Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общественные отношения и социальное поведение
§ 36. Общественные отношения и социальное взаимодействие Сущность общественных отношений. Общественные отношения — собирательное название для множества отношений, выражающих интересы больших социальных групп. К ним относятся: экономические, политические, культурные, межнациональные, межконфессиональные, международные и прочие отношения. Общественные отношения — отношения между людьми как представителями больших социальных групп, а следовательно, и выразителями их интересов. В повседневной жизни мы совершаем множество элементарных актов социального взаимодействия, даже не подозревая об этом. Встречаясь, мы здороваемся за руку и приветствуем человека; входя в автобус, пропускаем вперёд детей и пожилых людей. Всё это — акты социального взаимодействия, или социального поведения. Социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемых социальными действиями, и включает статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения.
Социальное взаимодействие — действие, которое направлено на другого человека (а не на физический объект) и вызывающее обратную реакцию. Взаимодействие вырастает из общения людей и предполагает два процесса: 1) обмен информацией; 2) обмен действиями. Беседу двух человек в каком-то смысле можно считать взаимодействием. На самом деле это всего лишь коммуникативный процесс — обмен мнениями. Но вот они что-то не поделили и повздорили. Наступила вторая фаза — обмен действиями. Он может носить мирный и немирный характер. Ведь оба спорящих могли не ссориться, а пойти в кино. В первом случае взаимодействие называется конфликтом, а во втором — сотрудничеством. Каждый раз, когда речь заходит о группе людей, то подразумевают, что взаимодействие в ней принимает характер совместных действий, заранее спланированных и организованных ради достижения общей цели. Если группа работников (производственная бригада) долго трудится в одном месте и в одном составе, люди не просто привыкают друг к другу. У них возникают общие взгляды и общие интересы; они подчиняются одним и тем же негласным нормам поведения. Они дружат семьями; одалживают друг другу деньги; вместе отдыхают; вместе защищают свои интересы от третьих лиц, например от начальства. В результате трудовое взаимодействие перерастает в более комплексное и сложное явление, которое мы вправе назвать социальным взаимодействием. Существует всего два типа взаимодействий: • когда в отношениях доминирует одна сторона; • когда в отношениях обе стороны находятся в равных условиях. К одностороннему доминированию относятся такие разновидности взаимодействия, как командование, эксплуатация, господство, нравоучение и др. К двустороннему взаимодействию относятся: обмен, переговоры, конкуренция, соревнование, мозговая атака, конференция, купля-продажа, конфликт, телефонный разговор. Как же можно подразделить сферы социального взаимодействия, или социальные сферы жизнедеятельности общества? Перечислим их: • экономическая сфера взаимодействия, где индивиды выступают как собственники и наёмные работники, предприниматели, рантье, капиталисты, бизнесмены, безработные, домохозяйки; • профессиональная сфера взаимодействия, где индивиды участвуют как водители, банкиры, профессора, шахтёры, повара; • семейно-родственная сфера взаимодействия, где люди выступают в роли отцов, матерей, сыновей, кузин, бабушек, дядей, тётей, крёстных отцов, побратимов, холостяков, вдов, новобрачных; • демографическая сфера взаимодействия, включающая контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас (национальность включается в понятие ещё и межэтнического взаимодействия); • политическая сфера взаимодействия, где люди противоборствуют или сотрудничают как представители политических партий, народных фронтов, общественных движений, а также как субъекты государственной власти: судьи, полицейские, присяжные, дипломаты и т. д.; • религиозная сфера взаимодействия подразумевает контакты между представителями разных религий, одной религии, а также верующих и неверующих, если по содержанию их действия относятся к области вероисповедания; • территориально-поселенческая сфера взаимодействия — столкновения, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, городскими и сельскими, временно и постоянно проживающими, эмигрантами, иммигрантами и мигрантами. Если взаимодействие между банкиром и кассиром протекает как личная беседа (межличностное общение), оно не может квалифицироваться в качестве социального в строгом смысле. Социальное взаимодействие непременно следует отличать от межличностного. Напомним, что социальное взаимодействие может проявляться в системе управленческих отношений и в организации. А межличностными отношениями можно назвать совокупность отношений между хорошо знакомыми людьми, которые они проявляют в непосредственном — лицом к лицу — контакте. Такие отношения возможны только на основе личных симпатий или антипатий, обмена действиями или информацией в небольшом коллективе. Основные формы взаимоотношений. Когда сравнивают социальные и межличностные отношения, то говорят, дабы их различить, что в первом случае люди играют социальные роли, а во втором они от них свободны и проявляют себя как личности. Принято различать три основные формы взаимодействия — кооперацию, конкуренцию и конфликт. В данном случае взаимодействие относится к способам, при помощи которых партнёры согласуют свои цели и средства их достижения. Кооперация — сотрудничество нескольких индивидов (групп) ради решения общей задачи. Простейшим примером кооперации является перенос тяжёлого бревна. Кооперация возникает там и тогда, где и когда становится очевидным преимущество объединённых усилий над индивидуальными. Кооперация подразумевает разделение труда. Конкуренция — индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами). Такими ценностями могут быть деньги, собственность, популярность, престиж, власть. Дефицитными они являются потому, что, будучи ограниченными, не могут быть поделены поровну на всех; их всегда не хватает в той мере, в которой люди желают их иметь. Индивидуальной формой борьбы конкуренция считается не потому, что в ней участвуют только индивиды, а потому, что конкурирующие стороны (группы, партии) стремятся получить как можно больше. Конкуренция усиливается, когда индивиды осознают, что в одиночку они достигнут большего. Конкуренция является социальным взаимодействием потому, что люди обговаривают «правила игры». Конфликт — спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами. Конфликт может возникнуть и в кооперации, и в конкуренции. Соревнование перерастает в столкновение, когда конкуренты пытаются помешать либо устранить друг друга из борьбы за обладание дефицитными благами. Когда равные соперники, например индустриальные страны, соревнуются за власть, престиж, рынки сбыта, ресурсы мирным путём, это называется конкуренцией. А когда это происходит насильственным путём, возникает вооружённый конфликт — война. Отличительная черта социального взаимодействия, отделяющая его просто от действия, это обмен. Любое взаимодействие есть обмен. Обмениваться можно чем угодно: знаками внимания, словами, значениями, жестами, символами, материальными предметами и т. д. Пожалуй, вы не найдёте ничего такого, что не могло бы служить средством обмена. Таким образом, деньги, с которыми у нас обычно связан процесс обмена, занимают далеко не первое место. Понимаемый столь расширительно обмен становится универсальным социальным процессом, существовавшим всегда и везде. Массовые действия и формы массового поведения. Массовые действия могут быть слабо организованными (паника, погромы) либо достаточно подготовленными и организованными (демонстрации, революции, войны). Многое зависит от того, осознаётся ситуация или нет; нашлись ли организаторы и лидеры, способные возглавить остальных, или нет. К формам массового поведения относят следующее: Демонстрация — временное и хорошо организованное коллективное выступление в защиту каких-либо целей или в знак протеста против определённых действий. Массовая истерия — состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха, вызванное необоснованными слухами. Примерами массовой истерии являются средневековая «охота на ведьм», послевоенная «холодная война», процессы над «врагами народа» в эпоху сталинизма, нагнетание средствами массовой информации угрозы третьей мировой войны в 1960—1970-х гг., массовая нетерпимость к представителям иной национальности. Слухи — совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам. Распространение слухов — форма массового поведения. Слухи бывают ложными и истинными; они подтверждаются и не подтверждаются. Возникают слухи в ситуациях дефицита, недостатка информации или в тех случаях, когда аудитория радио, телевидения и печати не верит официальной информации. Разновидностью слухов выступают сплетни. Новости о злоумышленниках, крадущих детей или насилующих женщин в лифтах, новости о предстоящем повышении цен — это слухи. Они основаны на подсознательном страхе. Новости о том, сколько бриллиантов у первой леди государства, или о том, с кем разводятся и на ком женятся рок-звёзды, — это сплетни, основанные на любопытстве. Паника — форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют нескоординирован- ные реакции. Участники паники действуют независимо, часто мешая и травмируя друг друга. Паника случается в экстремальных условиях: кораблекрушение, пожар, землетрясение, наводнение или военное нашествие. В подобных ситуациях действуют силы, неподвластные человеку, поэтому обычные средства преодоления кризиса здесь не помогут. Когда индивид убеждается, что все известные и доступные ему средства, годившиеся в обычных условиях, не срабатывают, он теряет самообладание. Появляется страх, парализующий мышление и волю. Он усиливается, когда человек замечает, что и другие люди охвачены тем же. Возникает цепная реакция панических действий. Массовая истерия в некоторых случаях выливается в панику, а в некоторых — в погромы. Погром — коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбуждённой толпой против собственности или личности. Погром часто принимает вид шовинистического выступления против какой-либо национальности или иной группы населения, сопровождающегося грабежами и убийствами. До революции в России было несколько еврейских погромов. В первые дни Октябрьской революции прокатилась волна «винных погромов». Погром — спонтанный «кратковременный» всплеск насилия, подогреваемый не идеалами, а страстями (после выступления рок-групп в Санкт-Петербурге и Москве молодёжь устраивала погромы в метро и электричках). Во многих странах Европы после очередных матчей футбольные фанаты теперь достаточно часто устраивают погромы. Бунт — собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание. Причиной их возникновения служит массовое недовольство чем-либо (угнетением, плохим обращением, условиями труда и жизни) или кем-либо (чаще всего руководством). Бунт может относиться к социальной организации (бунт на корабле) и к реальной группе (бунт крестьян). Бунт означает неподчинение официальным властям. Студенческие бунты, во время которых молодые люди баррикадировали аудитории и не подчинялись администрации, случались в России накануне Октябрьской революции, в современной Европе (знаменитая весна 1968 г.) и Америке (против войны во Вьетнаме). Известны бунты на кораблях, в армейских гарнизонах, негритянских гетто. Социальные движения. Огромное количество людей, мобилизованных для защиты или сопротивления социальным изменениям, включают социальные движения. Они представляют собой самую организованную и массовую форму поведения больших групп. Наиболее яркие их примеры — социальные революции и религиозные реформации. Большинство людей участвуют в движениях непрямо. Они вносят свой вклад тем, что симпатизируют и поддерживают программу движения, не участвуя напрямую в каких-либо формальных организациях. В соответствии с целями, которые преследуются, социальные движения подразделяются на четыре типа: 1. Реформаторские движения выступают за постепенное и прогрессивное изменение существующей системы. Примером является движение «Демократическая Россия», сформировавшееся в конце 1980-х гг., тогда оно находилось в оппозиции правящему коммунистическому режиму. В 1990 г. движение добилось избрания на пост Президента России своего кандидата Б.Н. Ельцина. В борьбе за власть «Демократическая Россия» использовала выступления в прессе, на радио и телевидении, митинги и демонстрации, давление в парламенте. 2. Регрессивные движения выступают за возвращение (частичное или полное) к старым порядкам. Обычно такие движения организуют те политические силы, которые раньше были у власти. До августа 1991 г. коммунисты находились у власти, а после «августовской революции», уйдя в оппозицию, уже представляли собой регрессивное движение за возвращение общества к социализму. 3. Утопические движения выступают за построение идеального общества для группы своих истинных последователей. Средневековые коммуны, движение зелёных, движение кришнаитов и другие относятся к утопическим. Английский предприниматель, а затем теоретик утопического социализма Роберт Оуэн (1771 —1858) основал опытные коммунистические колонии в США («Новая Гармония») и Англии, лишённые частной собственности, классов и эксплуатации. Его начинания оказались неудачными, и вскоре «оуэновское» утопическое движение прекратило своё существование. 4. Революционные движения подразумевают коренное изменение существующего строя, его ценностей и институтов. Основные термины и понятия Общественные отношения, социальное взаимодействие, кооперация, конкуренция, конфликт, демонстрация, массовая истерия, слухи, паника, погром, бунт Вопросы и задания 1. Что такое общественные отношения? Можно ли утверждать, что всё происходящее в обществе является проявлением общественных отношений? 2. Чем различаются действия и поступки? 3. Приведите конкретные примеры одностороннего и двустороннего социального взаимодействия, опираясь на то перечисление их вариантов, которое дано в параграфе. Попробуйте дополнить эти перечисления. 4. Назовите социальные сферы жизнедеятельности общества. Приведите примеры вашего участия в них. 5. Как можно различить социальное и межличностное взаимодействие? Покажите это на примерах. 6. Охарактеризуйте кооперацию, конкуренцию и конфликт как три основные формы взаимодействия. Приходится ли вам в вашей повседневной жизни принимать в них участие? 7. Что такое социальное движение? Назовите четыре его типа, данные в параграфе, приведя примеры каждого из них дополнительно к примерам учебника. А быть может, вы предложите дополнения к названным типам? Практикум 1. Приходилось ли вам сталкиваться со стихийными формами массовых действий, например паникой? Расскажите, как они протекают и в чём заключается их природа. Попробуйте составить памятку «Советы поведения в условиях массовой паники». 2. Составьте сравнительную таблицу на основе предложенных вами критериев. В этой таблице подробно распишите сравнительную характеристику кооперации, конкуренции и конфликта. 3. Как вы думаете, относятся ли следующие действия к социальному взаимодействию или нет? — Один человек попросил прикурить у другого. — Один человек спросил у другого, который час. — Пошёл дождь, и все раскрыли зонтики. — Проехала машина и облила прохожих грязью. — Вы заплатили продавцу за покупку. §37. Конфликт и протестное движение Протестное движение. Термин «протестное движение» появился в отечественной науке и массовой печати во второй половине 1990-х гг. Он отражает не только негативные процессы — нарастание социальной напряжённости, ухудшение социального самочувствия населения и нежелание мириться с существующим положением дел, но также и позитивные, а именно рост политической активности людей и формирование активной гражданской позиции. Источником протестного движения выступают два фактора — социальная напряжённость и конфликт между социальными группами. Социальная напряжённость — высокий уровень недовольства населения существующим положением дел, выражающийся в скрытой агрессивности и готовности выразить своё настроение в открытой форме. В основе социальной напряжённости лежит чувство социальной неудовлетворённости, ощущение ущемления своих интересов, несправедливого ограничения доступа к социальным благам или привилегиям. Конфликт и его характеристики. Предметом спора могут быть: территория проживания, деньги, жилище, власть и т. д. Участники конфликта называются субъектами конфликта. Предмет конфликта — вопрос или благо, из-за которых разгорается конфликт. Причина и повод конфликта отличаются от предмета конфликта. Поводом для конфликта может служить незначительное происшествие. Конфликт принимает разные формы и масштабы. Самая распространённая — повседневная ссора друзей, родственников, незнакомых людей дома, на улице, в транспорте. Это межличностный конфликт. Более серьёзная форма — размолвка, развод, забастовка. Бунт, мятеж — стихийная массовая форма протеста. Они могут завершиться революцией, войной, переворотом. Мы говорим о конфликте между разными этническими группами (американцами и индейцами); разными поколениями (конфликт отцов и детей); между законопослушными гражданами и преступниками (ценности воровской, криминальной культуры и нормы доминирующей культуры). Под масштабом конфликта понимают число участвующих к нём людей и серьёзность последствий. Разрешение конфликта — это переход конфликта из фазы неразрешимого противоречия в фазу взаимовыгодного сотрудничества сторон. Существуют следующие способы решения конфликтов: компромисс, переговоры, посредничество, арбитраж, применение силы, власти, закона. Самый сложный случай — разрешение межнациональных и этнических конфликтов. В большинстве межнациональных конфликтов не существует объективно справедливого решения для всех враждующих сторон, ибо каждая руководствуется своей правдой, своими историческими событиями и фактами. Для правильного и всестороннего понимания конфликта необходимо провести разграничение между ним и противоречием. Противоречие — фундаментальная несовместимость, несогласованность важных (политических, экономических, этнических) интересов. Противоречие обязательно лежит в основе любого конфликта и проявляется в социальном напряжении — чувстве неудовлетворённости положением дел и готовностью его изменить. Но противоречие может так и остаться противоречием, не дойдя до открытого столкновения, т. е. до конфликта. В основе экономического конфликта лежит неустранимое противоречие (его в таком случае называют антагонистическим) между собственником и наёмным рабочим. Когда мы устраиваемся на работу (нанимаемся), то незримо для себя втягиваемся в это противоречие, которое рано или поздно может проявиться через открытый конфликт. Нам перестали платить зарплату, непроиндексировали её пропорционально росту инфляции или просто снизили. Вот вам и повод для конфликта. Собственник обязан выплатить зарплату. Но его экономический интерес — получить максимальный процент с собственности. Теоретически он хотел бы не платить за ресурсы, не отдавать налоги, не рассчитываться по зарплате. Но это невозможно, он вынужден платить.
Суть экономического конфликта - столкновение двух групп людей с противоречивыми интересами по поводу разделения дефицитного блага, конкретно - заработной платы. Для собственника она представляет прямые вычеты из прибыли, поэтому он «спит и видит», как её свести к нулю. Для работника зарплата - единственный источник существования, поэтому он мечтает о том, чтобы она росла до бесконечности. Менеджер - наёмный работник, призванный защищать интересы собственника, и поэтому находится между враждующими сторонами, стараясь их примирить. Напротив, для работника зарплата — единственный источник существования. Такова логика классовой борьбы на протяжении тысячелетий. Рабочий буквально выбивает из собственника приличествующие условия труда и жизни, хорошую зарплату, гражданские права, социальные страховки и т. д. Подобное противоречие не исчезнет до тех пор, пока существуют причины, порождающие конфликт, — противоположность экономических интересов. Конфликтное поведение или борьба за перераспределение экономических выгод (социальных благ) проявляется через групповое давление, принимающее формы прямых акций (забастовок), выдвижение политических требований либо мобилизацию общественного мнения в свою поддержку.
Массовое недовольство — исходная точка конфликта, а групповой негативизм — его следствие. И то и другое может проявляться в социальном протесте, т. е. массовом несогласии с существующим порядком вещей.
Протест как активная форма конфликтного поведения. Протест относится к активным формам конфликтного поведения и подразделяется на индивидуальный, коллективный, организованный, стихийный, открытый, скрытый, прямой и косвенный. Примеры акций протеста: 1. Более 350 тыс. человек во главе с Мартином Лютером Кингом участвовали в апреле 1967 г. в Нью-Йорке в демонстрации протеста против войны во Вьетнаме. 2. Основанная в 1971 г. организация «Гринпис» начинала свою деятельность с акций протеста против охоты на китов. В 1980-х гг. она весьма активно выступала за запрещение испытаний ядерного оружия. Экипаж судна, принадлежащего «Гринпис», намеревался отправиться к необитаемому атоллу Муруроа в знак протеста против французских ядерных испытаний. 3. Индийский борец за свободу Махатма Ганди вместе со своими сторонниками в марте 1930 г. начал так называемый «соляной поход», протестуя против британского владычества. Поводом послужил налог на соль, затронувший интересы бедных крестьян. При огромном скоплении народа Ганди совершил церемонию выпаривания соли на берегу моря. Это был сигнал к началу новой кампании гражданского неповиновения. Ганди обнародовал свои требования: отмена солевого налога, снижение военных расходов, введение протекционистских пошлин, освобождение политических заключённых. В отличие от сопротивления — пассивного способа выражения своего несогласия, протест — активная форма защиты своих интересов от посягательства извне. Среди форм организованного протеста выделяются: • открытый пассивный протест (невыполнение приказов, неподчинение, невыход на работу); • скрытый пассивный протест (подстрекательство к сопротивлению, заговор, расклеивание листовок, работа «с прохладцей»); • открытый активный протест (митинги, демонстрации, забастовки, стачки); • скрытый активный протест и сопротивление (террористическая борьба, создание политической нелегальной партии, подготовка военного переворота). К формам открытого активного протеста относят и демонстрацию.
2. Приходится ли вам в вашей повседневной жизни сталкиваться с социальной напряжённостью? В чём проявляется социальная напряжённость? Каким образом её можно уменьшить или вовсе снять? 3. Что такое конфликт? Приведите примеры конфликтов, через которые раскройте его характеристики, данные в параграфе. Практикум 1. Дана следующая модель: конфликт, порождённый соревнованием групп за реальные блага, и выигрыш. Какие из приведённых ниже ситуаций подходят под указанную модель, а какие — нет? а) Борьба наций за территорию; б) баскетбольный матч; в) классовая борьба; г) гражданская война; д) этнический конфликт; е) столкновение покупателя с продавцом; ж) демонстрация обманутых вкладчиков с требованием вернуть им их деньги; з) дуэль. 2. Прочитайте текст «Парадоксы экономического поведения», данный ниже. Почему он так называется? Можно ли утверждать, что приведённое ниже относится к рациональному поведению? Почему? Парадоксы экономического поведения «Эффект Веблена» характеризует случаи, когда спрос на товары по мере роста цены увеличивается, а не уменьшается. Например, высокая цена предметов роскоши в глазах покупателя выступает гарантом высокого качества. Пример из нашей действительности: как только в 1990-1991 гг. периодически объявляли повышение цен на предметы первой необходимости, так моментально на них возрастал спрос и выстраивались огромные очереди. Здесь действует другой эффект - эффект ожидания ещё большего роста цен в условиях экономического спада. «Эффект быть-как-все» характеризует случаи, когда товар приобретается не по необходимости, а из-за желания не отставать от других. В наших условиях предметы первой необходимости в период экономического спада приобретались не из-за желания быть как все, а из-за стремления сделать запасы на период предстоящего повышения цен. «Эффект сноба» характеризует ситуации, когда необходимый товар не покупается только потому, что его покупают другие. Аксиома жадности: если А содержит большее количество хотя бы одного товара, чем Б, и такое же количество остальных товаров, что и Б, то А будет пред-j почитаться Б. Проблема «дорожного зайца»: если несколько человек должны нести бревно, то один, рационально мыслящий, будет лишь имитировать нагрузку. Тем самым он минимизирует собственные затраты и соответственно максимизирует собственную выгоду, поскольку конечная цель будет достигнута и без его участия. «Дилемма дарящего». Английские психологи попытались выяснить, почему I для большинства людей деньги неприемлемы в качестве подарка. Оказывает- j ся, использование их в качестве знака внимания, уважения или любви сильно девальвирует ценность альтруистического поведения. § 38. Социальное поведение Что такое поведение. Поведение — внешняя форма проявления деятельности, т. е. оно лишь один из её аспектов. Поэтому учёные говорят, что поведение может быть только открытым, видимым. Поведение — непосредственно наблюдаемая деятельность. Деятельность, в отличие от поведения, может быть внутренней (рассудочная деятельность) и внешней. В поведении проявляются личность человека, особенности его характера, темперамента, его потребности, вкусы, обнаруживается его отношение к предметам и явлениям окружающей действительности. Поведение — совокупность движений, актов и действий человека, которые могут наблюдать другие люди, а именно те, в чьём присутствии они совершаются. Социальное поведение проявляется, например, как реакция на ожидаемые трудности в снабжении продуктами, удовлетворяющими важнейшую жизненную потребность. Отсюда следует, что основными элементами социального поведения выступают: потребности, мотивации, ожидания. Единицей поведения является поступок. Хотя его считают осознанным, он не имеет цели или намерения. Поступок честного человека естествен и потому произволен. Просто иначе он поступить не мог. При этом человек не ставит цель продемонстрировать другим качества честного человека. В этом смысле у поступка нет цели. Действие на что-то направлено, а поступок — нет. В коллективе или в малой группе, которая состоит из людей знакомых и постоянно с тобой взаимодействующих, поведение существенно отличается от того, что можно наблюдать в толпе, состоящей из незнакомых, случайных людей. Отличие базируется на соблюдении правила: веди себя с другими так, как хотел бы, чтобы они себя вели с тобой. Ниже приведена схема инстинктивного поведения. Организм (тело) ощущает действие внутренних стимулов (импульсов), которые выражаются в специфических действиях, составляющих, как показано на рисунке, непрерывную цепь поведения.
Ещё одна схема человеческого поведения убеждает нас в том, что между внутренними побуждениями и внешним действием существует посредник, разрывающий непрерывную цепь поведения. Это человеческий мозг, выполняющий работу двоякого рода: он интерпретирует то, что мы чувствуем, и отбирает те реакции, которые соответствуют тому, чему мы обучились.
Обратим внимание, что в тот момент, когда ваш мозг принимает идущие от вашего тела сигналы, указывающие, например, на то, что желудок сейчас пуст, вы не рычите, как зверь, вы не срываетесь с места и не мчитесь со всех ног в столовую. Вы дожидаетесь окончания занятий и затем уже решаете, когда, где и с кем утолять голод. Вы можете даже убедить себя в том, что наступило удобное время перейти к диете или что вы вообще не голодны. Социальное действие (поведение) — поведенческий акт (единица поведения), совершаемый социальным субъектом (представителем социальной группы) в данном месте и в данное время. Такова общая формула социального действия. Здесь есть субъект (представитель какой социальной группы), есть его действие (что именно он делает), есть ориентация на других, мотивация, цель, выбор средств достижения цели.
Как правило, действие может быть очень растянутым во времени. И тогда оно превращается из действия в деятельность или процесс. Если, например, вы каждый день ходите на работу, то ваша работа (взятая в целом) должна интерпретироваться не как поведенческий акт в данное время и в данном месте, а как трудовая деятельность, т. е. совокупность регулярно совершаемых действий. Рациональное поведение. Классическим примером рационального действия является экономическое поведение. Предположим, вы берёте деньги, идёте в магазин и покупаете какую-либо вещь. Здесь есть всё: индивид, чёткая цель, свободный выбор средств. Вы руководствовались определёнными мотивами, когда выбирали именно этот способ достижения цели и конкретный результат. Другие примеры: вкладываем деньги в банк, чтобы получить проценты; больной выполняет предписание врача; юноша и девушка заключают гражданский или фиктивный брак. Рациональное экономическое поведение получило наиболее полное воплощение в модели «экономического человека». Теоретические основания модели «homo economicus» были разработаны ещё в XVII в. Адамом Смитом в книге «Исследования о природе и причинах богатства народов». Она базируется на стихии и непредсказуемости рыночных действий, ориентируясь в которых человек, скажем покупатель, взвешивает все плюсы и минусы, выбирая самый рациональный, так называемый наименее затратный, путь к успеху. Смит полагал, что главным мотивом хозяйственной деятельности служит корыстный интерес — всякий печётся только о своей выгоде. Но преследовать свой интерес человек может, только оказывая услуги другим людям, предлагая в обмен свой труд и продукты труда. Так развивается разделение труда. Люди помогают друг другу и одновременно способствуют развитию общества, хотя каждый из них — эгоист и беспокоится лишь о своём. Поскольку на экономическом рынке, управляемом стихией, все субъекты — собственники, работники, потребители — ведут себя одинаково эгоистично, их поведение предсказуемо и подчиняется известной логике. В ряду главных субъектов социального действия два — семьянин и гражданин — не подчиняются логике рационального экономического действия. Разумеется, мужчина, глава семьи, выполняет функцию кормильца, зарабатывает деньги, а потому должен подчиняться рациональной логике — как на рынке труда, подыскивая себе место работы, так и на предприятии, когда он занят повседневным трудом. Но, кроме того, он придерживается неких ценностных принципов, показывает образец нравственного поведения как для жены, так и для детей. Лишь на этом прочном фундаменте вырастает его авторитет в семье. Если его поставить перед выбором — здоровье семьи или выгодная должность, то, скорее всего, руководствуясь своими моральными принципами, мужчина выберет первое. Да и в повседневной жизни большинство людей всё же руководствуются эмоциями и иррациональными соображениями, а не трезвым экономическим расчётом. Если к рациональному поведению семьянина добавить его роль как гражданина своего государства, призванного общественное благо ставить выше личного, то от чистой рациональной модели поведения мужчины мало что остаётся. Как правило, чем выше позиция индивида в социальной иерархии, тем рациональнее его поведение, а чем меньшим социальным ресурсом обладает человек, тем больший компонент иррациональности присутствует в его поведении. При получении высшего образования результатом служит окончание высшего заведения, мотивом — получение престижной работы в будущем, средством — постоянное совершенствование своих знаний и умений. Чтобы поступить в вуз, человек должен хорошо знать школьные предметы, иметь нужные документы и успешно сдать экзамены. Мотивом поступления в вуз является желание учиться и стать хорошим специалистом в той области, которую выбрал. Составление брачного контракта — тоже рациональное социальное действие. Рациональное потому, что в случае развода имущество будет распределяться согласно правовым нормам, а не ситуативным пожеланиям, гневу, эгоизму или стремлению отомстить сопернику. Социальным такое действие надо считать потому, что факт существования брачного контракта способен в той или иной мере повлиять на отношения в семье, которая, как мы знаем, является одним из социальных институтов. Принцип рациональности — стремление человека получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов. При удовлетворении своих интересов люди всегда и везде находятся перед необходимостью выбирать. Естественно, что для этого у них должна быть свобода выбора. Согласно свободе выбора, человек выбирает тот вариант, который принесёт ему наибольшую пользу. Если он держит свои сбережения в банке, то именно уменьшение процентной ставки заставит его искать более прибыльное применение своим сбережениям, и он приобретёт, например, высокодоходные акции. Рациональное поведение — экономическое действие, где есть мотив, ориентация на другого, свобода в выборе средств, цель, готовность действовать, рисковать и взять на себя ответственность. Разумный риск, проявляющий себя и в бизнесе, и в политике, — обязательная особенность рационального действия. У разных социальных категорий и разных типов людей обнаружена разная степень сочетания вероятности риска и желания добиться успеха. Кого-то высокий риск остановит на полпути; кому-то лишь пощекочет нервы, придаст остроты ощущения и сподвигнет ещё решительнее продвигаться к поставленной цели. Для современной экономической деятельности характерны совмещение несовместимого — риск и рациональность. Прекрасный образец целерационального действия дал У. Шекспир в «Юлии Цезаре». Древнеримский трибун Флавий, встретив толпу граждан, спрашивает их предводителя — сапожника: «Что же не работаешь сегодня дома? Зачем людей по улицам ты водишь?» На что тот ему отвечает: «Затем, сударь, чтобы они поизносили свою обувь, а я получил бы побольше работы». Хотя большинство граждан собрались конечно же для иной цели: посмотреть Цезаря и порадоваться его триумфу. Иначе говоря, мотив их действий преимущественно эффектный — выражение своего восторга. Тем не менее сапожник параллельно ей преследует свою собственную, чисто прагматическую цель. Читатель чувствует, что в словах сапожника больше юмора, нежели серьёзной выгоды, но за несерьёзной формой вполне может скрываться серьёзное намерение. Поведение потребителей — это сумма рациональных расчётов и иррациональных поступков. Рядовой потребитель спрашивает чуть ли не у каждого встречного, на каком оптовом рынке колбаса дешевле, и, взвесив стоимость проезда, невыполненных домашних дел, едет на другой конец города. Предприниматель заказывает всё, что ему нужно, не выходя из офиса. Но вот резко увеличилась инфляция. Её жертвами оказываются самые незащищённые слои. У них нет запаса прочности в виде счёта в банке, ценных бумаг, прибыльной работы. Денег в кошельке столько, сколько «новый русский» тратит на чаевые. Психологически стресс не выдерживают самые бедные. Естественная реакция — паника и массовый психоз: надо покупать сегодня, пока завтра цены не поднялись выше. Начинается фаза ажиотажного спроса. С прилавков магазинов и оптовых рынков сметают всё подряд. Естественная реакция продавцов — повышать цену вслед за ростом спроса на товары. Для купцов это золотые деньки. Но при условии, если его расходы на аренду, транспорт и прочее не растут в той же пропорции. А поскольку в период всеобщего кризиса увеличивается в размерах всё, кроме зарплаты, которая реагирует самой последней, то от него практически никто, кроме узкой группы игроков на бирже, не выигрывает. Однако в последнее время обнаружились недостатки рациональной модели экономического поведения. Психологи предупреждают: люди ведут себя не столько в соответствии с расчётом собственной выгоды, сколько под влиянием эмоций, страхов, воспоминаний, стереотипов и предрассудков. Принцип рациональности, как и многие другие понятия экономической теории, описывает не то, что есть на самом деле, а некую идеальную модель. Экономистам приходится оценивать нерациональное поведение человека. В начале реформ, а именно в 1991 г., когда объявили, что скоро резко повысятся цены на продукты питания, домохозяйки и старушки в несметном (по их доходам, разумеется) количестве стали закупать масло, крупы, соль, спички. Говорили: «про запас». Конечно, действовали они так чисто прагматически: когда цены вырастут, те же продукты им придётся покупать втридорога. Получалась существенная экономия денег. На самом деле никакой экономии не получилось. Масло стало горьким, а в крупе завелись жучки. Непригодные к употреблению продукты пришлось выкинуть. Люди подальновиднее поступали иначе: они вкладывали на глазах обесценивающиеся рубли в предметы долговременного пользования. В те, что скоро не испортятся. И оказались в выигрыше. Основные термины и понятия Противоречие, поведение, социальное действие (поведение), принцип рациональности, рациональное поведение Вопросы и задания ■нннншшннмтяяаанишнмншшанаваннашш 1. Охарактеризуйте рациональное поведение. Почему, на ваш взгляд, люди часто ведут себя не рационально? Применимо ли рациональное поведение во всех сферах общественной жизни? 2. Как вы понимаете выражение: «Поступайте с другими так, как вы бы хотели, чтобы поступали с вами»? 3. Почему, на ваш взгляд, именно семьянин и гражданин не подчиняются логике рационального экономического действия? Приведите примеры. Практикум 1. Каждому приходилось бывать в магазине и стоять в очередях в кассу. В подобной ситуации и вы, и другие покупатели хотят, чтобы их очередь подошла как можно скорее. Имея в виду эту цель, зададимся вопросом: как должны быть скоординированы действия покупателей? Как избежать ситуации, в которой к отдельным кассам очереди будут очень длинными, в то время как к некоторым другим кассирам придётся ждать клиентов? 2. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах? А. Полное разрешение конфликта предполагает, что на смену борьбе приходит сотрудничество. Б. При частичном разрешении конфликта остаются условия для его продолжения. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. § 39. Девиантное поведение Отклоняющееся и противоправное поведение. В социологии нередко применяется термин «отклоняющееся поведение». Что же он означает? Этот термин употребляется в двух значениях — в широком и узком. В широком он подразумевает любое отклонение от принятых в обществе социальных норм, начиная с самых незначительных, например нарушение пешеходом правила перехода улицы, и кончая самыми серьёзными — терроризм, убийство. В узком значении отклоняющееся поведение обозначает незначительные проступки, те, что не подпадают под статью Уголовного кодекса РФ. Самые серьёзные правонарушения носят название преступности, или криминала. Менее серьёзные правонарушения называются делинквентностью, а самые незначительные проступки — девиантностью. Так складывается шкала, содержащая три степени отклонения от законопослушного поведения. Отклоняющееся (девиантное) поведение — собирательное название для трёх видов правонарушений: криминального, делинквентного и девиантного поведения.
Частота случаев нарушения Шкала отклоняющегося поведения Хотя большинство людей большую часть времени ведёт себя в согласии с законами, их нельзя считать абсолютно законопослушными. Так, почти все могут признаться в том, что они совершали различные незначительные проступки: опоздание на работу, курение в неположенных местах и др. Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется отклоняющимся. Девиант — любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. При такой постановке вопроса следует говорить о формах и размерах отклонения. К видам, или формам, девиантно- го поведения относят: алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство. Нарушения социальных норм могут быть серьёзными и несерьёзными, сознательными и неосознаваемыми. Все серьёзные нарушения, сознательные они или нет, подпадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению. Алкоголизм и наркомания — типичный вид девиантного поведения. Алкоголик и наркоман — не только больной человек, но и девиант, он не способен нормально выполнять социальные роли. Самоубийство, т. е. свободное и намеренное прекращение своей жизни, — девиация. Но убийство другого человека — преступление. К преступлениям, т. е. фактам криминального поведения, относятся мошенничество, хищения, изготовление фальшивых документов, взятки, промышленный шпионаж, вандализм, воровство, поджоги, проституция, азартные игры и другие разновидности противоправных действий. Делинквентное поведение. Делинквентное поведение — не наказуемые с точки зрения Уголовного кодекса РФ правонарушения: мелкое хулиганство, незначительное хищение продуктов в магазине покупателем (хищение продавца считается должностным преступлением); мелкое воровство в транспорте или на рынке; драки без нанесения тяжких телесных повреждений; обман налогового инспектора; опоздание на работу; переход улицы или курение в неположенном месте и др. Делинквентное поведение — асоциальное поведение, на грани преступного. В перечень делинквентного поведения школьников, по данным зарубежных и отечественных специалистов, обычно входят такие проступки, как употребление алкоголя, участие в драках, незаконное хранение оружия, воровство, прогуливание занятий, курение марихуаны и др. Для взрослых и подростков к делинквентным поступкам можно также отнести все или большинство административных правонарушений. К правонарушениям, связанным с привлечением к административной ответственности, относятся: распространение ложных сведений о кандидате на определённую должность; воспрепятствование осуществлению избирательного права; нарушение правил дорожного движения; торговля с рук в неустановленных местах; распитие спиртных напитков и появление в пьяном виде в общественных местах; самовольная добыча янтаря; нарушение порядка проведения массовых мероприятий; незаконное изготовление и распространение массовой информации; завышение цен в частных предприятиях торговли; нарушение равноправия граждан и единства территории; нарушение законодательства об охране памятников; нарушение Закона РФ «О приватизации предприятий» и др. При установлении факта административного правонарушения применяются следующие виды административных взысканий: предупреждение, штраф, конфискация, возмездное изъятие предмета, лишение специального права, исправительные работы, административный арест. Таким образом, любое поведение, не одобряемое общественным мнением, называется девиантным, а поведение, которое не одобряется законом, — делинквентным. Неодобрение ещё не означает наказания. Уголовное наказание очерчивает границу между делинквентным и преступным поведением. Подростки, состоящие на учёте в подразеделе- ниях по делам несовершеннолетних, — делинквенты, но не преступники. Таковыми они становятся, попав за решётку по приговору суда. Почему подростки нападают на мирных граждан, угоняют машины, грабят магазины? Быть может, потому, что они отвергают общечеловеческую мораль и придерживаются своей собственной? Долгое время социологи так и думали. Но недавно выяснилось, что у подростков нет ценностей и норм, противоположных общепринятым. Правда, они трактуют их особым образом в терминах своей субкультуры. В том числе и преступление. Например, хулиганство описывается как озорство, угон автомобиля — как временное заимствование, а драка — как выяснение отношений. Юный правонарушитель видит в себе не злодея, а поборника справедливости. Когда стриженые «люберы» нападали на длинноволосых хиппи, они рассматривали свои действия как наведение общественного порядка и борьбу за нравственный образ жизни. Иначе говоря, правонарушитель занимает позицию мстителя, а жертва превращается в злодея. От подростков часто можно слышать фразы типа «я никому не причинил вреда», «они сами это заслужили». Изображая себя жертвами несправедливого приговора, они выставляют себя этакими рыцарями долга: «не имел права струсить», «главное — не бросать друга в беде», «не мог оставить товарища». Районы с высокой плотностью делинквентного и криминального поведения называют криминогенными. Криминальное поведение — преступное поведение. В этих местах процент правонарушителей оказывается выше, чем средний показатель для других областей. Категории населения, которые более других склонны совершать криминальные или делинквентные поступки, называются группами риска. К ним относится, в частности, молодёжь. Группа риска — категория населения, которая больше других склонна совершать криминальные или делинк- вентные поступки. Делинквентное поведение молодёжи. В силу физиологических особенностей формирующегося организма подросток отличается повышенной активностью, но вследствие недостаточной социальной зрелости он, как правило, ещё не готов к самоконтролю. Он не умеет прогнозировать все последствия своих поступков, неправильно понимает свободу и независимость личности. Один из распространённых примеров делинквенции — вандализм футбольных фанатов. Вандализм — бессмысленное уничтожение материальных и духовных памятников. Вспомните — это название произошло от германского племени вандалов, которые в V в. напали на Римскую империю и разгромили её. Сегодня к вандалам относят тех, кто бьёт стёкла, режет сиденья в поездах. Социологи установили тенденцию: чем человек моложе и чем чаще он сталкивается с образцами делинквентного поведения, тем глубже он их усваивает. Юноши и девушки могут испытывать очень сильное воздействие уличных компаний или окружающей их обстановки. Подростки, которые с детства сталкиваются с отклоняющимися от нормы моральными ценностями, нередко и сами становятся правонарушителями. Раньше социологи были уверены, что молодёжная преступность — побочный продукт бедности. Выходцы из низов имеют меньше возможностей получить образование и работу, они больше не удовлетворены жизнью в целом. Однако недавние исследования показали, что преступность равномерно распределяется по всем слоям. Выяснилось, в частности, что учащиеся, принадлежащие к верхнему слою среднего класса и высшему классу, чаще участвовали в актах школьного вандализма, чем дети победнее. Преступность несовершеннолетних. Преступность несовершеннолетних — составная часть преступности, один из источников формирования преступности взрослых. По ряду признаков она отличается от преступности взрослых и имеет свои особенности. Например, по характеру преступлений подростки чаще совершают кражи, грабежи, разбои и изнасилования, реже убийства. В то же время большинство преступлений подростки планируют заранее и в ряде случаев используют даже технические средства. Предметами корыстного посягательства подростков выступают, как правило, различная аудио-, видео- и другая аппаратура, мотоциклы, автомобили и другая техника; модная одежда, драгоценности, а также спиртные напитки и продукты питания (до 60—70% всех преступлений). Насильственные преступления, совершённые подростками (особенно в группе), отличаются особой жестокостью и цинизмом. В наши дни вновь обострилась проблема детской беспризорности, особенно в местах межнациональных конфликтов. Дети из семей вынужденных переселенцев и беженцев часто вынуждены бродяжничать, нищенствовать. Именно они составляют «группу риска», которую взрослые правонарушители вовлекают в преступную деятельность. Основную часть несовершеннолетних преступников составляют лица мужского пола (90—95%). Многие из девушек, осуждённых к лишению свободы, выросли в неблагополучных семьях или были лишены попечения родителей, подвергались сексуальному насилию и пр. Некоторые из них страдают венерическими, соматическими (телесными) и психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией и пр. Наибольший удельный вес среди несовершеннолетних правонарушителей занимают подростки 16—17 лет, но большинство из них ещё до достижения возраста уголовной ответственности несовершеннолетних (14 лет) характеризовались проступками криминального характера; употребляли спиртные напитки, убегали из дома, бродяжничали. Реальное число подростков-наркоманов, по мнению некоторых специалистов, в 4—5 раз превышает официальную статистику. Криминальной активностью отличаются прежде всего несовершеннолетние, которые не учатся и не работают, затем — по мере убывания — работающие, учащиеся профессионально-технических училищ, студенты. Росту преступности несовершеннолетних во многом способствует уверенность многих правонарушителей в своей безнаказанности. Так, около половины несовершеннолетних правонарушителей получают отсрочку от уголовного наказания с учётом их возраста и надежды на исправление. Однако при этой отсрочке 30% правонарушителей в первые три месяца вновь совершают преступления. Несовершеннолетние, ведущие антисоциальный образ жизни, вырабатывают свою субкультуру. Негативные воззрения, усвоенные в подростковом возрасте, закрепляются на всю жизнь и становятся причиной рецидивного преступного поведения. Личность несовершеннолетних преступников характеризуется ослаблением чувства стыда и вины; равнодушием к страданиям других; несамокритичностью и желанием видеть в окружающих источники собственных безнравственных поступков. Многие из них несдержанны, жестоки, эмоционально неуравновешенны. Сверхактивные несовершеннолетние, например, не умеют управлять собой, они беспечны, не способны предвидеть последствия своих действий. Важное место в превентивной практике современных цивилизованных стран занимает разветвлённая сеть социальных служб и социальных работников, оказывающих поддержку населению, семье, детям, молодёжи в различных кризисных ситуациях. В России существует сейчас разветвлённая служба — «Телефон доверия». Обратившись в эту службу, подросток может получить психологическую помощь и поддержку. Основные термины и понятия Отклоняющееся (девиантное) поведение, девиант, делинквентное поведение, криминальное поведение, группа риска Вопросы и задания н^ яш^шшшшяттшшттяяятя^швяяк 1. Что такое отклоняющееся поведение? 2. Прокомментируйте рисунок, на котором изображена шкала отклоняющегося поведения. Что служит границей между каждым из горизонтальных показателей этой шкалы? 3. На основании материала параграфа, информации из СМИ и ваших личных наблюдений ответьте на вопросы: — Чем преступность в молодёжной среде отличается о преступности взрослых? — Какие качества, присущие подросткам, создают основу для преступности? Практикум 1. Можно ли считать примерами девиантного поведения следующее? а) Филателист тратит на своё увлечение не только всё свободное время, но и большую часть своей зарплаты, из-за чего его семья испытывает постоянные материальные затруднения; б) альтруист почти всё заработанное отдаёт в помощь детскому дому, говоря: «Я человек одинокий, мне много не надо»; в) работник из года в год не ходит в положенный ему оплаченный отпуск, ссылаясь на занятость на работе и свою увлечённость ею. 2. Может ли отклоняющееся поведение вызывать поддержку и понимание окружающих? Если ваш ответ — да, то приведите примеры. 3. Попробуйте составить список причин преступности в молодёжной среде, расположив эти причины по степени убывания важности. Date: 2015-12-13; view: 9999; Нарушение авторских прав |