Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучение сознательному и выразительному чтению





Сознательность чтения проявляется в умении читателя понимать содержание текста. Это умение слагается из понимания значений отдельных слов, смысла предложений и установления логической или психологической связи между частями прочитанного. Сознательное чтение основывается на том, что учащиеся овладели техникой чтения и сам процесс чтения не вызывает затруднений, протекает довольно быстро. Для того чтобы учащиеся прочитали текст сознательно, проводится его анализ со стороны содержания и художественных средств изображения.

Важнейшим условием сознательного чтения является понимание структуры и содержания произведения. О сознательности чтения учитель судит по его выразительности и по ответам на вопросы.

Обучение пониманию читаемого проводится уже при обучении грамоте. Перечислим некоторые упражнения, которые помогут сочетать становление у детей техники чтения с воспитанием привычки вдумываться в значение слов, осознавать роль в тексте каждого из них:

- чтение «испорченных» предложений или коротких текстов, в которых учитель, печатая их на доске, допустил ошибку (пропустил слово, вместо одного предлога написал другой и т.п.);

- выяснение, не ошиблись ли в типографии, набирая текст в книге (например, не лишнее ли первое слово в предложении: И у Мити мама и папа строители);

- выявление «тайного смысла» некоторых слов и выражений, в том числе и с опорой на иллюстрацию (ловить ворон и т.п.);

- поиск детьми непосредственно в процессе чтения незнакомых или не совсем понятных слов. В связи с этим заметим, что обычно учителя стремятся предотвратить непонимание текста и сами выносят на обсуждение слова, которые могут быть неизвестны. Важно приучать школьников фиксировать свое внимание на том, что встретились незнакомые слова и спрашивать об их значениях.

Кроме перечисленных выше упражнений можно использовать следующие методические приемы:

· работа над заголовком текста;

· прогнозирование содержания на основе иллюстраций и заглавия;

· нахождение в тексте опорных или ключевых слов;

· постановка вопросов самими учащимися;

· выборочное чтение по заданию учителя;

· постановка проблемных вопросов перед чтением;

· озаглавливание небольших частей текста и составление простого плана;

· пересказ прочитанного (подробный, выборочный, творческий, краткий);

· работа с пословицами, близкими по содержанию прочитанного;

· выполнение творческих работ:

а) иллюстрирование (графическое, словесное, музыкальное);

б) творческий пересказ (от лица героев, с изменением лица рассказчика, изменение окончания или начала и др.);

в) драматизация (чтение по ролям, постановка «живых картин», инсценировка);

· работа над выразительностью чтения.

Работа над выразительностью чтения представляет собой соединение нескольких направлений:

- технического – включающего тренировку дыхания, совершенствование артикуляционного аппарата;

- интонационного – предполагающего специальную работу над компонентами интонации;

- смыслового – реализующего всю систему работы по осмыслению идеи (основной мысли) произведения;

- тренировочного – имеющего целью упражнять детей в выразительном прочтении текста после его анализа.

Для того чтобы учащиеся овладели основами выразительной речи, необходимы:

- умение распределять дыхание;

- овладение навыками правильной артикуляции;

- владение нормами литературного произношения.

Работу над выразительностью учитель начинает с того, что учит детей управлять своим дыханием и правильно использовать голос. Голос характеризуется следующими особенностями: силой, высотой, тембром. Учащиеся учатся читать тихо и громко, выбирать быстрый или медленный темп речи, менять тембр (эмоциональную окраску голоса). Обучение выразительному чтению включает также знакомство с паузой и логическим ударением.

Для школьного выразительного чтения обязательно выполнение таких требований, как:

- соблюдение знаков препинания,

- соблюдение логических и психологических пауз;

- соблюдение логического ударения и интенсивности речи;

- умение менять темп и ритм чтения.

Соблюдение знаков препинания – элементарный навык, который начинает формироваться еще в период обучения грамоте, когда дети приучаются к естественному понижению голоса на точке и передаче вопросительной и восклицательной интонации. Надо учить связывать определенный знак с содержанием предложения и всего текста. Постепенно учащиеся усваивают типичные интонации при таких знаках препинания, как запятая при однородных членах, тире в бессоюзном сложном предложении, двоеточие перед перечислением и т.п.


Логические и психологические паузы не зависят от знаков препинания, а определяются значением отдельных слов и частей предложения или текста. Для выделения наиболее важного слова в предложении перед этим словом или после него делается логическая пауза. Психологическая пауза нужна для перехода от одной части произведения к другой, резко отличающейся по эмоциональной окраске. Очень уместны паузы перед концовкой басни, в кульминационной части сказки или рассказа, рядом с ярким сравнением или эпитетом. Следует также помнить о коротких паузах в конце стихотворных строк, которые делаются независимо от знаков препинания, так как они подчеркивают ритмический рисунок стиха. Логическое ударение предполагает выделение в предложении или в сложном словосочетании слова с помощью большой силы выдыхания или изменением тона голоса.

Способствует выразительности также изменение интенсивности речи (силы голоса): громко, тихо, шепотом и т.д.

Темп чтения должен соответствовать темпу устной речи: ускорять или замедлять темп следует соответственно содержанию.

Выразительность тесно связана с сознательностью. От того насколько понят текст, зависит его выразительное чтение. Выразительность – это главный показатель сознательности. Однако первоклассникам свойственна так называемая «подражательная выразительность», когда дети с хорошим фонематическим слухом точно копируют интонационный рисунок, используемый взрослым, не задумываясь над смыслом произносимых фраз. Имеет место и другая крайность, когда ребенок, хорошо понявший текст, читает его монотонно, тихо, не пользуясь интонацией как средством выразительности.

Подготовку к выразительному чтению условно делят на три этапа:

1) выяснение конкретного содержания произведения, анализ мотивов поведения действующих лиц, установление идеи произведения;

2) составление «партитуры» чтения (разметка текста): проставление пауз, логических ударений, определение темпа, тона, громкости чтения;

3) упражнение в чтении.

Чтение учителя всегда должно являться образцом выразительной речи. Иногда учителю нужно обсуждать свое чтение с учащимися, чтобы предупредить «слепое» подражание. При этом учитель обращает внимание на характерные особенности своего чтения. Как образец используется и фонохрестоматия.

Выразительность зависит и от того, как дети подготовлены к чтению вслух. Словесное рисование, перечисление поэтических картин, сцен, подбор заглавий к ним стимулирует учащихся к осмыслению содержания произведения и подсказывает интонацию, с которой надо читать текст или какой-либо отрывок.

Вопросы для повторения и закрепления материала

1. Охарактеризуйте понятие «полноценный навык чтения».

2. Какие основные пути его развития предусматриваются?

3. Какие условия необходимы для качественного управления процессом формирования навыка чтения у первоклассников?

4. Назовите приемы работы над правильностью и беглостью чтения.

5.Какими приемами можно пользоваться при выработке сознательности и выразительности чтения?







Date: 2016-02-19; view: 2239; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию