Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка эффективности участия в проекте





7.4.1. Общие положения

Согласно общей схеме оценки эффективности инвестиционного проек-та (см. рис. 7.1), эффективность участия в нем определяется, если:

- доказана общественная и (или) коммерческая эффективность данно-го проекта (там же);

- схема финансирования проекта обеспечивает его финансовую реали-зуемость (см. раздел 7.3).

Не рассчитываются эффективности участия в проекте для его кредиторов и подрядчиков (там же), поскольку они определяются, соответ-ственно, процентом за кредит и заложенной в стоимость работ (услуг, про-дукции) по договору подряда и (или) государственному контракту нормой рентабельности.

Для малых и средних производственных коммерческих инвестицион-ных проектов (см. раздел 5.1) определяются:

• эффективность участия в проекте существующего предприятия-проектоустроителя;

• эффективность инвестирования в акции вновь создаваемого предп-риятия-проектоустроителя;

бюджетная эффективность – эффективность участия государства в проекте с точки зрения доходов и расходов бюджетов всех уро-вней.

Для крупных производственных коммерческих инвестиционных проек-тов и для мегапроектов (там же) в первую очередь определяется эффек-тивность участия в них структур более высокого по отношению к участ-никам проекта уровня, а именно:

региональная и народнохозяйственная эффективности – для отдель-ных регионов – субъектов РФ и для всей национальной экономики России соответственно;

отраслевая эффективность – для отдельных отраслей национальной экономики, ФПГ и объединений предприятий (холдингов, концернов и др.).

В том случае, если эффективность участия в крупномасштабном проек-те или в мегапроекте структур более высокого уровня удовлетворительна, для них оцениваются те же виды эффективности, что и для малых и средних проектов (см. выше).

При оценке эффективности участия в проекте денежные потоки вы-ражаются только в прогнозных (см. раздел 7.3) ценах, а расчет критериев этой эффективности осуществляется в дефлированных (расчетных) це-нах прогнозных ценах, приведенных к уровню цен фиксированного момен-та времени (к началу реализации проекта) путем деления денежного потока от инвестиционной и операционной деятельности на базисный общий индекс инфляции:

 

 

, где CFtr – денежный поток в дефлированных ценах на t-ом шаге расчета.

Приведение прогнозных цен к дефлированным называется дефлирова-нием. Цель данной процедуры – устранить искажающее влияние инфляции на результаты определения критериев эффективности проекта. Дефлирование, как дисконтирование (см. раздел 6.2), снимает фактор, не позволяющий со-поставлять денежные потоки, возникающие в разные моменты времени. От-личие лишь в том, что при дисконтировании таким фактором является запла-нированная скорость роста стоимости инвестированного в проект капитала (Еt или WACCt), а при дефлировании – увеличивающая эту скорость инфля-ция (it, см. раздел 7.3).

Дефлирование относится не к конкретному ресурсу или продукции (ус-луге, работе) проекта, а к его денежному потоку в целом, исчисленному в прогнозных ценах. Очевидно, что для однородной инфляции дефлированные цены будут совпадать с текущими, следовательно, для такой инфляции про-цедура дефлирования не имеет смысла и расчет критериев эффективности участия в проекте в этом случае следует делать в прогнозных ценах.

 

7.4.2. Оценка эффективности проекта для предприятия-проектоустроителя

 

Это самый простой, с точки зрения сложности организационно-эконо-мического механизма реализации инвестиционного проекта, случай, посколь-ку предусматривает наличие одного участника данного механизма – сущест-вующего предприятия-проектоустроителя, которое финансирует все затраты проекта за счет собственных (чистая прибыль) средств и пользуется всеми результатами его осуществления.

Нормой дисконта при расчете критериев данной эффективности высту-пает уровень рентабельности основной деятельности предприятия-проектоус-троителя EИ (см. раздел 7.3). График финансирования такого проекта строится, как зеркальное отображение изменения текущего значения ве-личины потребности во внешнем финансировании ПФtИ в прогнозных це-нах. Накопленное сальдо денежного потока от финансовой деятельности NCFФ является положительной величиной, равной стоимости проекта с уче-том инфляции ПФИ и определяемой из условия

Критериями эффективности проекта для предприятия-проектоустрои-теля будут критерии коммерческой эффективности данного проекта (см. раз-дел 7.2) в дефлированных (см. подраздел 7.4.1) ценах. При этом обязательным условием является оценка финансового состояния предприятия-проектоуст-роителя (см. раздел 6.4), имеющая целью подтвердить его способность вы-полнить принимаемые на себя обязательства по финансированию проекта и оценить, насколько его реализация улучшит финансовое состояние данного предприятия.

 

7.4.3. Оценка эффективности проекта для акционеров

 

В этом случае организацией-проектоустроителем является создаваемое с этой целью акционерное общество, капитал которого формируется, как пра-вило, в первые годы реализации инвестиционного проекта. Такая схема фи-нансирования предполагает наличие на определенных шагах расчета времен-но свободных денежных средств (акционерного капитала, амортизации, выс-вобождаемых оборотных активов и чистой прибыли), которые могут быть источником дополнительных операционных доходов от операций депониро-вания (см. раздел 6.1). Размер этих размещаемых на депозите средств опреде-ляется таким образом, чтобы их было достаточно (и не более того) для прео-доления отрицательного сальдо трех денежных потоков инвестиционного проекта на последующем шаге (последующих шагах) расчета (обеспечение условия финансовой реализуемости (состоятельности) проекта, см. раздел 6.4). В итоге таблица денежных потоков для расчета эффективности акцио-нерного капитала формируется добавлением к таблице денежных потоков для расчета коммерческой эффективности инвестиционного проекта опера-ционных и финансовых притоков и оттоков, указанных в табл. 7.1.

Если эмитируются и обыкновенные, и привилегированные акции, то уровень дивидендов по каждому виду акций рассчитывается отдельно. Чис-тую прибыль под этот расчет образуют положительное текущее сальдо де-нежного потока от операционной деятельности и чистая прибыль от опера-ций депонирования (разность между процентами по депозиту и налогом на них). Доход акционеров равен разности между дивидендами и налогом на них по шагам расчета.

Таблица 7.1

Таблица денежных потоков для расчета эффективности инвестиционного проекта для акционеров

Текущее сальдо денежного потока от инвестиционной и операционной деятельности в прогнозных ценах
Опера-цион-ная деяте-льность Притоки Оттоки
Проценты по депозиту Вложение временно свободных денежных средств на депозит
Возврат вложений на депозит Налог на прибыль от операций депонирования (на проценты по депозиту)
Финан-совая деяте-льность Акционерный капитал Выплата дивидендов по акциям
Возврат акционерного капитала (если предприятие-проектоустроитель ликвидируется по окончании проекта)

 

Нормой дисконта при расчете критериев эффективности проекта, фи-нансируемого за счет акционерного капитала, является уровень дивидендов по акциям (если эмитируются только голосующие акции) или средневзве-шенная цена акционерного капитала WACC (см. раздел 7.3) по разным их видам. График финансирования такого проекта строится, как зеркаль-ное отображение изменения текущего сальдо его денежных потоков в прогнозных ценах с учетом операций депонирования (см. табл. 7.1) в интервале 0 < t < tМОН (см. раздел 6.4), а критерии его эффективности, как уже указывалось, рассчитываются в дефлированных ценах. Доходность ин-вестиционного проекта для акционеров определяется как ВНД этого проекта. Акционерами она может быть сравнима с альтернативными вари-антами вложения капитала, например, со средней ставкой по депозитам ком-мерческих банков.

 

7.4.4. Оценка эффективности проекта структурами более высокого уровня

Реализация инвестиционного проекта, как правило, затрагивает интере-сы более высокого, по отношению к его непосредственным участникам, уро-вня. Эти структуры могут участвовать в реализации проекта, а могут, даже не будучи таковыми, влиять на этот процесс, поэтому рекомендуется оце-нивать региональную, народнохозяйственную и отраслевую эффективности инвестиционного проекта (см. раздел 7.4.1). Общими для этих трех эффек-тивностей участия в проекте структур более высокого уровня особеннос-тями их расчета являются:

• в финансовой деятельности учитываются поступления, а также возв-рат и обслуживание капитала только со стороны среды, внешней по отноше-нию к данным структурам (субъектам РФ, самой РФ или отраслям (субъек-там) её экономики соответственно);

• в денежных потоках не учитываются взаиморасчеты между участ-никами вышеуказанных структур, а также между этими участниками и са-мими структурами;

• влияние проекта на деятельность данных структур, а также на дея-тельность входящих в них, но не участвующих в проекте предприятий, учи-тывается как внутреннее по отношению к тем и к другим;

• условие финансовой реализуемости (состоятельности) проекта (см. раздел 6.4) не проверяется, т.к. в финансовой деятельности учитываются не все (см. выше) денежные потоки.

Показатели региональной и народнохозяйственной эффективности учитывают последствия реализации проекта соответственно для:

- предприятий региона и страны в целом;

- социальной и экологической обстановки в регионе (стране);

- доходов и расходов регионального (федерального) бюджета.

Расчет показателей региональной и народнохозяйственной эффекти-вности ведется аналогично расчету общественной эффективности, но при этом:

• в притоках отражаются любые денежные поступления в регион (страну) из внешней среды – платежи по предоставленным регионом (стра-ной) займам, поступления заемных средств, федеральные субсидии и дота-ции, налоговые поступления в региональный бюджет, иностранные инвести-ции;

• в денежные оттоки включаются возникающие в связи с реализацией проекта платежи – за использованные ресурсы других регионов (стран), пре-доставление займов, платежи по полученным (сторонним по отношению к региону или стране) займам, перечисление налогов, платежи в бюджеты бо-лее высокого уровня (только для регионов) и иностранным инвесторам;

• при определении оборотного капитала учитываются задержки плате-жей и пассивы только по расчетам с внешней средой;

• внешние по отношению к проекту эффекты (экстерналии) учитыва-ются только в рамках данного региона или страны.

Отраслевая эффективность оценивается аналогично оценке эффектив-ности проекта для предприятия-проектоустроителя, но при этом:

• влияние реализации проекта на деятельность других предприятий данной отрасли, ФПГ или холдинга учитывается как внутреннее по отноше-нию к ним;

• не учитываются взаиморасчеты входящих в данную отрасль (ФПГ, холдинг) предприятий;

• не учитываются проценты за кредиты, предоставляемые предприя-тиям – участникам проекта отраслевыми фондами или централизованными фондами холдинга (ФПГ);

• в составе затрат по проекту не учитываются отчисления и дивиден-ды, выплачиваемые в отраслевые фонды или в централизованные фонды хол-динга (ФПГ).

Норма дисконта, используемая для оценки эффективности инвестицион-ного проекта структурами более высокого уровня, выбирается самими этими структурами, исходя из их требований к отдаче (доходности) инвестиций.

 

7.4.5. Оценка бюджетной эффективности инвестиционного проекта

 

Бюджетная эффективность инвестиционного проекта – это эф-фективность участия в нем государства с точки зрения расходов и доходов бюджетов всех уровней и консолидированных бюджетов. Оценивается по требованию органов государственного и (или) регионального управления, например, в том случае, если проект претендует на государственную поддер-жку. На основании определения потока бюджетных средств (табл. 7.2) рас-

Таблица 7.2

Date: 2016-02-19; view: 2124; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию