне брака, смерти или ухода супруга/партнёра из семьи. Сегодня налицо факт роста не только монородительских, но и расширенных семей.
Половина всех одиноких матерей в России живут с родителями, братьями и сёстрами или другими взрослыми родственниками. Совместное проживание одинокой матери с другими родственниками имеет целый ряд преимуществ. Помощь родственников включает (помимо денег) разделение домашних обязанностей и уход за ребёнком. Она намного эффективнее, когда одинокий родитель живёт в расширенной семье. Сегодня экономический статус домохозяйств одиноких матерей оказался одним из наиболее низких по отношению к другим домохозяйствам в России. Тяжёлое материальное положение заставляет одних матерей-одиночек опустить руки и деградировать, а других искать выход из ситуации, прилагать дополнительные силы и добиваться успеха. Часто женщины, имеющие хорошо оплачиваемую работу, достаточно быстро возвращаются к ней после родов, воспользовавшись услугами либо няни, либо бабушки. Как показывает практика, одинокие матери чаще всего профессионально успешны, что позволяет им обеспечивать достаточно высокий материальный уровень своей семьи. Нередко мы можем наблюдать, что полная, но конфликтная семья хуже неполной и гармоничной. Хотя на долю неполной семьи выпадает больше испытаний, исследования детей из трёх типов семей — полной благополучной, полной конфликтной и неполной — обнаружили, что по большинству показателей (интеллект, эмоциональная устойчивость) дети из неполных семей чаще отличаются большими успехами, чем их сверстники из полных, но конфликтных семей, и лишь незначительно отличаются от детей из полных благополучных семей. Основные термины и понятия Семья, брак, нуклеарная семья, многопоколенная семья, неполная семья Вопросы и задания 1. Чем различаются два понятия: семья как социальный институт и семья как малая группа? 2. Опишите основные этапы добрачного поведения. Какую роль добрачное поведение играет в складывании и существовании семьи? 3. В чём состоят проблемы неполных семей? Возможно ли их преодолеть и какими путями? 4. Перечислите функции семьи (назовите не менее шести). Практикум 1. На с. 208 даны три фотографии с общей надписью «Основные типы семей». Прокомментируйте название, определив, о каких семьях идёт речь. Соотнесите каждую фотографию с определённым видом семьи. Свой выбор объясните. 2. На с. 209 схематично даны модели традиционной и современной семей. Составьте таблицу «Общие и отличительные черты традиционной и современной семей», на основании критериев, предложенных вами. 3. На с. 212 на схеме показано, что чем выше доходы семьи, тем больше опасность её распада. Чем вы объясните подобную статистику? Есть ли основание для вывода: хочешь жить в крепкой семье — стремись к бедности? 4. Смоделируйте идеальную семью (занятость, распределение обязанностей, досуг, воспитание детей). 5. Беседуют двое. Первый говорит: — В большинстве современных развитых обществ количество разводов приближается или превышает 30%. И это характерно не только для России. Раньше во всех странах семья была гораздо крепче. Возможно, человечество вступило в эпоху кризиса брака, и в скором времени ему будет найдена эффективная замена. Второй отвечает: — Брак и бизнес — очень рисковые мероприятия. Из каждых 100 вновь образующихся предприятий каждый год разоряется от 80 до 90%. Из каждых 100 вновь образующихся семей ежегодно распадается менее 30%. Несмотря на то что уровень потерь в бизнесе в 3 раза выше, никто не говорит о кризисе этого института. Сравнивая то и другое, мы можем сказать, что брак стоит на своих ногах гораздо прочнее, чем бизнес, и никакого кризиса не переживает. Сопоставьте две точки зрения. С какой из них вы согласились бы? Дайте обоснованную аргументацию своего ответа. Если сможете, оперируйте статистикой и фактами. 6. Выполнение обязанностей мужем и женой может принимать следующие формы: а) муж выполняет только свои, а жена — свои обязанности; б) муж не выполняет свои обязанности, а жена выполняет; в) муж выполняет свои обязанности, а жена — нет; г) муж выполняет женские обязанности, а жена — мужские. Что произойдёт в каждой из этих ситуаций — скандал, развод, конфликт, гармония? Проанализируйте ситуации. Date: 2015-12-13; view: 4186; Нарушение авторских прав |