Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методика использования материалов учебных книг по обучению грамоте
Основным учебным пособием в период обучения грамоте является азбука. Опираясь на ее содержание, учитель организует деятельность учащихся, используя различные приемы и виды упражнений на разных этапах урока. Сюжетные картинки используются для разъяснения текста, предлагаемого для чтения, организации работы по развитию связной речи детей. С помощью сюжетных картинок можно предложить учащимся несколько упражнений: 1) беседа по их содержанию (ответы на вопросы учителя); 2) составление предложений; 3) составление связных текстов. Серии сюжетных картинок используют для составления предложений с последующим объединением их в связный рассказ. Предметные картинки имеют разное назначение, но всегда связаны с тематикой текстового материала. Одни из них предназначены для звуковой работы: 1) по картинке называют изображенный предмет и анализируют звуковой состав слова; 2) называют предметы и сравнивают звучание слов, определяя наличие изученного звука (звуков). Другие предметные картинки используются для лексической работы: 1) назвать предмет и объяснить его назначение; 2) назвать предмет и раскрыть его понятие; 3) выявить явление многозначности слова; 4) сравнить слова, являющиеся названиями предметов или признаков; 5) подобрать слова, близкие или противоположные по значению. Группы предметных картинок служат для проведения следующих словарно-логических упражнений: · различение родовидовых понятий (- Назовите одним словом); · упражнения в классификации (- Какой предмет лишний и почему?); · сопоставление слова со звуковой схемой; · обобщение (- Где растут эти деревья? Чьи это вещи?) Схемы-модели на страницах азбук используются для аналитико-синтетической работы. Перечислим приемы организации такой работы: · звуковой анализ слов с опорой на данную схему; · звуковой анализ слов и составление схемы; · сопоставление звукового состава слова с несколькими схемами и выбор соответствующей; · анализ структуры предложения с опорой на схему или с последующим составлением схемы; · чтение предложений, часть которых обозначена схемой, т.е. «дочитывание» предложений; · составление предложений по схемам. Работа по ленте букв, помещенной на многих страницах «Русской азбуки», обычно используется на этапе закрепления нового звука и буквы. Такое пособие обычно выполняется в увеличенном масштабе и вывешивается над доской для организации фронтальной работы с классом. Учащимся можно предложить следующие разновидности упражнений: · назвать все буквы; · назвать гласные (согласные); · назвать гласные, обозначающие мягкость согласного звука; · назвать согласные, которые всегда твердые (мягкие, звонкие, глухие); · назвать парные согласные; · назвать буквы, которые не обозначают звука; · назвать звуки, которые могут быть обозначены данной буквой. Знакомство с буквой для обозначения изучаемых новых звуков проводится по образцу, выделяемому особым шрифтом на страницах азбук. Учащимся обычно предлагается рассмотреть все варианты печатных (большая и маленькая) и письменных (заглавная и строчная) букв. Полезно использовать таблицы картинной азбуки и стихи С.Маршака или Б. Заходера. Запоминанию образа и названия новой буквы способствуют следующие упражнения: · печатание буквы и ее называние; · обведение буквы по контуру и ее называние; · штриховка буквы большого размера и ее называние; · лепка буквы из пластилина или ее конструирование с помощью цепочки (проволоки); · раскрашивание фигур с помощью многоразового написания буквы. Узнаванию буквы помогут следующие упражнения: · нахождение буквы среди множества других; · закрашивание требуемой буквы в тексте; · называние букв, записанных в алфавитном или ином порядке, при этом дети должны назвать первую букву, затем первую и вторую, затем первую, вторую и третью и т.д. · узнавание букв, напечатанных непривычным шрифтом; · узнавание букв, напечатанных частично; · узнавание букв, поставленных неправильно (боком, вверх ногами и т.п.). Таблицы слогов-слияний помогают учащимся осознать роль новой буквы, ее место, звуковое соответствие в составе слогов, воспринимая слияние СГ как «цельный графический элемент». Используя таблицу слогов-слияний, можно предложить следующие упражнения: 1) прочитать слоги сверху вниз и наоборот; 2) прочитать слоги с твердыми или мягкими согласными, объяснив способ чтения; 3) прочитать слоги с глухим или звонким согласным; 4) прочитать последовательно 2-3 слога так, чтобы получилось слово; 5) прочитать слог и договорить его до полного слова; 6) показать и прочитать слог (слоги), которые слышатся в произнесенных словах; 7) чтение слогов с постепенным убыстрением темпа; 8) чтение слогов с разной силой голоса (тихо, шепотом, громко и т.д.); 9) чтение слогов с использованием разной интонации (радости, грусти); Столбики слов служат для первичного чтения слов с изучаемым звуком и буквой. Прочитать слова помогают графические пометы, ориентиры, например: во| ро| та. Используя столбики слов, можно проводить различные упражнения: 1) Чтение слов с предварительным их анализом по графическим пометам: Сколько в слове слогов? Прочитайте только слияния в слове. Прочитайте первый слог, затем второй (третий и т.д.). Прочитайте слово целиком, с ударением. 2) Чтение слов и объяснение их лексического значения. 3) Чтение слов в прямом и обратном порядке. 4) Выборочное чтение слов: - Прочитайте только имена людей, клички животных, названия профессий, деревьев, инструментов; слова, обозначающие один или много предметов; пары слов, противоположных по смыслу. 5) Чтение слов, отличающихся одной буквой, одним слогом. 6) Чтение слов и подбор к ним синонимов, антонимов. 7) Чтение слов, являющихся ответом на вопросы: «Что растет в лесу? Кто живет в зоопарке?» и т.д. 8) Составление предложений со словами и их моделирование. Использование различных приемов чтения слов в столбиках помогает избежать их заучивания и механического повторения, т.е. обеспечивает сознательность прочтения. Связные тексты, помещенные в азбуках, необходимо прочитывать многократно, предлагая учащимся различные виды чтения: по слогам, целыми словами и по предложениям. Текст предназначен как для смыслового анализа прочитанного, так и для его структурного анализа (установление количества предложений, количества слов в отдельных предложениях, отыскивание слов с изученной новой буквой и др.). Текст с первого раза читается самими детьми. В связи с повторным чтением текстов и их анализом могут проводиться различного рода упражнения и работы творческого характера: 1) чтение по предложениям «цепочкой»; 2) выборочное чтение предложений в качестве ответов на вопросы, подписей к картинкам; 3) пересказ прочитанного (подробный, выборочный, с опорой на текст); 4) придумывание названия рассказу или выбор из предложенных учителем; 5) рассказывание по аналогии с прочитанным; 6) составление продолжения рассказа или его начала; 7) ответы на вопросы по содержанию; 8) соотнесение текста и сюжетной картинки; 9) работа над заголовком (Почему так назван?); 10) лексическая работа (выявление многозначных слов; подбор слов, близких или противоположных по значению; объяснение значений слов или уточнение значений знакомых слов в соответствии с содержанием); 11) работа с иллюстрацией (чтение отрывка из текса, соответствующего иллюстрации, придумывание заголовка к иллюстрации, подписывание иллюстрации словами из текста); 12) словесное иллюстрирование текста. Разнообразие существующих приемов и видов упражнений позволяет учителю отобрать на урок те из них, которые в большей степени отвечают теме и характеру изучаемого материала, а также уровню подготовленности учащихся. Date: 2016-02-19; view: 2794; Нарушение авторских прав |