Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальная ответственность и этика менеджмента
Ответственность – это обязательство выполнять задания и обеспечивать достижение результата. Ответственность относится к определенному субъекту и характеризует круг задач и обязанностей. Различают юридическую и социальную ответственность. Юридическая ответственность предполагает следование законам и нормам государственного регулирования, определяющим, что организация или личность может и чего не должна делать. Социальная ответственность выходит за рамки требований, устанавливаемых законом, и означает добровольное решение следовать социальным нормам, ценностям, моральному долгу, принимая активное участие в решении социальных проблем. Определяя уровень социальной ответственности руководителя, следует учитывать широкий круг задач и полномочий менеджмента организаций, а также значительную величину издержек упущенных возможностей, связанных с управленческими ошибками, некомпетентностью или бездействием. Социальная ответственность менеджмента трактуется неоднозначно. С точки зрения утилитарных концепций рыночной капитализации и богатства акционеров (shareholdervalue), организация должна обеспечивать эффективное использование ресурсов, создавая необходимые обществу товары и услуги. Ее главной целью и критерием эффективности управленческих остается максимизация прибыли или увеличение богатства акционеров. Стремление к наилучшим финансовым результатам в конкурентной среде автоматически приводит к сохранению занятости и созданию новых рабочих мест, увеличению доходов труда (заработной платы, прибыли) и доходов собственности (дивидендов, процента), развитию техники и технологии производства, повышению инновационной активности в обществе, увеличению спроса на научно-технические разработки, развитию рынка образовательных услуг. Таким образом, успешно реализуя экономические цели организации в границах правовой системы, менеджмент тем самым ведет себя социально ответственно. Согласно другой точке зрения, внешнее окружение оказывает значительное влияние на функционирование организации. Социальные факторы могут в немалой степени ограничивать бизнес в достижении им экономических целей. Поэтому менеджменту следует активно содействовать формированию благоприятной социальной среды посредством финансирования благотворительных, экологических, культурных и иных значимых для общества проектов. Социальная ответственность менеджмента в данной концепции – это добровольные действия руководителей организаций, целенаправленно осуществляемые во благо общества за счет ресурсов организаций. Согласно теории стратегической выгоды (strategicvalue), cоциальная активность бизнеса, улучшающая жизнь местных сообществ, может приносить ему дополнительный выигрыш, в том числе за счет формирования позитивного имиджа в глазах общественности: потребителей, органов государственного управления, инвесторов, кредиторов, представителей средств массовой информации и т.п. Аргументами в пользу социальной ответственности организаций, с точки зрения интересов бизнеса, таким образом, являются: · благоприятные долгосрочные перспективы; · выгоды, связанные с формированием позитивного имиджа в глазах общественности; · налоговые льготы; · повышение безопасности внешней среды бизнеса; · партнерские отношения с государственными институтами. Доводы в пользу ограничения социальной ответственности бизнеса, таким образом, таковы: · необходимость отвлечения ресурсов организаций на решение проблем общества; · снижение показателей экономической эффективности фирмы; · повышение издержек производства; · рост цен на готовую продукцию; · снижение конкурентоспособности продукции; · отсутствие опыта решения социальных проблем у менеджмента организаций; · отсутствие возможности эффективной координации разрозненных социальных проектов и стратегий корпораций. Сегодня формируется новая философия корпоративного управления, основанная на концепциистейкхолдеров, или заинтересованных сторон, и теории стюардства, или служения Согласно теории стейкхолдеров (stakeholderstheory ), менеджмент, принимая решения, должен учитывать интересы любой группы, которая испытывает на себе воздействие со стороны компании, что расширяет сферу ее социальной ответственности. Теория стюардства (stewardshiptheory ), опираясь на иерархию потребностей А. Маслоу, подчеркивает, что для руководителей мотив служения, исполнения обязательств и повышения социальной значимости является очень важным. Именно он побуждает учитывать более важные и общие интересы, нежели интересы акционеров или членов совета директоров. Менеджмент при принятии управленческих решений, помимо критериев экономической целесообразности, должен руководствоваться миссией компании, этическим кодексом поведения, благотворительными целями, экологическими программами. Для реализации концепции социально ответственного менеджмента в организации необходимо: · постоянно вести поиск новых направлений деятельности в дополнение к основной; · с уважением относиться к деловым партнерам, активно работать с ними, расширяя сферу деловых контактов; · быть внимательным и чутким к потребностям персонала; · содействовать формированию экономически, социально и экологически стабильной внешней среды; · внедрять в корпоративную культуру принцип социальной ответ-ственности, побуждая руководителей интегрировать свои экономические интересы в систему целей и интересов общества. Осуществляя руководство организацией, социально ответственный менеджерстремится: 1) определять для подчиненных смысл и значение осуществляемых процессов; 2) способствовать развитию полноценных партнерских отношений между членами рабочей группы; 3) направлять действия подчиненных таким образом, чтобы избегать напряженности внутри группы, минимизируя уровень иррацио-нальной конфликтности и саму возможность стрессов; 4) демонстрировать социально ответственное поведение, активную жизненную позицию и широкий спектр знаний, умений, навыков. Современные теории корпоративного управления уделяют значительное внимание не только социальным, но и этическим аспектам менеджмента. Этика – это учение о морали и нравственности. Деловая этика является нравственным регулятором деловых отношений и определяет те принципы и нормы поведения бизнесмена и руководителя, которые соответствуют нравственным идеалам. Нормативная деловая этика включает в себя такие моральные нормы и ценности, как доверие, честность, взаимное уважение. Важным элементом этики бизнеса и менеджмента является анализ применения нравственных норм в конкретных ситуациях: в сфере маркетинга и рекламы, предоставления профессиональных услуг, использования кон-фиденциальной информации, управления человеческими ресурсами. В структуре деловой этики выделяют три элемента: 1) нормы высшего уровня (гипернормы), которые основываются на общечеловеческих ценностях; 2) национальные нормы (макронормы), которые формируются на уровне отраслей и национальной экономики; 3) корпоративные нормы (микронормы), регулирующие деятельность компаний их клиентов (см. рис. 2.7). Гипернормы являются главенствующими по отношению к националь-ным, отраслевым и корпоративным этическим кодексам. Они были зафиксированы во всемирном этическом кодексе «Принципы между-народного бизнеса», подписанном в Швейцарии представителями деловых кругов США, Западной Европы и Японии в 1994 году. Кделовым этическим нормам высшего уровня относятся: · социальная ответственность бизнеса и менеджмента; · модернизация технологий и методов производства, маркетинга и коммуникаций; · повышение доверия к бизнесу благодаря искренности, честности, выполнению обещаний; · соблюдение правовых норм, обеспечение равных возможностей в конкуренции; · признание верховенства этических норм над правовыми; · содействие свободе торговли; · бережное отношение к окружающей среде; · отказ от противозаконных действий (взяточничества, наркобизнеса, торговли людьми, продажи оружия террористическим и экстремистским формированиям). Важнейшими национальными этическими нормами являются: · уважение частной собственности и принципов свободной конкуренции; · достоверность информации; · отсутствие дискриминации на рынке труда. В качестве норм деловой этики корпоративного уровня рассматривают доверие и отсутствие дискриминации между: · компанией и покупателями (высокое качество товаров и услуг, честность в рекламе, уважение человеческого достоинства); · персоналом и администрацией (достойная оплата и условия труда, равные права и возможности, независимо от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, религиозных убеждений); · менеджерами и акционерами или инвесторами (гарантии справедливого распределения прибыли на вложенный капитал, открытость, свободный доступ к информации, достоверная отчетность); · компанией и поставщиками (справедливое ценообразование, приобретение лицензий, отсутствие принуждения, обмен ин-формацией, участие в планировании, своевременная оплата поставок); · компанией и конкурентами (отказ от использования методов недобросовестной конкуренции, экономического шпионажа, уважение прав собственности, содействие открытости товарных рынков и рынков капитала); · компанией и местным сообществом (поддержание мира и безопасности, соблюдение прав человека, уважение культурных ценностей и традиций, благотворительные акции, активное участие в жизни сообщества). При возникновении конфликта между этическими нормами разного уровня его рекомендуется решать по принципу приоритетности. Разработка и выбор оптимальных управленческих решений предполагает, таким образом, учет не только экономических, технологических и правовых, но также социальных и этических аспектов. Только в этом случае решение является наиболее обоснованным
Date: 2016-02-19; view: 1147; Нарушение авторских прав |