Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные идейно-политические течения и альтернативные направления развития в культуре западного общества в первой половине XX в
Социокультурные трансформации XX в., эволюции культурного сознания, мировоззрения и сопровождающие их чувства неустойчивости, неопределённости, страха перед крушением привычного образа жизни явились благоприятной средой для появления различных идей, учений, проектов и программ переустройства социально-экономических и политических структур, всей системы жизнеустройства стран, народов – чем была так богата первая половина XX в. В то же время среди множества направлений, получивших распространение в XX в., можно выделить два магистральных и альтернативных друг другу: демократическое, выдвинувшее реформистский путь преобразования общества, и тоталитарно-авторитарное, отдавшее предпочтение революционному пути разрушения старого мира и создания на его развалинах нового. Путь постепенных социально-экономических и политических реформ избрали ведущие и другие капиталистические страны Запада. В основу своих социально-политических программ они положили установки и принципы идейно-политических течений либерализма, консерватизма и социал-демократии. Либерализм как теоретическое учение и партии либеральной демократии сыграли ключевую роль в формировании ряда идей и теорий: права и свободы личности, народного суверенитета, индивидуализма, принципов и институтов современной политической системы (парламентаризма, разделения властей, правового государства) – оказавших определяющее влияние на формирование капиталистического общества, рыночной экономики и политической демократии. В конце XIX – начале XX в., когда свободно-предпринимательский капитализм исчерпал свои возможности, с программами реформ выступила целая плеяда экономистов, социологов, политологов, политических деятелей. Среди них прежде всего следует назвать таких, как английские политические мыслители Дж. Гобсон, Т. Грин, Л. Хобхауз, протестантский священник и публицист Ф. Науман, экономисты В. Репке, В. Ойкен в Германии, Б. Кроче в Италии, Л. Уорд, Дж. Кроули, Ч. Бирд, Дж. Дьюи в США. Они сформулировали новые важнейшие принципы либерализма, получившие название «новый либерализм», или «социальный либерализм». Прежде всего ревизии подверглись идеи свободного рынка и свободной конкуренции, признана значимость коллективного начала и позитивной роли государства в жизни общества. Были сформулированы идеи расширения регулирующей роли государства в экономике, выдвинута концепция «государства благосостояния». Центральное место в ней заняли программы социальной помощи неимущим слоям населения, безработным, больным, инвалидам, программы пенсий и пособий по старости, государственного вмешательства при решении спорных вопросов, возникающих между предпринимателями и рабочими, помощи системам образования, здравоохранения, жилищного строительства. Эти идеи легли в основу реформ, осуществлённых в первые десятилетия XX в. в ведущих капиталистических странах. В наиболее завершённой форме идеи и принципы реформизма были разработаны известным английским экономистом Д.М. Кейнсом, почему и получили название «кейнсианство». Конкретное выражение идеи получили в программах таких реформистских движений, как прогрессизм в США, джолиттизм (по фамилии премьер-министра Дж. Джолитти) в Италии, ллойд-джорджизм (по фамилии премьер-министра Д. Ллойд-Джорджа) в Великобритании и др. Как одно из важнейших реформистских течений общественно-политической мысли новый, или социальный, либерализм утвердился в период преодоления катастрофических последствий великого экономического кризиса 30-х гг. В 1933 г. новый президент США Ф. Рузвельт, придя к власти, разработал и осуществил комплекс реформ, получивших название «новый курс». Получив сильнейший импульс а США, этот процесс в той или иной степени и форме охватил почти все индустриально развитые страны. Социал-демократия возникла в ведущих странах Европы в последней трети XIX в. как альтернатива капитализму. Первоначально она в принципе разделяла важнейшие установки марксизма на ликвидацию капитализма и коренное переустройство общества на началах диктатуры пролетариата, обобществления средств производства, всеобщего равенства и т. д. Часть социал-демократов также признавала революционный путь ликвидации капитализма и перехода к социализму. Однако в конечном счёте социал-демократия отвергла установки на революционное преобразование общества, признав существующие общественно-политические институты. Партии социал-демократической ориентации интегрировались в существующую систему, стали парламентскими. Для многих из них было характерно совмещение революционных лозунгов с прагматической политической практикой. Важную роль в эволюции социал-демократии сыграли жизненная практика, показавшая, что многие требования рабочего класса, преобразования можно осуществить мирным путём, без изменения системы, и что революционный переход к новому обществу бесперспективен. Это стало ясно в условиях повышения устойчивости, жизнеспособности общественно-политических систем развитых стран Запада, в большой степени благодаря непрерывному процессу сокращения численности конфликтующих классов – буржуазии и рабочего класса и увеличения численности среднего класса. Большой вклад в развитие и популяризацию идей социал-реформизма внесли Р. Гильфердинг, Ф. Лассаль, К. Каутский, О. Бауэр, М. Адлер, К. Реннер и др. Но главная заслуга в разработке основных положений демократического социализма принадлежит одному из вождей и идеологов Социал-демократической партии Германии Э. Бернштейну. Консерватизм выступал за сохранение традиционных социальных и политических структур и институтов, иерархии власти, существующих порядков, правил, норм, за тесное взаимодействие двух начал: развития нового и сохранения преемственности с прошлым. Консервативные социально-политические силы пошли по пути признания принципов рыночной экономики и политической демократии и реформистскому пути решения стоящих перед обществом проблем. В целом XX в. стал периодом окончательного утверждения институтов, ценностей, норм политической демократии, обнаружившей свою тесную связь с капитализмом, свободным рынком. Демократическое государство явилось гарантом существования и эффективного функционирования рыночных отношений и свободной конкуренции, самого капитализма как социально-экономической системы. Однако опыт XX в. показал, что в некоторых случаях капитализм оказывался совместимым с тираническими формами правления, как, например, в нацистской германии, фашистской Италии, франкистской Испании, где капиталистическая в своей основе инфраструктура была подчинена всемогущему государству. Как правило же диктаторская политическая система предполагала плановую или государственную экономику. В отличие от сторонников реформаторского пути развития капитализма и реформ представители тоталитарно-авторитарной альтернативы капитализму отдавали предпочтение революционным, насильственным методам преобразования существующей системы. Среди социально-политических движений, характеризующихся как тоталитарно-авторитарные, выделяются праворадикальные, к которым относятся фашистские, и левые – социалистические. На их основе в 20 – 30-х гг. XX в. в Европе, а затем в ряде стран Азии и Латинской Америки возник ряд политических режимов. Прежде всего это фашизм и нацизм в Италии и Германии, диктаторские режимы в Португалии, Испании, авторитарные диктатуры, близкие фашизму по духу и социальной базе, в Венгрии, Болгарии и др. А также – левые режимы: большевистский (сталинский) режим, существовавший в СССР с 20-х гг. до смерти И. Сталина в 1953 г., так называемые народно-демократические режимы, установленные после второй мировой войны в странах Восточной Европы, Китае, КНДР, странах Юго-Восточной Азии и на Кубе. Большевизм и фашизм выступили в качестве левой и правой альтернатив центристскому реформаторскому пути развития капитализма в социально-экономической сфере и либеральной демократии в политической. Оба течения тоталитаризма представляли собой революционные движения, поскольку производили радикальное изменение существующей системы путём насильственного переворота. На основе идеологий большевизма и национал-социализма были созданы две наиболее радикальные модели тоталитарных общественных систем. И большевизм, и фашизм своими истоками восходят к самому началу XX в., а в полный голос заявляют о себе во втором, начале третьего десятилетия столетия. Этот период совпал с началом трансформации капитализма из свободно-предпринимательского в государственно-монополистический. Оба течения, при наличии кардинальных различий, имеют и сходные черты. Это сходство в методах политической борьбы, захвата и реализации власти, господство одной партии и одной единственной, обязательной для всех идеологии, слияние в единое целое партии, государства и общества, политизация всех сфер жизни, физический и моральный террор, направленный против инакомыслия. В то же время большевизм и фашизм (ленинизм и нацизм) располагаются по двум крайним полюсам идейно-политического спектра. Для разработки политической доктрины большевизма (ленинизма – сталинизма), а также титоизма, маоизма, троцкизма и др., были использованы отдельные положения марксизма. Инициатива эта первоначально принадлежала русской левой социал-демократии во главе с В.И. Лениным, поэтому новое течение получило название марксизма-ленинизма, или просто лининизма, который и лёг в основу большевистской теории общества и государства. Марксизм явился одним из крупных течений идейно-политической и социально-философской мысли. Основные его положения были разработаны в XIX в. К. Марксом и Ф. Энгельсом, чьи идеи в дальнейшем были развиты Э. Бернштейном, Г.В. Плехановым, В.И. Лениным, К. Каутским и многими другими. Основой марксизма была идея о том, что экономический базис определяет структуру и характер политической и идеологической надстройки. В социальной теории марксизма центральное место занимала теория классов и классовой борьбы как движущей силы общественно-исторического прогресса. Капитализм, по Марксу, в силу своей классовой эксплуататорской сущности носит преходящий характер, он порождает своего могильщика в лице пролетариата, который в ходе социальной революции свергнет власть буржуазии и установит диктатуру пролетариата как переходный этап к коммунизму. Ленин и его сподвижники в значительной степени пересмотрели и дополнили учение Маркса, что позволяет говорить о большевизме как самостоятельном идейно-политическом течении. Ленин разработал пути и средства создания революционной партии нового типа, стратегию и тактику социалистической революции, теорию и практику диктатуры пролетариата и социалистического государства. Все эти компоненты и сделали ленинизм одним из вариантов тоталитарной модели переустройства общества. Марксизм-ленинизм в теории руководствовался возвышенной гуманистической целью, коммунистическим идеалом построения совершенного и справедливого общественного строя и гуманистическими идеалами всеобщего равенства, социальной справедливости, интернационализма. Следует отметить, что эти идеалы стали руководством к жизни почти для 40% человечества. Однако для реализации поставленной цели на вооружение были взяты жестокие, даже антигуманные средства. Если социалистическая революция, в силу заявленных возвышенных идеалов, носила «прогрессивный» характер, то фашистские перевороты в Италии, Германии, Испании и других странах – «консервативный» характер, поскольку в их основе лежали праворадикальные идеи национализма, расизма, имперской великодержавности, апология насилия. Фашизм, который существовал как идеология, политическое движение и форма политического режима, представлял собой синтез национализма с немарксистским социализмом, революционное движение, основанное на противодействии либерализму, демократии и марксизму. Важнейшие идеи фашизма начали формироваться уже в конце XIX в. и приняли относительно чёткий вид к началу первой мировой войны. В разработке основных положений фашизма и нацизма определяющее значение имели работы А. Гитлера, А. Розенберга, Д. Джентиле, Б. Муссолини, О. Мосли и др. Различия в теории и практике переустройства общества между большевизмом и фашизмом касались как политических, так и социально-экономических вопросов. Фашисты и национал-социалисты сохранили частную собственность на средства производства и рыночные механизмы функционирования экономики, но под жёстким контролем государства. Большевики, отводившие определяющую роль материальному базису или экономике, пошли по пути полного обобществления средств производства и создания плановой государственной экономики. Левый и правый тоталитаризм в первой половине XX в. представлял собой общеевропейский феномен. Так, коммунистические партии являли собой влиятельную политическую силу, оказывающую существенное воздействие на процессы социального и политического развития. В России в 1917 г., затем после второй мировой войны в Китае и других европейских и азиатских странах были совершены социалистические и народно-демократические революции, в результате которых были установлены социалистические и народно-демократические режимы. Вместе с тем, поражение фашистских режимов во второй мировой войне, затем крах коммунистических режимов в СССР и Восточной Европе показали, что обе разновидности тоталитаризма оказались тупиковыми ветвями развития современного человечества. Тем не менее они определили основные направления и тенденции его развития в течение большей части XX в. Date: 2015-12-12; view: 903; Нарушение авторских прав |