Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка эффективности инвестиционного проекта в целом





 

Эффективность проекта в целом оценивается для определения по-тенциальной привлекательности инвестиционного проекта для возможных участников и поиска источников его финансирования. Эта эффективность определяется, исходя из предположения, что проект финансируется целиком за счет собственных источников, т.е., в таблицу его денежных потоков вхо-дят только потоки, генерируемые самим проектом – от инвестиционной и операционной деятельности. В итоге таблица денежных потоков показывает, сколько и каких ресурсов в стоимостном выражении потребляет проект и какие он предполагает финансовые же результаты. Данный подход позволяет оценить эффективность проекта в «чистом» виде (без привлечения внешнего финансирования) с точки зрения результативности (отдачи) заложенных в него технических, технологических и организационных решений.

В зависимости от общественной значимости инвестиционного проекта его эффективность в целом имеет следующие разновидности (см. рис. 7.1):

- общественная (социально-экономическая) эффективность;

- коммерческая эффективность.

Проект неэффективен
Проект неэффективен
Конец расчета
Проект неэффективен
ПЕРВЫЙ ЭТАП Оценка эффективности проекта в целом
Оценка общественной значимости проекта
+ -
Оценка общественной эффективности
- +
Оценка коммерческой эффективности
- +
Оценка коммерческой эффективности
+ -
Рассмотрение и оценка вариантов поддержки проекта. Оценка коммерческой эффективности с учетом поддержки
- +
ВТОРОЙ ЭТАП Оценка эффективности участия в проекте
Определение организационно-экономического механизма реализации проекта и состава его участников. Выработка схемы финансирования, обеспечивающей финансовую реализуемость инвестиционного проекта
- +
Оценка эффективности проекта для каждого его участника
- +
Проект нереализуем
Проект неэффективен

Рис. 7.1. Общая (двухэтапная) схема оценки эффективности инвестиционного проекта

Показатели общественной эффективности учитывают социально-эко-номические последствия осуществления проекта, инициируемые им в общес-тве, как в системе сколь угодно большого размера. Если, например, прок-ладка международного газопровода затрагивает интересы стран-поставщиков газа, стран-транзитеров и стран-потребителей (причем не только экономичес-кие!), то общественная эффективность такого проекта оценивается для всей совокупности этих стран. В случае же чисто российского инвестиционного проекта его общественная эффективность оценивается в национальном масш-табе и, как будет показано ниже, совпадает с народнохозяйственной эффек-тивностью этого проекта.

В силу вышеизложенного определение общественной эффективности является обязательным для крупных производственных коммерческих ин-вестиционных проектов и для мегапроектов (см. раздел 5.2). Немаловажное значение оно имеет и для средних производственных коммерческих инвести-ционных проектов (там же), если проектоустроители рассчитывают на их го-сударственную поддержку (см. ниже).

В таблице денежных потоков для расчета общественной эффектив-ности должны быть отражены как непосредственные (внутренние) затраты и результаты проекта, так и внешние эффекты (экстерналии) – эко-номические и неэкономические последствия, возникающие во внешней по от-ношению к проекту среде при его реализации.

Примерами внешних эффектов являются:

- ухудшение условий деятельности рыболовецких хозяйств в резуль-тате ввода в строй расположенного выше по течению реки металлургичес-кого завода или химического комбината;

- изменение рыночной стоимости жилых домов или квартир в резуль-тате строительства в непосредственной близости от этих домов крупного про-мышленного предприятия, торгового центра или оживленной транспортной магистрали;

- уменьшение оборотных средств отправителей и (или) получателей грузов в результате реализации транспортными предприятиями проектов, повышающих среднюю скорость грузоперевозок;

- рост продолжительности жизни трудоспособного населения в ре-зультате увеличения масштаба и повышения эффективности медико-профи-лактической деятельности за счет строительства крупного и современного медицинского центра;

- увеличение уровня безработицы в результате автоматизации произ-водства;

- увеличение доходов сельскохозяйственных предприятий при осу-ществлении строительства новых автодорог в сельской местности за счет снижения времени и потерь на завоз удобрений и на вывоз сельхоз-продукции.

Внешние эффекты рекомендуется учитывать в количественной форме при наличии соответствующих нормативных и методических материалов. Очень часто, когда речь идет о последствиях, например, экологического или социального характера, подобной исходной расчетной базы просто нет и до-пускается использование оценок независимых квалифицированных экспер-тов. Это положение относится также к расчетам региональной эффективнос-ти (см. ниже).

Показатели коммерческой эффективности учитывают финансовые последствия осуществления проекта условно или фактически одним участ-ником в предположении, что он производит все необходимые для его реали-зации затраты и пользуется всеми результатами проекта. Согласно рис. 7.1, оценке коммерческой эффективности подлежат все инвестиционные проекты за исключением тех, что предварительно показали свою неудовлетворитель-ную общественную эффективность. При недостаточной же коммерческой эф-фективности общественно значимых крупных или мегапроектов рассматри-ваются варианты их государственной поддержки (там же), которые позво-лили бы повысить коммерческую эффективность этих проектов до приемле-мого уровня.

Общественная и коммерческая эффективность оценивается, как уже го-ворилось, одними и теми же показателями и процедурами их расчета (см. раздел 7.1.). Различия же в формировании денежных потоков для оценки этих эффективностей сводятся к трактовке налогов и дотаций с субсидиями, а также к используемым при формировании таблиц Cash Flow ценам. Так, на-логи, которые платят участники проекта, увеличивают его затраты, а получа-емые проектом субсидии и дотации – повышают его доходы, поэтому в денежных потоках под расчет коммерческой эффективности они учиты-ваются в виде соответствующих оттоков и притоков. При оценке же об-щественной эффективности налоги, дотации и субсидии рассматриваются как трансфертные платежи, при осуществлении которых не создается ни-какой новой ценности и контроль за ними, как за реальными ресурсами, про-сто переходит из одних рук в другие. В итоге налоги, дотации и субсидии не отражают реальных выгод и затрат общества (системы, для которой оценивается общественная эффективность) и потому исключаются из оценки затрат и выгод его бюджета (таблицы денежных потоков).

При расчете коммерческой эффективности затраты и выгоды проекта оцениваются в финансовых (рыночных) ценах, определяемых суммой теку-щих (операционных) затрат и текущей же стоимостью привлекаемых в про-ект ресурсов. При расчете общественной эффективности денежные потоки должны измеряться в экономических (теневых) ценах, определяющих обще-ственную значимость затрат и выгод проекта. Определение теневых цен пре-дполагает исключение из состава рыночных цен (т.е., уменьшение их вели-чины) искажений «свободного» рынка (тех же, например, трансфертных пла-тежей – налогов, дотаций, субсидий или экстерналий положительного харак-тера), а также, наоборот, добавление неучтенных в рыночных ценах экстер-налий негативного порядка.

Методика конверсии (пересчета) финансовых цен в экономические по-ка не разработана по причине, прежде всего, большого числа факторов, ис-кажающих первые по отношению ко вторым, как к «идеальным» ценам «сво-бодного» рынка (кроме уже названных к таким факторам можно отнести вли-яние монополистов, альтернативную стоимость земли, труда, курса иност-ранной валюты и т.д.).

При оценке коммерческой эффективности инвестиционного проекта ис-пользуется коммерческая норма дисконта, которая определяется с учетом альтернативной, т.е. связанной с другими проектами, эффективности ис-пользования капитала. Она должна быть больше или равна депозитному проценту по вкладам в общедоступные и безрисковые финансовые активы, т.к. если принять эту норму доходности ниже данного процента, то инвесторы предпочтут вкладывать деньги в банк, а не в инвестиционный проект. В рос-сийских условиях за безрисковую коммерческую норму дисконта принимают ставку рефинансирования Центробанка РФ или депозитную ставку наиболее надежных (Сбербанк) отечественных коммерческих банков (см. раздел 6.2). За рубежом эта ставка дисконтирования равна норме доходности безрисковых облигаций 30-летнего государственного займа правительства США (4–5 % в год), или ставке LIBOR по годовым еврокредитам, также без учета инфляции (4–6 % в год).

 

LIBOR – London Interbank Offered Rate — годовая процентная ставка, принятая на Лондонском рынке банками первой категории для оплаты их взаимных кредитов в различных видах валют и на различные сроки. Обычно она служит основой для определения ставок, применяемых к займам в ва-люте на Лондонском рынке и основных европейских биржах при операциях с евровалютами. Ставка LIBOR включает инфляцию. Ставки LIBOR непре-рывно меняются, однако колеблются в небольших пределах. Для расчета но-рмы дисконта из среднегодовой величины указанной ставки следует вы-честь годовой темп инфляции в соответствующей стране.

Социальная (общественная) норма дисконта используется для расчета показателей общественной эффективности инвестиционного проекта и характеризует минимальные требования общества (страны, группы стран и т.д.) к данной эффективности. Для народнохозяйственной (см. ниже) эффек-тивности она считается национальным параметром и должна устанавливаться централизованно органами управления народным хозяйством России в увяз-ке с прогнозом её социально-экономического развития. Пока же, до такого её централизованного установления, она, как безрисковая социальная (общест-венная) норма дисконта, может приниматься равной безрисковой коммер-ческой норме дисконта. В расчетах региональной эффективности (см. ниже) безрисковая социальная норма дисконта может корректироваться органами управления народным хозяйством региона.

 

Date: 2016-02-19; view: 520; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию