Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Место электронных учебных материалов в образовательном процессе
На фоне общего стремления к информатизации образовательного процесса, на первое место выходит использование ЭУМ в обучении и воспитании. Создание электронных изданий (ЭИ) и ресурсов является одной из приоритетных задач информатизации образования.[3] Результаты анализа российского рынка ЭИ показывают, что мы имеем существенный задел, но необходимо и далее развивать это направление, совершенствуя и внедряя в процесс обучения ЭУМ. Нужно иметь широкий ассортимент электронных изданий и ресурсов эти продукты должны обладать высокой образовательной эффективностью и, самое важное – продукты должны быть хорошо известны, положительно оценены и восприняты педагогическим сообществом, учащимися и родителями. Наличие учебных материалов для образовательного процесса является очень важным, практически основным фактором. Поэтому возможность использования ЭУМ становится все более перспективной и предпочитаемой. Электронные учебные материалы могут использоваться наряду с традиционными печатными учебниками и пособиями, практически ни в чем не уступая им, и при этом имея ряд превосходств, которые невозможно не заметить. Неоспорим факт, что процесс информатизации образования и внедрения ЭУМ носит не мгновенный характер, это сложный, многоплановый процесс. Естественно, что преподавателю зачастую сложно перестроиться, привыкнуть к мысли, что урок – совсем не обязательно традиционная лекция, устная передача информации от одного источника – преподавателя. Что интерактивные мультимедиа продукты дадут ту же информацию много быстрее и эффективнее, просто нужно привыкнуть к невиданным ранее новым возможностям самостоятельной учебной работы.[3] Ведется множество оживленных споров и дискуссий о возможности использования электронных учебных материалов, как аналога традиционного печатаного учебника, их не устают сравнивать и выявлять как плюсы, так и минусы в тенденциях к все большему распространению ЭУМ. В отличие от классического «бумажного» варианта учебника электронный учебник предназначен для нового стиля обучения, в котором нет ориентации на последовательное, линейное изучение материала. Содержание дожно быть четко иерархически структурировано. Верхний уровень иерархии отражает основные понятия и концепции предметной области. Более низкие уровни должны последовательно детализировать и конкретизировать эти понятия. При этом необходимо четко обозначить определения, примеры, объекты и утверждения (с помощью ключевых слов). Многоуровневость позволят изучать предмет с различной степенью глубины. Конечно, новые электронные продукты с трудом вписываются в узкое русло существующей классно-урочной системы, к тому же есть ряд других проблем. К сожалению, разработкой и использованием новых форм обучения занимается не так много специалистов, хотя о проблемном подходе, методе проектов, креативном обучении[18] и т.д. многие уже не раз слышали. Приходится констатировать, что разрабатываемые программистскими коллективами ЭУ часто не вписываются и в новые формы обучения, поскольку программисты знакомы с ними только понаслышке.[1] Получается некоторого рода противоречие, разработчики ЭУМ ориентируются на собственный опыт, и поэтому зачастую новые ЭМ разрабатываются для старых форм обучения, а не для новых. Большинство разработчиков ЭУМ предлагают уже готовый продукт и не могут одновременно предложить эффективный способ использования этого продукта, поскольку не владеют основами психо-педагогических знаний. [4] Современные компьютерные технологии позволяют создавать совершенно непохожие друг на друга электронные учебные материалы, сопровождающие курсы к уже известным учебникам, использование мультимедиа делает электронные учебники красочными, интересными, привлекательными, удобными и простыми в использовании даже для самого отдаленного от мира компьютерных технологий человека. Использование электронных учебных материалов может стать новым толчком для развития системы образования. Электронные учебные материалы начинают все больше вытеснять стандартные печатные учебники, это не удивительно, поскольку электронные учебники имеют массу преимуществ относительно печатных учебников. [7] Немаловажное отличие электронного учебника от бумажного в том, что он может и должен обладать несколько большим «интеллектом», поскольку компьютер способен имитировать некоторые аспекты деятельности преподавателя (подсказывать в нужном месте в нужное время, дотошно выяснять уровень знаний и т. п.). Электронный учебник должен содержать весь необходимый (и даже более) учебный материал по определенной дисциплине. Наличие же «интеллектуальных аспектов» в электронном учебнике не только компенсирует его недостатки (использование исключительно на компьютере), но и дает ему значительные преимущества перед бумажным вариантом (быстрый поиск необходимой информации, компактность и т. д.), к тому же «предполагают сокращение персональных контактов преподавателя и учащегося с увеличением доли самостоятельной подготовки». [20] Электронные издания относятся к динамически развивающемуся классу продукции. Их количество увеличивается быстрыми темпами, а качество непрерывно улучшается. Интеграция полиграфической продукции с электронными документами приносит чисто практические выгоды. Так, переход на цифровую форму позволяет обеспечить сохранность многих уникальных видов продукции, таких как древние рукописи. Даже обычные фотографии и картины теряют со временем свои качества. Хранение их электронных копий позволяет донести до последующих поколений уникальные культурные шедевры. Наконец, хранение документов и изданий в электронной форме позволяет организовывать электронные базы данных, четкая структура и развитые средства поиска и навигации в которых облегчают процесс обнаружения нужных материалов и их фрагментов. Невозможно не признать удобств хранения информации в электронном виде и преподношения ее учащимся. Несомненна более высокая потребительская ценность детских и учебных электронных изданий, так как повышается интерес к изучаемому материалу и обеспечивается возможность применения новых, более эффективных, технологий не только обучения, но и постепенного вовлечения детей в процесс обучения в игровой форме. Эти методики уже опробованы во многих странах и на практике доказали свою эффективность. Справочные и научные издания позволяют более простыми средствами и в более краткие сроки получить необходимую информацию (или краткие сведения, позволяющие оценить ее необходимость пользователю и заказать ее, в том числе и в печатном виде). Постепенно, но неуклонно продолжается наступление электронных изданий в учебной сфере, начиная со школьного обучения, и далее, в сфере среднего и высшего образования. Как отмечается в [13], новые электронные продукты с трудом вписываются в узкое русло существующей классно-урочной системы. Во многих случаях оправдан частичный или полный переход к электронным учебникам и компьютерным образовательным технологиям. Эффективность такой замены тем выше, чем больше разнообразие учебных пособий и ниже их тиражи. Ответ на вопрос об изменениях в традиционном издательском и печатном бизнесе, необходимых для адаптации к новым информационным технологиям, также требует проведения достаточно широких и глубоких научных исследований. [5] Поэтому, как отмечается в [15] оправдан постоянный поиск новых форм организации учебного материала в учебниках. Значимость использования ЭУМ в процессе обучения достаточно велика. Особенно это можно видеть в ВУЗах, колледжах и других специальных образовательных учреждениях. Поскольку работая со студентами, гораздо проще распространять информацию в электронном виде, нежели придерживаться традиционных печатных вариантов. К тому проблемы с наличием книг в библиотеках уходит на задний план, ведь электронных копий можно сделать необходимое количество. В школах же ситуация немного другая. Так как далеко не во всех школах имеется возможность для внедрения ИТ, прежде всего это связано с материальными средствами школ, то процесс применения ИТ на уроках сильно усложняется. К тому же в силу возрастных особенностей детей, невозможно использование компьютера более допустимого времени. Выводы: Большой прогресс в области ИТ приводит к массовому распространению мультимедийных персональных компьютеров. Развитие ИТ привело к тому, что многие ученые, педагоги, психологи сходятся на том, что в образовательный процесс необходимо вносить изменения путем внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательные учреждения. Расширение диапазона использования информационных и коммуникационных технологий, влияя на глубину и осмысленность усвоения учащимися и студентами содержания образования, может помочь преодолению ряда трудностей, сложившихся в системе высшего образования. Одним из ярких примеров внедрения ИТ в процесс обучения является распространение электронных учебных материалов, которые занимают все более прочные позиции относительно традиционных печатных учебников. ЭУМ имеют множество преимуществ, и в основном единственная проблема их внедрения – это недостаточная оснащенность школ и других образовательных учреждений, психологическая неготовность педагогов к изменению привычного для них устройства занятий, недостаточно разработанная методика использования НИТ в образовании, с внедрением новых принципов организации работы учащихся. Но, тем не менее, информационно-коммуникационные технологии активно внедряются в образовательный процесс, а ЭУМ находят все большее распространение и новых поклонников.
Date: 2015-12-12; view: 777; Нарушение авторских прав |