Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Идеи и взгляды мутазилитов
То, о чем мы говорили на двух предыдущих уроках, было связано с принципами школы мутазилитов. Но как мы указали, мутазилиты поставили много проблем и разъясняли их. Некоторые из этих проблем связаны с теологией, некоторые - с природоведением, иные - с обществознанием, а некоторые - с антропософией. Некоторые проблемы теологии связаны с универсалиями, а иные - с теологией в особенном смысле. Конечно, целью мутазилитов, как и других мутакаллимов, является исследование проблем теологии в собственном смысле, находящихся в сфере религиозных воззрений. Проблемы универсалий относятся к пропедевтике. Точно так же дебаты о природе для мутакаллима имеют вводный характер, т.е. мутакаллим потому исследует природу, чтобы открыть дорогу для доказательства какого-либо религиозного принципа или найти путь решения какой-либо религиозной проблемы. Мы здесь в виде перечня укажем некоторые из них, начиная с теологии: 1. Атрибутивное единобожие. 2. Справедливость. 3. Сотворенность Божьего Слова. 4. Действия Аллаха суть следствия Его намерения (каждое действие Бога осуществляется ради какой-либо пользы и какого-либо результата). 5. Прощение без покаяния невозможно (принцип обещания и увещевания). 6. Извечность исключительно свойственна Богу (с этим взглядом не согласны только философы). 7. Невыполнимая обязанность невозможна. 8. Действия рабов ни в коем случае не сотворены Богом, и воля Бога не связана с действиями рабов. 9. Мир создан во времени (философы не согласны с этой идеей). 10. Бог не лицезреется ни в этом, ни в потустороннем мире. Природоведение. 1. Тело состоит из неделимых частиц (атомов). 2. Запах состоит из частиц, распространяющихся в пространстве. 3. Вкус есть не что иное, как частицы, оказывающие воздействие на вкусовое чувство. 4. Свет есть частицы, распространенные в пространстве. 5. Взаимопроникновение тел друг в друга не невозможно (эта идея принадлежит некоторым мутазилитам). 6. Скачок не невозможен (этот взгляд также присущ только некоторым мутазилитам).
Проблемы антропософии. 1. Человек свободен и суверенен, а не принужден (эта проблема, проблема сотворения действий и проблема божественной справедливости взаимосвязаны). 2. Могущество (человек до всякого действия имеет силу действовать и отказаться от этого действия). 3. Верующий способен совершать грех, а неверующий способен принять веру. 4. Грешник - ни верующий, ни неверующий. 5. Интеллект познает часть проблем самостоятельно (без нужды в предварительном руководстве шариата). 6. Во взаимном противодействии Хадиса и разума предпочтителен разум. 7. Коран можно комментировать при помощи разума. Социальные и политические вопросы. 1. Необходимость повеления одобряемого и запрещения порицаемого вынуждает браться за меч. 2. Имамат праведных халифов истинен в том порядке, в каком он существовал. 3. Али (мир ему) был мудрее предшествовавших ему халифов. (Это мнение некоторых, а не всех мутазилитов. Ранние мутазилиты, за исключением Басила ибн Ата, считали более мудрым Абу Бекра, но поздние мутазилиты в своем большинстве наиболее мудрым признавали Али, мир ему.) 4. Критика и исследование действий сподвижников пророка допустимы. 5. Анализ политического образа действия Омара и политического образа действия Али (мир ему) и сравнение их методов между собой. То, что сказано, есть только часть вопросов, поставленных мутазилитами. Конечно же, помимо этих проблем, они поставили и много других вопросов. В решении некоторых из этих проблем мутазилиты имели отношение только с ашаритами, в некоторых - только с философами, в некоторых - только с шиитами, в некоторых - только с хараджитами, в некоторых - только с мурджитами. Мутазилиты никогда не подчинялись греческой мысли и не приняли должным образом греческую философию, проникшую в мир ислама одновременно с появлением и расцветом мутазилизма. Напротив, со всей смелостью писали книги в опровержение философии и выражали свои взгляды. Борьба мутакаллимов с философией закончилась и в пользу калама, и в пользу философии, т.е. она продвинула вперед обе науки и в конце концов так сблизила эти две науки друг с другом, что между ними не осталось разногласий во взглядах, кроме как в немногочисленных вопросах. Объяснение вопроса о том, какие услуги калам оказал философии, а какие - философия каламу и каково главное различие философии и калама, не входит в задачу этих уроков.
Date: 2015-12-12; view: 747; Нарушение авторских прав |