Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные направления политического развития во второй половине XX века
Главными идейно-политическими силами, влияющими на формирование государственно-политического устройства в западном мире во второй половине XX в., оставались социал-демократы, либералы, умеренные консерваторы. Большинство политических течений, выступавших против революционных потрясений, достигло согласия относительно основополагающих принципов государственного устройства и государственного вмешательства. Основным инициатором социальных реформ в Западной Европе явилась социал-демократия. После второй мировой войны европейская социал-демократия в реальной политике пошла на разрыв с марксизмом и на признание непреходящей ценности правового государства. В 1951 г. Социалистический интернационал (объединяющий 42 государства) принял свою программу принципов – Франкфуртскую декларацию, в которой были сформулированы основные ценности демократического социализма. Постепенно, в течение 50-х гг. и в последующие десятилетия социал-демократические партии пришли к отказу от основных постулатов о диктатуре пролетариата, классовой борьбе, уничтожении частной собственности, обобществлении средств производства и др. Оказавшись в ряде стран у руля правления или превратившись в серьёзную парламентскую силу, социал-демократические партии и поддерживающие их профсоюзы стали инициаторами тех реформ, которые создали фундамент, обеспечивший бурное экономическое развитие стран. Немаловажную роль сыграла европейская социал-демократия и в достижении разрядки напряжённости между Востоком и Западом, в развёртывании Хельсинского процесса. Неоценимое значение в этом имела деятельность таких выдающихся представителей социал-демократии, как В. Брандт, У. Пальме, Б. Крайский, Ф. Миттеран и др. Либеральные партии в странах Запада по ряду причин оказались отодвинутыми на задний план. Наиболее ярким носителем идей социального реформизма стала демократическая партия США, которая с «нового курса» Ф.Д. Рузвельта стала ассоциироваться с либерализмом и социальным реформизмом. Консервативные партии на протяжении всего послевоенного периода, оказавшись у власти, с определёнными изменениями продолжали курс на сохранение, а в ряде случаев и расширение программ государственного вмешательства и социальной помощи. Большая часть консервативных социально-политических сил осознала необходимость социальных реформ. Ревизия марксизма социал-демократией в западных странах (ревизия «справа», отвержение революционного пути преобразований) привела к полному отказу от основных положений марксизма (австромарксисты и др.). После сравнительно короткого этапа самостоятельного существования в первой трети XX в. течения умеренного марксизма интегрировались в общее направление неомарксизма, отдававшее предпочтение реформистскому пути преобразования общества. Общей заслугой всех социально-политических сил Запада реформаторской ориентации, и прежде всего социал-демократии, стало создание и укрепление государства благосостояния, без которого немыслима общественно-политическая система современного индустриально развитого мира. Его социально-политическое формирование в послевоенные десятилетия шло под знаком дальнейшего расширения роли государства в важнейших сферах жизни общества. Окончательно сложившаяся так называемая смешанная экономика позволила органично сочетать разные формы собственности и экономической деятельности – частной, коллективной и государственной. В результате успехи в экономической сфере создали предпосылки для окончательного формирования основных институтов и механизмов государства благосостояния. Центральное место в нём занимали программы социальной помощи неимущим слоям населения, пенсионного обеспечения, поддержки и развития систем здравоохранения, образования, науки, создания рабочих мест. Государственные органы выступали арбитром при решении спорных вопросов, возникающих между предпринимателями и профсоюзами. Политика государства была направлена на обеспечение всем равных стартовых возможностей путём предоставления социальных гарантий нуждающимся в этом и на то, чтобы подтянуть уровень жизни широких слоёв населения к уровню жизни обеспеченных слоёв, тем сокращая социальное неравенство. В наиболее завершённой форме эти принципы реализованы в так называемой скандинавской, или шведской, модели социализма (в Дании, Норвегии, Швеции). Характерными признаками этой модели являются: создание за сравнительно короткий период высокоэффективной экономики, обеспечение занятости практически всего трудоспособного населения, ликвидация бедности, создание самой развитой в мире системы социального обеспечения, достижение высокого уровня культуры. Эту модель также называют «функциональным социализмом», поскольку государство осуществляет функции перераспределения национального дохода в целях обеспечения большей социальной справедливости. Такая политика позволила значительно сгладить остроту социальных конфликтов в промышленно развитых странах Запада, хотя и не в силах их полностью ликвидировать и разрешить все проблемы, возникающие в капиталистическом обществе. Так, несмотря на широкомасштабные социальные программы, во многих странах сохранилась, а в отдельных случаях и усугубилась проблема социального неравенства. Поэтому немаловажную роль в политической жизни развитых западных стран вплоть до 70-х гг. играло рабочее и коммунистическое движение. Деятельность коммунистических партий оказала своё влияние на принятие в этих странах социального законодательства, решение вопросов национализации, расширения контролирующих и регулирующих функций государства. Однако установки коммунистов на революционное изменение существующей общественно-политической системы должного отклика среди широких слоёв населения западных стран не нашли. В 80 – 90-е гг., в условиях краха коммунистической системы в СССР и кризиса левых идеологий, коммунистическое движение как реальная политическая сила, по сути дела, сошло на нет. Конец 70 – начало 80-х гг. XX в. стали тем рубежом, на котором система государственного вмешательства в том виде, в каком она утвердилась на Западе в течение XX в., достигла своего апогея и, исчерпав себя в определённых аспектах, очутилась в глубоком кризисе. В ходе неоконсервативной волны левые политические партии и движения были отодвинуты на задний план, и во многих странах победу одержали правые и консервативные силы. Центральное место в их программах занимали установки на сокращение роли государства в экономике, денационализацию, приватизацию, на возрождение конкуренции, рыночных принципов в экономической, социальной сферах. Эти идеи оказались созвучными настроениям широких слоёв населения, были подхвачены ведущими социально-политическими силами, в том числе социал-демократическими и социалистическими партиями. В 80 – 90-е гг. те из них, кто находился у власти, осуществляли неоконсервативную экономическую политику денационализации, разгосударствления, децентрализации. Левые движения в это время характеризовало неуклонное падение, кризис левизны охватил все страны и регионы современного мира. В целом всю вторую половину XX в. знаменует демократизация как процесс широкого развития институтов и ценностей либеральной демократии. Уже после второй мировой войны демократические режимы установились в Западной Германии, Италии, Японии, Индии и ряде других стран. За последние два десятилетия они утвердились в европейских странах, в которых ранее господствовали авторитарные и тоталитарные режимы, и прежде всего в восточноевропейских странах, в ряде стран Азии, Латинской Америки, Африки. Так, на Филиппинах, Тайване, в Южной Корее, Пакистане, Бангладеш на смену авторитарным режимам пришли демократически избранные правительства; в африканских странах Бенине, Камеруне, Мадагаскаре, Намибии, Сенегале и других в течение 1991 – 1992 гг. были проведены выборы на многопартийной основе. Вместе с тем сохранилась большая группа стран, среди которых и обладающие значительным весом и влиянием на международной арене, в которых и поныне господствуют полудемократические и авторитарные режимы.
Date: 2015-12-12; view: 3022; Нарушение авторских прав |