Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность социализации





О социализации вы слышали и читали не раз, в том числе и в данном учебнике. Параграф, который сейчас перед вами, построен так, чтобы, обобщая и развивая ваши знания об этом явлении, выстроить целостную его картину.

Что такое социализация. В природе проявляется такая закономерность: чем сложнее организм, тем дольше прихо­дится ему приспосабливаться к окружающей среде.

У человека по мере увеличения мозга сокращалось коли­чество инстинктов и их место занимали социально приобре­тённые навыки. Природное начало сужалось, социальное — расширялось. Оно потребовало особого периода — детства, когда родители обучали потомство азам выживания. Чем выше взбиралось человечество по эволюционной лестнице, тем большему количеству знаний приходилось обучать, тем большее время для этого требовалось.


У человека период подготовки к взрослой жизни является самым затянутым. Раньше считалось, что он ограничивается детством, сегодня в него включают период юности и молодо­
сти. Треть своей жизни человек обучается жить в самом слож­ном из существующих миров — в мире общественных отноше­ний. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек обучается и «переобучается» всю свою жизнь. Таковы требования современного общества. Этот процесс получил наз­вание социализации.

Социализация — начинающийся в младенчестве и закан­чивающийся в глубокой старости процесс усвоения куль­турных норм и освоения социальных ролей.

Он означает превращение человека в социального инди­вида, зрелую разновидность которого именуют личностью.

Начинающаяся
социализация
18 лет
Завершающаяся социализация
60 лет
Процесс социализации, критические точки и стадии жизненного цикла
45 лет
В

Жизненный цикл человека. Процесс социализации про­ходит фазы, которые называют ещё стадиями жизненного цикла человека. Это детство, юность, зрелость и ста­рость. По степени достижения результата, или завершённо­сти процесса социализации, можно выделить начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды дет­ства, юности и зрелости, и продолженную, или зрелую, со­циализацию, охватывающую два других периода.




От социализации надо отличать: адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям), обучение (приобретение новых знаний), воспитание (целенаправленное воздействие агентов социализации на духовную сферу и поведе­ние индивида), взросление (социопсихологическое становле­ние человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет), воз­мужание (физиологический процесс укрепления организма человека в подростковом и юношеском возрасте).

Прежде подготовка к взрослой жизни была непродолжи­тельной: в 14—15 лет юноша переходил в разряд взрослых, а девушки в 13 лет выходили замуж и образовывали само­стоятельную семью. Так было в традиционном обществе. Да­же сегодня в тех обществах, что сохранили традиционный уклад жизни, существует раннее прекращение детства.

На стадии жизненного цикла человека влияют биологиче­ские и социокультурные факторы. В традиционном обще­стве не существовало самостоятельных, качественно различ­ных стадий младенчества, детства, отрочества и юности. Детство получило признание в Европе в Средние века, а отрочество — только в XX в. Совсем недавно, да и то в разви­тых индустриальных странах, самостоятельной стадией жизненного цикла была признана юность.

Подготовка к самостоятельной жизни становится не толь­ко более продолжительной (в индустриальном и постинду­стриальном обществе человек продолжает учёбу иногда до 25 лет), но также более сложной и дорогостоящей. Дать пол­ноценное образование всем желающим из любого социально­го слоя человеческое общество смогло только в XX в. Десят­ки тысяч лет оно накапливало для этого ресурсы. Всеобщее среднее образование — серьёзное достижение нашего време­ни. Если учитывать все расходы, то государство в развитых странах тратит на образование до 30% национального дохо­да. Раньше ничего подобного не было: в традиционном обще­стве обучение проходило стихийно (старшие передавали зна­ния младшим в семье).

Только единицы имели возможность посещать специаль­ные учреждения — школы, лицеи, гимназии, университеты.

Освоение социальных ролей. Социальной роли невоз­можно обучиться по книжкам или методом деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно.

Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социаль­ными нитями — правами, обязанностями, отношениями — она связана с другими ролями. И всё это надо осваивать. Вот почему к социализации применим термин не «обучение», а «освоение». Он шире по содержанию и включает обучение как одну из частей.

Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваи­вать не одну, а целое множество социальных ролей, продвига­ясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализа­ции продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведе­ния, роли и т. п. Понятие «социализация» объясняет то, ка­ким образом человек из существа биологического превраща­ется в существо социальное. Социализация рассказывает на индивидуальном уровне про то, что происходило с обществом на уровне коллективном. Ведь человек, взрослея, проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тыс. лет своей культурной эволюции и какие прошёл человеческий род за 2 млн лет своей биологической эволюции.



Очень многое человек наследует не только от своих далё­ких животных предков, но и от своих непосредственных предков — родителей и их родителей. Человеческое суще­ство, рождаясь более беспомощным, нежели детёныши жи­вотных, тем не менее гораздо больше подготовлено к усво­ению социального опыта.

Степень биологически закрепляемой социальной готовно­сти человека очень высока. И всё же её нельзя преувеличи­вать. Для социализации необходима нормальная социаль­ная среда.

Значение детства. Социализация начинается в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая лич­ность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процес­сы. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищённый её этап.


У высших животных сформировалось особое явление — материнство, которое у людей получает наивысшее разви­тие. Из инстинктивного оно становится сознательным. На базе материнства позднее возникает новый феномен — от­цовство. У него нет биологических корней. Это целиком со­циально приобретённое качество. Материнство и отцовство вместе создают ещё одно явление — родителъство, которое по мере развития общества превращается в специальный со­циальный институт.

Вынашивание потомства — самый ранний этап социали­зации, который предопределил дальнейший ход истории че­ловеческого рода. В конечном счёте уход за детьми, посте­пенно переросший в сложнейшую процедуру воспитания, необходим был взрослым даже в большей мере, чем самим де­тям. Он существенно повлиял на их интеллектуальное и со­циальное развитие.

--------------------------------------------------------------------------------------- ► Продолжительность детства

 

Чем выше положение на лестнице видов, тем продолжительнее период детства

В пределах человеческой истории на удлинение детства серьёзно влиял переход от одного хозяйственного уклада к другому. Собирательство требует наименьшего времени обу­чения. Переход от потребления пищи к её хранению увеличил сроки обучения. Последующий переход от собирательства к охоте потребовал ещё большего увеличения родительского вклада в обучение и защиту потомства. Теперь уже успех вы­живания напрямую зависел от успехов обучения.


Другой фактор удлинения детства — возникновение семьи. Появление моногамии — устойчивого брачного союза самца и самки на период выращивания хотя бы одного выводка вызва­но было тем, что самка в одиночку не могла сохранить потом­ство: добывать пищу, охранять территорию от врагов, переда­вать знания. Отсюда произрастает институт отцовства и начи­нается история социализации в полном смысле слова. Её нижняя граница — возникновение института отцовства и на его основе — формирование института родительства. Заверши­лась история инстинктов, началась история институтов.

Отсюда берёт своё начало и общественное разделение труда, так как исторически первая его форма относится не к сфере производства, как мы привыкли думать, а к сфере вос­питания потомства. Женщина обеспечивала вынашива­ние плода, выкармливание младенца грудью и психофизио­логический уход за ребёнком. Отец подключался к воспитанию позже, но обучал детей всей сумме необходимых для жизни в обществе знаний.

С переходом от обезьяночеловека к человеку произошло удлинение сразу двух важнейших периодов жизни людей:

1) детства — периода первичного обучения и социализации,

2) старости — завершающего этапа жизни, периода наиболее эффективной передачи накопленных знаний и опыта.

Детство отличается от других этапов социализации прежде всего тем, что дети — единственная категория населения, не имеющая социальных статусов и социальных ролей, если не считать статусов «ребёнок», «мужской/женский пол», «сын/дочь» и т. п., которые они ещё не осмысливают в полной мере. Так как дети не являются производителями материаль­ных благ и не относятся к категории экономически самостоя­тельного населения, у них не может быть профессиональных, экономических или политических статусов и ролей.

В роли дети играют, но не ведут себя в соответствии с тре­бованиями социальной роли. У детей только игровое осво­ение социального мира: мальчики играют в войну, а девоч­ки — в дочки-матери.

Виды социализации и её агенты. Социализация подразде­ляется на два вида — первичную и вторичную. Первичная социализация касается непосредственного окружения чело­века и включает прежде всего семью и друзей, а вторичная относится к опосредованному, или формальному, окруже­нию и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной — на поздних.

Беспомощность ребёнка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации проходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть. Помощников называют агентами социализации.

Агенты социализации — люди и учреждения, ответствен­ные за обучение культурным нормам и усвоение социаль­ных ролей.

К агентам социализации относят:

1) агентов первичной социализации — родителей, братьев и сестёр, бабушек и дедушек, близких и дальних родственни­ков, приходящих нянь, друзей семьи, сверстников, учителей, тренеров, врачей, лидеров молодёжных группировок;

2) агентов вторичной социализации — представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, партий, суда; сотрудников телевидения, радио, печати и т. д.

Как вы видите, первичную социализацию осуществляют те, кто связан с человеком тесными личными отношениями (родители, друзья), а вторичную — те, кто связан формаль- но-деловыми отношениями. Тот же учитель, если между ним и учеником нет доверительно-личных отношений, оказыва­ется среди агентов не первичной, а вторичной социализации. Полицейский практически всегда выступает в роли вторич­ного социализатора.


Агенты вторичной социализации влияют в узком направ­лении, они выполняют одну-две функции. Школа даёт зна­ния, предприятие — средства существования и т. п. Напро­тив, агенты первичной социализации универсальны, они выполняют множество разных функций: отец исполняет роль добытчика средств существования, опекуна, дисципли- натора, воспитателя, учителя, друга. Сверстники выступают в роли партнёров по играм и квазиродителей: старшие дети опекают и заботятся о младших. Семья — единственный агент социализации, оказывающий воздействие на протяже­нии всей жизни. Однако роль и статус каждого её члена на разных этапах семейного цикла меняется. Ребёнок — объект социализации и одна из целей жизни родителей, взрослый человек субъект (по отношению к детям) и объект (по отношению к другому супругу) социализации од­новременно. Старики и пожилые члены семьи могут быть только субъектами, но зачастую они исключаются взрослы­ми детьми из активного процесса социализации и воспита­ния внуков. Муж и жена выступают агентами социализации друг для друга.

Родительство. Взаимоотношения, складывающиеся меж­ду родителями (матерью и отцом) и детьми, являются ре­шающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент — когда человек наибо­лее восприимчив к добру и злу, когда он наиболее доверчив и открыт всему новому, а именно в период младенчества. Вторая характерная черта — взаимоотношения продолжа­ются всю жизнь и, следовательно, оказывают наиболее дли­тельное воздействие. Третья черта — родительско-детские отношения являются самыми тесными и близкими отноше­ниями, которые только могут существовать в человеческом обществе.

Многие убеждены, что родительские чувства передаются биологически и пробуждаются с появлением первого ребён­ка. Действительно, у всех живых существ — от птиц до мле­копитающих — родительская забота запрограммирована генетически. Однако для человеческих существ это справед­ливо наполовину. Родительство — прежде всего социально приобретаемое отношение. Практически только люди наме­ренно подкидывают или передают на воспитание в другую семью своих детей либо передают под опёку государства. Только человеческие существа придумали специальные учреждения для оставляемых детей и систему санкций, при помощи которых либо наказывают за нарушение, либо поощ­ряют за соблюдение отношений родительства.

Как это ни странно, но в большинстве стран Европы и Азии вплоть до XX в. практически отсутствовало понятие ответственности родителей перед детьми. Напротив, была крайне преувеличена ответственность детей пе­ред родителями. Таким образом, на протяжении почти всей истории человечества наблюдалась асимметрия в от­ношениях между родителями и детьми: ответственность одних была преувеличена, а ответственность других при­нижена.

Только в XX в. произошёл перелом в отношениях роди- тельства. Они вернулись в естественное для природы чело­века русло. Принцип партнёрства и взаимной ответ­ственности включён в систему прав гражданина во всех цивилизованных странах. Количество детей в одной семье к тому времени значительно сократилось, а их ценность резко возросла. Мысль о том, что родители должны жить ради своих детей, а те, в свою очередь, ради будущих детей, вернула человечество в русло гуманистических цен­ностей и восстановила естественную цепочку социализа­ции.

Основные термины и понятия

Социализация, агенты социализации

Вопросы и задания

1. Что такое социализация? Обязательна ли она для каждого чело­века?

2. Охарактеризуйте жизненный цикл человека. Какую роль в нём играет детство? Часто от детей приходится слышать: «Скорее бы прошло детство!» Быть может, действительно, чем короче детство, тем лучше?

3. Какие аргументы можно привести в доказательство тезиса: «Ро- дительство — достижение человечества»?

4. Почему по отношению к социальным ролям применяют термин «освоение»?

5. Раскройте на примерах положение учебника о том, что человек в период социализации проходит те же самые этапы, какие в своей истории прошло человечество.

6. Если социализация показывает, что человек проходит те же этапы, которые проходило человечество, то нельзя ли какие-ни­будь из этих этапов в жизни отдельного человека просто пропу­стить?

7. Какие виды социализации проходит человек? Можно ли осуще­ствить социализацию через один её вид? Осуществляется ли социа­лизация сначала через первый, а потом второй вид последователь­но? Или она проходит через два вида сразу? Отвечая на эти вопро­сы, используйте примеры из жизни.

8. Являются ли агентами социализации следующие лица? Если да, то какой именно и какую функцию они выполняют: а) почтальон;

б) надзиратель тюрьмы; в) продавец; г) диктор телевидения; д) приёмщик заказов в ремонтной мастерской.

9. Можно ли поставить знак равенства между смыслом слов «со­циализация» и «воспитание»? Почему?

Практикум

1. Проанализируйте наличие агентов социализации в вашей жиз­ни. На какие группы они делятся? Кто из них оказывает наиболь­шее воздействие на вашу социализацию?

2. Проанализируйте вашу роль в социализации окружающих как агента социализации.






Date: 2015-12-13; view: 4288; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2020 year. (0.031 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию