Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принципы и методы обучения письму
Формирование навыка письма основывается на определенных принципах обучения. В конкретной работе по чистописанию находят своё специфическое воплощение следующие общедидактические принципы: · Принцип наглядности, особенно важный в обучении письму, обеспечивается демонстрацией учителем процесса письма на доске и в тетрадях учащихся, применением прописей, таблиц и других пособий. Невозможно обучать чистописанию, давая только устные указания, так как подражание почерку учителя и копирование образцов хорошего письма – один из основных путей формирования чёткого почерка. · Принцип сознательности означает, что навыки, приёмы и привычки, которые формирует учитель, обучая детей письму, должны быть с самого начала их подачи разъяснены и понятны учащимся. Так, первоклассники должны знать: а) в каком порядке пишется та или иная буква; б) как она соединяется с другими буквами; в) зачем нужно писать с наклоном и как он получается при письме; г) какой должна быть высота букв; д) как правильно держать ручку; е) как сидеть при письме и др. Сознательному усвоению графических навыков письма способствует также умение детей замечать и исправлять свои и чужие недочёты. · Соблюдение принципа повторности имеет большое значение для автоматизации навыка письма. Он осуществляется в основном в упражнениях, которые должны представлять собой не просто механическое повторение нужных движений и их последовательности, а быть таким повторением, повторным воспроизведением, при котором совершенствуется исполнение. Повторение особенно важно на первых этапах обучения письму, так как за время перерывов в учении (каникул или болезни) дети довольно часто забывают правила при письме, формы отдельных букв и др. · Не менее важно в первоначальном обучении письму применение принципа постепенного нарастания трудностей, который предусматривает переход от простого к сложному. Так, не отрывая руки, сначала дети пишут элементы, составляющие буквы, затем буквы и буквосочетания (например, иш, ли, ен и др.). Данный принцип положен в основу работы над формой букв на уроках чистописания и русского языка (на этапе – упражнение в чистописании). В первую группу входят графически более простые буквы, последующие – более сложные по своему начертанию. Такая организация работы над формами букв – по группам (на основе сходства написания), в порядке нарастания графических трудностей – называется в чистописании генетическим принципом. · Принцип учёта индивидуальных особенностей требует от учителя знать и учитывать при обучении письму особенности физического развития учащихся, их способность к обучению письму, замечать особенности зрения (близорукость, дальнозоркость), отклонения в моторике (дрожание пальцев, подёргивание руки во время письма и др.). Учитель должен видеть, как сидит ученик, как держит ручку, кладёт тетрадь при письме, как воспроизводит форму буквы, в какой последовательности, как соединяет буквы, медленно или слишком быстро пишет и др. Специфика обучения каллиграфии требует соблюдения на первых эта-пах обучения грамоте принципа параллельного обучения чтению и письму. Этот принцип, введённый ещё К.Д.Ушинским, успешно реализуется в школьной практике и в настоящее время. Он обеспечивает грамотное и сознательное письмо. Ведущими принципами в современной методике обучения первоначальному письму являются (по программе Н.Г.Агарковой): 1) поэлементное изучение; 2) одновариантное начертание письменных букв. Принцип поэлементного изучения букв теснейшим образом связан с ведущим общедидактическим принципом развивающего обучения, иллюстрируя конкретный случай его проявления. Данный принцип не ассоциируется с отрывным письмом, т.к. процесс воспроизведения букв на бумаге реализуется на основе двигательных элементов. Ученик не просто «рисует» зрительно воспринимаемые элементы, а упражняется в изображении частей букв, которые представляют собой относительно законченные движения и поэтому не противоречат естественному ходу движения руки при связном письме. Принцип одновариантного начертания письменных букв обусловлен закономерностью формирования двигательного навыка, а именно: повторяемостью и единообразием выполняемых движений. Он реализуется в идентичности формы и последовательности изображения букв. Например, в письме овалов, входящих в состав 9 букв: а, б, д, о, О, ф, Ф, ю, Ю, прямой линии, переходящей в четвертной овал (ъ, ь, ы), и линии с петлей, переходящей в четвертной овал (в). Письмо овалов в перечисленных случаях характеризуется направлением слева направо с применением нижнего повтора для соединения с последующими буквами. Данный принцип соответствует основной закономерности формирования графического навыка как двигательного действия, которая проявляется в том, что рука при сформированном письме совершает круговые ритмично-колебательные движения, направленные внутрь к плечу. Это требует единообразия воспроизводимых движений. Применение принципа одновариантного начертания письменных букв позволяет предупредить нежелательное переучивание детей при переходе от одного варианта начертания буквы к другому, т.е. избежать перестраивания первоначально формирующегося навыка письма. В практике обучения письму принципы а) одновариантного начертания и б) поэлементного изучения букв реализуются благодаря использованию нового поэлементно-целостного метода воспроизведения букв на бумаге. Его суть определяется закономерностями взаимообусловленной связи между зрительными и двигательными элементами букв. Применение данного метода позволяет целенаправленно формировать целостные, дифференцированные зрительно-двигательные образы букв, на основе которых ученик овладевает первоначальным письмом, т.е. элементарным графическим навыком. Технология поэлементно-целостного метода обучения первоначальному письму реализуется с помощью новых методических приёмов: аналитического восприятия и практического конструирования букв (прежде чем приступить к отработке начертания буквы, ученик должен воссоздать её форму, т.е. сконструировать и переконструировать с помощью специальных элементов-шаблонов). Технология обучения первоначальному письму определяется системой специфических для данного предмета методов. В традиционной методике обучения чистописанию применялись и применяются следующие методы: копировальный (стигмографический), линейный, генетический, ритмический (тактический) и метод Карстера. С позиции обновлённого поэлементно-целостного метода копировальный и ритмический методы интерпретируются как приёмы. Рассмотрим каждый из них. Копировальный (или стигмографический) метод появился в ХУ111 в. Суть его заключается в том, что учитель пишет в тетради карандашом или точками начертания буквы или слова. Учение обводит это начертание, привыкает к форме буквы и учится правильно писать её. Примеры применения копировального метода мы находим в действующих тетрадях-прописях. Этот метод может быть использован и при исправлении запущенных почерков. В таком случае учитель пишет в тетрадях учащихся образцы букв и их соединений и предлагает писать по образцу. Однако копировальный способ следует применять ограниченно, так как обведение образца осуществляется учащимися без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы. Часто учащиеся обводят букву, элемент не в нужном направлении. При копировании, если оно осуществляется правильно, ученик упражняется в выполнении правильного движения: порция, размах, размер, направление, форма, т.е. того, чего иногда, зрительно воспринимая, он не может перенести в своё движение в процессе письма. Обведение по образцу упражняет двигательные представления. В индивидуальной работе для исправления недочётов некоторые учителя дают учащимся копировать образцы через прозрачную бумагу, кальку. Обведение через кальку имеет большое значение для закрепления навыка самоконтроля, так как после копирования ученик должен повторить, точно воспроизвести движение и форму образца самостоятельно. Линейный метод возник в начале ХIХ в. С введением разлинованных тетрадей. Он облегчил учащимся усвоение правильного написания букв установленного наклона и размера, правильного соединения элементов, развитие глазомера и плавности письма. В настоящее время используются тетради в две и одну линейку. Две линейки облегчают выработку определённой высоты букв в первом классе, помогают корректировать движение руки по строке во втором и третьем классах. Генетический метод имеет следующие особенности: 1. Предполагает предварительное письмо элементов букв. 2. Дети усваивают начертание букв не в алфавитном порядке, а в порядке возрастающей трудности их написания. 3. Обучение строится на основе генезиса, т.е. образования каждой последующей буквы путём присоединения нового элемента к предшествующей букве и предварительного усвоения основного элемента, лежащего в основе новой группы букв. Генетический способ был известен очень давно. В обучении письму он применялся Песталоцци. В течение XIX в. Генетический способ использовали при обучении письму в школах Европы. В русских школах этот способ применяли после того, как дети уже освоили начертание всех букв, только для усовершенствования навыка письма, отработки форм букв в послебукварный период. Ритмический (или тактический) метод – это письмо под счёт или в такт счёту, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме. Ценность данного метода заключается, во-первых, в том, что он содействует развитию плавности письма; во-вторых, влияет на ускорение темпа письма у учащихся, медленно пишущих; в-третьих, он развивает у учащихся чёткость и решительность движений, которые необходимы для приобретения навыков красивого письма; в-четвёртых, тактирование вносит оживление в работу класса и дисциплинирует его. Применяя ритмический метод, необходимо учитывать следующие требования: а) письмо под счёт следует начинать после того, как учащиеся усвоят начертание буквы без счёта, в свободном и спокойном темпе; б) счёт даётся учителем, отдельными учениками, а в некоторых случаях и хором; в) счёт обязательно даётся с ориентировкой на пишущих в среднем темпе, с постепенным, едва заметным ускорением при переходе от одного этапа к другому (таким путём ученики подготавливаются к скорописи); г) ритмический метод не следует применять продолжительное время на одном уроке, а обязательно с интервалами, заполняемыми спокойным письмом без счёта. Письмо под счёт требует от ученика большого напряжения сил, внимания и быстро утомляет его. По этой причине на начальной стадии обучения письму следует допускать тактирование на протяжении только полустроки, а в середине строки делать паузы. Иначе качество письма к концу строки ухудшится. Первоклассники в силу возрастных особенностей не умеют чередовать напряжение руки с расслаблением, что зачастую приводит не только к утомлению детей при выполнении письменных работ, но и надолго задерживает формирование у них графического навыка. Реализуя ритмический приём на уроках письма, учитель обязан научить ребёнка правильно чередовать напряжение руки с расслаблением. Ещё один из распространённых методов – обучение письму путём прописывания специальных упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья. Этот метод вошёл в историю чистописания как метод англичанина Карстера, описавшего его в начале XIX в. При применении данного метода достигаются свободные, уверенные и быстрые движения руки: сначала письмо 19 элементов в крупном плане, затем букв, связанных особыми штрихами, затем слов без всяких вспомогательных линий. Такие росчерки необходимы для овладения умением пользоваться направлением, пространством листа и развития свободы и лёгкости движения руки. В практике обучения письму ни один из рассмотренных методов в качестве единственного не оправдал себя. Наилучшие результаты всегда достигались путём разумного сочетания этих способов на определённых этапах обучения письму.
Date: 2016-02-19; view: 2815; Нарушение авторских прав |