Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Историческое развитие и эволюция калама
Очевидно, что все эти вопросы были поставлены не одновременно и не одним человеком. Напротив, они возникли постепенно и при помощи разных людей, став причиной развития калама. Среди названных вопросов, вероятно, самым древним является вопрос о фатальности и свободе воли. Мутазилиты, несомненно, были сторонниками свободы воли. Проблема фатальности и свободы воли есть проблема, которая была поставлена в самом Коране, т.е. Коран поставил эти проблемы таким образом, что вызывает размышления. Ибо, с одной стороны, в некоторых аятах разъяснено, что человек суверенен и свободен и никакой фатальности не существует, с другой стороны, в некоторых других аятах объяснено, что все совершается по желанию и воле Аллаха. Здесь возникло предположение, что будто эти два типа аятов противоречат друг другу. Поэтому некоторые аяты, объясняя свободу воли, признали фатальность, а некоторые другие атя-ты, разъясняя Божественную волю (решение и предопределение Божье), признали свободу воли. Конечно же, есть третья группа, которая не видит никакой контрарности и никакого противоречия между этими двумя типами аятов. [ [19] ] Кроме того, в речах Али (мир ему) вопрос о фатальности и свободе поставлен многократно. Поэтому постановка проблемы фатальности и свободы возникла одновременно с возникновением самого ислама. Однако группирование, выстраивание мусульман друг против друга и разделение их на две группы -на джабаритов и не-джабаритов (кадаритов) - произошло во второй половине первого века хиджры. Говорят, что идея свободы воли впервые стала пропагандироваться при помощи Гайлана Димашки и Ма'бада Джухани. Омеяды были склонны к тому, чтобы идея фатальности пропагандировалась среди публики, ибо из этой идеи они извлекали политическую выгоду. Омеяды под прикрытием того, что всё от Бога - веруем в меру Его добра и зла, - укрепляли свою тираническую и навязанную власть. Поэтому они подавляли любую мысль о человеческой воле, свободе. В этой связи и были убиты Гайлан Димашки и Ма'бад Джухани. В то время сторонники свободы воли назывались кадаритами. Проблема неверия грешника, конечно, стала предметом обсуждения раньше проблемы фатальности и свободы воли, ибо она была поставлена хараджитами в первой половине первого века хиджры — одновременно с установлением халифата Али (мир ему). Но хараджиты не защищали этот свой взгляд каламистскими средствами. Она получила каламистский оттенок только в связи с той позицией, которая установилась между му-тазилитами и привела к возникновению теории промежуточного состояния. Проблема фатальности и свободы воли, в свою очередь, породила проблемы справедливости, сущностного и интеллектуального прекрасного и безобразного, обусловленности действий Бога его целями и намерениями, невозможности невыносимой обязанности и т.п. В первой половине второго века хиджры некий муж по имени Джахм ибн Сафван высказал новый взгляд об атрибутах Бога. Историки религиозных общин и сект претендуют на то, что проблема атрибутивного единобожия (т.е. то, что атрибуты Бога не противоположны Его сущности, специально называемое мутазилитами принципом единобожия) и проблема отрицания антропоморфизма (т.е. то, что Бог ни в коем случае не подобен тварям (принцип танзих - лишенность Бога человеческих качеств)) впервые были сформулированы Джахмом ибн Сафваном, последователи которого назывались джахмитами. Подобно тому, как мутазилиты при объяснении идеи свободы воли стали последователями кадаритов, подобно этому при объяснении идеи единобожия и очищения стали приверженцами джахмитов. Сам Джахм ибн Сафван был джабаритом. Мутазилиты не приняли джабаритскую концепцию Джахма, но его идею единобожия одобрили. Поэтому мутазилиты, согласно сказанному, по двум основным принципам своего пятеричного принципа, т.е. по принципам единобожия и справедливости, были последователями двух других сект: они принцип единобожия взяли у джахмитов, а принцип справедливости - у кадаритов. Даже можно сказать, что школа мутазилитов в действительности есть результат эволюции и совершенствования кадаризма и джахмизма. Главой мутазилитов и тем человеком, чьими руками мутазилизм оформился в качестве отдельной школы мысли, был Васил ибн Ата. Раньше мы говорили, что Васил был учеником Хасана Басри и на одном процессе отделился от центра его уроков, создав свой самостоятельный центр. В этой связи Хасан сказал: «и'тазала минна», т.е. «отделился от нас». Известно, что именно по этой причине его последователи были названы мутазили-тами. Но некоторые уверены, что причиной этого наименования является нечто другое. Слово «мутазила» первоначально применялось к группе, которая в ходе джумальской и сифинской войн избрала нейтралитет и сепаратизм, как Са'д ибн Аби Ваккас, Зайд ибн Сабит и Абдаллах ибн Омар. Впоследствии, когда хараджитами был поставлен вопрос о неверии и вере грешника и мусульмане разделись на две группы, другая группа избрала третий путь, который представлял собой сепаратизм и нейтралитет, т.е. они избрали тот самый путь, что и Са'д ибн Ваккас и ему подобные в области политики и острых социальных проблем своей эпохи. Они избрали путь нейтралитета и сепаратизма в одной из идейных проблем - проблеме веры и неверия грешника. Поэтому они также назывались мутазилитами, т.е. нейтралами, и в дальнейшем это название сохранилось за ними. Васил родился в 80-м году хиджры и умер в 131 году хиджры. Его дебаты ограничивались проблемами отрицания атрибутов Бога, свободы воли, промежуточного состояния, обещания и увещевания, заявлением о некоторых разногласиях сподвижников пророка. После Басила наступил черед Амра ибн Убайда. Амр - брат жены Васила, он развил и совершенствовал теории Васила. После Амра появились Абу-л-Хузайл Аллаф и Ибрахим Наззам. Абу Хузайл и Наззам оба считаются выдающимися личностями мутазилизма. Калам благодаря этим двум личностям приобрел философский характер. Абу Хузайл изучал книги философов и писал на них опровержения. Наззам же выработал особые теории в области природоведения. Это он сформулировал атомистическую теорию тела. Абу Хузайл и Наззам оба умерли в третьем веке хиджры. По твердому предположению, Абу Хузайл скончался в 235 г. хиджры, а Наззам - в 231 г. хиджры. Другой выдающейся личностью мутазилизма является Джа-хиз - известный наставник и писатель, автор книги «Ал-Байан ва ал-табйин» («Разъяснение и различение»), живший в третьем веке хиджры. Мутазилиты во время Омеядов не имели с аппаратом власти добрых отношений. В начале правления Аббасидов заняли нейтральную позицию. Но в век Мамуна, который сам являлся ученым, литератором и философом, привлекли к себе внимание. Мамун, после него Мутасим, а после него Васик решительно защищали мутазилитов и считали себя мутазилитами. Именно в это время разгорелся жаркий спор, размах которого распространился на всю территорию тогдашней великой исламской страны. Спор этот заключался в том, что относится ли Слово Божье к атрибутам действия или к атрибутам сущности Бога. Является ли Слово Божье сотворенным или Оно, подобно Его знанию, могуществу и жизни, извечно? Наконец, является ли Коран как Слово Божье сотворенным и возникшим во времени или он извечен и не сотворен? Мутазилиты были убеждены, что Слово Божье является сотворенным. Следовательно, Коран сотворен и возник во времени. Вера в извечность Корана есть неверие. Противники мутазилитов, напротив, были убеждены, что Коран извечен и не сотворен. Мамун в защиту мутазилитов издал циркуляр, согласно которому следовало наказывать каждого, кто верит в извечность Корана. В этой связи было арестовано и убито большое количество людей. Мутасим и Васик продолжили линию Мамуна. В числе попавших в это время в тюрьму был известный Ахмад ибн Хан-бал. Линия Мамуна продолжалась до тех пор, пока не наступил черед Мутаваккиля. У Мутаваккиля возникла антипатия к мутазилитам. Не согласно было с мутазилитами и большинство народа. Мутазилиты и их сторонники были разгромлены, даже уничтожены и ликвидированы. В этой интриге было пролито море крови и уничтожены люди и их достояния. После этого события мутазилиты больше не смогли расправить плечи и арена навсегда перешла в руки их противников, называемых суннитами и хадисистами. В то же время и в период ослабления мутазилитов появлялись отдельные выдающиеся личности, в числе которых Абу-л-касым Балхи, известный как Ка'би, умерший в 217 г. хиджры; Абу Али Джуббаи, скончавшийся в 303 г. хиджры; Абу Хашим Джуббаи - сын Абу Али Джуббаи; Казн Абд ал-Джаббар Мутазшш, умерший в 415 г. хиджры; Абу-л-Хасан Хаййат; Сахиб ибн Аббад; Замахшари, скончавшийся в 583 г. хиджры и Абу Джафар Искафи.
УРОК ШЕСТОЙ Date: 2015-12-12; view: 416; Нарушение авторских прав |