Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологические основы методики обучения грамоте
Чтение и письмо – сложные психические процессы. Опытный читатель обладает так называемым «полем чтения», т.е. может охватить зрением значительную часть текста (2-3 слова). При этом читающий узнает слова по их общему виду. Лишь незнакомые слова взрослый читает по слогам. «Поле чтения» начинающего читателя ограничено: он охватывает всего лишь одну букву, и чтобы ее узнать нередко сравнивает ее с другими. Прочтение буквы сразу вызывает у ребенка желание назвать звук, но учитель требует читать целый слог, поэтому приходится читать следующую букву, удерживая в памяти предыдущую, слить два или три звука и воспроизвести то сочетание, которое составляет единую звуковую структуру слога или слова. Здесь для многих детей кроются немалые трудности, т.к. для прочтения нужно произвести столько актов восприятия и узнавания, сколько букв в слоге, слогов в слове. Кроме того, глаза начинающего чтеца нередко теряют строчку, т.к. глаз не привык двигаться строго параллельно строке. Не всегда первоклассник понимает прочитанное, поэтому повторяет слоги и слова по 2 и более раз. Иногда ребенок пытается читать «по догадке» (по первому слогу, по картинке или по контексту). Однако все эти трудности постепенно исчезают по мере того, как увеличивается «поле чтения» ребенка. Письмо – сложное речевое действие. Взрослый человек пишет, не замечая элементарных действий, автоматически. У первоклассника этот процесс распадается на множество самостоятельных действий. Он должен следить за положением ручки и тетради, вспомнить начертание письменной буквы, соответствующей звуку или печатной букве, разместить ее на строке, соединить с другими буквами в слове. Это не только замедляет темп письма, но и утомляет ребенка умственно и физически. В связи с этим на уроках следует проводить специальные упражнения для рук и корпуса, чередовать письмо с устными упражнениями. Успешное обучения чтению и письму требует большой и систематической работы по развитию фонематического (речевого) слуха, т.е. умения различать в речевом потоке отдельные звуки, выделять звук из слога или слова. Фонематический слух необходим не только для обучения чтению и письму, но и для выработки впоследствии орфографического навыка. Развитию фонематического слуха способствуют звуковой анализ слов, установление последовательности звуков в слове, упражнения в слушании, в «узнавании» фонемы в сильной и слабой позициях. Психологическое изучение процессов чтения и письма показывает, что ребенок длительное время опирается на проговаривание вслух по слогам. Проговаривание при письме называется речедвигательным анализом. Необходимо упражнять детей в произношении слов по слогам при их сопоставлении и написании, учить детей прислушиваться к их звучанию, стремясь уловить каждый звук в слове и их порядок. Date: 2016-02-19; view: 2350; Нарушение авторских прав |