Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование в Российской Федерации






Структура образования в России. Система образования в нашей стране включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессиональ­но-техническое образование, среднее специальное образова­ние, высшее образование, послевузовское образование, си­стему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

К 1999 г. была в основном и целом создана правовая база современного российского образования — федеральный па­кет законодательных и нормативных актов, регулирующий вопросы образования. Он состоял из 462 документов. Осново­полагающим стал Закон «Об образовании», который на фе­деральном уровне разграничил компетенцию и ответствен­ность в области образования между центральными, регио­нальными и местными (муниципальными) органами управ­ления.

Одним из важнейших решений, которое законодательно оформляется в России сегодня, является возвращение к ста­тусу полного среднего образования как обязательного для граждан, обучающихся в школе ныне и в будущем (так бы­ло в советское время).

Школьное образование. Школьное образование ещё на­зывают общим образованием.

Школьное образование — возможность овладеть элемен­тарным уровнем научных знаний, необходимых для по- I нимания основных явлений природы и общества.

Общеобразовательная школа призвана решать три осно­вополагающие для общества и личности задачи:

• способствовать интеграции молодёжи в социокультур­ную жизнь общества и формировать личность;

• давать молодёжи базовые знания для безболезненного перехода к трудовой деятельности или профессиональ­ному самоопределению;

• обеспечивать профессиональную ориентацию моло­дёжи.

Современное российское школьное образование имеет се­годня три ступени: начальная, основная и старшая школа, которая и завершает полное среднее образование.


Как показывают социологические исследования и ста­тистика, современная общеобразовательная школа в пол­ной мере не выполняет свои задачи: возрастает уровень
девиантного поведения (т. е. отклоняющегося от обще­принятых норм) несовершеннолетней молодёжи, в том числе преступность, алкоголизм, наркомания, проститу­ция и т. д. Школа не в полной мере решает задачи про­фессионального самоопределения. Она в современных условиях (часто не по собственной вине) не способна под­готовить абитуриентов к вступительным экзаменам в вуз. Функцию подготовки, которую должна выполнять средняя школа, активно реализуют неформальный ин­ститут репетиторства, многочисленные коммерческие курсы.

Занятия по ликвидации безграмотности. Из частной коллекции фотографа Льва Бородулина

Вместе с тем российская общеобразовательная школа име­ет прекрасное наследие дореволюционного периода и школы советского времени. Опыт этот признан всем человечеством. Это и понятно — ведь все достижения российской культуры, науки, которые известны во всём мире, были бы невозможны без высокого уровня развития образования. Да и сегодня кри­тика школы не состоит в признании её деятельности мало­успешной, скорее она показывает, что перед школой стоят сложные задачи, которые она полностью не решает.

 

Современная школа России находится в периоде поиска путей развития. В этом параграфе вы познакомитесь с тем, в каком направлении предполагается двигаться. Да вы и са­ми многое об этом знаете, ведь как учащиеся российской школы вы — в центре событий, вы — непосредственные участники самых важных процессов.

Высшее образование. В 1987 г. в СССР было 896 вузов. Согласно информации Федеральной службы государствен­ной статистики в России в 2008/09 гг. насчитывалось 1134 государственных и негосударственных вузов. Но в советскую эпоху почти 900 вузов приходилось на 280 млн че­ловек, а сегодня (не забывайте и о сотнях негосударственных высших учебных заведениях) — на 145 млн человек.

Количество высших учебных заведений за последние го­ды резко возросло прежде всего за счёт негосударственных и филиалов государственных вузов, а это требует пристально­го внимания к оценке и контролю качества образования.

Общий приём студентов в государственные высшие учеб­ные заведения по укрупнённым группам специальностей характеризуется следующими данными: инженерно-техни­ческие — 31%, экономические — 26%, гуманитарные — 19%, педагогические — 8%, естественно-научные — 6%, медицинские — 3%, сельскохозяйственные — 4%, культу­ры и искусства — 2%. На рубеже тысячелетий спрос на спе­циальности экономических и юридических вузов пошёл на спад, зато возросла потребность в управленцах новой фор­мации. При этом сохраняется наметившаяся тенденция по­следних лет к возобновлению интереса абитуриентов к тех­ническим специальностям.


Высшее образование — возможность получить образова­тельные услуги самой высокой квалификации и качест­венное профессиональное образование.

Высшая школа аккумулирует значительные трудовые, материальные и финансовые ресурсы. По численности за­нятых она находится на уровне трудоёмких отраслей про­мышленности, а по удельному весу квалифицированных ра­ботников превосходит любую отрасль материального произ­водства.

Аспирантура

Высшее образование

Полное среднее и среднее специальное образование

Неполное среднее образование

Начальное образование

Зависимость количества обучающихся от уровня образования. Чем выше ступень образования, тем меньше на ней число обучающихся

В зависимости от числа направлений обучения студентов в современной России существуют следующие типы вузов: университеты (в них обучается самый большой контингент студентов), академии и институты. Обучение в них проводит­ся по очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме, в фор­ме экстерната. Для всех действует единый государственный образовательный стандарт. Выпускники вузов могут иметь квалификацию: бакалавр, дипломированный специалист, магистр по соответствующим направлениям подготовки (спе­циальностям), причём соответствующие образовательные программы могут быть реализованы как непрерывно, так и ступенями. Многоуровневая система высшего образования в России включает три типа образования в соответствии с 4-лет­ней, 5-летней или 6-летней программой обучения.

Выпускнику, прошедшему итоговую государственную аттестацию по аккредитованной образовательной програм­ме, вуз выдаёт документ государственного образца (диплом) об уровне образования и (или) его квалификации.

Уровень образования
Докторан­тура

Общее руководство вузом осуществляет выборный пред­ставительный орган — учёный совет. Срок полномочий учё­ного совета составляет 5 лет. В состав учёного совета входят ректор (председатель), проректоры, а также, по решению учёного совета вуза, деканы факультетов. Другие члены учё­
ного совета избираются общим собранием (конференцией) вуза. Непосредственное управление деятельностью вуза осу­ществляет ректор. Должность его выборная, срок полномо­чий — 5 лет.

Объём и структура приёма студентов на первый курс го­сударственного вуза диктуется контрольными цифрами приёма, которые устанавливаются ежегодно соответствую­щим федеральным органом исполнительной власти, в веде­нии которого находится вуз. Сверх заданий по приёму сту­дентов вуз вправе осуществлять подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обуче­ния физическими и (или) юридическими лицами.

К качественным изменениям в современной российской высшей школе относятся: появление дипломов для разных квалификаций (об этом кратко уже было сказано выше), по­явление новых специальностей и новых форм получения об­разования. Так, например, число новых учебных дисцип­лин (отсутствующих в государственном перечне) превысило 200 — от компьютерных технологий до налогообложения, клинической психологии и международных корпоратив­ных финансов.


Роль государства в российском образовании. Несмотря на наличие немалого количества негосударственных школ и вузов в нашей стране, основой образования России являются государственные образовательные учреждения. Да и по от­ношению к негосударственным учебным заведениям Рос­сийское государство выступает в качестве силы, разрешаю­щей подобную образовательную деятельность, контроли­рующей её проведение и оценивающей её результаты. Всё это очень важно для обучающихся и их близких, которые должны быть уверены в уровне данного образования и воз­можности получения документа, который гарантирует его признание на территории России и за её пределами (если учесть всё большую интеграцию нашей страны в мировую образовательную систему).

Государство по отношению к институту образования, если речь идёт о нынешней России, выполняет три функ­ции:

• регулирующего органа власти для всей системы обра­зования в целом;


• учредителя или владельца различных уровней и со­ставных частей образовательной системы;

• управляющего территориальными образованиями, ответственных за целостность местных образователь­ных систем.

В последние годы усилилась деятельность Российского государства в социальной сфере. Появились масштабные национальные проекты, хорошо профинансированные, на­правленные на достижение конкретных целей. Одним из та­ких проектов является проект «Образование», рассчитан­ный на 2009—2012 гг.

Проект «Образование». Национальный проект «Образо­вание» призван внести системные изменения в сферу обра­зования. Необходимо выработать новые подходы для реали­зации намеченных изменений (например, привлечение об­щественных институтов к решению проблем образования и повышение открытости этой сферы), выявить и поддержать лидеров, которые эти изменения будут реализовывать на практике.

Специалисты выделяют четыре основные задачи проекта:

1) системные изменения в российском образовании;

2) развитие институтов гражданского общества;

3) становление современного менеджмента в системе об­разования;

4) поддержка лидеров.

Приоритетный национальный проект «Образование» со­стоит из нескольких направлений:

• стимулирование инновационных программ высшего профессионального и общего образования (в частно­сти, отбор среди всех существующих 30 инновацион­ных вузов, вручение каждому из них гранта в размере до 500 млн руб.; определение 6 тыс. инновационных школ с вручением каждой гранта в размере 1 млн руб.);

• создание новых университетов и бизнес-школ (двух на­циональных университетов — в Южном и Сибирском федеральных округах, двух бизнес-школ — в Москов­ской области и Петербурге);

• информатизация образования (в частности, подключе­ние к Интернету 20 тыс. школ; разработка и введение программ дистанционного обучения);

• поддержка инициативной, способной, талантливой мо­лодёжи (поощрение единовременной премией в разме­ре 60 тыс. руб. 2500 человек — талантливых детей и молодёжи ежегодно; создание базы данных талантли­вых детей и молодёжи);


• развитие системы профессиональной подготовки в ар­мии (в частности, создание 100 учебных центров в ча­стях Российской армии);

• дополнительное вознаграждение за классное руковод­ство в средней школе (доплата классным руководите­лям полнокомплектных классов 1 тыс. руб. на челове­ка в месяц, всего около 900 тыс. человек);

• поощрение лучших учителей (поощрение единовре­менной премией в размере 100 тыс. руб. 10 тыс. луч­ших учителей ежегодно).

Выполнение проекта вовсе не будет означать прекраще­ние поддержки образования, а приведёт к продолжению на­меченной линии в иных государственных программах.

Следует отметить, что политика Российского государ­ства в области образования находится в русле мировых тенденций. Мировое сообщество пришло к выводу, что образование должно иметь абсолютный приоритет в бюд­жетах всех государств. Во многих развитых странах на него существенно увеличены государственные ассигнова­ния. В развивающихся странах они ниже в десятки раз, причём разрыв с каждым годом возрастает. За счёт обра­зования развитые страны получают до 40% прироста ва­лового национального продукта. По существу, и это уже признано экспертами, инвестиции в развитие образова­ния представляют собой вложения средств в наиболее окупаемую сферу.

Отношение молодёжи к образованию. Как бы ни было ос­нащено образование со всех сторон: законодательной, науч­но-методической, материальной, кадровой базами, все же получение качественного образования зависит прежде всего от самого обучающегося.


Исследования показали, что российские школьники под­росткового возраста, во-первых, воспринимают школу ско­рее как место времяпрепровождения в компании друзей, а вовсе не как место, где надо учиться. Многими задания вы­полняются лишь потому, что этого требуют преподаватели, а родители контролируют оценки. Во-вторых, ученики не видят связи между школой и своей будущей жизнью.

В идеале хорошая школа должна сочетать безупречное академическое преподавание с индивидуальным подхо­дом, чтобы обеспечить одновременно и интеллектуальное развитие, и душевную близость. Но на этом уровне рабо­тают очень немногие школы.

Но всё же социологи установили, что в последнее время по­менялось общественное сознание молодёжи. Так, теперь боль­шинство тех, кто решил получить высшее образование, пони­мает, что от выбора вуза во многом зависит карьера и соответ­ственно немалое в жизни. Конкуренция на рынке труда резко возросла. Студенты старших курсов предпочитают начать трудовую деятельность ещё до окончания вуза, чтобы быть обеспеченными рабочими местами по получении диплома. Ра­ботодатель же принимает во внимание не только специаль­ность по диплому, но и оценки по основным дисциплинам.

Выбор вуза выпускниками школ — это не только выбор места учёбы, но и профессиональное самоопределение, признание ими приоритета определённого образа жизни. По данным социологического исследования, мотивы поступ­ления в вуз выглядят следующим образом:

— заниматься в будущем интеллектуальным трудом — 56%;

— получить профессию в соответствии с наклонностя­ми — 24%;

— по настоянию родителей — 9%;

— чтобы не призвали в армию — 6%;

— некуда было идти после школы — 5%.

Подавляющее большинство опрошенных родителей (бо­лее 70%) полагает, что при выборе вуза надо учитывать только то, какую специальность в этом вузе можно полу­чить. Местонахождение вуза считают приоритетным менее 30% опрошенных родителей.

Основные термины и понятия

Школьное образование (общее образование), высшее образо­вание


Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте структуру образования в нашей стране. Мож­но ли говорить о том, что эта структура представляет собой систе­му? Своё мнение обоснуйте.

2. Какую роль играет в образовании Российское государство? В чём, на ваш взгляд, следует усилить эту роль? А может быть, нужны ограничения его полномочий в образовательной сфере? Своё мнение обоснуйте.

3. Сравните задачи основного и высшего образования.

4. Что такое национальный проект «Образование»? Соотнесите его цели с задачами образования как социального института.

Практикум

1. Опираясь на материалы параграфа, ваши повседневные знания, обращаясь к общим положениям Закона «Об образовании», сфор­мулируйте существенные черты современного российского обра­зования. При этом обратите внимание на те принципы, на кото­рых образование строится.

2. Подготовьте развёрнутый тезисный план ответа по теме «Совре­менная российская школа: достижения и проблемы».

3. Говорят: «Сколько людей — столько и мнений». Выскажите своё мнение о проблеме отношения молодёжи к образованию, со­поставив свои наблюдения с выводами учебника.

4. Какими, на ваш взгляд, должны быть основные шаги Россий­ского государства в образовании в ближайшие годы? Ответ подго­товьте по схеме: цели, задачи, принципы, основные направления, конкретные мероприятия, ресурсы.







Date: 2015-12-13; view: 3246; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию