Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принципы разработки
Вначале разработки электронного учебника разрабатывается структурная схема учебника, включающая модель представления знаний, иерархический многоуровневый каталог модулей и понятий, навигатор ссылок и связей с приложениями. И только после утвержденной структуры формируется наполнение теоретическими материалами, производится разработка контроля знаний, подбираются необходимые средства мультимедиа и т.д. Приступая к разработке серьёзного образовательного электронного продукта, необходимо ориентироваться на следующие положения[8]: Учебно-методические комплексы (УМК) представляют собой образовательные электронные издания, предназначенные для информационной и методической поддержки учебного процесса. УМК призваны обеспечить максимально эффективное использование современных компьютеров и компьютерных сетей для решения образовательных задач в соответствии с отечественной педагогической традицией. Основу информационного наполнения могут составлять материалы традиционных учебных изданий, прошедших практическую апробацию в системе образования и рекомендованных органами управления образования для использования в школах, а также авторские методические разработки, прошедшие экспертизу ЛОИРО или других экспертных образовательных учреждений. При создании УМК неприемлемым является формальный перевод печатных изданий в электронную форму, не приводящий к появлению качественно новых форм работы с информационными ресурсами; как информационный ряд, так и технологические и методические возможности его использования должны быть существенно расширены и дополнены. Использование УМК не предполагает отказ от традиционных форм и методик преподавания, напротив, при разработке УМК должна быть обеспечена максимальная преемственность традиционных и новых образовательных технологий. При этом УМК должен обеспечивать методическую поддержку использования педагогами и учащимися новых возможностей информационных технологий в образовательном процессе. ЭУ в силу преемственности наследует базовые дидактические принципы конструирования книжного. Во-первых, ЭУ как модель педагогической системы должен отображать цели, содержание, дидактический процесс, формы организации. Во-вторых, содержательную (предметную) часть ЭУ необходимо разрабатывать в соответствии с принципами дидактики высшей школы, такими, как научность, систематичность – системность, связь теории с практикой, сознательность и самостоятельность обучения, единство конкретного и абстрактного, прочности знаний. В-третьих, содержание материала должно обеспечивать развитие процессуальных умений и навыков логического и образного мышления, творческого потенциала обучаемых. Данные принципы необходимо дополнить новыми, которые следует соблюдать при конструировании ЭУ: краткого и нелинейного изложения материала; полноты представления учебного материала; оптимального и комплексного использования средств наглядного представления информации, возможностей моделирования, проведения расчетов, оперативного представления графики; открытости и гибкости; интерактивности; управления обучением на основе обратной связи; целеполагания; контроля стартовых знаний; дозированной помощи; контроля и самоконтроля; электронного конспекта; наличия блока рефлексии. В работах разных специалистов, педагогов, занимающихся данным вопросов, выделяются различные принципы создания ЭУМ. Наиболее общими принципами можно назвать такие, как: 1. принцип программированного обучения[9], т.е. ЭУ должен регулировать познавательную деятельность учащихся, создавать необходимые и достаточные предпосылки для подготовки учащихся по всему учебному курсу согласно целям обучения. То есть, ЭУ должен содержать ряд методических указаний, регулирующих познавательную деятельность учащихся и действия преподавателя, а не только материал по изучаемому курсу. ЭУ также должен сочетать в себе разнообразные способы работы (теория, практика, самостоятельные работы, исследования, сочинения и т.п.…) и оптимально их сочетать. Учебник должен служить основой самообразования. 2. Принцип нелинейного изложения материала предполагает наличие в структуре ЭУ инвариантного (базового) и вариативных (повышенной сложности, профессиональной направленности) модулей, блоков задач и практических заданий разного уровня трудности и сложности. При построении инвариантного фрагмента ЭУ рекомендуется придерживаться следующей схемы: теоретический материал – примеры решения типовых задач – контрольные вопросы – упражнения и задания – контроль и самоконтроль. При изложении материала обязательным является соблюдение принципа краткого изложения. ЭУ должен конструироваться с соблюдением принципа полноты представления учебного материала по дисциплине, что предполагает включение в ЭУ учебных программ, материалов учебников, учебно-методических и методических пособий по дисциплине. [10, 17] 3. Принцип интерактивности обеспечивает реализацию принципов управления обучением: целеполагания, управления процессом обучения, контроля и коррекции обучения и оказания помощи, самоконтроля и самокоррекции. Принцип целеполагания (целенаправленности) рассматривается как целенаправленное обеспечение обучаемого информацией о глобальных, этапных и оперативных целях изучения дисциплины; о степени достижения цели обучаемым, как стимуляция видов познавательной деятельности обучаемых, которые нужны для достижения указанных целей. Организация процесса обучения с использованием ЭУ осуществляется посредством настройки сценариев самостоятельного освоения учебного материала и сценариев занятий, позволяющих менять структуру дидактического процесса, отображаемого в построении учебника, в соответствии с методами и организационными формами. Осуществление контроля и коррекции, оказание помощи реализуется на основе обратной связи, которая предполагает обеспечение двустороннего диалога, предоставление обучаемому задавать вопросы. Рекомендуется выделять два типа контроля и самоконтроля. Первый – текущий контроль ответов на вопросы, этапов решения задач и выполнения практических заданий на основе эталонного сравнения; второй – промежуточный или итоговый контроль полноты и глубины изучения материала на основании эталонного сравнения и статистической обработки результатов. Принцип дозированной помощи означает, что система помощи должна быть многоуровневой, адаптируемой или настраиваемой преподавателем в соответствии с педагогическими задачами и уровнем обучаемого. Мера помощи не должна превышать уровень обучаемого. 4. Принцип контроля стартовых знаний обоснован необходимостью диагностики обучаемого перед началом изучения курса с целью обеспечения дифференциации или индивидуализации обучения, определения меры помощи. ЭУ необходимо строить с соблюдением принципов открытости и гибкости, которые означают предоставление возможности как модификации предметного материала, так и модификации в части управления процессом обучения. 5. Принцип оптимального и комплексного использования современных компьютерных средств наглядного представления информации, возможностей моделирования процессов и объектов, проведения сложных расчетов, составления графических чертежей направлен на повышение понимания материала, развитие творческих способностей, обеспечивает деятельностный подход к обучению. 6. Принцип электронного конспекта означает предоставление обучаемому возможности создания обучаемым электронных конспектов на основе материала учебника и результатов выполненных практических заданий, сохранения их в файлы или распечатки на бумаге. Реализация данного принципа освобождает обучаемых от рутинных операций, превращает их в акт преобразующей деятельности, активизирует интеллектуальную деятельность, позволяет систематизировать учебный материал учебника по собственному усмотрению обучаемого. 7. Системные подход [11] к созданию электронных пособий. Системный подход рассматривает объект как систему, состоящую из множества взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность и обладающих системными свойствами. Позволяет не ориентировать учебное пособие на конкретную группу пользователей, но создавать его таким образом, что им может воспользоваться практически любой. В зависимости от потребностей и уже имеющихся знаний, пользователь сам выбирает материал для изучения, его объем, технологию обучения [12]. Основными условиями эффективного использования ЭУ является: наличие системы гиперсловаря и справочных указателей, поисковых средств, удобной системы навигации, для сетевых учебников – предоставление возможности доступа к дополнительным учебным материалам, размещенным в сети Интернет, а также наличие блока рефлексии – специального блока с возможностью накопления результатов рефлексии в процессе обучения, что обеспечивает самостоятельность и активность учения. Новым условием является предоставление средств сворачивания информации посредством различных средств семиотики, что способствует развитию памяти и образного мышления. Однако, на наш взгляд, здесь необходимы серьезные теоретические исследования. Желательно включение в конструкцию ЭУ блока мотивации, которая может быть осуществлена на основе стимулирования обучаемых посредством наглядного представления степени достижения цели, предметной наглядности содержания изучаемой темы, проблемности, примеров социальной значимости излагаемого материала. И, наконец, при конструировании ЭУ необходимо соблюдать психологические принципы работы с экранной информацией (размер окна, цветовые и шрифтовые выделения, фон, организация «минуток релаксации»). Date: 2015-12-12; view: 612; Нарушение авторских прав |