Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формирование информационного общества и особенности развития западной культуры во второй половине XX века
XX век – это не просто время серьёзных изменений во всех областях жизни общества, это эпоха формирования новой, техногенной цивилизации, которую характеризуют такие черты, как: возрастание роли науки, пронизывающей собой все сферы культуры, ускорение научно-технического прогресса и распространение типа научно-технической культуры; рождение инновационной экономики, глубинные экономические и политические связи и тенденции создания универсальной общечеловеческой культуры. Вместе с ними приходят: вера в бесконечное прогрессивное развитие общества, в безграничные возможности науки и представление о неисчерпаемости природы как объекта эксплуатации. Мировым научным сообществом и общественным сознанием осмысливаются происходящие в культуре, в технике, в социальной жизни перемены, и на базе этого западными учёными формируются различные теории общественного развития. В 50 – 60-е гг. – это теория «индустриального общества», изложенная французским философом Р. Ароном в лекциях в Сорбонне (1956 – 1959 гг.) и американским экономистом и политологом У. Ростоу в книге «Стадии экономического роста» (1960 г.) В 60-е гг. создаётся концепция «постиндустриального общества», представителями которой явились Д. Белл, Г. Кан, З. Бжезинский, О. Тофлер (США), Ж. Фурастье и А. Турен (Франция). В 80-е гг. эта концепция получает развитие в теории «информационного общества», с которым она отождествляется в работах таких футурологов, как Ж.Ж. Серван-Шрейбер, Е. Масуда, Дж. Нейебит (в докладе Римскому клубу «Микроэлектроника»). Концепция «постиндустриального общества» кладёт в основу социального прогресса смену различных технологических эпох. За основу членения всемирной истории на периоды – доиндустриальный (аграрный), индустриальный (капиталистический) и постиндустриальный (у Белла и др., технотронный у Бжезинского, сверхиндустриальный и Тофлера и т. п.) – берётся уровень техники, а также отраслевое и профессиональное разделение труда. В концепции утверждается, что в зависимости от уровня техники в обществе преобладает «первичная» сфера экономической деятельности (сельское хозяйство), «вторичная» (промышленность), а теперь выдвигается «третичная» - сфера услуг, с ведущей ролью науки и образования. Каждой из названных стадий присущи свои особые формы социальной организации: церковь и армия – в аграрном обществе, корпорация – в индустриальном, университеты – в постиндустриальном; а также – господствующая роль определённого сословия: в первом – священников и феодалов, во втором – бизнесменов, в третьем – учёных и профессионалов-специалистов. Причём в постиндустриальном обществе сохраняются частная собственность, социальная неоднородность, неравенство, деление на правящую, технократическую элиту (меритократию) и управляемые массы населения, политические конфликты. Согласно теории «информационного общества», предложенной в 1945 г. японским социологом Е. Масудой, это общество, объединённое единой информационной сетью, благодаря которой у человечества появляется возможность выработки единых целей, проявления своих творческих способностей. В концепции информационного общества производство, распределение и потребление информации рассматривается как преобладающая сфера экономической деятельности общества, в которой занято более половины трудоспособного населения. При этом в отраслевой структуре производства резко повышается роль «информационного сектора». Происходит процесс автоматизации и роботизации производства и управления. На основе автоматизированного доступа к системам связи каждый человек, работник может получить информацию, необходимую для решения профессиональных и личных задач. В итоге возникает новая информационная культура, новые способы получения информации. Доступ к информационным сетям, знанию оказывается определяющим в организации производственной и научной деятельности и вместе с тем – в разделении общества, в стратификации. Меняется и структура организаций. Компании, опирающиеся на информационное управление, а не на командно-контрольное, получают возможность резко сократить менеджеров. История информационного общества берёт свое начало в середине XX в. с рождением новой техники – информационных носителей, компьютеров и автоматизированных систем. Первый компьютер появился в 1947 г., транзистор – в 1948 г., автоматизация возникла в 1957 г., микросхемы были созданы в 1975 г., экспертные системы – в 1976 г. На вопрос о причинах необходимости новой техники и технологии отвечает теория Дж. Бенигера, который считает, что в способах контроля над всей системой человеческой деятельности произошла революция. По Бенигеру, индустриализация, становлению которой способствовало развитие бюрократической, банковской систем, различные правительственные меры, вызвала, в свою очередь, необходимость изобретения новых, более универсальных форм управления. В этом Бенигер расходится с Д. Беллом и другими, считающими, что индустриальная революция произошла сначала в производстве, а затем механически вызвала соответствующие изменения в секторах, отвечающих за контроль и управление. Таким образом, инновации в формах контроля за период 1890 – 1939 гг. вылились в революцию контроля, следствием этого стало появление информационного общества – как результата процесса, начавшегося с ускорением материального производства сто лет назад. Под революцией контроля при этом понимается комплекс быстрых изменений на технологических и экономических предприятиях, где информация создаётся, хранится, обменивается и через которые формальные и программные решения могут влиять на социальный контроль. В информационном обществе радикально трансформируются все средства производства, обработки и передачи информации, которая становится главным звеном в цепи социальных взаимосвязей. К важнейшему социальному изменению при этом следует отнести исследованное Тоффлером в книге «Будущий удар» (1970 г.) гигантское ускорение темпов жизни, темпов изменений на производстве, в быту, в социальной и политической жизни, в результате чего человек постоянно оказывается перед новыми непривычными и опасными проблемами. Причём, как указывал один из основателей вычислительной техники Дж. фон Нейман, современная технология ускоряет темпы изменений прежде всего тем, что систематически расширяет самые разные области воздействия, как политические, экономические, так и культурные. В результате в мире идёт процесс глобализации коммуникаций, складывается некая пространственно-временная целостность, и человечество оказывается перед лицом глобализации времени, суть которой в его синхронизации. Новая технология стремится и к сжатию времени, выполняя функцию достижения желаемого результата в оптимально короткое время. Изменяется и такое качество социального времени, как иерархичность, человек как бы живёт теперь сразу в нескольких временных плоскостях, находясь перед необходимостью постоянно выбирать одну из них как главную, первичную, без чего планирование деятельности невозможно. Это тесно связано с качеством социального времени, называемым временной включённостью, при которой все социальные акты во временном отношении находятся внутри других социальных актов (например, человек прерывает разговор, так как он должен заняться другими делами) (Дж. Левис и Э. Вайгерт). Личное время человека и время взаимодействия, в свою очередь, включены в макровремя социальных институтов и в макровремя культуры. С другой стороны, доступность и богатство информации расширяет время человека, включающего её в собственный банк информации. Вместе с этим, скорость передачи информации сокращает время коммуникации, позволяет по-своему планировать рабочий день; экономить время на перемещение в пространстве, что обеспечивает большую независимость человека, его времени от времени общества. Таким образом, человек XX – XXI вв. живёт в эпоху глобальных перемен. Изменяются роли, место, значение человека как в производстве, так и в целом в культуре. Человек перестаёт быть простым орудием эффективной экономической деятельности, которая полностью определяется внешними по отношению к его личным качествам обстоятельствами, свойствами. Теперь социально-экономическое развитие уже зависит от состояния духовного мира человека, от её развития и социокультурной устремлённости. Кардинально изменяется отношение человека и производства. Главным фактором оказывается человек, его интеллектуальные и творческие возможности - и развитие личностных качеств, творческих способностей человека становится наиболее выгодным вложением капитала. Как считает западный футуролог Олвин Тоффлер, знание в современном обществе превращается в настоящее богатство и в ту взрывную силу, которая произведёт сдвиг власти. Происходит качественная трансформация всего общественного организма. На смену миру социалистическому и капиталистическому, Западу и Востоку приходят системы быстрых и медленных экономик, основанных на инновации и обновлении, на идее неповторимости. Новый экономический мир базируется на знаниях и способностях человека, на идее творческого саморазвития.
Date: 2015-12-12; view: 1402; Нарушение авторских прав |