Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методологическая основа и связь с другими науками





Особенность любой методики как науки заключается в том, что она не может существовать и развиваться без опоры на другие науки.

Методологической основой методики обучения русскому языку является диалектический материализм, теория познания, теория о роли языка в жизни и развитии общества, в формировании личности. На основе теории познания методика как наука осуществляет свое развитие. Понимание того, что язык есть важнейшее средство человеческого общения, что язык возник из потребности и необходимости общения с другими людьми, помогает методике определять цели обучения русскому языку в школе и уточнять их в соответствии с требованиями, предъявляемыми обществом.

Из педагогической практики методика обучения русскому языку черпает свои научные проблемы и практикой проверяет правильность их решения. Педагогический опыт играет большую роль в развитии методики. Идеи, рожденные учителями, воплощенные в практике школьной работы и давшие хорошие результаты, конечно, способствуют научно-методическому прогрессу.

В основе методики обучения русскому языку лежат науки лингвистического цикла (языкознание), теория литературы, психология и педагогика.

Лингвистическая основа методики обучения русскому языку - языкознание – это наука о языке, имеющая следующие разделы:

  • Фонетика – наука о звуковом строе языка;
  • Орфоэпия – наука о правильном произношении, являющаяся практическим приложением фонетики;
  • Графика – учение об изображении звуков речи буквами, тесно связанное с фонетикой;
  • Грамматика – наука о строе языка, состоящая из двух разделов: морфологии и синтаксиса. Морфология изучает словоизменение и грамматические разряды слов (части речи). Синтаксис изучает предложения и сочетания слов в предложении.
  • Лексикология – учение о словарном составе языка.
  • Фразеология – учение об устойчивых выражениях.
  • Стилистика – учение о средствах языковой выразительности.
  • Орфография – совокупность правил правописания, разработанная на основе морфологии и словообразования.
  • Пунктуация – совокупность правил употребления знаков препинания, разработанная на основе синтаксиса.

Методика русского языка опирается также на понятия и закономерности литературоведения: на теорию жанров и стилей, на понятие образа в художественном произведении, на языковое мастерство писателя.

Неразрывна связь методики русского языка с психологией. При этом значимыми являются основные положения как общей психологии (например, психологии памяти, восприятия, воображения и т.д.), так и возрастной, в частности психологии младшего школьника. Особую роль играет педагогическая психология – методика активно вбирает в себя все то, что непосредственно связано с процессом обучения. Используя данные психологии, учителя определяют такие приемы работы с учащимися, которые способствуют правильному формированию умственных операций при овладении тем или иным языковым понятием. Например, неоценима роль игры при обучении грамоте. Игра используется как одно из важнейших средств в целях развития у учащихся интереса к учению. Психологические исследования позволяют определить соотношение устной и письменной работы на уроке, предупредить утомляемость детей своевременным введением в структуру урока физкультминутки.

Методика обучения русскому языку – это отрасль педагогической науки. В ней находят конкретное приложение все основные принципы дидактики: принцип воспитывающего и развивающего характера обучения, принцип систематичности и последовательности, связи теории с практикой, посильности и научности, наглядности, индивидуального и дифференцированного подхода в рамках классно-урочной системы и др. Конечно, все эти принципы своеобразно интерпретируются применительно к русскому языку.

Все теснее связь методики и психолингвистикой, которая находится на стыке психологии и языкознания. Она дает методике данные о речи как о деятельности: о мотивах, ее вызывающих; о факторах, определяющих вариантность высказываний; о ступенях порождения высказываний и т.д.

Date: 2016-02-19; view: 2035; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию