Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политико-идеологические тенденции и общие направления мирового развития





После второй мировой войны мировое пространство в идейно-политическом отношении оказалось разделённым на два противоборствующих лагеря, и культурно-историческая ситуация складывалась в определяющей степени под влиянием идеологического конфликта между двумя блоками, возглавляемыми США и СССР, борьбы между двумя идеологиями – капиталистической и социалистической (коммунистической). СССР, сыгравший решающую роль в разгроме гитлеровской Германии, вышел из второй мировой войны могущественной военно-политической державой, претендующей, как и США, на роль сверхдержавы.

Следствием второй мировой войны стал также распад колониальных империй и образование в Азии и Африке множества новых независимых государств, признанных полноправными членами международного сообщества и проявлявших на мировой арене всё большую активность. В политическом плане после освобождения от колониального ига на Востоке выделились три группы стран: 1 - страны, развивающиеся по капиталистическому пути, среди которых в 70 – 90-е гг. появились новые индустриальные страны (НИС), осуществившие стремительный рывок из аграрно-индустриального общества в постиндустриальное и информационное (в Восточной и Южной Азии – Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Малайзия и др.); 2 – неевропейские социалистические страны, существенно отличавшиеся от европейских по уровню социально-экономического и идеолого-политического развития; 3 – страны так называемой социалистической ориентации.

В итоге к середине XX в. мировое сообщество оказалось разделённым на три разных мира, отличавшихся друг от друга по степени экономического развития, образу жизни, мировоззрению. Первый мир - группа развитых и примыкающих к ним стран Европы и Северной Америки, а также Япония и азиатские страны, достигшие определённых успехов в экономическом развитии. Второй мир образовала группа социалистических стран, появившаяся после второй мировой войны и создавшая предпосылки для образования мировой социалистической системы во главе с СССР, объединившей все страны с социалистическими и народно-демократическими режимами. Странами третьего мира были названы новые независимые страны и страны Латинской Америки, которые в совокупности составили группу стран с такими общими признаками, как отсталость экономики, слаборазвитость социально-классовой структуры, слабость национального предпринимательства, сохранение в широких масштабах традиционных патриархальных, племенных, клановых структур и элементов и т. д.

Между различными странами третьего мира развернулась (в поисках экономической и финансовой помощи) своеобразная конкуренция за завоевание благосклонности Запада и стран социалистического содружества, прежде всего СССР. Сами же развивающиеся государства, в свою очередь, стали ареной ожесточённой идеологической и политической борьбы за сферы влияния. В целом сформировалась двухполюсная иерархическая структура мирового сообщества, в которой две сверхдержавы – СССР и США – занимали вершину пирамиды.

После второй мировой войны в полной мере проявился всё более углублявшийся конфликт между двумя системами, являвшийся отражением глобального идеологического, политического и военного противостояния противоположных общественных моделей – социалистической и капиталистической. Практическим воплощением конфликта стала «холодная война» 40 – 70-х гг. между СССР и США – идеологическая борьба и геополитическое противостояние двух сверхдержав. При этом каждая из сторон именно себя считала выразительницей и защитницей интересов народов и обосновывала неизбежность своей победы: США объявили себя защитниками свободного мира, СССР – оплотом мира, демократии и социализма.

«Холодная война» характеризовалась конфронтационностью, усилением недоверия, враждебности между великими державами, что способствовало созданию занавесов и стен пропагандистского, психологического противостояния; форсированием гонки вооружений, созданием военных блоков (НАТО и Варшавского договора во главе с США и СССР), использованием силы или угрозы применения военной силы в международных отношениях, отказом от урегулирования спорных вопросов путём переговоров и т. д. О фактическом начале «холодной войны» и полном разрыве между прежними союзниками впервые открыто объявил бывший премьер-министр Великобритании У. Черчилль, призвавший в своей речи в г. Фултоне (США) 5 марта 1946 г. создать англо-американский военный союз для борьбы с СССР и планами экспорта коммунизма в капиталистические страны. В последующие годы западные страны во главе с США осуществили целый комплекс мероприятий в русле политики «с позиции силы» в отношении СССР. В их числе принятие в 1947 г. доктрины Трумэна, провозгласившей «крестовый поход против коммунизма», реализация плана Маршалла (1948 – 1952 гг.) – программы инвестиционной помощи европейским странам, обеспечившей быстрый подъём их экономики, создание в 1949 г. атлантического военно-политического блока НАТО и аналогичных блоков в Азии (СЕАТО, СЕНТО, АНЗЮС). Американские руководители предпринимали все усилия по закреплению в мировом сообществе лидирующей роли США, вышедших из второй мировой войны самой могущественной на Западе в экономическом и военно-политическом отношениях державой.

Советский Союз, в свою очередь, рассматривал победу над нацизмом и усиление своего влияния в мире, укрепление позиций на международной арене как предпосылки для формирования мировой социалистической системы. Он столь же решительно боролся с любым посторонним вмешательством в зоне своего влияния. В 1949 г. европейские социалистические страны создали Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), к которому позже присоединились Монголия, Куба, Вьетнам. В том же году в СССР было проведено первое испытание атомной бомбы (до этого США являлись единственной обладательницей атомного оружия). В 1955 г. в Варшаве СССР и другими странами социалистического содружества Восточной Европы был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. На основе этого договора был создан Варшавский военно-политический пакт, сыгравший большую роль в укреплении баланса сил в мировом масштабе.

Характерно, что главными движущими факторами поведения обеих сверхдержав в период «холодной войны» были как идеологическое противостояние, так и взаимный страх, озабоченность собственной безопасностью, что вызывало стремление к наращиванию военной мощи. Развитие международных отношений оказалось связано с ускоряющейся гонкой вооружений, требовавшей всё большего напряжения сил ведущих стран и создававшей всё большую опасность для судеб человечества. Непрерывное наращивание военного потенциала сверхдержав вело к замедлению темпов их экономического роста, стагнации научно-технического прогресса в гражданских областях.

Одновременно возрастал удельный вес экономического и военного потенциала, а также международного политического авторитета союзников СССР и США, ряда «нейтральных» стран. Ещё одним важным фактором, способствовавшим трансформации системы международных отношений и смягчению двухполюсности, стала политическая активность стран третьего мира. Растущее многообразие мира создавало такую сложную проблему, как опасность не поддающихся контролю конфликтов (война 1967 г. между Израилем и арабскими странами и др.). Немаловажные поправки в двухполюсную схему были также внесены постепенным превращением Японии в могущественную экономическую державу, Китая – в ядерную державу, а также восхождением ОПЕК – организации нефтедобывающих стран, поставивших своей целью освобождение от экономического диктата индустриально развитых стран.

Всё это, и учёт достигнутого к 70-м гг. ядерно-стратегического паритета, заставило сверхдержавы отказаться от тотального противоборства и строить отношения, в которых элементы соперничества органически сочетались с элементами сотрудничества, особенно в сфере обеспечения военной безопасности. Важнейшим условием преодоления военно-политического противоборства и гонки вооружений, перевода отношений между Востоком и Западом на рельсы конструктивного сотрудничества стало культивирование взаимного доверия между двумя сторонами, демонтаж образа врага, замена языка угроз языком компромисса и диалога.

В русле этих тенденций в 1961 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о запрещении применения ядерного оружия. В этот же период усилило своё влияние движение неприсоединения – международное объединение стран, которые провозгласили одним из главных принципов внешней политики неприсоединение к военно-политическим союзам великих держав. Первая конференция 25 неприсоединившихся стран на высшем уровне была созвана в 1961 г. в Белграде. К 1983 г. число членов движения достигло 101, объединив в своих рядах две трети стран мира и внося существенный вклад в укрепление добрососедских отношений между государствами. В 1963 г. СССР, США и Великобританией был подписан договор о запрещении ядерных испытаний в трёх сферах – в атмосфере, космическом пространстве и под водой. В 1968 г. подписан Договор о нераспространении ядерных вооружений. К числу 62 государств, первоначально поставивших свои подписи под текстом договора, в дальнейшем присоединились ещё несколько десятков стран.

Серьёзной вехой на пути укрепления международной безопасности стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое состоялось 30 июля – 1 августа 1975 г. в г. Хельсинки. В его работе участвовали 35 государств (из них 33 – европейских, а также США и Канада). Принятый Совещанием Заключительный акт провозгласил нерушимость послевоенных границ в Европе, мирное урегулирование спорных вопросов, уважение основных прав и свобод человека и другие принципы.

Окончание «холодной войны» и двухполюсного миропорядка связано с распадом социалистического лагеря и СССР во второй половине 80-х – начале 90-х гг. Смена руководства в СССР в 1985 г., приход к власти М.С. Горбачёва повлёк за собой кардинальные изменения в системе международных отношений. Кульминационным пунктом стала встреча М. Горбачёва и Дж. Буша на Мальте в 1989 г., на которой де-факто был зафиксирован конец «холодной войны».

1980 – 1990-е гг. стали временем утверждения нового многополюсного миропорядка после окончания «холодной войны». Серьёзные трансформации к этому времени произошли в характере взаимоотношений между государствами, которые уже не могли жить и развиваться без многообразных взаимосвязей, пронизывающих экономическую, общественно-политическую, культурную сферы.

Возможности США единолично контролировать события в мире, даже несмотря на ослабление другой сверхдержавы, в последние десятилетия уменьшались, хотя притязания Америки на лидирующую роль в мире, увеличение сферы военно-политического влияния не исчезли. Однако в условиях исчерпанности глобального идеологического и межсистемного конфликта между Востоком и Западом значимость военно-силового, военно-политического факторов определения реального веса и влияния того или иного государства во многом ослабла. Главными показателями мощи, потенциала государства стали скорее экономические, научные и технологические возможности. С начала 80-х гг. всё увереннее стали говорить о возрождении Европы как особой геополитической и духовной силы, о новом европейском динамизме и новой идентичности – общем самосознании европейских народов. Это позволило начать пересматривать прежние отношения с США, постепенно освобождаться от комплекса «младшего брата», перейти к отношениям равновеликих партнёров. Воссоединились с Европой и страны Центральной и Восточной Европы.

Помимо европейского центра, огромное влияние на судьбы современного мира стал оказывать Азиатско-Тихоокеанский регион, реально превращающийся в один из главных центров мировой экономической мощи, где усилился вес и влияние Японии и Китая, а также целого ряда новых индустриальных стран, способных оказывать заметное влияние на политическую ситуацию в регионе. Япония к окончанию «холодной войны» превратилась в экономическую супердержаву, способную на равных соперничать в сфере экономики с США. Вслед за Японией на авансцену выступили новые индустриальные страны, претендующие на место на мировых рынках и уже добившиеся впечатляющих успехов. Ощутимого прогресса достиг Китай, проводивший экономические реформы. По прогнозам, в ближайшей перспективе Китай превратится в ядерную сверхдержаву с достаточно мощным экономическим и военным потенциалом.

Таким образом, уже к началу 80-х гг. на смену двухполюсной модели мира пришла пятиугольная его модель, включавшая наряду с СССР и США также Западную Европу, Японию, Китай. При этом в условиях восхождения многополярного миропорядка значительно сузились, если не исключились, возможности выдвижения какого-либо одного государства в качестве супердержавы, способной единолично контролировать положение вещей в мире. Мир становится более многообразным, число ведущих участников мировой политики дополняется новыми державами, региональными группировками, международными организациями и транснациональными корпорациями, способными оказывать существенное влияние на мировые события. Фактически, любое государство, независимо от своего реального веса и влияния, оказывается вовлечённым в дела всего мирового сообщества. Внешняя политика почти всех ведущих участников приобретает многовекторную ориентацию, становится возможным одновременное участие одних и тех же стран в разных коалициях, связках. Границы, отделяющие блоки, союзы, регионы, теперь являются более открытыми, гибкими, более проницаемыми. Жёсткость международных структур послевоенных десятилетий сменяется их подвижностью, для большинства стран увеличивается диапазон выбора, возможность множества его вариантов. При этом каждая из стран может принимать внешнеполитические решения, руководствуясь не соображениями своей принадлежности к тому или иному блоку, но реальными национально-государственными интересами.

В целом 70 – 90-е гг. XX в. стали временем дальнейшего углубления масштабов и интенсивности экономического, экологического, политического и культурного взаимодействия народов, стран и целых регионов земного шара и дальнейшего развития тенденции образования единого мирового сообщества. Об этом и свидетельствуют такие идущие во всепланетарном масштабе процессы, как формирование многополюсного миропорядка и увеличивающееся единообразие ключевых форм организации разных сфер жизни, и прежде всего экономики и политики.

 

Date: 2015-12-12; view: 461; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию