Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взгляд на общество в истории





Системный подход в науке позволяет рассматривать сложные объекты как системы.

I I

Система — совокупность элементов, находящихся в связях друг с другом и образующих определённую целостность.

Человеческое общество чрезвычайно многообразно. Оно может объединять от нескольких десятков или сотен чело­век (локальная группа собирателей, первобытные род и пле­мя) до сотен миллионов и даже миллиардов (современные Китай и Индия).

Глава 3

Общества бывают очень разнообразными, в зависимости от признака, по которому они делятся: большими и ма­ленькими, простыми и сложными, знающими и не знающи­ми письменность, руководствующимися в своей жизни законом и не подчиняющимися ему и т. д.

Общество — социальная организация данной страны, ос­новой которой является её социальная структура.

Мифологический образ мира. Человечество далеко не сразу пришло к правильному взгляду на окружающий мир. Ему предшествовала долгая череда поисков, ошибок и от­крытий. В далёкую эпоху, отстоящую от нас на десятки ты­сяч лет, первобытные люди, не вооружённые современными научными знаниями, представляли мир поделённым на три уровня, или три сферы:

• наверху обитали светлые силы (божества либо добрые духи);

• средний, или срединный, мир отводился для живых людей;

• нижний мир, т. е. подземное царство, был средой обита­ния душ умерших.

Мифологическая картина олицетворяла строение всего космоса. Три уровня — это три зоны космоса: небо, земля и преисподняя (загробный мир).

В большинстве мифов центр мироздания располагается в срединном мире — сообществе людей. На земле ему соответ­ствовал центр деревенского поселения, алтарь в храме, трон во дворце правителя.


Верхний мир

Срединный мир

Подземный мир

Мифологическая картина мира. В трёхслойной модели космоса зем­ной мир людей занимает промежуточное положение между небес­ным и подземным мирами

 

Античное общество. Во времена Античности человек в своей обыденной жизни представлял себе мир гораздо про­ще и гораздо меньшим по объёму. Обществом считались только такие житейские отношения, в которых жители Ат­тики или спартанцы видели общность, союз, содружество. Сегодня мы назвали бы такое общество скорее сообществом земляков или единомышленников.



Для Аристотеля главным в обществе являлись братство и любовь. А поскольку именно на них строится семья, то именно с семьи начинал он своё учение об обществе. Обще­ство — прежде всего семья. Семейная любовь называлась «социальной», и отношение жены к мужу было социаль­ным. Семья называлась обществом потому, что возникала путём договора — заключения брачного союза. Вот почему брак — источник общества. Обществами греки называли также коммуны друзей, у которых всё было общим.

Общество, состоящее из нескольких селений, есть вполне завершённое государство, достигшее в полной мере самодовлеющего состояния и возникшее ради потребностей жизни, существующее ради достижения благой жизни.

Аристотель

Античное общество в целом и древнеримское в частности было весьма сложным и помимо сословно-классовой струк­туры включало различные объединения и группы. Помимо общины (civitas), самой крупной ячейки у древних римлян, вся общественно-политическая, производственная, духов­ная, религиозная жизнь человека протекала внутри более мелких социальных групп: в семейно-родовой организа­ции, в религиозных и профессиональных группах, а также в мелких кружках и компаниях друзей. Именно под кон­тролем этих малых социальных групп протекала деятель­ность и жизнь древнего римлянина.

В отличие от греков римляне придали понятию «со­циальное» исключительно юридическое значение, а обще­ствами называли союзы, образованные ради достижения не столько нравственных целей, сколько имущественных.

Древнеримское государство называлось гражданством (civilas), означавшим союз граждан, воинов, дружину, сооб­ща стяжавших имущество, а затем деливших его или сооб­ща владевших им. Политическое понятие общества употреб­лялось не в прямом, а в переносном смысле, потому что оно лишь отчасти описывало реальные взаимоотношения. Го­раздо больше оно отражало моральный идеал римлян — полную гармонию всех со всеми, иначе говоря, достижение единой цели всеми гражданами.

В античной Греции и Риме гражданами считались только свободные жители города, точнее, города-государства. Они составляли самоуправляющуюся общину, которая суще­ствовала тысячелетия, пока на смену ей не пришла более крупная общность людей — нация. С тех пор вместо горо- дов-государств появились государства-нации (nation-state), или национальные государства.

Средневековое общество. В Средние века общество мысли­ли как органическое тело, в котором каждый человек выпол­няет отведённые ему функции. Само слово «свобода», которое обычно употреблялось во множественном числе, означало для средневекового человека не независимость, а привилегию включённости в какую-то систему, «справедливое место перед Богом и перед людьми». Регламентировано было не только по­ложение индивида в обществе, но и мельчайшие детали его поведения. Каждый человек занимал отведённое ему место и должен был соответственно поступать.



Между V и IX вв. чаще всего общество мыслилось как противостояние двух групп: клирики и миряне, а если речь шла о светском обществе, то — богатые и бедные.

Около тысячного года западная литература начала опи­сывать христианское общество по троякой схеме, сразу же получившей признание. «Троякий люд» и составлял обще­ство: священники, воины, крестьяне.

Со второй половины XII в. трёхчастная схема общества раз­рушается и уступает место более сложному и гибкому устрой­ству общества. В новом обществе положение человека опреде­ляется его социальным статусом и профессиональными каче­ствами.

Ни одно понятие не является более всеобъемлющим в со­временной социальной науке, чем общество, и ни одно поня­тие не используется так бездумно, как общество, несмотря на бесчисленные страницы, посвящённые его определению.

Иммануэль Валлерштайн, американский социолог

Разрушение трёхчастной схемы общества было связано с расцветом городов в XI—XIII вв.


Современное общество. Современное понимание обще­ства сформировалось в европейской культуре не ранее XVII—XVIII вв. В конце XVIII в. возникло понятие «граж­данское общество». Оно описывало нравы и обычаи всего народа, самодеятельность и самоуправление населения, на­конец, участие в политической жизни простых людей, не направляемое государством, а возникающее стихийно.

Раньше так называемых простолюдинов не включали в состав того, что называли «обществом». Таким образом, понятие «общество» ограничивалось аристократией, т. е. меньшинством населения, сосредоточившим в своих руках всё богатство и власть. Сегодня мы назвали бы эту часть «высшим обществом», «высшим светом», элитой или как-то ещё.

Средневековая Европа. Представители различных сословий

С конца XVIII в., а именно тогда произошла Великая французская революция (1789—1794), изменившая поли­тический облик Европы, слово «общество» начинает упо­требляться в широком смысле. Оно отражает нарождаю­щееся национальное самосознание людей, тягу к участию в политической жизни простолюдинов. Иначе говоря, большинства населения.


Основные термины и понятия  
Система, общество  
Вопросы и задания  

 

1. Что такое система? Что означает системный подход к обществу?

2. Сравните мифологическое, античное, средневековое и совре­менное представление об обществе, выработав критерии для срав­нения.

3. Попробуйте дать определение общества, исходя из представле­ний о нём во всех названных эпохах.

4. Что такое «общество» в широком смысле слова?

Практикум

1. В тексте параграфа приведены высказывания об обществе Ари­стотеля и И. Валлерштайна. Если бы вы не знали имена авторов этих высказываний и эпоху, когда данные слова были сказаны, то по каким признакам вы смогли бы идентифицировать историче­ское время жизни авторов приведённых размышлений о сути об­щества?

2. На с. 127 дана иллюстрация «Средневековая Европа. Предста­вители различных сословий». Проанализируйте её. Кто на ней изображён? Можно ли дать её анализ с позиций «троякого люда» или «etats»? Своё мнение обоснуйте.

§17. Общество и его основные сферы

Научное и обыденное понимание общества. В обыден­ной жизни понятие «общество» используется чрезвычай­но широко. Поэтому возможны различные его толкова­ния: 1) группа людей, которые создают организацию, ос­нованную на общих для них интересах; 2) группа людей, формально не организованная, но имеющая общие инте­ресы и ценности.

В научной литературе существует немало определений общества. Простейшее из них звучит так: общество — сово­купность людей и их взаимоотношений. В одном случае об­щество понимают как большую группу людей, сформиро­вавших общую культуру, в другом — как сложную социаль­ную систему с населяющими её людьми, в третьем — как со­циально-политическое объединение, ассоциируемое с ка- кой-то территорией, в четвёртом — как продукт межлич­ностных отношений людей.

Если придерживаться территориально-государственного принципа, то придётся считаться с более чем двумястами обществами, существующими на планете. А если быть вер­ным коммуникативному подходу (информация не знает границ), то необходимо будет признать существование на Земле одного-единственного общества — мирового.

Общество понимается в двух значениях — в узком и ши­роком. В первом случае это отдельно взятое общество, рас­сматриваемое в единстве его территориальных границ (страна) и политического устройства (государство). Гово­рят о советском, китайском, американском или современ­ном российском обществе. При этом указывают на его со­циально-политические, экономические и культурные осо­бенности.

В широком смысле об обществе говорят философы и со­циологи, но подразумевают несколько различающиеся ве­щи. В широком философском смысле общество обозначает любую совокупность исторически сложившихся форм сов­местной деятельности людей. Общество называют ещё вто­рой природой, подчёркивая тем самым, что оно, опираясь на естественную природу, стоит вне её. Общество не может возникнуть как логическое продолжение естественной при­роды и не способно функционировать только по её законам.

В широком социологическом смысле общество — это ми­ровое сообщество или мировая система, подразумевающая всё человечество как целое. Под мировым сообществом по­нимается некая планетарная социальная система, объеди­няющая всё население Земли, имеющая наднациональные органы управления, универсальные для всех стран прави­ла политического, экономического и культурного взаимо­действия. В таком обществе действуют не внутринацио­нальные, а международные отношения.

Наконец, общество нередко подменяют другим поняти­ем — общность.

Общность — коллектив людей, занятых в одном процессе производства и/или потребления благ, а также множе­ство партнёров по хозяйственным связям.

В общность обязательно включаются нехозяйствующие индивиды — прежде всего дети и старики.

Итак, общество — многозначное понятие, используемое для определения как социальных систем различного уров­ня, так и объединений людей, имеющих общность проис­хождения, положения, интересов и целей.

Элементами общества надо считать любое индивиду­альное образование — от отдельного человека до социаль­ных слоёв и классов, а его подсистемами — совокупность образований, наделённых признаками системы, в частно­сти: социальные институты и сферы общества.

Общество — это то, что делают люди в своей повседневной жизни

 

Понятие «общество», которым обозначают объект социо­логии, пришло из обыденной речи, где оно никогда не име­ло чёткого определения. Так, например, общество может обозначать особое клубное сообщество (вроде «Общества охотников»), группу людей, обладающих высоким прести­жем и привилегиями («высшее общество» или «светское об­щество») и т. д.

В зарубежной литературе утвердилась традиция един­ственного и множественного числа в употреблении термина «общество». Общество в единственном числе — это собира­тельный образ человеческих обществ, существовавших в разные эпохи и в разных странах. Общество вообще — это вневременная и общечеловеческая категория.

Структуру общества можно рассматривать под разным углом зрения. Например, её можно свести к совокупности всех групп, входящих в него, и тогда мы будем иметь дело прежде всего с населением. Можно считать, что стержнем общества выступает социальная иерархия, в которой все люди выстроены исторически, прежде всего по критерию богатства и объёма власти.

Иерархия (от греч. hierarchia — священная власть) — рас­положение частей или элементов целого в порядке от выс­шего к низшему.

Можно свести общество к совокупности пяти фундамен­тальных институтов: семья, экономика, государство, об­разование (культура и наука) и религия. Действительно, институты выполняют функцию столпов общества, на кото­рых всё и держится. Можно, наконец, всё общество разде­лить на четыре главные сферы — экономическую, полити­ческую, культурную и социальную. Их называют ещё подсистемами общества.

Какой бы из этих подходов мы ни взяли — он высвечива­ет сложное явление только с одной стороны. А вот совокуп­ность односторонних взглядов может дать нам целостную картину общества. Разберёмся в его составных частях или аспектах. Начнём с последнего — общество как взаимосвязь четырёх сфер. Они называются сферами общества.

Основные сферы общества. Экономическая сфера — это функционирование различных экономических институ­тов: фирм, предприятий, заводов, банков и т. п. Иными словами, то, что позволяет обществу запустить в производ­ство имеющиеся в его распоряжении ресурсы (землю, труд, капитал и управление) и создать такое количество товаров и услуг, которые удовлетворяют жизненно важные потреб­ности людей — в пище, жилье, досуге и т. п. В экономиче­ской жизни общества прямо участвует 50—60% населе­ния, называемого экономически активным населением: рабочие, крестьяне, служащие, предприниматели, банки­ры и др. Косвенно в ней участвуют все 100% проживающих

Духовная сфера

В обществе нет господствующих или доминирующих сфер. Каждая из них оказывает равное влияние

на данной территории людей, поскольку все мы — потреби­тели товаров и услуг. Пенсионеры уже вышли из производ­ства, а дети в него ещё не вошли. Они не создают мате­риальных ценностей, но их потребляют. Основой экономи­ческой сферы любого общества является общественное про­изводство, конечная продукция которого составляет на­циональный доход.

Политическая сфера — это, на примере современной России, Президент и Администрация Президента, Прави­тельство и парламент (Федеральное Собрание), их аппара­ты, местные органы власти (республиканские, губернские, областные), армия, милиция, налоговая и таможенная служба, прокуратура, суды, которые все вместе составляют государство, а также политические партии, не входящие в него. Основная задача государства — обеспечение социаль­ного порядка в обществе, улаживание конфликтов между партнёрами, например рабочими, профсоюзами и работода­телями; учреждение новых законов и слежение за их неу­коснительным выполнением; недопущение политических переворотов, защита внешних границ и суверенитета стра­ны, сбор налогов и обеспечение деньгами учреждений со­циальной и культурной сфер и т. д.

Политическая сфера
Экономическая сфера
Социальная сфера

Основной вопрос политической сферы — узаконивание способов борьбы за власть и защита таковой, когда она до­
сталась какому-либо классу или группе. Задача партий — выражать многообразие политических интересов различ­ных, часто противоположных, групп населения через уста­новленные законом каналы.

Духовная сфера имеет четыре составные части: культу­ру (в узком смысле слова), науку, образование и религию.

Эта сфера включает университеты и лаборатории, музеи и театры, художественные галереи и научно-исследователь­ские институты, журналы и газеты, памятники культуры и национальные художественные сокровища и т. д. У этой сферы три главные задачи. Наука призвана открывать но­вые знания в естественной, технической и гуманитарной областях. Образование должно передавать открытое учёны­ми знание последующим поколениям самым эффективным способом, для чего создаются школы и университеты, но­вейшие программы и методики преподавания, готовятся квалифицированные преподаватели. Культура в узком смысле слова призвана создавать вненаучные, а именно ху­дожественные ценности, хранить их (в библиотеках, музеях и т. д.). В культуру включается религия, которая выступает духовным стержнем любого общества.

Социальная сфера понимается в двух смыслах — широ­ком и узком — ив зависимости от этого охватывает либо всё общество, либо его часть. Необходимо также разли­чать социальную сферу как предмет научного изучения и как объект практического вмешательства. Первым зани­маются социологи, вторым — министерства, ведомства, фонды, учреждения.

Если рассматривать общество в практической плоскости, то социальная сфера в широком значении будет означать со­вокупность организаций и учреждений, отвечающих за бла­госостояние всего населения. В этом случае сюда включают­ся магазины, пассажирский транспорт, коммунальное и бы­товое обслуживание, общественное питание, здравоохране­ние, связь, а также учреждения досуга и развлечения. В этом своём значении социальная сфера охватывает почти все слои и классы — от богатых и средних до бедных.


Социальная сфера в узком значении подразумевает толь­ко социально незащищённые слои населения и учрежде­ния, обслуживающие их: пенсионеров, безработных, мало­обеспеченных, многодетных, инвалидов, а также органы со­циальной защиты и социального обеспечения (включая и социальное страхование) как местного, так и федерального подчинения. Во втором значении к социальной сфере отно­сится не всё население, а лишь его часть, как правило бед­нейшие слои.


 

Итак, мы выделили четыре главные сферы современно­го общества. Они тесно связаны между собой и влияют друг на друга. К примеру, если экономика страны не вы­полняет своих задач, не обеспечивает население достаточ­ным количеством товаров и услуг, не расширяет количе­ство рабочих мест, то уровень жизни социально незащи­щённых слоёв резко снижается, не хватает денег на выпла­ту зарплаты и пенсий, появляется безработица и даже мо­жет вырасти преступность. Иными словами, успехи в од­ной, экономической, сфере влияют на благополучие в дру­гой, социальной.


Экономика может сильно влиять и на политику. Когда в начале 90-х гг. XX в. экономические реформы в России при­вели к резкому расслоению населения, т. е. появлению на одном полюсе очень богатых людей, а на другом — очень бедных, более активными стали те политические партии, которые ориентировались на коммунистическую идеоло­гию. Они вызывали сочувствие уже у большей части населе­ния. Из опыта европейских стран известно, что как только экономика идёт на подъём, преобладающая часть населе­ния начинает отходить от левых взглядов в сторону так на­зываемых либерально-демократических и выступать за частную собственность и свободу предпринимательства.

Сферы общества можно расположить на плоскости таким образом, что все они будут равны между собой, т. е. нахо­диться на одном горизонтальном уровне. Но их можно вы­строить и в вертикальном порядке, определив для каждой из них собственную, непохожую на другие функцию или роль в обществе.

Вертикальная структура общества

 

Так, экономика выполняет функцию добывания средств существования и является фундаментом общества. Полити­ческая сфера во все времена выполняла роль управленче­ской надстройки общества, а социальная сфера, охватываю­щая социально-демографический и профессиональный со­став населения, пронизывает всю пирамиду общества. Та­кой же универсальный характер носит и духовная сфера об­щества, духовная жизнь людей.


Взаимное влияние сфер общества. Экономический базис общества, материальное производство, уровень развития средств труда и технический прогресс влияют на социаль­ную, политическую и духовную сферу общества. Действи­тельно, в зависимости от того, какова производительность об­щественного труда, каков объём валового национального продукта, какие богатства накоплены обществом, зависит то, сколько средств может оно направить на помощь инвалидам, безработным, пенсионерам, на развитие культуры, образова­ния и науки. Все эти категории и сферы общества в нашей стране финансируются из госбюджета и внебюджетных фон­дов и целиком зависят от них.

Всё же надо признать, что при всей важности роли эко­номических факторов культура является относительно не­зависимой областью. История неоднократно доказывала, что расцвет духовной и культурной деятельности чаще все­го приходился на периоды кризиса, политического гнёта и материального недостатка. Сама культура опосредованно (непрямо) влияет на экономическую жизнь общества. Но на экономическую, социальную и духовную сферы огром­ное влияние оказывает политика. Социальная сфера прямо связана с переустройством политической жизни и сменой политического строя. Общеизвестно, что изменение поли­тического строя меняет условия жизни народа. Не менее значимо и обратное направление связи. Изначальным сти­мулом к массовым политическим движениям служит не­удовлетворённость больших групп населения своим положе­нием в обществе — материальным, социально-культурным и др. Политики прекрасно используют в своих целях со­циальное настроение широких слоёв общества. Ради поли­тических целей увеличивается финансирование социаль­ных программ, выделение денег на культуру и науку и т. д. Острота социальных проблем является источником и дви­жущей силой политических событий.

Ни одна из четырёх сфер не выступает в качестве един­ственного базиса общества. Различные области жизни со­временного общества оказывают друг на друга равное по значимости влияние, и никакая сфера не выступает доми­нирующей.

Основные термины и понятия

Общность, иерархия

Вопросы и задания

1. Докажите, что общество — «это многозначное понятие».

2. С чем, на ваш взгляд, связано то, что даются разные определе­ния общества, при этом ни одно из которых не воспринимается в качестве достаточного?

3. Насколько едины или противоречивы узкое и широкое понима­ние общества, взгляды на него философов и социологов?

4. Чем отличаются обыденное и научное понимание общества? Можно ли говорить о том, что у них есть общие черты?

5. Что такое «основные сферы общества»? Раскройте смысл каж­дого элемента этого словосочетания.

Практикум

1. Одним из признаков системы является то, что она обладает каче­ством, которым не обладает ни один её элемент в отдельности. По­кажите проявление этого признака системы на примере общества.

2. На с. 135 даётся схема вертикальной структуры общества. Схе­ма предваряется словами о новой картине мира. Выскажите своё мнение о том, насколько они применимы к такой трактовке струк­туры общества.

3. Сравните названную схему с другой схемой (с. 134), приведён­ной в параграфе. В чём они дополняют друг друга? Какие стороны общества как системы раскрывает каждая из них? Попробуйте со­ставить схему, объединяющую идеи двух, представленных в па­раграфе.

§18. Общественные (социальные) институты и социальная защита

Социальные институты. Соответственно четырём основ­ным сферам общества выделяют четыре его института.

Термин «институт» имеет множество смыслов. В европей­ские языки он пришёл из латинского: institutum — установ­ление, устройство. Со временем он приобрёл два значения — узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое социальное: совокупность норм права по определённому кругу общественных отноше­ний, например институт брака, институт наследования.


Социальные институты — совокупность норм и механиз­мов, регулирующих опредёленную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образова­ние, религия), базовые элементы, на которых покоится общество.

Их предназначение — удовлетворять важнейшие (фунда­ментальные) жизненные потребности общества. Их всего четыре, как и основных социальных института:

• потребности в воспроизводстве людей (институт семьи и брака);

• потребности в добывании средств существования (эко­номические институты, производство);

• потребности в безопасности и социальном порядке (по­литические институты, государство);

• потребности в решении духовных проблем, разработке и передаче новых знаний, воспитании подрастающего поко­ления (духовные институты в широком смысле, т. е. вклю­чая науку и культуру).

Сделаем вывод: социальный институт — историче­ски сложившаяся устойчивая форма организации совмест­ной деятельности людей, созданная для удовлетворения их важнейших потребностей и регулируемая сводом со­циальных норм, традиций, обычаев.

Благодаря институтам происходит социализация людей (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей), рождаются новые поколения (институт семьи), добывают­ся средства существования, наводится порядок и отправля­ются духовные ритуалы.

Институты возникли в глубокой древности. Производ­ство существует не менее 2 млн лет, если за отправную точ­ку брать первое орудие труда, созданное человеком. Семье антропологи отводят второе место и полагают, что она появилась 500 тыс. лет назад. С тех пор семья постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновид­ностей: полигамия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная и т. д. Государству примерно 5— 6 тыс. лет.


Сложнее определить возраст образования. В данный мо­мент социальный институт образования представляет сово­купность школ, техникумов, вузов, академий, различных курсов и т. п. плюс органы управления образованием и нау­кой, научно-исследовательские институты, издательства, редакции журналов и газет, типографии и многое другое, что связано с педагогикой.

Учёные дают ещё одно определение этому социальному институту как совокупности общественных обычаев, опре­делённых привычек поведения, образа мысли и образа жиз­ни, передаваемых из поколения в поколение. Если пони­мать образование так широко, то его возраст столь же зна­чительный, сколько и лет процессам в человеческом обще­стве, о которых говорится выше.

Одним из главных предназначений общественных инсти­тутов, особенно государства, выступает социальная по­мощь, социальное обеспечение и социальная защита раз­личных слоёв населения.

Социальная политика. Вы знаете о том, что в СМИ часто говорят о социальной политике государства.

Важнейшие потребности общества

Проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти социальная политика предназначена аккумулиро­
вать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуа­цию в обществе, потребности и цели социального развития.

Социальная политика — а) система практических меро­приятий, проводимых правительством через местные и ре­гиональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни всех социальных групп; б) со­ставная часть общей стратегии государства, относящаяся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно ка­сающихся человека, его положения в обществе.

Задачи социальной политики охватывают: стимулирова­ние экономического роста и подчинение производства инте­ресам потребления; усиление трудовой мотивации и дело­вой предприимчивости; обеспечение должного уровня жиз­ни и социальной защиты населения; сохранение культурно­го и природного наследия; национального своеобразия и самобытности. В современных условиях социальная поли­тика должна быть приоритетна для властных структур лю­бого государства. Конституция РФ (ст. 114) устанавливает: правительство обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, об­разования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. Главное направление политики в социальной сфере — забота о человеке, создание условий для его до­стойной жизни и всестороннего развития.

Инструментами социальной политики государства вы­ступают социальная защита и социальная помощь.

Социальная защита — совокупность практических меро­приятий, проводимых государством для поддержания ма­териального благополучия тех слоёв населения, которые по объективным причинам не могут самостоятельно зара­батывать деньги для поддержания среднего для данного общества уровня жизни.


Социальная защита — важнейшая область социальной сферы жизнедеятельности общества; система мер, осущест­вляемых государством, объединениями предпринимателей и работников, общественными организациями и движениями с целью гарантировать определённый уровень и качество жиз­ни населения; соблюдение соответствующих прав и привиле­гий граждан; страхование их от риска оказаться в затрудни­тельном материальном положении. В качестве всеобщей нор­мы признаётся право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его се­мьи, и право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию.

Благотворительный обед и встреча с ветеранами труда

 

Гарантия конституционных прав граждан в области со­циальной защиты — приоритетное направление социаль­ной политики государства. Система социальной защиты складывается из двух основных форм — социального стра­хования и социальной помощи.

Социальное страхование — обеспечение на основании предварительной уплаты страховых взносов. Предназна­чено для страхования людей на случай расходов в таких ситуациях, как утрата или потеря трудоспособности, не­счастный случай, увечье, смерть.

Социальная помощь ориентирована преимущественно на поддержку наиболее уязвимых групп населения, которых ещё

шшш&яшшшяш    
    ' .wJ lis ■..  

 

называют социально незащищёнными слоями населения: де­тей, стариков, инвалидов; нацелена на вспомоществование, имеет, как правило, компенсационный характер и финансиру­ется за счёт бюджетов разного уровня и благотворительности. В настоящее время федеральные органы и субъекты Федера­ции предпринимают шаги к тому, чтобы заметно улучшить по­ложение дел в России. На это направлены и реформы в со­циальной сфере: совершенствование системы социального страхования, зашиты прав и гарантий работников, повышение уровня социальной защищённости и социального обслужива­ния ветеранов, людей пожилого возраста, детей и других не­трудоспособных и социально уязвимых слоёв населения.

Социальная помощь — одна из основных форм социаль­ной защиты, ориентированная по преимуществу на мате­риальное обеспечение престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, в которых есть дети.

Конституция РФ (ст. 39) устанавливает: каждому гаран­тируется социальное обеспечение по возрасту, в случае бо­лезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом. Систе­ма социальной помощи включает: пенсии, устанавливае­мые нетрудоспособным членам семьи в случае потери кормильца, инвалидам, в том числе инвалидам с детства; пенсии по старости людям, достигшим 60 (мужчины) и 55 (женщины) лет; пособия и другие выплаты многодетным, неполным и малообеспеченным семьям; социальное обслу­живание через стационарные учреждения для престаре­лых, инвалидов и детей-сирот, центры социального обслу­живания на дому и службы срочной социальной помощи; профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов.


В ходе реформирования российской системы социальной защиты населения предполагается в дополнение к пособиям и компенсациям, установленным на федеральном уровне, развивать и совершенствовать систему денежной и нату­ральной помощи малообеспеченным категориям граждан на уровне субъектов Российской Федерации. Размеры такой помощи намечается определять с учётом сложившихся в ре­гионе среднедушевого дохода семьи, прожиточного мини­мума и демографической ситуации.

Основные термины и понятия

Социальный институт, социальная политика, социальная защита, социальное страхование, социальная помощь

Вопросы и задания

1. Что такое социальный институт? Как вы понимаете утвержде­ние, что социальный институт сложился исторически?

2. Как взаимосвязаны основные общественные сферы и социаль­ные институты?

3. Можно ли представить себе общество, в котором отсутствует од­на из основных социальных сфер и соответствующие ей социаль­ные институты?

4. Какие конкретные положения Конституции РФ подтверждают, что Россия — социальное государство?

Практикум

1. Опираясь на текст Конституции РФ и сообщения современных СМИ, подготовьте тезисы выступления по теме «Социальная по­литика Российского государства сегодня».

2. Развивая предыдущее задание, раскройте уровни социальной политики современного Российского государства: федеральный, региональный, местный.

3. Подготовьте предложения по развитию социальной политики России в перспективе (категории населения, которые необходимо охватить; виды социальной помощи и страхования; предложения по источникам финансирования и т.д.).

§19. Социальный контроль

Сущность социального контроля. Социализация — про­цесс обучения культурным нормам и освоения социальных ролей. Она касается прежде всего индивида, но протекает всегда под бдительным оком окружающих людей. Они не только обучают детей, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения. Если контроль осуществля­ется отдельным человеком, то он носит индивидуальный ха­рактер, а если целым коллективом — семьёй, группой дру­зей, учреждением или социальным институтом, — то прио­бретает общественный характер и называется социальным контролем.

Социальный контроль — система социальных механиз­мов, обеспечивающих следование членами общества при­нятым моделям поведения; способ саморегуляции со­циальной системы.

Социальный контроль представляет собой особый меха­низм поддержания общественного порядка и включает два главных элемента — нормы и санкции.

Нормы и санкции социального контроля. Социальный контроль выполняет функцию милиционера на улице. Он «штрафует» тех, кто неправильно «переходит улицу». Если бы не было социального контроля, люди могли бы де­лать всё, что им заблагорассудится, и таким способом, ка­кой им больше нравится. Неизбежно возникли бы кон­фликты, столкновения, ссоры и, как следствие, обществен­ный хаос.

Нормы социального контроля — предписания того, как надо правильно себя вести в обществе.

Санкции социального контроля — средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать со­циальные нормы.

На язык предписаний переводится всё то, что так или иначе ценится обществом и им охраняется. Человеческая жизнь и достоинство; отношение к старшим; коллективные символы (например, знамя, герб, гимн); религиозные обря­ды; законы государства и многое другое составляют то, что делает сообщество сплочённым, целым.

Все социальные нормы можно классифицировать в зави­симости от того, насколько строго соблюдается их исполне­ние. За нарушение одних норм следует мягкое наказание — неодобрение, недоброжелательный взгляд. За нарушение других могут последовать очень жёсткие санкции — напри­мер пожизненное тюремное заключение. Если расположить все нормы в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания, то их последовательность примет такой вид: обычаи —► манеры —!► этикет —> традиции —* групповые при­вычки —► нравы —> законы —► табу. Строже всего караются нарушения табу и юридических законов (например, убий­ство человека, оскорбление божества, разглашение государ­ственной тайны), мягче всего — отдельные виды групповых привычек, в частности семейные (например, отказ выклю­чать свет или закрывать входную дверь).

Нормы связывают людей в единую общность, коллек­тив. Каким образом подобное происходит? Во-первых, нор­мы — это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Запрещая новичкам общать­ся с начальством чаще, чем со своими товарищами, малая группа накладывает на своих членов определённые обяза­тельства и ставит их в определённые отношения с началь­ством и товарищами. Значит, нормы формируют сеть со­циальных отношений в группе, обществе. Во-вторых, нор­мы — это ещё и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведе­ния. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а те, кто идёт навстречу, передвигаются по левой, возникает упорядоченное организованное взаимодействие. При нарушении правил возникают столкновения и беспо­рядок. Ещё более наглядно действие норм проявляется в бизнесе. Он в принципе невозможен, если партнёры не со­блюдают писаные и неписаные правила, нормы, законы. Нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает: мотивы, цели, направленность субъек­тов действия, само действие, ожидания, оценку и средства.

Таким образом, нормы выполняют определённые функ­ции в зависимости от того, в каком качестве они себя про­являют: как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакция других людей). За­щита чести и достоинства членов семьи представляет собой обязанность каждого мужчины. Здесь речь идёт о норме как стандарте должного поведения.


Почему люди стремятся соблюдать нормы, а общество строго следит за этим? Нормы — стражи ценностей. Честь и достоинство семьи — одна из важнейших ценностей челове­ческого общества с древнейших времён. В современной се­мье, где мужчина не имеет возможности продемонстрировать свои лидирующие функции, гораздо выше нестабильность, чем в традиционной. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом.

Санкции в спорте. Удалённый в ходе финального матча чем­пионата мира по футболу 2006 г. лидер сборной Франции Зине- дин Зидан, несмотря на скандал, был объявлен лучшим футболи­стом турнира. Именно он, блестяще проведя его, собрал больше всех голосов спортивных журналистов, традиционно выбирающих лучшего футболиста по итогам чемпионата.


 

Самоконтроль. Санкции к нарушителям групповых при­вычек требуют наличия меньшего числа лиц, но тем не ме­нее они никогда не применяются по отношению к самому себе. Если применение санкций совершается самим челове­ком, направлено на себя и происходит внутри, то такую форму контроля надо считать самоконтролем.

Самоконтроль (внутренний контроль) — вид социального контроля, при котором индивид самостоятельно регули­рует своё поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами.


В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство нелов­кости или вины. Вопреки нормам подобающего поведения человек влюбляется в жену своего друга, завидует более удачливому сопернику или желает смерти близкому. Если человек осознаёт неправильность такого поведения и стра­дает от этого, то в таких случаях говорят о муках совести. Совесть — проявление внутреннего контроля. Самокон­троль означает сдерживание природной стихии, он основы­вается на волевом усилии. Импульсивное поведение, неуме­ние управлять своими желаниями характерны для детей. Импульсивное поведение поэтому называют инфантилиз­мом. Напротив, поведение в соответствии с рациональными нормами, обязательствами, волевыми усилиями служит признаком взрослости. Примерно на 70% социальный конт­роль осуществляется за счёт самоконтроля.

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем слабее самоконтроль, тем жёст­че должен быть внешний контроль.

В отличие от самоконтроля внешний контроль — это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он подразделяется на неформальный и формальный. Первый основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со сторо­ны общественного мнения, которое выражается через тра­диции и обычаи либо средства массовой информации.

Традиционная сельская община контролировала все аспек­ты жизни своих членов: выбор невесты, методы разрешения спора и конфликта, способы ухаживания, выбор имени ново­рождённого и многое другое. Никаких писаных норм не суще­ствовало. В качестве контролёра выступало общественное мне­ние, чаще всего выражаемое старейшими членами общины.

Если в традиционном обществе социальный контроль дер­жался на неписаных правилах, то в современном его основой выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановле­ния, законы. Формальный контроль осуществляют: суды, образование, армия, производство, СМИ, политические пар­тии, правительство. Школа контролирует благодаря экзаме­национным оценкам; правительство — благодаря системе налогообложения и социальной помощи населению; госу­дарство — благодаря полиции, секретной службе, государ­ственным каналам радио, телевидения и органам печати.

Существует ещё и система надзора. В такую систему входят сыскные бюро, детективные агентства, полицейские участки, службы осведомителей, тюремные надзиратели и конвойные войска, суды, цензура. Другой разновидностью социального контроля является общественное мнение, о чём мы поговорим позже.

Основные термины и понятия

Социальный контроль, нормы социального контроля, санк­ции социального контроля, самоконтроль

Вопросы и задания

1. Есть ли взаимосвязь (а если есть, то какая) между разными ви­дами социального контроля — индивидуального и коллективного и видами санкций социального контроля?

2. В чём выражается, на ваш взгляд, нарастающий порядок распо­ложения социальных норм: обычаи —* манеры —*■ этикет —* тради­ции —*■ групповые привычки —[1]- нравы —* законы —> табу?

3. Сравните внутренний и внешний контроль? Какой из них, на ваш взгляд, является более надёжным?

Практикум

§ 20. Социальный прогресс

■■■■■■■■■■■■■■■■■■■авнаананнвншнмнмн

Ускорение истории. Сравнивая эволюцию обществ, раз­личные стадии, которые проходит человеческая цивилиза­ция в своём развитии, учёные выяснили ряд закономерно­стей. Одну из них можно назвать законом ускорения исто­рии. Он гласит, что на каждую последующую стадию ухо­дит меньше времени, чем на предыдущую.

Так, капитализм короче феодализма, а тот, в свою оче­редь, короче рабовладения. Доиндустриальное общество протяжённее индустриального. Каждый последующий этап исторического развития значительно короче предыдущего. Самым продолжительным был первобытный строй, просу­ществовавший менее двух миллионов лет. Археологи, изу­чающие историю общества по раскопкам памятников мате­риальной культуры, вывели ту же самую закономерность. Каждую фазу в эволюции человечества они называют исто­рической эпохой. Оказалось, что каменный век, состоящий из палеолита, мезолита и неолита, длиннее века металла, состоящего из бронзового и железного веков. Чем ближе к современности, тем сильнее сжимается спираль историче­ского времени, общество развивается быстрее, динамичнее.

В каждую последующую эпоху происходит больше науч­ных открытий, быстрее усовершенствуются орудия труда и технология.

Закон ускорения истории

 

Новейшая история составляет всего одну тысячную часть всемирной истории. Но это самый насыщенный социальны­ми, культурными, экономическими и политическими собы­тиями период.

Ускорение исторического времени неодинаково влияет на разные социальные группы. Сегодняшняя молодёжь живёт в условиях бурного технического прогресса. Ни в каком другом обществе не ценили нововведения так высо­ко, как в современном. С конца XIX — начала XX столе­тия делались всё новые и новые поразительные открытия: широкое промышленное и бытовое использование элек­тричества, радио, телевидение, автомобили, самолёты, ядерная энергия, ракетостроение, компьютеры, лазерная техника и роботы. Каждое новое изобретение, в свою оче­редь, приводило к созданию ещё более совершенных поко­лений техники. Технический прогресс изменил жизнь миллионов людей.

Отразился он и на социальной сфере. Так, появление ав­томобиля в корне изменило представления о месте работы и жительства; дало возможность людям жить за много кило­метров от рабочего места. Горожане стали более мобильны, в том числе и подростки. Подростки начали общаться с сот­нями сверстников из географически отдалённых мест. Всю территорию нашей страны опоясала сеть шоссе и железных дорог. Она расширила общение людей из разных стран, раз­ных городов, из города и деревни. Многомиллионные пото­ки пассажиров ежеминутно передвигаются по огромным просторам России в разных направлениях. Современный образ жизни многих людей можно назвать «жизнью на ко­лёсах ».

Рост городского населения привёл к появлению мега­полисов — сплошных городских кварталов и промышлен­ных объектов. Многие города практически сомкнулись, сведя на нет сельскую местность и загрязняя окружаю­щую среду. Совершенно изменилась и стала почти непред­сказуемой не только природная среда. Изменился и со­циальный климат. Чем быстрее растёт город, тем сложнее для его жителей осуществлять не только экологический, но и социальный контроль за соблюдением общественного порядка.

Прогресс и регресс. Закон ускорения истории — это ещё не всё, что необходимо знать о развитии общества. В тех случаях, когда ускорение приводит только к позитивным сдвигам в обществе, будем говорить о прогрессе.

Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось ещё в древности, но окончательно офор­милось в трудах французских просветителей. Обществове­ды так и не договорились о критериях прогресса. Француз­ские просветители видели критерий в развитии разума, в степени разумности общественного устройства. Ряд мысли­телей (например, А. Сен-Симон) оценивали движение впе­рёд по состоянию общественной нравственности, приближе­нию её к раннехристианским идеалам. Г. Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. Марксизм также предложил универсальный критерий прогресса — развитие производительных сил.

Некоторые социологи сутью прогресса считали усложне­ние социальной структуры, рост социальной неоднородно­сти. Наконец, прогресс связывают также с процессом мо­дернизации, т. е. переходом от аграрного общества к инду­стриальному, а затем и к постиндустриальному.

Прогресс (от лат. progressus — движение вперёд) — на­правление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от простых к более сложным и совер­шенным формам.

Прогресс выражается в более высокой организации, в росте эволюционных возможностей. То есть прогресс — это то, что приводит к позитивным сдвигам в жизни общества.

В тех случаях, когда ускорение истории приводит к нега­тивным последствиям, правильнее говорить о регрессе.

Регресс (от лат. regressus — обратное движение) — дви­жение назад, от высшего к низшему, деградация.

Понятие, противоположное понятию прогресса. Для ре­гресса характерен возврат к уже отжившим структурам и отношениям, т. е. всё то, что приводит к негативным по­следствиям в жизни общества.

Очевидно, что прогрессивное развитие общества не ис­ключает возвратных движений, регресса и цивилизацион- ных тупиков. Да и само развитие человечества вряд ли име­ет однозначно прямолинейный характер, в нём возможны и ускоренные рывки вперёд, и откаты назад. Более того, про­гресс в одной сфере общественных отношений может сопро­вождаться и даже быть причиной регресса в другой. Тем не менее большинство обществ, несмотря на временные отступ­ления, развиваются прогрессивно. Об этом свидетельствует история.

Итак, глобальный, всемирно-исторический процесс вос­хождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным (обще­ственным ) прогрессом. Это обобщающее понятие включает такие составные части, как экономический, технический и культурный прогресс. По отношению к политике и религии термин «прогресс» неприменим, поэтому не говорят о поли­тическом или религиозном прогрессе.

Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции — яркое свидетельство экономического про­гресса, но они грозят поставить мир на грань экологиче­ской катастрофы, истощить природные ресурсы Земли. Современное общество обвиняют в упадке морали, в кри­зисе семьи, в бездуховности. Высока и цена прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаются из­держками урбанизации, в том числе транспортной устало­стью, загазованностью городской среды, гиподинамией. Иногда издержки прогресса настолько велики, что возни­кает вопрос, а можно ли вообще говорить о движении чело­вечества вперёд?

Регресс знаменует попятное движение общества, отступ­ление от завоёванных позиций, возвращение к предшествую­щему уровню. Между прогрессом и регрессом разница не толь­ко в векторе движения, но и в масштабах. Если прогресс — глобальный процесс, характеризующий движение человече­ского общества на всём протяжении исторического времени, то регресс — локальный процесс, охватывающий отдельные общества и небольшие промежутки времени. Никогда ещё человечество в целом не регрессировало, хотя его движение вперёд могло задерживаться и даже останавливаться.

Эволюция, реформа, революция. Социальный прогресс имеет несколько видов. Различают постепенный и скачко­образный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй — революционным.

Реформа — частичное усовершенствование в какой-ли­бо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не уничтожающих основ существующей социальной структуры.

Путь реформ называют ещё эволюционным. Слово эво­люция (от лат. «развёртывание») — это медленные, по­стоянные изменения предшествовавшего состояния. В про­тивоположность ей революция (от лат. «поворот», «измене­ние») означает перемены во всех или в большинстве сторон общественной жизни, затрагивающее основы существую­щего социального строя.

Революция — полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагива­ющее основы существующего социального строя. Она но­сит скачкообразный характер и представляет собой пере­ход общества из одного качественного состояния в другое.

Реформы называются социальными, если они касаются преобразований в тех сферах общества или тех сторон обще­ственной жизни, которые непосредственно связаны с людь­ми; отражаются на их уровне и образе жизни, здоровье, уча­стии в общественной жизни, доступе к социальным благам. Изменение правил пользования междугородным телефо­ном, железнодорожным транспортом или метро затрагива­ют интересы горожан. Но вряд ли такие реформы называют­ся социальными. Напротив, введение всеобщего среднего образования, медицинского страхования, пособий по безра­ботице или новой формы социальной защиты населения не просто затрагивают наши интересы. Такие реформы каса­ются социального положения многочисленных слоёв насе­ления, ограничивают или расширяют доступ миллионам людей к социальным благам: образованию, здравоохране­нию, занятости.

Наряду с социальными выделяют экономические и поли­тические реформы. Переход экономики на рыночные отно­шения, приватизация, закон о банкротстве предприятий, новая налоговая система — примеры экономических ре­форм. Изменение Конституции, формы голосования на вы­борах, расширение гражданских свобод, переход от монар­хии к республике — наиболее наглядные примеры полити­ческих реформ. Употребляется также выражение «законо­дательные реформы», но абсолютно неправильно говорить о технических реформах. В этом случае пишут о технических нововведениях или же об изобретениях.

Таким образом, реформы — частичные изменения, затра­гивающие не всё общество, а его отдельные сферы или ин­ституты. Последствия реформ могут быть не менее серьёз­ными, чем у иных революций.

Реформы могут быть и прогрессивными, и регрессивными. Введение в печати практики цензуры прогрессивным меро­приятием никак не назовёшь. Реформы, как правило, затра­гивают не всё, а каждую в отдельности страну, поскольку это внутреннее дело государства. Реформы всегда происходят «сверху», проводятся правительством, хотя и под давлением широких масс населения. А революции? Когда назревает по­требность в принципиальных изменениях характера обще­ства, происходит социальная революция.

Революция — это совокупность большого числа или ком­плекса реформ, проводимых одновременно с целью измене­ния основ социального строя. Именно такие цели преследова­ла Октябрьская революция в 1917 г. в России. В результате неё были уничтожены частная собственность, городская и сельская буржуазия, ликвидированы свобода слова и полити­ческие права граждан страны, коренным образом изменилась система распределения социальных благ.

Но прежде чем перейти к комплексным социальным пре­образованиям, партия большевиков осуществила политиче­ский переворот — свержение Временного правительства и захват власти. Только после этого, создав новые органы государственного управления, большевики с первых же дней начали издавать основные законоположения, касаю­щиеся экономической и социальной сферы жизни граждан нового государства.

Октябрьская революция в России. 1917 г.

 

Революция может касаться одного или нескольких об­ществ в данный период времени. Революции бывают крат­ковременными и долговременными.

Самым длительным процессом в истории человечества была так называемая неолитическая (аграрная) револю­ция, которая представляла собой качественный скачок, бла­годаря которому цивилизация совершила переход от присва­ивающего хозяйства (охоты и собирательства) к производя­щему (земледелию и скотоводству). Она породила классы, города, государства и культуру.


Вторым глобальным процессом называют промышлен­ную революцию XVIII—XIX вв. Она тоже сыграла выдаю­щуюся роль в человеческой истории, привела к смене од­ного экономического строя (феодализма) другим (капита­лизмом); одного технического уклада (мануфактуры) дру­гим (машинным производством). В результате промыш­ленной революции кардинально изменился политический облик Европы (возникла буржуазная демократия) и со­циальный уклад многих стран (уничтожены наследствен­ные привилегии и жёсткие сословные перегородки; про­возглашены равные гражданские права). Промышленная революция — первый случай в истории, когда изменения в способе производства изменили социальную структуру общества и привели к формированию новых классов: ка­питалистов и пролетариев. С промышленной революцией связывают исчезновение одного типа социальной структу­ры (сословного) и появление другого (классового).

Обе революции относятся к так называемым технологи­ческим.

Четыре крупнеиших изобретения, Текстильная отрасль — локомотив приведшие к индустриальной индустриальной революции революции

 

Глобальные революции затрагивают все сферы общества и множество стран, поэтому требуют долгого времени. Однако они всегда приводят к качественному изменению общества.

Революция, начавшаяся в одной стране, может переки­нуться на другие страны. Если эти страны вовлекаются в ре­волюционный процесс стихийно, а весь процесс носит ха­рактер цепной реакции, то следует говорить о ненасиль­ственной глобальной и кратковременной революции. Так произошло с буржуазно-демократической революцией 1848 г., охватившей различные страны Европы.

Основные термины и понятия

Прогресс, регресс, реформа, эволюция, революция Вопросы и задания

ШШШЯШЯШШШЯШШШШШШЯШЯЯИШШЙвЯШШЯШШШШЯВШЯЯЯШШЯШКШШШ

1. В чём состоит закон ускорения истории? Сравните его действие как закона истории с действием одного из законов естественных наук (на ваш выбор).

2. Что такое общественный прогресс? Охарактеризуйте дискуссию по его критериям, которую вели и ведут специалисты. Какова ва­ша точка зрения по этому вопросу?

3. Что такое общественный регресс? Каковы его критерии?

4. В параграфе говорится о том, что: «По отношению к политике и религии термин «прогресс» неприменим, поэтому не говорят о по­литическом или религиозном прогрессе». Прокомментируйте эти слова.

5. Что такое «цена прогресса»? Дайте объяснения с примерами из современной жизни.

6. Что объединяет и различает процессы и явления, называемые «технологическими» и «социальными» революциями?

7. Чем отличается реформа от революции?

8. Можно ли утверждать, что только революции являются основой действия закона ускорения истории?

Практикум

1. Проследите действие закона ускорения истории на примере раз­вития России, составив соответствующий наглядный материал (графики, таблицы и др.).

2. Проанализируйте вывод учебника на конкретном современном материале: «Ускорение исторического времени неодинаково влияет на разные социальные группы».

3. Смоделируйте возможную дискуссию о критериях обществен­ного регресса, аналогичную дискуссию о критериях общественно­го прогресса.

4. В определении революции, данном в параграфе, есть три пози­ции, три составные части определения понятия «революция». На­зовите их и расставьте по степени важности для её характеристи­ки. Своё мнение обоснуйте.

5. Прокомментируйте иллюстрацию на с. 154, ответив на вопросы:

1) Какие четыре крупнейших изобретения привели к инду­стриальной революции и почему?

2) Почему текстильная отрасль названа «локомотивом инду­стриальной революции»?

3) Представлена ли текстильная отрасль в четырёх крупнейших изобретениях, приведших к индустриальной революции?

§ 21—22. Глобализация

Сущность глобализации. Впервые термин «глобализа­ция» ввёл в употребление американский экономист Т. Ле­вита (1983), обозначив им феномен слияния рынков, начи­навшийся в 1980-х гг.

Существуют различные определения глобализации. Одно из них такое.

Глобализация — исторический процесс сближения на­ций и народов на основе экономического, политического и культурного взаимодействия.

Вывод о том, насколько это определение точно отражает сущность глобализации, вы можете сделать на основании того, что уже сейчас знаете о ней и узнаете из материалов учебника.

Среди учёных не сложилось окончательного мнения на­счёт того, можно ли считать глобализацию продолжением предшествующих этапов развития цивилизации. Или же глобализация — это полный разрыв с прошлым и принци­пиально новая точка отсчёта в истории человечества.

Роль транснациональных компаний в глобализации. Экономический локомотив глобализации — это трансна­циональные корпорации (ТНК), т. е. национальные тресты и концерны, имеющие многочисленные зарубежные отделе­ния и филиалы, что делает их, по существу, международны­ми компаниями. ТНК получили широкое распространение после Второй мировой войны; сегодня они контролируют многие отрасли производства и сферы экономики как в мас­штабе отдельных стран, так и мирового хозяйства.

ТНК — это компании, объём производства которых на зарубежных предприятиях составляет не менее 10—20% от общего объёма их производства. В конце 1960-х гг. в разви­тых странах было около 7 тыс. материнских ТНК, а к концу века их стало порядка 40 тыс.

Подавляющее большинство штаб-квартир ТНК сосредо­точено в 7 странах мира: Японии, США, Германии, Фран­ции, Великобритании, Нидерландах и Швейцарии.

Японская корпорация «Mitsubishi» производит больше, чем четвёртая по численности населения страна мира — Ин­донезия. ТНК «General Motors» производит больше Дании, «Ford» производит больше Южно-Африканской Республи­ки, «Toyota» — Норвегии.

Совокупный объём продаж 200 крупнейших компаний мира составляет более 1/4 мирового производства. Исследо­вания показывают, что за последние несколько лет доля

ТНК в мировом производстве резко увеличилась. В 1982 г. объём продаж крупнейших фирм составлял 24% от объёма мирового ВВП. Сейчас эта цифра достигает уже 30% от мирового ВВП.

Крупные компании постепенно становятся привычным делом для российской экономики. Основания для вступле­ния в «клуб избранных» есть на сегодняшний день у таких российских компаний, как «Газпром», «Лукойл» и др.

Центральный офис нефтегазовой компании «Лукойл»

 

Международные компании ориентируются на потреби­тельские вкусы не одной, а многих наций — тех, где у них существуют филиалы. Американские компании уже не на­целены только на немецкий, американский или японский рынок. Объектом их действий становится глобальный ры­нок. Торговые стратегии фирм «Кока-кола», «Сони», «Макдоналдс» или «Левайс» давно уже вышли за нацио­нальные границы. Их продукция раскупается потребителя­ми большинства стран мира. Именно они стали готовить но­вое поколение менеджеров, преодолевающих националь­ные барьеры и способных управлять бизнесом в любых культурных условиях. Принято считать, что этим менедже­рам принадлежит будущее.

Роль международного рынка в развитии глобализации.

Если ТНК — мощные локомотивы глобализации, то желез­нодорожными путями, по которым они мчатся, становятся международное разделение труда и международный рынок. Распространение рыночных механизмов практически во всех странах мира привело к невиданным изменениям в жизни человеческого общества. Триллионы долларов и миллиарды товаров, которые курсируют по всем континен­там мира, заглядывая в самые непроходимые уголки плане­ты, потребовали для себя:

• строительства дорог, магистралей и супермагистралей;

• создан






Date: 2015-12-13; view: 10191; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.067 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию