Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приемы работы над правильностью и беглостью чтения





Правильное чтение – это чтение без искажений, без ошибок. Причина ошибочного чтения учащихся начальных классов заключается в том, что у них нет гибкого синтеза между восприятием, произношением и осмыслением содержания читаемого. На синтетическом этапе понимание смысла слова в структуре словосочетания или предложения опережает его произнесение, т.е. чтение осуществляется по смысловой догадке. У начинающего чтеца смысловая догадка часто становится причиной неправильного восприятия, а затем, и произнесения слова.

Школьная практика показывает, что дети чаще искажают (заменяют) те слова, смысла которых они не понимают (т.е. слабая взаимосвязь между восприятием и осмыслением).

В целях предупреждения таких ошибок целесообразно:

а) выяснить перед чтением лексическое значение слов, без понимания смысла которых восприятие текста будет затруднено;

б) предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав;

в) создание на уроке обстановки внимательного чтения текста (с этой целью предлагать учащимся следить за читающим по тексту с помощью указки или линейки), четкая формулировка заданий и вопросов;

г) предварительное чтение текста про себя;

д) систематический контроль учителя за чтением учащихся;

е) методически верное исправление ошибок при чтении в зависимости от их характера:

- ошибки в окончании слов учитель исправляет сам, не прерывая чтения ученика;

- ошибки, искажающие смысл предложения, исправляют путем повторного прочтения или вопроса к прочитанному;

- ошибки, которые не исказили смысла прочитанного, учитель отмечает после чтения;

- к исправлению ошибок, связанных с нарушением орфоэпических норм, привлекаются другие учащиеся.

Учитель замечает и фиксирует все ошибки ученика, но прерывает чтеца лишь в случае искажения, мешающего пониманию текста.

Беглость не является самоцелью. Однако стимуляция к быстрому чтению положительно сказывается на развитии техники чтения. Почему же так важно с первых шагов овладения навыком чтения требовать именно быстрое, но не медленное чтение? При достаточно быстром чтении внимание детей направлено не только на сам процесс чтения, сколько на восприятие содержания читаемого. При излишне медленном чтении ученик иногда теряет начало фразы, не дочитав ее до конца, и для понимания смысла прочитанного ему приходится возвращаться к началу.

На развитие темпа чтения влияние оказывает характер заданий, которые выполняют учащиеся, работая над текстом. Задания должны побуждать к перечитыванию текста. Учителю необходимо планировать работу на уроке так, чтобы, выполняя различного рода задания, почти все учащиеся в течение урока читали вслух.

Для стимуляции быстрого чтения используются следующие приемы:

1) показ образца быстрого чтения и отработка чтения каждого ученика;

2) заучивание текста и чтение по памяти (Еще Л.Н.Толстой обратил внимание на этот прием. Суть такого чтения в том, что ребенок, не зная слово, видит его графическое изображение, соотносит напечатанные буквы, их сочетания с живыми звуками, «открывает» для себя не только каждую модель соотнесения буквы и звука, но и правила их соотношения. Именно так ученые дешифруют древние рукописи: зная текст, например, имя царя, они открывают систему графических знаков.);

3) организация внеклассного чтения (развитие интереса к чтению);

4) развитие объема зрительного восприятия:

Например, чтение гнезда родственных слов, записанных пирамидкой, с опорой на букву, которая обозначает гласный звук:

Лес

Леса

Лесок

Лесник

Лесовик

Проверяя беглость чтения, следует учитывать сложность текста, а также правильность и сознательность чтения.

Выделяются 5 этапов в развитии беглости чтения:

1 – начальный (0 -10 слов в минуту);

2 – развитие кратковременной памяти (10-50 слов в минуту);

3 – совершенствование внимания и расширение «поля чтения» (50-80 слов в минуту);

4 – уверенное чтение адаптированных текстов (80-120 слов в минуту);

5 – беглое чтение любых текстов (более 120 слов в минуту).

Данные этапы были разработаны И.Г.Пальченко. Причинами низкой техники чтения автор считает: малый объем кратковременной памяти; недостаточный угол зрения («поле чтения»); низкая устойчивость внимания; неразвитость периферийного зрения и умения антиципации (предвосхищения смысла читаемого текста). Теоретической основой для создания предлагаемой системы послужили упражнения, разработанные харьковским профессором И.Т.Федоренко:


1) аудирование, прослушивание чтения учителя,

2) чтение за диктором,

3) чтение в паре,

4) пересказ с опорой на текст,

5) многократное чтение,

6) убыстрение темпа чтения,

7) переход на незнакомый текст,

8) чтение с отрывом взгляда от текста.

Для каждого этапа развития техники чтения характерна своя скорость чтения и система упражнений, что представлено в таблице:

 

Название этапа Темп чтения (слов в минуту) Порядок проведения упражнений
1. Начальный этап 0-10 1-2-3-5-4
2.Развитие кратковременной памяти   10-50 1-2-3-5-4-6-7
3.Совершенствование внимания и расширение «поля чтения» 50-80 3-5-4-6-7
4. Уверенное чтение адаптированных текстов 80-120 5-6-8-7
5. Беглое чтение более 120 Самостоятельное чтение

 

Чтение за диктором. В качестве диктора выступает сам учитель или сильный ученик. Диктор при чтении немного опережает остальных, как бы ведет их за собой. Это упражнение способствует развитию артикуляции и выработке навыка слитного прочтения слов.

Чтение в паре. В пары объединяются: сильный – средний; средний – средний; средний – слабый. Это упражнение тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся.

Пересказ с опорой на текст. После многократного прочтения текста ученик пересказывает его содержание. При возникновении затруднений ему разрешается подглядывать в учебник. Это упражнение приучает ребенка быстро ориентироваться в тексте, способствует развитию кратковременной памяти.

Многократное чтение способствует ежедневному накоплению в памяти школьника зрительных образов слов, учит правильному, быстрому и выразительному чтению уже на первом этапе обучения грамоте. При первом прочтении ребенку могут встретиться незнакомые слова, непривычные обороты, которые легко усваиваются при повторном чтении, вырабатывается навык более быстрого чтения. Многократность чтения может быть организована и в таком порядке:

1-й раз – медленное чтение с учителем, четкое проговаривание;

2-й раз – повторное прочтение без учителя;

3-й раз – плавное слитное прочтение слов с постановкой ударения;

4-й раз – чтение в темпе разговорной речи (как бы вы сказали это друг другу);

5-7-й разы – предложение перечитывается с поочередной постановкой логического ударения на каждом знаменательном слове;

8-10-й разы – темп чтения доводится до скороговорки.

Убыстрение темпа чтения. Убыстрение постепенно доводится до темпа скороговорки. Это особенно полезно на третьем этапе, так как развивает угол зрения, позволяет фиксировать по два-три слова одновременно, предвосхищать дальнейшее содержание. Практика показывает, что дети легко переходят от чтения в этом темпе к более медленному выразительному чтению.

Переход на незнакомый текст. Суть упражнения состоит в том, что после многократного прочтения части текста с постепенным убыстрением темпа ученику предлагается читать следующую часть текста с повышением темпа.

Чтение с отрывом взгляда от текста. При чтении вслух ученику предлагается поглядывать на класс, возвращаясь затем к чтению текста. Это приучает к быстрой ориентировке в тексте за счет расширения угла зрения, увеличения объема кратковременной памяти и умения распределять внимание.







Date: 2016-02-19; view: 3402; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию