Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 8: Формы работы по физическому воспитанию в ДОУ





Физкультурные занятия – основная форма обучения детей физическим упражнениям.

Вопросы для обсуждения

1. Характеристика занятий как основной формы обучения детей движениям:

· Структура физкультурных занятий, задачи и содержание каждой части;

· Типы физкультурных занятий;

· Общая и моторная плотность занятия;

· Способы организации детей на занятии, приемы страховки;

· Подготовка к занятию (уборка помещения, наличие спортивного инвентаря, одежда детей и воспитателя и др.);

 

2. Специфика применения методов и приемов обучения детей на физкультурных занятиях в разных возрастных группах.

3. Критерии оценки эффективности физкультурного занятия.

4. Особенности содержания и организации занятий в разновозрастных группах.

5. Специфика и организация проведения занятий по развитию движений с детьми второго года жизни.

6. Особенности организации занятий на открытом воздухе.

 

Литература

а) основная

1. Глазырина Л.Д. Занятия по физической культуре в старшей группе с применением нетрадиционных методов обучения и воспитания. Минск: НМЦентр, 1995.

2. Глазырина Л.Д. Нетрадиционные занятия по физической культуре для самых маленьких. – Минск.: Берстпринт, 1997.

3. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. Средний возраст. – М.: Владос, 1999.

4. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. Практикум. – М.: Академия, 1996.

 

б) дополнительная

1. Аксенова Н. Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурных занятиях //Дошкольное воспитание, 2000, № 6, с.37.

2. Громова С. Примерные конспекты сюжетных физкультурных занятий с элементами коррегирующей гимнастики //Дошкольное воспитание, 19996, № 6, с.29, № 8, с. 34.

4. Дербицкая С. Физкультурные занятия с элементами психогимнастики //Дошкольное воспитание, 1998, № 6, с. 51.

5. Зомотаева Н. Организация физкультурных занятий по принципу круговой тренировки //Дошкольное воспитание, 2001, с. 36-39.

6. Кудрявцев В. Дошкольная группа: двигательно-оздоровительные моменты на занятиях //Дошкольное воспитание, 2000, № 4, с. 93.

7. Лескова Т.П., Ноткина Н.А. Содержание основной части физкультурных занятий //Дошкольное воспитание, 1998, № 4, с.53.

8. Рунова М., Мещерякова Н., Бурба И. Примерные конспекты игр и упражнений для занятий по физической культуре //Дошкольное воспитание, 2000, № 8, с.43, № 11, с. 12.

9. Усаков В.И. Первые шаги к физическому совершенству: книга для воспитателей, гувернеров, родителей. – Красноярск: КГПИ, 1993.

10. Фролов В.Г., Юрко Г.П. Физкультурные занятия на воздухе: пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1983.

11. Шарманова С., Федоров А., Лапина Н. Круговая тренировка в физическом воспитании детей //Дошкольное воспитание, 1998, № 6, с. 47.

 

Формы отчетности

1. Составить план-конспект физкультурного занятия для детей второго года жизни.

2. Составить конспект физкультурного занятия для детей старшей группы детского сада.

 

При изучении этой темы следует понять, что именно на физкультурных занятиях происходит ознакомление детей с большинством предусмотренных программами физических упражнений.

Освоение структуры типового физкультурного занятия является очень важным моментом, так как от этого зависит умение педагога варьировать учебный материал при построении занятий различных типов в разных группах.

Следует понять, что в основе типизации занятий лежат дидактические задачи. Отсюда существуют занятия, в которых содержание основной части полностью новое; также занятия, которые строятся на знакомом материале и контрольно-учетные занятия.

Физкультурные занятия могут различаться и по содержанию, т.е. видам упражнений, и по методам руководства (сюжетные, игровые, сюжетно-игровые, смешанные). При составлении конспекта занятия для детей второго года жизни следует помнить, что деление занятия на части не целесообразно, как это имеет место в старших группах. Занятие строится так, что освоение основных движений чередовалось с общеразвивающими упражнениями, которые выполняются одновременно со всей подгруппой детей вместе с воспитателем.

В качестве образца при составлении плана-конспекта занятия для детей дошкольного возраста можно использовать конспекты, представленные ниже.

 

Конспект сюжетного занятия для детей 3-4 лет.

“На зеленом, на лугу”.

 

Задачи:

1. Развивать адаптационные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем к активной двигательной деятельности.


2. Упражнять детей в прыжках двумя ногами с продвижением вперед, бегу между предметами.

3. Воспитывать настойчивость для успешного выполнения задания.

4. Развивать познавательную активность детей.

 

Место проведения - спортивная площадка, парк, поляна.

 

Части Основное содержание занятия Дозировка Методические указания
Подготовительная 1. Игра Найди одинаковые цветы.Воспитатель раскладывает на площадке цветы разного цвета. Дети ходят и бегают, собирают цветы одного цвета, складывают их в корзины у воспитателя. 2. Упражнение: а) “покажи цветы, поменяйте из одной руки в другую над головой”; б) “поднимите цветы высоко-высоко, помашите ими”. 3. Бег с цветами по всей площадке, свободно размахивая ими над головой. 2 мин.     4-6 раз     4-6 раз   2 х 15 с.   В естественных условиях - живые цветы     “Какие красивые наши цветы”
Основная 1. Общеразвивающие упражнения: а) поменять цветы в руках над головой; б) повороты в стороны - “Покажи цветы”; в) приседания с цветами; г) бег вокруг цветов, положенных на траву; д) ходьба на четвереньках вокруг цветов в разные стороны е) свободные подскоки около цветов 2. Подвижная игра Веселые лягушата.Дети перепрыгивают через цветы. Ходят с высоким подниманием колен. 3. Игра Быстрые лягушата.Дети бегают по всей площадке. По сигналу “Цапля!” убегают в болото (к своим цветам).     6-8 раз   3-4 раза   5-6 раз 20-25 с.   2 раза   30 с.   4-5 мин.     3-4 раза   легко, бесшумно
Заключительная Свободная ходьба. Дети собирают цветы и возвращаются в д/с.   2 мин.  

 

*Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста представлен в приложении.

 

Малые формы работы по физическому воспитанию в ДОУ.

 

Вопросы для обсуждения

1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультурные паузы, физкультминутки, гимнастика после дневного сна).

2. Формы активного отдыха (физкультурные праздники, физкультурные досуги, день здоровья, каникулы).

3. Организация самостоятельной двигательной деятельности детей.

 

Литература

а) основная

1. Грядкина Т.С. Влияние гимнастики после дневного сна на умственную работоспособность старших дошкольников //Гуманизация процесса воспитания и развития дошкольника. Межвуз.сб.научн.тр. – СПб.: Образование, 1994, с. 102-105.

2. Грядкина Т.С. Особенности самостоятельной двигательной деятельности дошкольников с тренажерами //Проблемы и методы диагностики в педагогике, психологии и медицине. Межвуз.сб.научн.тр. – СПб.: Образование, 1993, с. 84-93.

3. Мащенко М.В., Шишкина В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику? Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Минск: НМЦентр, 1998.

4. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. Пособие для педагогов ДОУ, преподавателей и студентов педвузов и колледжей – М.: Мозаика-Синтез, 2000.

5. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. Из опыта работы /В.А. Андерсое, Вике Л.Н., Л.С. Жбанова и др. Сост Ю.Ф. Луури – М., 1991.


6. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н. Физкультурные праздники в детском саду: Творчество в двигательной деятельности дошкольника. – М.: Просвещение, 2000.

 

б) дополнительная

1. Ануфриева Л. Общефизическая подготовка детей на прогулке //Дошкольное воспитание, 1996, № 2, с.41.

2. Засыпкина Л. Весенние каникулы в детском саду //Дошкольное воспитание, 1995, № 5, с.45.

3. Лескова Т.П., Ноткина Н.А. Влияние физкультминутки на физическое состояние и умственную работоспособность детей //Дошкольное воспитание, 1983, № 6.

4. Ноткина Н.А., Казьмина Л.И. Особенности самостоятельной двигательной деятельности дошкольников //Проблемы и методы диагностики в педагогике, психологии, медицине. Межвуз.сб.научн.тр. – СПб: Образование, 1993, с.94-100.

5. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Питер, 2000.

6. Филлипова С.О. Мир движений мальчиков и девочек: Метод.пос. для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений. – СПб: Детство-Пресс, 2001.

7. Ходаковская н., Краюшкина Т., Марванова Л. Утро начинается с разминки //Обруч, 2001, № 4, с. 22.

8. Шарманова С., Федоров А., Кудрявцева Е. Организация активного отдыха В ДОУ в летний период //Дошкольное воспитание, 1998., № 6, с. 38.

9. Щербак А.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении: Влияние физического воспитания на саморегуляцию поведения дошкольников. – М.: Владос, 1999.

10. Яковлева Л., Юдина Р. Работаем по программе “Старт” (дни здоровья, досуги, развивающие игры в течение года) //Дошкольное воспитание, 1997, № 8, с. 36-39, № 11, с. 24-39.

 

Формы отчетности

1.Сделать подборку физкультминутки для занятий по развитию речи, математике, изобразительной деятельности (по выбору).

2. Подготовить и провести физкультминутку.

3. Разработать сценарии каникул для одной из возрастных групп по выбору (задания выполняется по подгруппам).

 

При изучении темы предстоит:

* разобраться в специфике каждой формы работы. При этом следует обратить внимание, что на утренней гимнастике преимущественно решаются оздоровительные задачи, осуществляется тренировка организма, физкультминутка позволяет снять наступившее утомление и повысить умственную и физическую работоспособность и т.д.

* важно понять, что одни и те же физические упражнения, но в разных сочетаниях и объеме могут быть использованы в разных формах работы. Необходимо уточнить, какие возможности имеются в каждой форме работы для осуществление задач умственного, нравственного, эстетического воспитания, а так же – для развития самостоятельности, элементарного творческого начала.

* выделить задачи, содержание физических упражнений, порядок их выполнения, дозировку физических упражнений, содержание и характер взаимоотношений детей и педагогов.


* уяснить эффективность использования физкультурного оборудования должны соответствовать физической подготовленности детей, целевому назначению формы работы, сезону, климатическим условиям.

 

Контрольно-диагностическое задание

1. Перечислите критерии оценки эффективности физкультурных занятий.

2. Назовите приемы создания оптимальной физической нагрузки.

3. Приведите 2-3 примера приемов активизации мышления детей на физкультурных занятиях.

4. Объясните, в чем основные отличия физкультурных занятий в зале и на свежем воздухе?

5. Начертите кривую оптимальной физической нагрузки для детей 3-х, 6-ти лет.

6. Выделите типы и формы проведения физкультурных занятий в детском саду. Назовите наиболее оправданные сюжеты для занятий.

7. Разработайте программное содержание для 4-х занятий в старшей группе по обучению прыжку в длину с разбега.

 







Date: 2015-12-12; view: 1751; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.021 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию