Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Истина и ошибка
Если проблема субъективного (рассудочного) бытия становится предметом изучения с другой позиции, то она будет относиться к выяснению реалистичности ценностей познания, т.е. будет связываться с тем, насколько наши познания, ощущения и представления о внешнем мире реалистичны. Один из существенных вопросов, издревле бывший предметом внимания философов, состоит в том, соответствует ли реальности и сущности явления тому, что мы познаем о вещах посредством либо ощущений, либо разума. Одна группа философов предполагает, что некоторые наши чувственные или рациональные познания соответствуют реальности и сущности явлений, а некоторые не соответствуют. То познание, которое соответствует реальности, называется истиной, а то, что не соответствует действительности, именуется ошибкой. Мы знаем часть ошибок разума. Силе зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния также свойственно ошибаться. Вместе с тем большинство наших чувственных знаний подлинно истинны. Мы различаем день и ночь, дальность и близость, крупность и мелкость объема, грубость и мягкость тела, холодность и теплоту посредством этих чувств и не сомневаемся, что их сведения — сущие истины, не ошибочна Наш разум также ошибается. Логика создана для того, чтобы предохранять разум при его доказательствах. В то же время большинство доказательств нашего разума истинно. Когда у нас есть много финансовых статей расхода и мы складываем дебеты вместе, а кредиты вместе и вычитаем их друг от друга, то совершаем некоторую мыслительную и рациональную операцию. И если во время этой операции мы проявили достаточную внимательность, то нет сомнения в том, что результаты сложения и вычитания -сущая истина. Но греческие софисты, о которых мы уже упомянули, отрицали разницу между истиной и ошибкой и говорили, что кто как чувствует и как думает, это для него и есть истина. Они говорили: мерой всех вещей является человек. Софисты в основном отрицали реальность. Поскольку они отрицали реальность, не осталось чего-либо, чтобы человеческие знания и ощущения в случае соответствия им назывались истиной, а в случае несоответствия - ошибкой. Сторонники этой группы - современники Сократа, т.е. век Сократа близок к концу эпохи софистов. Сократ, Платон и Аристотель выступили против них. Протагор и Горгий являются двумя известными личностями-софистами. В период после Аристотеля в Александрии появилась другая группа, представители которой назывались сомневающимися, или скептиками. Известнейшим среди них является человек по имени Перрон. Скептики в принципе не отрицали реальность, но они отвергали соответствие человеческих знаний реальности. Они говорили, что человек под влиянием внутренних состояний и особых внешних условий каждую вещь видит по-разному. Иногда двое в двух различных обстоятельствах или с двух разных углов зрения наблюдают за одной вещью, и каждый из них видит ее особым образом. Одна вещь в глазах одного безобразна, в глазах другого - прекрасна, в глазах одного - маленькая, в глазах другого - большая, в глазах одного - одна, в глазах другого - две. Одна погода одним осязается теплой, другим - холодной. Один вкус для одного сладок, для другого - горек. Софисты и также скептики отрицали реалистичность ценности науки. Взгляды софистов и скептиков были возрождены в новое время. Большинство европейских философов склонны к скептицизму. Некоторые философы, подобно софистам, в корне отрицали реальность. Есть известный философ по имени Беркли, который одновременно был епископом. Этот философ абсолютно отрицает внешнюю реальность. Аргументы, выстроенные им для доказательства своего притязания, настолько паралогистичны, что некоторые полагают, что до сих пор не нашелся ни один философ, чтобы мог их опровергнуть, хотя все знают, что они паралогизмы. Философы, пожелавшие дать ответ древним софистам, подобным Протагору, или новым софистам и идеалистам, как Беркли, не пошли по тому пути, чтобы могли снять их сомнения. С точки зрения исламских философов, главный путь решения этого сомнения состоит в познании нами сущности субъективного (рассудочного) бытия. Только в этом случае загадка может быть разгадана. Исламские мудрецы при анализе субъективного (рассудочного) бытия сначала дают его определение. Они считают, что наука и познание суть особый вид бытия для обозначения познанного в познающем. Затем они приступают к изложению части аргументов, необходимых для доказательства этой идеи. Потом они излагают возражения и трудности понимания субъективного бытия. Этот спор в начале исламской эпохи в данной форме не существовал. Он в первоначальном виде не существовал и в греческую эпоху. В соответствии с тем, что мы исследовали, спор о рассудочном бытии в философских и каламистских книгах, по-видимому, впервые возникает благодаря Насир ад-Дину Туей. Затем спор этот нашел себе в философских и каламистских книгах подобающее место, а уже в сочинениях поздних мыслителей, таких как Садр ал-мута'аллихин и Хадж Мулла Хади Сабзавари занял достойное место. Фараби, Ибн Сина и даже Шейх Ишрак и их последователи не открывали в своих книгах главу под названием «субъективное (рассудочное) бытие» и вообще не употребляли это понятие. Термин «субъективное (рассудочное) бытие» возник после эпохи Ибн Сины. Из слов Фараби и Ибн Сины, высказанных в других отношениях, вытекает, что их взгляд сводится к тому, что познание есть отображение сущности познаваемого в познающем. Но они не выстраивали доказательств для решения этого спора, не выделяли его в качестве одной из самостоятельных проблем бытия и не рассматривали как один из видов бытия.
УРОК ВОСЬМОЙ Date: 2015-12-12; view: 465; Нарушение авторских прав |