Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ifftft ___





Tttitt

Престижные потребности Социальные потребности


 

 


Потребности в безопасности

tilt* 1fttilt физические потре6нос

Пирамида потребностей А. Маслоу

Чем выше находится в пирамиде Маслоу потребность, тем сложнее её удовлетворить. Самыми неподатливыми являются духовные. Удовлетворить их — значит обрести ясный смысл жизни, предпочесть добро злу, обществен­ную выгоду личной, честь — бесчестью и т. п. Но как тру­ден и не скор нравственный выбор! Какое количество пре­пятствий и соблазнов приходится преодолевать человеку, какую силу воли проявлять для того, чтобы обрести ду­ховную свободу.

1Гч 1Г\ 1Гч 1Г\ 1Г\ 1Г\ lb llv

Если за точку отсчёта брать всю историю человечества, можем ли мы утверждать, что сегодня духовно возвышен­
ных людей стало больше, чем раньше? Вряд ли кто даст од­нозначный ответ. Возможно, их стало больше, а возможно, что и нет. Может статься, что подвижников духа не убави­лось, не прибавилось. В этой сфере вообще трудно построить какой-либо график.

Но прогресс общества идёт непрерывно, оно с каждым ша­гом продвигается вверх по лестнице цивилизованности. По­стоянно расширяется объём духовной информации (научные знания, культурные и религиозные ценности и произведения).

Пирамида потребностей Маслоу создаёт иллюзию неваж­ности высших духовных потребностей, поскольку, распола­гаясь на самой вершине, они показаны небольшим треуголь­ничком. На самом деле они играют не меньшую роль, чем все другие.

В доказательство стоит вспомнить, что происходит с людь­ми и обществом, когда не удовлетворены те или иные из них.

Когда нет зарплаты и нечем кормить семью, шахтёры объявляют «рельсовую войну», крестьяне поднимают мяте­жи и восстания.

Когда нет теплоты человеческих взаимоотношений — распадаются общества и семьи.

Когда не видишь смысла жизни, что делаешь? Не дела­ешь главного — не живёшь. Самоубийцы, наркоманы — жертвы потери смысла жизни. Эволюцию духовного паде­ния можно изобразить графически.

и

Стадии духовного падения


1. Кризис духа как следствие неудовлетворённости выс­шей потребности по Маслоу. Он может коснуться любого под­ростка: из благополучных и неблагополучных семей уходят в наркоманы, как утверждают учёные и практики, одинако­во часто. Это означает, что высший уровень действует неза­висимо от четырёх нижних, т. е. от того, удовлетворены по­требности в пище, безопасности, дружбе и карьере.

2. Негативный результат кризиса — наступление апа­тии, равнодушия, потерянности в жизни, дезориентация и начало кардинального пересмотра всех старых ценностей.

3. Следствием наплевательского (нигилистического) от­ношения к жизни и к себе выступает обесценивание ценно­сти человеческой жизни — и своей и чужой. Теперь отчуж­дённый от всех и от всего готов к негативным практическим шагам — убить себя или убить другого.

4. Уход из реальности в иллюзорный мир при помощи наркотиков. Наркомания — это затянувшееся баловство с наркотиками, уже профессиональная и безвыходная ста­дия. Пристрастие к наркотикам может появиться не обяза­тельно как результат кризиса, а просто из любопытства, бравады, от нечего делать. Но стоит увлечься ими, как без­мятежное, бескризисное существование превращается в драму. Не было кризиса, но теперь он есть. Он мог дремать внутри, не показываясь, а наркотики обнажили его.

5. Тяжкое преступление, убийство другого человека, ко­торый обесценен в его глазах (убийству могут предшество­вать череда более мелких проступков).

6. Самоубийство, поскольку собственная жизнь также потеряла смысл, как и чужая. Эта стадия может наступить после четвёртой или предшествовать ей. Всё зависит от ха­рактера подростка и обстоятельств.

Пирамида Маслоу верна, если отражает количество лю­дей, удовлетворяющих каждую потребность. Все люди вы­нуждены есть, дышать, передвигаться. Большинство стре­мится к безопасности. Значительная часть населения нуждается в дружбе и социальных контактах с другими (хо­тя многие, наоборот, ищут уединения). Для определённой части людей актуально делать карьеру и продвигаться по службе. Но лишь немногие живут насыщенной духовной жизнью.

В пирамиде Маслоу число людей, нуждающихся в удо­влетворении потребностей данного типа, по мере продвиже­ния наверх уменьшается.

Неравенство потребностей состоит в том, что низшие потребности люди вынуждены удовлетворять, а высшие — свободны удовлетворять. И чем выше стоит потребность, тем труднее решиться поставить её во главу угла. Самым труд­ным для выбора является уровень духовных потребностей. Удовлетворить их — значит обрести ясный смысл жизни, предпочесть добро злу, честь — бесчестью и т. п.

Спрашивается, в современном обществе людей, живу­щих насыщенной духовной жизнью, больше, чем раньше? Скорее всего, нет. Поскольку это зависит от самого челове­ка, то правильно распорядиться свободой выбора и напра­вить его на праведные цели так же непросто, как и раньше. Подвижников духа не убавилось, но и не прибавилось.

В развитии человека наблюдается одна закономерность, а в развитии общества — другая. В обществе объём духовной ин­формации (научные знания, культурные и религиозные цен­ности и произведения) постоянно расширяется. А вместилище для духовных ценностей внутри человека остаётся на одинако­вом уровне. Наш мозг не увеличивается, а возрастающий объём информации приходится усваивать со всё большим на­пряжением. Силы воли, направляющей человека на усвоение духовных ценностей, за историю не прибавилось. В этом плане мы мало чем отличаемся от своих предков времён древнееги­петских пирамид или средневековых рыцарских романов.

Противоречие между возрастающим объёмом информации в обще­стве и остающимся постоянным объёмом духовных желаний и по­требностей человека можно отразить следующим образом:


 

 


 
Современность

Древность

Объём

Духовные ценности


Вместилище и тяга человека к духовным ценностям оста­ются такими же, как и много веков тому назад.

Духовный кризис и проблемы выхода из него. Под кри­зисом надо понимать любую точку перелома в обществен­ном процессе, где старые механизмы или способы решения проблемы уже не действуют, а новые механизмы или спосо­бы решения ещё не действуют. Кризис — это, по существу, то же самое, что глубокая проблемная ситуация, для кото­рой в данный момент нет подходящей технологии решения.

Российское общество в своём развитии переживает труд­ные дни. Смена столетий, исторических эпох, смена жиз­ненных ценностей и ориентиров не могла не оказать своё влияние на духовное и психологическое состояние людей.

Отрыв культуры от её религиозных основ не может ос­таться без роковых последствий. После революции 1917 г. начались чудовищные гонения на Православную Церковь, следствием которых явилось массовое уничтожение храмов и монастырей. При этом значительная часть их была разру­шена физически, другие переоборудованы под склады, клу­бы, овощехранилища и т. д. Так началось разрушение ду­ховной культуры нации в массовом масштабе.

Последние двадцать лет наше общество переживает масштабные разрушения практически во всех сферах жизнедеятельности. Особенно тяжелы последствия разру­шений в духовной сфере, в том числе в области воспита­ния и образования. По оценкам различных авторов, наше общество в духовно-нравственном плане потеряло за эти десятилетия два поколения молодых людей. Эти потери характеризуются прежде всего утратой традиционных ценностей, отсутствием патриотизма и гражданственно­сти, в первую очередь в молодёжной среде; увеличением количества детей и подростков с девиантным поведением; снижением эффективной деятельности таких традицион­ных агентов социализации детей и молодёжи, как семья и система образования; фактическим отсутствием реаль­ных эффективных результатов государственной молодёж­ной политики.


Наиболее явственное проявление духовного кризиса — криминализация общества, массовый характер уголовной преступности. Ежегодно регистрируется до трёх миллио­нов преступлений, но на деле их значительно больше. По данным Генерального прокурора РФ, их число достигает 10 млн в год. Очень многие проявления хулиганства в об­щественных местах, грубые нарушения правил дорожного движения, мелкое воровство, мошенничество, нанесение телесных повреждений в бытовых условиях на основе пьянства и т.д. остаются незарегистрированными. Несмо­тря на это, в местах заключения содержится более мил­лиона человек, что в пересчёте на 100 тыс. жителей в не­сколько раз больше, чем в странах Западной Европы. Условия содержания в них, особенно в СИЗО, где сидят подследственные, не отвечают никаким нормам, что при­водит к распространению психических заболеваний, ту­беркулёза, других болезней.

С помощью СМИ, массовой художественной литературы, кино в обществе утверждается культ насилия, культивиру­ется образ «сильной» личности, свободной от ответственно­сти перед обществом, формируется понимание права лично­сти как право сильного и богатого человека.

Приверженность к насилию формируется нормами под­ростковой группы. Но это только одна сторона явления. А другая состоит в том, что юношеское насилие служит зер­калом насилия со стороны взрослых. Культ насилия, заро­дившись в семье или во дворе, переносится на улицу — к по­сторонним прохожим. В ответ на словесное оскорбление до 50% тинейджеров готовы немедленно применить силу. Что­бы приобрести авторитет в группе, нужно уметь хорошо драться или быть физически сильными.

Что же мешает человеку приобщаться к возвышенному, а не ограничиваться первыми четырьмя уровнями пирами­ды Маслоу?

Занять первые четыре ступеньки человека толкает нуж­да. Он должен есть, должен обезопасить себя, должен жить в сообществе людей, наконец, он должен продвигать­ся, чтобы получать больше денег, привилегий, наград. На первые две ступеньки человека выталкивает природа (фи­зические потребности), на вторые две — общество. Как су­щество социальное, человек стремится обустроиться с комфортом не только в природной, но и социальной нише.


А что толкает его к духовным целям? Ничто. Должен ли он ими овладевать? Не должен. Живёт же большинство лю­дей, и неплохо, вовсе не думая о духовном. Без этого мож­но как-то обойтись. К этому нас не принуждают. Это мы вольны выбирать или не выбирать. И большинство не вы­бирает.

Свобода выбора — одновременно предпосылка и препят­ствие для стремления к духовным вершинам. Мы всё-таки свободны стремиться туда, нам никто не мешает. Мешаем себе только мы сами.

Откладывание на потом удовлетворения духовных по­требностей говорит вот о чём. Во-первых, они не относятся к разряду жизненно необходимых (иначе бы их не откладыва­ли). Во-вторых, у людей не сформировалась жажда обще­ния с культурными ценностями. Именно жажда — острая потребность. Внутри нас должно свербить, мы должны изго­лодаться по духовному — только тогда мы к нему потянем­ся. Потребность в духовном у нас есть, и очень сильная, но в данный момент она не удовлетворена. И вот человек бросает все дела и мчится в музей. Актуальна, т. е. заявляет о себе, только неудовлетворённая потребность. Если она удовле­творена или ещё не родилась, то её как бы и нет. В таком смысле историю творили люди глубоко неудовлетворённые. Стремление к познанию новых законов, открытию неиз­вестных континентов, изобретению скафандра или телефо­на, написанию симфонии или картины рождается только у тех, кто духовно голоден.

Но если потребность в духовном не даётся нам от приро­ды, как даётся потребность в пище или дыхании, то откуда ей взяться? Педагоги говорят, что от воспитания. А в его ос­нове лежит тренировка силы воли. Вот тот принудитель, ко­торый заставляет нашу свободу выбора двигаться к нужной цели.

Основные термины и понятия
Духовная культура, ценности  
Вопросы и задания  
1.Что такое духовная жизнь?  

 

2. Охарактеризуйте проблему смысла жизни. Как вы решаете её для себя? (Или, быть может, вы её уже решили?)

3. Что такое ценности? Почему можно говорить о системе ценно­стей человека?

4. Каким образом связаны между собой духовность и религия?

5. Почему духовные потребности расположены на вершине по­требностей человека?

6. В чём состоит кризис духовности? Назовите причины, которые могут привести к этому кризису.

7. Каковы, на ваш взгляд, пути выхода из кризиса духовности? Практикум

1. Опираясь на знания истории, выберите период в жизни нашей страны и покажите значение духовной сферы общества в выходе из сложной ситуации, в которой оказалась Россия.

2. Составьте списки под названием «Что мешает современному ду­ховному развитию россиян» и «Что содействует духовному разви­тию наших сограждан».

Date: 2015-12-13; view: 1920; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию