Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Массовое общество, массовая и элитарная культура XX в
Фактором формирования мировоззрения человека XX в. стало и укоренение в западной цивилизации так называемого массового общества – с высоким развитием коммуникационно - информационных систем, гигантским количеством потребляемой информации, с изменением количества, формы и содержания социальных контактов и образованием новой модели личности. На смену замкнутой статичной личности индустриального общества теперь приходит динамичная личность периода становления технологического общества. Массовое общество XX в., для которого характерна тесная интеграция народных масс в системе институтов и ценностей общества, тотальная массовизация жизни, далеко продвинулось в создании единой культуры, стирании региональных различий, культурных, а также социальных, профессиональных и даже возрастных. Однако вместе с этим увеличилась угроза создания единой «выхолощенной» культуры, уничтожающей, по словам Ж. Эллюля, традиционные ценности, лишающей человека свободы, низводящей человека-творца до уровня запрограммированного человека-винтика, поскольку культура массового общества носит стандартизированный характер, утрачивает уникальность и тиражируется для всех. Ещё Я. Буркхардт и Ф. Ницше указывали на тенденцию к растворению современного общества в инертной аморфной массе, дремлющей, по большей части, в тупом оцепенении. Массовая культура XX в. подчинила себе все стороны человеческого существования, охватив почти все сферы современной жизни: политическую и социальную, систему идеологии и пропаганды, средства массовой информации, формирующие общественное мнение, индустрию досуга, развлечений. И в том числе - субкультуру детства и массовую общеобразовательную школу, внедряющую в сознание детей унифицированные формы и навыки социальной культуры, стандартизирующую знания и представления. Культивирование безликого «человека толпы» несёт с собой и феномен современного города, особая городская культура с её отчуждением от традиций, оторванностью от почвы, не религиозностью. Город, жизнь города аккумулирует в себе, реализует идеи западной демократии о социальной справедливости, равенстве, свободном и творческом развитии индивида и члена общества. Попытки общественного совершенствования побуждают демократию проводить в жизнь идею нивелирующего равенства субъектов, делают стандартом «среднего», посредственного, массового человека и создают соответствующую этому философию повседневности. Массы как совокупность людей, не ориентированных на творчество и, в конечном счёте, менее способных к нему, управляемые как целое и вследствие этого лишённые подлинной индивидуальности, оторванные от традиций, претендуют на роль главного субъекта в демократическом обществе. Власть же нетворческого большинства, не способного подняться над миром повседневности, рождает антиэлитарный менталитет, разрушающий важнейшую для продуктивного развития общества интеллектуальную прослойку. Антиэлитарность общества «среднего класса» нивелирует индивидуальность идеей равенства, что в конечном счёте пагубно для культуры. Оппозицией широким массам выступает культурная элита, которая в XX в. отличается многосоставностью. Согласно концепции множественности элит, в современном обществе можно выделить политическую, экономическую, научную, художественную, военную, религиозную и другие элиты. Элитарность в культуре во все исторические периоды была связана с особыми признаками: новизны, опережающего развития, оригинальности, антитезы традиционному, нонконформизма. Элитарная культура всегда ориентирована на особые группы людей, обладающих повышенной восприимчивостью к новому, оригинальному в искусстве, науке, философии. Элитарную культуру XX в. характеризует интеллектуально-авангардная направленность, тяготение к эксперименту, сложность и неординарность, эпатаж. Ей свойственна определённая закрытость, обособленность, малая доступность, кастовость. К элите в демократическом типе общества XX в. принадлежат люди наиболее одарённые, неординарные. Теперь это не просто господствующий социальный класс или группа, элита в XX в. пополняется выходцами из разных слоёв. Это своего рода интеллектуальные сливки общества. Элитарная культура является инициативным и продуктивным началом в культуре, выполняя, преимущественно, творческую функцию в ней, в то время как массовая культура шаблонизирует, рутинизирует достижения элитарной культуры, адаптируя их к восприятию большинством общества. Элитарная культура противостоит массовой культуре в широком смысле, во всех её типологических разновидностях – народной культуре, официальной культуры, культурной индустрии технократического общества в XX в. и т. д. Эта культура основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, на разрушении её стереотипов и шаблонов, она высмеивает или обличает массовую культуру, представляя мир массового общества и его культуры уродливым, агрессивным, жестоким, страшным. Такая демонстративная самоизоляция, маргинальность и углубление противоречий между элитарной культурой и массовой несёт с собой неизбежное обострение драматического мироощущения, чувство трагического, непонятности, кризисности.
Date: 2015-12-12; view: 404; Нарушение авторских прав |