Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принципы обучения родному языку (по Л.П.Федоренко)
Принцип – исходное положение человеческой сознательной деятельности. Принципы обучения – это исходные теоретические положения, руководствуясь которыми учитель выбирает средства обучения: а) учебный, т.е. дидактический языковой материал; б) методы и приемы его изучения; в) организацию обучения. Процесс усвоения языка и речи имеет свои закономерности, следовательно, и свои специфические принципы методики начального обучения русскому языку. Они были исследованы Лидией Прокофьевной Федоренко. Первый принцип – принцип внимания к материи языка - вытекает из закономерности: «Речь усваивается, если приобретаются способность управлять мускулами речевого аппарата, координировать речедвигательные и слуховые ощущения». Данный принцип требует обеспечения звуковой и зрительной наглядности в языковых занятиях и тренировки органов речи: отработки правильного речевого дыхания, артикуляции, дикции, интонационной выразительности речи. Всякое игнорирование закономерностей речи, языка отрицательно сказывается на овладении практической речевой деятельностью. Установлено, что недооценка произносительных, фонетических умений приводит к недостаткам орфографической грамотности. Данный принцип требует вниманияк физическому развитию органов речи, т.е. чтобы ребенок овладел речью, необходимо организовать постоянную тренировку мышц лица, гортани, языка, его различного положения по отношению к небу, зубам при произнесении различных звуков. В связи с этим в структуре уроков грамоты главное внимание уделяется организации речевой разминки, работе над звуками, звуковому анализу и фонематическим упражнениям. Произносительные навыки не развиваются сами собой, ведь даже самый образованный человек, чтобы говорить на новую для него тему готовить свою речь, хотя бы мысленно, про себя. Второй принцип – понимание языковых значений – вытекает из закономерности, определяющей единство языка и мышления, из синхронности развития лексических и грамматических навыков. Обучения языку не может быть действенным без семантической работы, без понимания тончайших оттенков значения слова, словосочетания, предложения, текста. Условием соблюдения данного принципа является взаимосвязь изучения всех сторон языка, всех языковедческих дисциплин: грамматики, лексики, фонетики, орфографии, стилистики и др., их взаимного проникновения. Так, морфологию нельзя изучить, понять, если не опираться на синтаксис, а синтаксис нельзя усвоить без опоры на морфологию. Орфография опирается на фонетику, грамматику, на словообразование. Морфемный анализ слова помогает понять его лексическое значение, а с другой стороны, анализ значения слова, понятного из контекста, поможет в его морфемном анализе. В языке все взаимосвязано и эта взаимосвязь должна учитываться в обучении. Третий принцип – оценки выразительности речи – предполагает, наряду с пониманием информационной функции средств языка, понимание его выразительной функции, стилистической – понимание оттенков и окрасок слов и оборотов речи, средств художественной выразительности языка (эпитетов, метафор и др.). Следование данному принципу предполагает использование в процессе обучения русскому языку художественной литературы, т.е. изучение языка на материале его лучших образцов, необходимость хорошей языковой среды для успешного обучения. Четвертый принцип – развитие чувства языка – опирается на закономерность, определяющую «способность запоминать традицию сочетания языковых единиц». Обучаясь речи, ребенок безошибочно спрягает, склоняет, связывает слова в словосочетаниях и даже образует новые слова в строгом соответствии с закономерностями словообразования. Разговаривая, читая, слушая, ребенок постепенно накапливает языковой материал и усваивает законы языка. В результате у человека формируется так называемое языковое чутье, без которого невозможно достичь на высокой грамотности письма, на культуры речи. Чувство языка или языковое чутье – это неосознанное, безотчетное умение (навык) безошибочно следовать нормам речи в области словообразования, лексики, синтаксиса, стилистики и др. Обучаясь речи, дети запоминают, как принято говорить. Запоминание это происходит бессознательно, в процессе подражания говорящему. В результате у человека формируется чувство языка или языковое чутье. Пятый принцип – опережающего усвоения устной речи по отношению к письменной – отражает естественную закономерность речевого развития человека и служит определяющим моментом в построении методики обучения русскому языку. Например, прежде чем записать свою мысль человек ее произносит вслух, а уже потом записывает по мере необходимости. В процессе записи под диктовку сначала слово или предложение учеником проговаривается, а уже после записывается в тетради. По словам Н.С.Рождественского, письменная речь для ребенка – это второй этап в овладении речью вообще. Особенность ее усвоения состоит в том, что слова устной речи являются знаками для реальных предметов; письменная же речь состоит из знаков, условно обозначающих звуки и слова устной речи. Письменная речь не может быть усвоена, если ребенок не владеет устной речью.
Date: 2016-02-19; view: 13083; Нарушение авторских прав |