Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Православие в России
Краткая история православия в нашей стране. На территории Древнерусского государства приверженцы христианства появились в IX в., а в конце X в. при киевском великом князе Владимире (988) Русь официально приняла эту религию, чем и было положено начало Русской Православной Церкви (РПЦ). До середины XV в. Русская Церковь была митрополией (т. е. одной из составных частей) Константинопольской Церкви, а её глава утверждался Вселенским патриархом. В 1448 г. Русская Церковь обрела автокефалию (самостоятельность), с 1589 г. стала возглавляться Патриархом Московским и всея Руси. Пётр I, реформы которого не поддержала высшая церковная власть, упразднил патриаршество. Его заменил Святейший Правительствующий Синод. Революционные события 1917 г. привели к восстановлению патриаршества. Приход советской власти означал для РПЦ (как, впрочем, и для всех конфессий) гонение на служителей Церкви и мирян. Суть этой политики можно понять из письма В.И. Ленина, датируемого 19 марта 1922 г.: «Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей <...> Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше». Если до Октябрьской революции в стране было 77,7 тыс. православных храмов, около 120 тыс. священнослужителей, 1025 монастырей (478 мужских и 547 женских) с 95 тыс. монашествующих и послушников, 57 духовных семинарий и 4 духовные академии, то в 1928 г. осталось 38,5 тыс. храмов, к началу Великой Отечественной войны их число было сведено к минимуму — 1,7 тыс. В годы Великой Отечественной войны отмечается некоторый религиозный подъём. Патриотическая деятельность духовенства привела к росту духовного влияния Московской Патриархии. Церковь не только утешала, поддерживала веру в победу, но и оказывала материальную помощь фронту (в частности, в 1941 г. все православные приходы страны начали сбор пожертвований в Фонд обороны). На деньги верующих была построена танковая колонна им. Дмитрия Донского. Духовенство участвовало в рытье окопов, трудилось в военных госпиталях, устроенных в монастырях. За патриотическую деятельность 40 представителей духовенства были награждены медалями и орденами. Однако улучшение отношений Церкви и государства носило, во-первых, временный характер, продиктованный необходимостью мобилизации всех сил для борьбы с общим врагом, во-вторых, декларативный характер, поскольку многое из обещанного государством так и осталось на бумаге. Взаимоотношение общества, государства и Церкви. Религиозные объединения отделены от государства, но не отделены от общества. Общество неразрывно связано с государством как своей политической надстройкой и с Церковью как своим духовным центром. Сложные взаимоотношения Русской Православной Церкви с советским правительством инициировали появление в 1920-е гг. православных религиозных движений внутри страны и за её пределами, квалифицировавшихся священноначалием Русской Православной Церкви как раскольнические: обновленчество; Истинно Православная Церковь, более известная как Катакомбная; Русская Православная Церковь за рубежом и пр. И сейчас в России существуют православные церковные организации, не признающие руководства Русской Православной Церкви. Православие в России сегодня. Торжественное празднование 1000-летия официального принятия православия в России открыло путь к тому, что патриарх Алексий II назвал «вторым Крещением Руси». К этому времени в Русской Православной Церкви было примерно 6800 приходов, 67 епархий и 21 монастырь. В начале 1990-х гг. до 80% верующих россиян исповедовали православие. Ныне самая влиятельная Церковь страны имеет более 16 тыс. приходов, общее число епархий приближается к 120, действует более 330 монастырей и 30 с лишним монастырских подворий. Общая численность православных в нашей стране составляет, по разным оценкам, 70—80 млн человек.
Православия сегодня, как и прежде, придерживаются большинство верующих России. Хотя православие в нашей стране в первую очередь ассоциируется с самым большим по численности народом России — русским, его исповедует также основная часть карел, вепсов, ижорцев, саамов, коми, коми-пермяков, удмуртов, бесермян, марийцев, мордвы, чувашей, нагайбаков, осетин, цыган, куман- динцев, телеутов, чулымцев, хакасов, якутов, камчадалов. Православными считают себя и большинство ненцев, манси, хантов, селькупов, кетов, тубаларов, шорцев, нанайцев, ульчей, ороков, орочей, алеутов, ительменов, юкагиров, чуванцев, однако православие обычно сочетается у них с пережитками родоплеменных верований. Православия придерживается и большая часть живущих в России украинцев, белорусов, молдаван, грузин, болгар, гагаузов, греков. Православными являются многие западные буряты, часть калмыков, татар (кряшены), кабардинцев (моздокские), долган, чукчей, коряков, алюторцев, нивхов. Другие христианские конфессии. Католицизм для России — традиционная религия. В 1914 г. в России было 1491 действующий костёл и 2194 ксёндза на 5 млн верующих. Революция смела всё: произошла тотальная экспроприация церквей и зданий; епископов и священников, которых осуждали и отправляли в Сибирь. При советской власти у католиков оставалось только два храма на всю
Россию. Возрождение Католической Церкви в России началось после 1991 г. На территории Российской Федерации сегодня действует около 250 католических приходов. Большинство прихожан — русские люди. У них могут быть самые разные этнические корни. Но это люди, которые говорят по-русски, молятся по-русски, родились в России. Католики подразделяются на две группы: католиков латинского обряда и католиков византийского обряда (так называемых греко-католиков). К первым относится большинство живущих в стране поляков и литовцев, часть немцев, большая часть латгальцев (субэтническая группа латышей), некоторые из верующих белорусов. В России католиков латинского обряда насчитывается около 300 тыс. Католики византийского обряда представлены в стране Российской Греко-Католической Церковью. Общая численность греко-католиков достигала в России к началу 1990-х гг. около 500 тыс. В результате общая численность католиков, по официальным данным, не превышает 600 тыс. Согласно данным Министерства юстиции РФ, на территории нашей страны численность этнических групп, традиционно исповедующих католицизм, за последние 10 лет уменьшалась, тогда как количество организационных структур Римско-Католической Церкви (РКЦ) в России увеличилось в десять раз и продолжает расти. В настоящее время «окормлением паствы» занимается около 300 католических священников и примерно столько же монахинь (из них только единицы имеют российское гражданство), приехавших в Россию из-за рубежа. Протестантизм западноевропейского происхождения появился в России в XVIII в. Это были лютеране, меннони- ты, позднее баптисты, главным образом выходцы из Германии и Нидерландов. В настоящее время в России насчитывается до 40 различных протестантских течений, приверженцами которых стали более миллиона человек. Самой многочисленной протестантской конфессией в России является баптизм. Проникнув в Россию в середине XIX в., баптизм первоначально распространялся среди немцев. В 1870-е гг. в России распространилось близкое к баптизму движение евангельских христиан, имеющее английские корни. В 1944 г. евангельские христиане и подавляющее большинство российских баптистов объединились в Союз евангельских христиан и баптистов (с 1945 г. — Союз евангельских христиан-баптистов). В стране представлено и сравнительно молодое (возникшее в 1901 г.), но быстро увеличивающее ряды своих сторонников протестантское течение — пятидесятничество, подразделяющееся на ряд ветвей. Особенно интенсивной миссионерской деятельностью выделяются свидетели Иеговы. В настоящее время их численность в стране составляет (вместе с детьми) более 50 тыс. человек. С начала 1990-х гг. в России действуют также мормоны, или Церковь Иисуса Христа святых последних дней. Активность протестантских религиозных организаций, насчитывающих 45 религиозных объединений и представляющих 15 религиозных течений, постоянно растёт. Наиболее крупными по числу организаций являются евангельские христиане-баптисты (центр в г. Москве). Ныне официально зарегистрировано более 20 различных протестантских конфессий, а до 1991 г. их насчитывалось только 8. Огромную роль в развитии социального уклада, предпринимательства и культуры российского общества сыграло старообрядчество, которое первым отделилось от Русской Православной Церкви. Старообрядчество возникло в результате раскола в Русской Православной Церкви, произошедшего в 60-е гг. XVII в. Поводом к нему послужили церковные реформы патриарха Никона (1652 — 1666), воспринятые частью населения как «порча веры». Среди старообрядцев преобладают русские. Старообрядчество никогда не было единым течением. В XVII— XVIII вв. старообрядцы разделились на поповцев (имеющих священников) и беспоповцев (у которых институт священства отсутствует). В условиях борьбы с господствующей Церковью и светскими властями старообрядцы, особенно беспоповцы, вынуждены были организовать свою жизнь и религиозную практику по типу сектантских общин: самоизоляция, персональный учёт членов, нравственная твёрдость и т. п. Лишь во второй половине XIX в. гонения на старообряд-
цев практически прекратились. А в 1905 г. все запреты по отношению к ним были отменены. Из среды старообрядчества вышли представители многих известных купеческих и предпринимательских фамилий, сыгравшие весомую роль в экономическом развитии России в XIX — начале XX в. Старообрядчество сыграло значительную роль в развитии экономики России на основе свободного предпринимательства. В наши дни общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, составляет свыше 2 млн человек. В 1971 г. Поместный собор Русской Православной Церкви снял «клятвы» со старообрядцев, признав их православными. С этого момента начался новый период взаимоотношений — конструктивного диалога и сотрудничества — Московской патриархии и старообрядцев-по- повцев. Ислам на территории Российской Федерации. Помимо христианства в нашей стране существует ещё несколько конфессий, которые можно назвать традиционными для России. Это прежде всего ислам, объединяющий 14,5 млн мусульман, проживающих в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Северном Кавказе. В России сегодня действуют около 5 тыс. мечетей. За последние годы число мусульманских религиозных организаций выросло с 300 до 2300, было открыто около 60 исламских духовных учебных заведений. При многих из них созданы религиозные школы, в которых изучаются основы тех или иных религий. Более тысячи юношей из России обучаются в высших и средних духовных заведениях в странах Востока и Запада. Буддизм в России. К числу традиционных для России конфессий принято относить буддизм. Сегодня в России более 200 буддийских общин, действующих на территории от Анапы до Владивостока. Общее число последователей буддизма — около 900 тыс. человек. Главная религиозная организация российских буддистов называется Буддийская Традиционная Сангха России. В трёх буддийских республиках (Калмыкия, Тува и Бурятия) возрождению буддизма оказывается государственная поддержка. В Калмыкии буддизм (вместе с христианством) даже объявлен государственной религией. Начинают развиваться и разные формы буддийского образования.
Стена Плача в Иерусалиме и Московская хоральная синагога Иудаизм в Российской Федерации. Иудаизм, одна из древнейших религий, проник в Россию как конфессия евреев. Самые многочисленные группы иудеев сосредоточены в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Челябинске, Ростове-на-Дону, Саратове, Новосибирске. В российском иудаизме выделяют два основных направления: ортодоксальный, в состав которого входит движение хасидизма (неукоснительное соблюдение талмудических требований), и современный (прогрессивный). Современное еврейское движение в России можно рассматривать как совокупность нескольких составных частей. Это светские общественные организации, ставящие целью развитие еврейской культуры, благотворительные организации и фонды. Совокупная численность всех религиозных иудейских общин в России не превышает 25 тыс. человек, что составляет чуть более 2,5% всего еврейского населения страны, включая членов их семей. Другие традиционные и нетрадиционные верования. В России живут и приверженцы традиционных верований (шаманизма, родоплеменных и промысловых культов и др.). Их последователи составляют большинство среди верующих эскимосов, чукчей, коряков, нивхов, удэгейцев, негидальцев, эвенов, тофаларов, нганасанов, энцев; немало их и среди алтайцев, ненцев, долган, ороков. Сторонники традиционных верований есть также среди эвенков и хантов. В ряде российских городов (Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Казани, Астрахани, Южно-Сахалинске и др.) появились группы сторонников одной из так называемых новых религий — бахаизма. К новым религиям относят также Церковь саентологии, возникшую в 1950-х гг. в США и внедрившуюся позже в ряд городов Европы, в том числе в Москву. Часть южных алтайцев исповедуют бурха- низм — появившуюся в 1904 г. религию, сочетающую элементы алтайского шаманизма и буддизма. Последователи этой религии поклоняются богу Бурхану. Рост роли религиозных организаций в жизни страны. Анализ деятельности религиозных объединений показывает, что их роль в общественной жизни возрастает. Религиозные организации всё активнее включаются в процессы социального служения. Они решают вопросы духовно-нравственного воспитания; проблемы борьбы с алкоголизмом и наркоманией; благотворительности и милосердия; просветительской работы в местах лишения свободы. Многие традиционные и нетрадиционные религиозные объединения сотрудничают между собой в решении самых актуальных задач. В конструктивный межрелигиозный диалог включились и нехристианские конфессии. Так, православные и мусульмане совместно обсуждали возмож-
ности прекращения вооружённых конфликтов в Нагорном Карабахе и Чечне. Взаимовлияние конфессий часто происходит по тому же самому сценарию, что и взаимовлияние культур, — там, где есть поглощение и ассимиляция, частичное приспособление и сохранение автономии и культурный плюрализм. Бытование ислама в православном культурном пространстве постепенно привело к формированию неизвестных ранее феноменов. Один из них — так называемый русский ислам. Его основные черты: массовый переход в мечетях на русский язык; перевод исламского книгоиздания на русский язык; разворачивание образовательного процесса преимущественно на русском языке в определённом методическом поле; исламские русскоязычные СМИ; появление исламских сообществ, думающих и говорящих на русском языке. По мнению специалистов, русский ислам — это явление, которое принадлежит как исламской, так и русской культуре, в том числе политической культуре. Основные термины и понятия Религиозное объединение, традиционные верования, новые религии Вопросы и задания 1. Что такое религиозная организация с правовой точки зрения? Какую роль играют в повседневной жизни страны религиозные организации? 2. Дайте характеристику общей картины религиозных конфессий в современной России. Сделайте не менее пяти выводов. 3. Охарактеризуйте роль ведущих конфессий России в жизни страны. 4. Что позволяет говорить о том, что основной конфессией в России является православие? 5. Во всём мире вопросам взаимоотношения христианства и ислама придаётся особое значение. Охарактеризуйте постановку и решение этого вопроса на примере православия и ислама в России. (При ответе используйте информацию, полученную из современных СМИ.) Практикум вмваанншшннаашнанманввншнашнвам 1. Соотнесите классификацию религий, данную в предыдущем параграфе, и конфессиональную ситуацию в современной России с качественных и количественных позиций. 2. Как известно, в нашей стране конституционно закреплена свобода совести, Церковь отделена от государства. Что же тогда означает, на ваш взгляд, слово «зарегистрированные» по отношению к религиозным организациям? Почему данные по количеству религиозных организаций даёт орган государственного управления — Министерство юстиции? 3. Составьте схему «Взаимоотношения общества, государства и Церкви», исходя из следующего утверждения: «Церковь отделена от государства, но не отделена от общества. Общество неразрывно связано с государством как своей политической надстройкой и Церковью как своим духовным центром». Date: 2015-12-13; view: 2080; Нарушение авторских прав |