Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Классификация электронных учебных материалов
Поскольку количество ЭУМ неуклонно растет, и выбрать подходящие материалы из большого ассортимента становится все сложнее, то возникает необходимость в классификации разработанных ЭУМ по различным признакам, чтобы поиск необходимого пособия мог осуществляться преподавателями самостоятельно, ведь во всем перечне уже существующих ЭИ достаточно сложно разобраться. Можно выделить несколько видов ЭУ: закрытый электронный учебник и Интернет – учебник. Первый представляет учебник по предметной области, который является независимым, неизменяемым. Закрытые ЭУ используются на отдельных компьютерах или в локальных сетях. Под Интернет - учебником понимается открытый и имеющий ссылки на внешние источники информации и знаний электронный учебник, размещаемый на одном из серверов глобальной сети. Так же электронные учебники можно подразделить на два вида: автономные и не нуждающиеся в наличии у пользователя определенного программного обеспечения, то есть – не автономные. Для работы первых не предполагается наличия на компьютере конечного пользователя каких либо программных средств, кроме операционной системы. Учебники второго вида ориентируются на определенные программные продукты, в среде или под управлением которых должен работать учебник. Каждый из этих видов имеет свои преимущества и недостатки. В основу классификации могут быть положены общепринятые способы классификации учебных изданий, электронных изданий и программных средств, поскольку ЭУМ включают в себя все лучшее из учебных материалов и электронных изданий. [6] по функциональному признаку, определяющему значение и место ЭУМ в учебном процессе; по структуре по организации текста; по характеру представляемой информации; по форме ЭУМ; по целевому назначению; по наличию печатного эквивалента; по природе основной информации; по технологии распространения; по характеру взаимодействия пользователя и электронного издания. Рассмотрим наиболее любопытные пункты классификаций: Виды ОЭИ по функциональному признаку В настоящее время утвердилась определенная типологическая модель системы учебных изданий для вузов, которая включает четыре группы изданий, дифференцированных по функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе [5, 30]: программно-методические (учебные планы и учебные программы); учебно-методические (методические указания, руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнению курсовых и дипломных работ); обучающие (учебники, учебные пособия, тексты лекций, конспекты лекций); вспомогательные (практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения). контролирующие (тестирующие программы, базы данных). Программно-методические издания. направлены на организацию учебного процесса и управление им. Обучающие издания. рассматриваются как основные средства обучения, главный источник научно-дисциплинарных знаний. Учебник является основной учебной книгой по дисциплине. Следует иметь в виду, что учебник должен не только содержать характеристику знаний, но и призван раскрыть методические аспекты их получения. Учебное пособие обычно выпускается в дополнение к учебнику. Пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь один или несколько разделов учебной программы. Курс лекций - это тексты лекций одного или нескольких авторов по отдельным темам или по курсу в целом. Его также можно рассматривать как дополнение к учебнику. Среди обучающих изданий значительное место занимают конспекты лекций, которые выпускаются по новой дисциплине, элективному курсу или в дополнение к учебнику. В последнем случае в лекциях ставятся новые проблемы, предлагаются альтернативные решения, оригинальные направления развития отрасли науки или области человеческой деятельности. Вспомогательные издания. Одно из ведущих мест в этой группе изданий занимают практикумы. Цель практикума - формирование и закрепление умений, практических навыков, обучение способам и методам использования теоретических знаний в конкретных условиях. В них содержатся задания и упражнения практического характера, способствующие усвоению пройденного теоретического курса. Хрестоматия - сборник текстов, иллюстрирующих содержание учебника. В состав хрестоматии могут входить документы, литературные произведения и фрагменты из них. Важное место в хрестоматии занимают методические указания, в которых разъясняются особенности включенного текста, раскрывается его связь с учебным материалом. Учебно-методические издания. Этот вид изданий включает материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, контрольных работ, организации самостоятельной работы учащихся. В них дается характеристика методов овладения дисциплиной и подготовки различных заданий, а также дипломных и курсовых работ. Контролирующие издания. Ключевое место в этой группе занимают компьютерные тестирующие программы, которые обеспечивают, с одной стороны, возможность самоконтроля для обучаемого, а с другой - принимают на себя рутинную часть текущего или итогового контроля. База данных - упорядоченная совокупность данных и их интерпретации, предназначенных для накопления, хранения и обработки с помощью ЭВМ. Виды ОЭИ по характеру представляемой информации Учебный план, Учебная программа, Методические указания, Методические руководства, Программы практик, Задания для практических занятий, Учебник, Учебное пособие, Конспект лекций, Курс лекций, Практикум, Хрестоматия, Книга для чтения Виды ОЭИ по форме изложения По форме изложения [29] материала учебные издания могут быть разделены на следующие группы: конвекционные учебные издания, программированные учебные издания, проблемные учебные издания, комбинированные, или универсальные учебные издания. Конвекционное учебное издание реализует информационную функцию обучения. Программированное учебное издание имеет форму разветвленной или линейной программы. Такой учебник ориентирован прежде всего на самостоятельную работу учащихся. Проблемное учебное издание базируется на теории проблемного обучения и направлено на развитие логического мышления, стимулирование творческой составляющей восприятия знаний. Комбинированное, или универсальное - содержит отдельные элементы перечисленных моделей. Виды ОЭИ по природе основной информации[30] текстовое (символьное) электронное издание изобразительное электронное издание звуковое электронное издание программный продукт мультимедийное электронное издание Виды ОЭИ по характеру взаимодействия пользователя и электронного издания детерминированное электронное издание - электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым определены издателем и не могут быть изменяемы пользователем; недетерминированное электронное издание - электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами, целью, уровнем подготовки и т.п. на основе информации и с помощью алгоритмов, определенных издателем. Все представленные принципы классификации позволяют учесть отдельные характеристики электронных средств учебного назначения. Можно использовать и другие критерии классификации, однако, вне зависимости от назначения, методики использования или технологии реализации, основой любого дидактического средства является учебный материал изучаемой предметной области. Отбор этого материала (который осуществляется исходя из дидактических задач и методических принципов) никто, кроме преподавателя, провести не может. По этой причине компьютерный курс должен быть не конгломератом разнородных модулей, а цельной многокомпонентной системой, отражающей научные и методические взгляды автора. Date: 2015-12-12; view: 1221; Нарушение авторских прав |