Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественная значимость образования





Одним из важнейших критериев уровня цивилизованно­сти общества, проявления его культуры является образова­ние, с которым в различные периоды жизни связаны все живущие в современном обществе.

Что такое образование. В соответствии с Законом Рос­сийской Федерации «Об образовании» оно понимается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в инте­ресах человека, общества, государства, сопровождающий­ся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (об­разовательных цензов)».

Образование — социальный институт, состоящий из множества учреждений и институций, включающий средства управления и организации.

Образование в обществе выполняет множество функций. К ним относят:

• передачу знаний от поколения к поколению и распро­странение культуры;

• генерирование и хранение культуры общества;

• разработку и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений;

• социализацию личности, особенно молодёжи, и её ин­теграцию в общество;

• обеспечение профессиональной ориентации и профес­сионального отбора молодёжи;

• создание условий для социальной мобильности. Поло­жение индивида в обществе, возможности для его ус­пешного продвижения по служебной лестнице опреде­ляются качеством полученного образования, во многом связанного с престижем учебного заведения.

Образованию принадлежит очень важная роль в опреде­лении социального статуса личности, в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества, в поддержании социального порядка и стабильности, осуществлении со­циального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения. А на систему профессионального образования, кроме того, ложатся ещё и функции контроля за распределением поко­ления, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры общества: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам.

Образование — социальный лифт. Образование, наряду с армией и сферой приложения труда, — один из лифтов со­циальной мобильности. Получив знания и высокую квали­фикацию, в современном обществе гораздо легче сделать карьеру, чем: а) это было в доиндустриальном и индустри­альном обществе, б) если бы человек ими не обладал.


Те, кто рано уходит из школы, в будущем имеют более низкий социально-экономический статус. Причём основной процент отсева приходится на семьи с низким социаль­но-экономическим статусом. Объясняется это не только нехваткой денег, хотя часто именно они становятся главной причиной.

С давних пор и по сей день образование как социальный ин­ститут выступает основным механизмом социального тести­рования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам.

Необразованный человек не может получить высоко­оплачиваемую и ответственную работу, какого бы социаль­ного происхождения он ни был. У образованного и необразо­ванного неравные жизненные шансы, но ситуацию всегда можно исправить, повысив свою квалификацию, стоит только приложить усилия.

Разумеется, всегда можно найти обходные пути, устроив­шись на высокооплачиваемую работу, где не требуют уни­верситетского диплома. Но таких мест мало, к тому же дли­тельное время находиться на такой социальной позиции рис­кованно: то ли очередная проверка с аттестацией нагрянет, то ли конкуренты обойдут, то ли грубый промах по своей не­грамотности допустишь. Второй раз найти лазейку гораздо сложнее. Даже фальсификация документов об образовании, покупка липового диплома свидетельствуют о возросшем значении образования как канала вертикальной мобиль­ности.

Школа и университет во все века служили фундаментом системы образования


Уровень образования — уровень доходов. Другое дело, что связь между двумя переменными — уровнем образо­вания и уровнем доходов — не такая очевидная, а в неко­торых обществах она вообще проблематичная. Филолог или врач-терапевт может быть более образован, чем мно­гие из преуспевших бизнесменов. Но получают они совер­шенно разные доходы. Перед тем как выбрать вуз, необхо­димо узнать рыночную стоимость будущего образования. Она-то и определит ваши шансы на достижение желаемо­го уровня материального благополучия. Профессия эко­номиста и юриста до недавнего времени в нашей стране пользовалась наибольшим спросом, соответственно и кон­курсы в профильные вузы постоянно росли. Но сейчас на­ступило перенасыщение рынка труда такими специали­стами. Поэтому и растёт рыночная цена инженерного об­разования.


В обществе со стабильной и процветающей экономикой между уровнем образования и размером заработной платы обнаруживается жёсткая связь. Например, в США работни­ки, окончившие лишь среднюю школу, зарабатывают в среднем в полтора-два раза меньше, чем их сверстники, имеющие диплом бакалавра, и почти втрое меньше, чем док­тора. Примерно такая же картина и в странах Европы. Каж­дый шаг наверх по образовательной лестнице хорошо возна­граждается, ибо в обществе прочно укоренилось восприятие высшего образования не только как социального блага, но и как высшей духовной ценности.

Качественное образование выгодно не только для отдель­ного человека, но и для общества в целом. Благодаря ему индивид может надеяться сделать неплохую карьеру в биз­несе, на политическом или культурном поприще. Благода­ря системе образования страна получает высококвалифици­рованных работников. А это означает рост производитель­ности труда, внедрение новых технологий, выход на передо­вые рубежи в социальном развитии.

Образование и обучение. Сегодняшняя система образова­ния в мире держится на фундаментальной подмене понятия «человек образованный» понятием «человек обученный» и на отождествлении процесса образования с процессом обу­чения. Однако это далеко не одно и то же.

Обучение — процесс трансляции знаний, умений, навыков от учителя к ученику, который имеет чётко регламентиро­ванные цели, задачи и этапы реализации.

Что касается образования, то это гораздо более широ­кое и фундаментальное понятие. Процесс образования, становления человеческой личности происходит непре­рывно, на протяжении всей жизни человека в ходе инди- видуально-личностного диалога с миром окружающей че­ловека культуры. При этом случаются ситуации, когда человека кто-то специально учит, обучает; однако в огромном количестве случаев никакого специального обу­чения нет, а процесс образования всё равно происходит. Например, когда человек просто читает книги, или обща­ется с умными людьми, или сам пытается что-то создавать в духовной сфере.

Также непросто обстоят дела и с понятиями «просвеще­ние» и «грамотность», в чём нам предстоит ещё убедиться.

Что такое образованный человек. Образованный человек обладает развитым чувством совести и потому способен не­сти ответственность за свои действия и их последствия не только перед собой и своими друзьями и близкими, а перед гораздо более широкой общностью, которое именуют чело­вечеством в целом. Образованный человек — это человек, в котором присутствует нравственное начало. А ведь специ­фика нравственной позиции состоит в том, что её нельзя усвоить как какое-то внешнее знание, её можно лишь вы­страдать.

Просвещённый человек — это индивид с широким гума­нитарным взглядом на мир; хорошо знакомый с достиже­ниями мировой культуры; ориентирующийся в ее истории и направлениях; умеющий поддержать беседу или про­явить свою эрудицию по самым разным вопросам, в том числе и естественно-научного профиля. Он может быть од­новременно глубоко нравственным человеком, однако критерий нравственности не заложен в самом понятии просвещённого человека. Скорее это некое дополнение к нему.

Homo edoctus (человек образованный) — не только хоро­шо информированный и разбирающийся в современных науках индивид. Кроме того, он обладает самостоятельным образом мысли, гибким и развитым мыслительным аппара­том, позволяющим искать и находить нестандартные реше­ния. При этом речь идёт не о том, что он владеет готовыми алгоритмами мышления или схемами знания, как в случае человека просвещённого, а о том, что его мышление имеет свой неповторимый почерк.


Зато человек просвещённый — всегда индивид, владе­ющий широкой палитрой языков культуры, позволяющих ему вступать в продуктивный диалог с представителями других культур. Прежде всего это язык художественно-по­этического творчества. Таких людей относят к цвету гума­нитарной интеллигенции. В то время как человек образо­ванный может вполне быть узким специалистом или даже практиком в технических областях.

Грамотный и просвещённый человек. Результатом дей­ствия в обществе развитой системы среднего и высшего обра­зования, помимо всего прочего, является создание, во-пер­вых, грамотного (на базе среднего образования), во-вторых, просвещённого (на базе высшего образования) населения.

О пользе просвещения в наш век уже не принято гово­рить в вопросительной форме. Мало кто сомневается в его необходимости. Хотя все мы в разной степени приобщаем­ся к его плодам. Тот, кто разобрался в основах наук, препо­даваемых в средней школе, зовётся грамотным человеком. А если к тому же он разбирается в современном искусстве и литературе, знает классическое наследие в области гумани­тарной мысли, то почему бы не назвать его просвещённым человеком. Но тот, кто приобщается к знаниям не любо­пытства ради, а проводит серьёзные исследования, расши­ряя наши представления о мире, способствует приросту но­вого знания, несомненно, считается учёным.

Обучение даёт квалификацию, образование — метаквали- фикацию, т. е. систему знаний, облегчающую поиск и усво­ение новых знаний. Например, фермеры в развитых странах имеют не только высокую квалификацию, которую им дали опыт работы на ферме и среднее образование. Они имеют ме- таквалификацию, которая даёт знание того, к кому и когда обратиться за советом — к юристу, ветеринару, местному агенту по сбыту, сотруднику университетского факультета па­тологии растений, оптовому поставщику, метеорологу, меха­нику. Метаквалификация, таким образом, позволяет челове­ку найти нужную информацию и усвоить её, даже если она на­ходится далеко за пределами его личного опыта.

Основные термины и понятия

Образование, обучение Вопросы и задания

■■■■■^■^■■■■■■■■шяшамншашввншнш

1. Охарактеризуйте образование как социальный институт.

2. Что такое социальный лифт? Почему образование можно к нему отнести? Сравните его с возможностями других социальных лифтов.

3. Раскройте разницу смысла словосочетаний: человек образован­ный, обученный человек, просвещённый человек, грамотный че­ловек. От чего зависят столь разные результаты обучения?

4. Что такое метаквалификация? Насколько она есть у вас? В чём она проявляется?

Практикум

1. В параграфе даются основные функции образования. Сгруппи­руйте их, обозначив критерий, который стал основой отбора. Есть ли среди функций одна-две, которые можно назвать центральны­ми, системообразующими? Своё мнение обоснуйте.

2. Смоделируйте аргументы участников дискуссии, одни из кото­рых говорили бы о важности получения среднего образования все­ми гражданами, а другие исходили бы из положения: «Не всем людям нужно высокое образование. Тем более не все хотят учить­ся. Так стоит ли тратить средства, силы и учить всех, тем более за­ставлять учиться?»







Date: 2015-12-13; view: 3891; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию