Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Грамматико-орфографическая пропедевтика в период обучения грамоте





Одновременно с овладением навыками первоначального чтения и письма первоклассники подводятся к фонетическим и грамматико-орфографическим обобщениям и выводам в результате практических наблюдений над словами, предложениями и текстами, представленными на страницах азбуки. В процессе организации устной и письменной речевой работы на уроках чтения и письма дети выполняют такие действия, такие упражнения, которые подготавливают их к усвоению определенных грамматических и орфографических тем на более поздних ступенях обучения.

Особенность грамматико-орфографической пропедевтики заключается не в том, чтобы сообщить какие-то упрощенные, неточные правила, а в том, чтобы систематически и организованно вводить те или иные написания в практику письменной речи учащихся, не перегружая в то же время детей заучиванием каких-либо правил и других теоретических сведений.

Рассмотрим основные направления грамматико-орфографической пропедевтики в период обучения грамоте:

1. Четко разграничиваются представления о звуке и букве. Дети усваивают их классификацию: гласные (ударные и безударные), согласные (твердые – мягкие, звонкие - глухие); учатся соотносить звук и букву сначала в позициях, где написание не расходится с произношением, а затем в простейших случаях несовпадения со звуком (слабые позиции гласных и согласных).

2. Практически знакомятся с лингвистическими понятиями: «речь», «предложение», «слово», «слог», «ударение».

3. Наблюдают над словами, которые в дальнейшем на уроках русского языка создадут основу для изучения различного грамматического материала:

а) сосна – сосны (изменение по числам);

б) искала – искал (форма рода);

в) рос – вырос (видовые формы);

г) пилил – пилит (временные формы);

д) ехал – отъехал, осень - осенний (состав слова, родственные слова).

На уроках чтения в пропедевтическом плане учащиеся изменяют имена существительные не только по числам, но и по падежам, связывают их с прилагательными, изменяют их, согласуя с существительными в роде, числе и падеже.

4. Одновременно с формированием графического навыка в период обучения грамоте закладываются основы орфографического навыка:

  • дети учатся раздельно писать слова, т.е. средствами письма выделять слова как языковые единицы и правильно оформлять предложение в письменной речи;
  • переносить слова с одной строки на другую на основе слогоделения, однако с учетом некоторых ограничений: например, не переносить и не оставлять на строке одну букву;
  • употреблять заглавную букву в начале предложения, а также в именах людей и в кличках животных, названиях городов, рек и т.д.;
  • усваивают правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;
  • овладевают простейшим способом проверки правописания безударных гласных в корне слова на основе действия по типу: один-много, много-один;
  • парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова;
  • приобретают навыки написания предлога со словом;
  • наблюдают над правописанием разделительного твердого и мягкого знаков в словах;
  • знакомятся с отдельными случаями написания непроверяемых безударных гласных (словарных слов).

Таким образом, период обучения грамоте нельзя рассматривать как особый, изолированный отрезок в процессе обучения в начальной школе. Именно пропедевтические языковые упражнения обеспечивают систематичность и перспективность в овладении родным языком младшими школьниками.

Вопросы для повторения и закрепления материала

1. Назовите признаки классификации уроков чтения и письма.

2. Какой из типов уроков имеет более жесткую структуру и почему?

3. Какие общедидактические требования предъявляются к урокам обучения грамоте?

4. Назовите конкретно-методические требования к урокам обучения грамоте.

5. Чем определена последовательность этапов в структуре уроков обучения грамоте?

6. Для чего предназначена слоговая таблица?

7. Какую работу можно предложить учащимся со столбиками слов?

8. Какова значимость использования ленты букв на уроках обучения грамоте?

9. Что такое грамматико-орфографическая пропедевтика?

10. В чем суть дифференцированного подхода при обучении грамоте?







Date: 2016-02-19; view: 9103; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию